ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-23/2016 от 12.01.2016 Дзержинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 5-23/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 12 января 2016 года

Судья Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга Морозова А.Н.

с участием:

- защитника <данные изъяты>С, представившей доверенность от **.**.****, которой были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ, сущность ст.51 Конституции РФ,

- защитника <данные изъяты>С, представившей доверенность №*** от **.**.****, которой были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ, сущность ст.51 Конституции РФ,

- представителя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников – начальника отдела административного производства юридического управления КгФИО12 представившей доверенность №*** от **.**.****,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица – <данные изъяты> ИНН №*** (юридический адрес: <адрес><адрес>), изучив представленные суду материалы дела об административном правонарушении, выслушав мнения и доводы сторон,

УСТАНОВИЛ:

**.**.**** заместителем начальника Управления зон охраны объектов культурного наследия КгК в отношении юридического лица - ФГБУН <данные изъяты> составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.15 КоАП РФ, по следующим обстоятельствам.

На основании ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73 – ФЗ) и ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в связи с поступлением обращения ФИО13 (рег. Кг от **.**.****№***) и по поручению председателя Кг**.**.**** по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> кадастровый номер участка №*** (участок №***, на пересечении <адрес> и <адрес>), проведена внеплановая выездная проверка деятельности Федерального государственного бюджетного учреждения науки <данные изъяты> проведение которой согласовано Прокуратурой Санкт-Петербурга **.**.****.

Актом указанной проверки от **.**.****№*** установлено, что в соответствии с Разделом 3 Закона Санкт-Петербурга от 24.12.2008 № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» (далее – Закон №820-7) вышеуказанный земельный участок находится в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 1-3; в соответствии с пунктом 1.8 Основных (общих) положений (приложение №***) Закона №*** на уличный фронт по <адрес> на лицевую застройку распространяются требования режима охранной зоны объектов культурного наследия <данные изъяты> а также расположен на территории предварительных археологических разведок <данные изъяты>

В соответствии с особыми требованиями в <данные изъяты>, установленными подпунктом 2 п. 1.3 Раздела 1 приложения 1 Закона №***, устанавливаются специальные ограничения деятельности на указанной территории: работы, связанные с углублением в грунт более <данные изъяты> (в том числе новое строительство, реконструкция и капитальный ремонт, прокладка и ремонт инженерных (дренажных) коммуникаций и сооружений, предполагающие выемку грунта инженерные изыскания, благоустройство территории) производятся только при условии проведения предварительных археологических разведок, обеспечивающих выявление объектов археологического наследия на территории производства работ.

В ходе проверки Кг младшими научными сотрудниками <данные изъяты>Л (трудовой договор от **.**.****№***-л, приказ о приеме на работу от **.**.****№***-л), П (трудовой договор от **.**.****№***-л/а, приказ о переводе на другую работу от **.**.****№***-л/а), находящимися на территории земельного участка, представлены следующие документы:

открытый лист от **.**.****№***, выданный на имя С (№***№***) на право проведения археологических полевых работ на территории <данные изъяты> Санкт-Петербурга, в том, что данное лицо имеет право производить следующие археологические полевые работы: археологические разведки с осуществлением локальных земляных работ на указанной территории в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них и планирования мероприятий по обеспечению их сохранности;

полевой дневник, в котором сделаны следующие записи: на листе №*** далее ниже «№***», далее ниже «Телефоны и адрес для экстренной связи: 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., <адрес>, <данные изъяты>E-mail <данные изъяты> на листе №*** «<адрес>сьемки», <данные изъяты> меш слой стр мусора разного времени. Низ отметки мощение», далее ниже <данные изъяты> - ~ №***. серая супесь. Грунтовые воды на отм. ок ~ №*** ливневые стоки ок. №***

В ходе проверки инженером по строительному контролю (общестроительные работы <данные изъяты>» Т, находящимся на территории земельного участка, представлены документы:

договор на проведение надзорных археологических работ от **.**.****№***-Б5, согласно которому <данные изъяты> с **.**.**** по **.**.**** обязуется осуществить научно-исследовательские надзорные археологические работы на исследуемом земельном участке, а именно (согласно приложению <данные изъяты> к договору): археологический надзор; камеральная работа, камеральная обработка материалов, зарисовка в №*** проекциях, консервация, частичная реставрация подготовка к передаче в <данные изъяты> реставрация археологического материала, полный научно-технический отчет.

приказ от **.**.****№*** «О назначении ответственного за ведение технического надзора за строительством «Многоквартирного дома со встроенными помещениями, встроенным детским дошкольным образовательным учреждением и встроенным подземным гаражом (автостоянкой)» расположенного по адресу: СПб, <адрес>, участок №*** на пересечении <адрес> и <адрес>)» – Т;

общий журнал работ, в котором сведения о С не указаны.

разрешение на строительство от **.**.****№***, выданное Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга;

договор генерального подряда от **.**.****№*** между <данные изъяты>

договор субподряда от **.**.****№*** между <данные изъяты>

проект производства работ (шифр №***

копия письма от **.**.****№***.№*** (рег. №*** от **.**.****) в адрес Кг от <данные изъяты> о сообщении, что <данные изъяты> начинает работы по адресам: ФИО1 <адрес>, лит. Г; <адрес>, участок №*** (на пересечении <адрес> и <адрес>).

Однако из документов, имеющихся в распоряжении Кг, следует, что под регистрационным номером №*** от **.**.**** в Кг зарегистрировано письмо <данные изъяты><данные изъяты> от **.**.****№***.№*** в адрес Кг о том, что <данные изъяты> начинает работы по адресу: <адрес>.

На момент проведения проверки держатель открытого листа С на территории земельного участка отсутствовала, велись земляные и строительные работы посредством строительной и землеройной техники (автокраны на автомобильном ходу, экскаваторы с планировочными ковшами, автомобили – самосвалы): в северо-восточной части выполнено устройство котлована, свайного поля, частично выполнено устройство подбетонки, выполняются работы по вязке арматурного каркаса фундаментной плиты (опалубка), от уже устроенного котлована в сторону <адрес> ведется расширение утроенного котлована, на территории производства работ выполнены отвалы земли, которые представляют собой мешанный грунт элементами деревянных конструкций, кирпича, и вывозятся на автомобилях – самосвалах.

В бытовке на территории земельного участка младшими научными сотрудниками <данные изъяты>Л, П продемонстрирован подъемный материал (подковы, фрагментированная керамика, конские стремена, остатки кожаной обуви и т.п., частично упакован), масштабная рейка.

На территории земельного участка шурфы и раскопы не заложены.

При этом письмо от **.**.****№***<данные изъяты> (рег. Кг№***) о начале работ **.**.**** по адресу: <адрес>, участок №***, поступило в Кг только **.**.****.

В соответствии с п. 1 ст. 45.1 Закона №73 – ФЗ работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа); поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.

При этом на основании п. 7 ст. 45.1 Закона № 73 – ФЗ под археологическими полевыми работами понимаются:

археологические разведки (проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности);

- археологические раскопки (проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований объектов археологического наследия посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия), археологические наблюдения (проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия);

- археологические наблюдения – проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.

В силу п. 2 и 3 ст. 45.1 Закона №73-ФЗ, открытый лист – это документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из вышеуказанных видов археологических полевых работ.

В соответствии с Правилами выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.02.2014 №127, открытые листы выдаются с учетом заключения федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» (далее - академия) о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом их проведения и методами исследования и подтверждают право на проведение одного из вышеуказанных видов археологических полевых работ.

Порядок проведения археологических полевых работ, методы научных исследований объектов археологического наследия, состав и структура научного отчета о выполненных археологических полевых работах, требования к профессиональным знаниям и навыкам исследователя в соответствии с п.10 ст.45.1 Закона №73-ФЗ определяются Российской академией наук при осуществлении научной регламентации археологических полевых работ.

Положение о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации утверждено <данные изъяты> от **.**.****№*** (далее – Положение).

На основании п. 1.8, 1.9 Положения археологические полевые работы могут проводиться юридическими лицами, уставной деятельностью которых являются проведение археологических полевых работ и (или) связанные с их проведением научные исследования, и (или) выявление и сбор музейных предметов и коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности. Открытые листы выдаются физическим лицам – гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях юридическими лицами, отвечающими вышеуказанным требованиям.

В соответствии с пунктом 1.13 Положения, при проведении археологических полевых работ держатель открытого листа обязан непосредственно руководить ими, присутствуя на месте ведения работ. Не допускается передача руководства археологическими полевыми работами другому лицу.

При этом разделом 3 Положения установлено, что в ходе археологических разведок исследователь производит визуальный осмотр местности, фиксирует выходы культурного слоя и остатки древних сооружений и проводит сбор древних предметов на современной поверхности (пункт 3.1 Положения); места проведения и маршруты археологических разведок фиксируются на картах в масштабе не менее №*** (пункт 3.3 Положения); сбор подъемного материала производится с обозначением местоположения находок (скоплений) на топографическом плане и составление описи с указанием данных о каждой находке (пункт 3.5 Положения); все разведочные шурфы, зачистки и зондажи должны быть документированы, в том числе фотографически (в случае отсутствия признаков объекта археологического наследия на обследуемом участке землеотвода достаточно фотографической фиксации одного из бортов каждого разведочного шурфа), и зафиксированы дневниковыми записями (пункт 3.10 Положения); весь материал, обнаруженный в процессе разведок и характеризующий обследуемый объект археологического наследия, должен быть тщательно собран, снабжен этикетками с точным обозначением места и условий находки и занесен в полевую опись (пункт 3.15 Положения).

Указанные нормы нашли отражение в открытом листе от **.**.****№***, согласно которому С имеет право в установленном законом порядке проводить археологические разведки с осуществлением локальных земляных работ на указанной территории в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них и планирования мероприятий по обеспечению их сохранности, при этом, передоверие права на проведение археологических полевых работ по данному листу другому лицу запрещается.

Вместе с тем, актом проверки от **.**.****№*** зафиксировано, что на момент проведения проверки держатель открытого листа на земельном участке отсутствует, что также подтверждается письмом ИИМК РАН от **.**.****№*** (рег. Кг от **.**.****№***) о командировании данного лица в период с **.**.**** по **.**.**** в гг<данные изъяты>, приказом о командировании от **.**.****№***-к.

Кроме того, зафиксировано, что порядок проведения археологических разведок, методы научных исследований объектов археологического наследия при проведении работ нарушены: результаты исследований, подъемный материал, места проведения и маршруты археологических разведок не задокументированы надлежащим образом посредством фотофиксации, обозначения и фиксации на картах, составления описи и дневниковыми записями; материал, обнаруженный в процессе разведок, не снабжен этикетками, полевая опись не ведется, что также является нарушением требований открытого листа от **.**.****№*** в части характера и целей проводимых археологических работ.

Таким образом, актом проверки Кг от **.**.****№*** установлено событие правонарушения, состав которого предусмотрен частью 1 статьи 7.15 КоАП РФ, выразившийся в ведении археологических разведок с нарушением условий, предусмотренных открытым листом.

Согласно договору на проведение надзорных археологических работ от **.**.****№*** заключенному между ООО «ЛСР.Недвижимость – Северо-Запад» и <данные изъяты> обязуется осуществить научно-исследовательские надзорные археологические работы на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, участок №***, на пересечении ФИО2 переулка и <адрес>.

В силу пункта 3.1.7 договора от **.**.****№***<данные изъяты> обязалось получить открытый лист на право производства археологических работ.

На основании пункта 4.1.3 договора от **.**.****№***-№***<данные изъяты> вправе определять методику археологических исследований.

Пунктом 9.2 договора от **.**.****№***-№*** установлено, что <данные изъяты> несет полную ответственность за действия третьих лиц, привлекаемых им для исполнения настоящего договора.

Разделом 3 Приложения 1 к договору от **.**.****№***<данные изъяты> было проинформировано о требованиях действующего законодательства при производстве археологических работ.

Пунктом 5.2 Приложения 1 к договору от **.**.****№***-Б5 установлено, что в перечень работ, подлежащих выполнению <данные изъяты>, входят полевые работы, в том числе: научное исследование культурного слоя в процессе проведения строительных работ с зачисткой профилей котлованов, выявление и изучение археологического материала, фотофиксация процесса работ, отдельных находок и скоплений материала, отбор и полевая консервация материала, обмеры выявленных объектов, вычерчивание профилей, тестуальное описание стратиграфии, материка и иных археологических объектов, ведение полевой документации.

В силу календарного графика, установленного Приложением №*** к договору от **.**.****№***-Б5, сроки проведения работ с **.**.**** по **.**.****.

В силу выписки из ЕГРЮЛ от **.**.**** к основным видам деятельности <данные изъяты> относятся научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук, послевузовское профессиональное образование, деятельность по сохранению объектов культурного наследия.

Пунктом 6.1 статьи 45.1 Закона № 73-ФЗ собственниками земельных участков, в границах территории, определенной разрешением (открытым листом) на проведение археологических полевых работ, должен быть обеспечен доступ физических и юридических лиц, проводящих археологические полевые работы, к земельным участкам в границах указанной территории.

В силу пункта 1.1 Положения юридические лица, организующие проведение археологических полевых работ, несут ответственность за качество выполнения таких работ.

Таким образом, ИИМК РАН было известно о порядке производства археологических полевых работ (археологических разведок) по открытому листу от **.**.****№***, данная организация в силу требований Положения и договора от **.**.****№*** несла обязанность по их надлежащему проведению, однако данной организацией не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации при проведении археологических полевых работ.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая изложенное, в деянии <данные изъяты> установлено наличие вины данной организации в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.15 КоАП РФ.

В судебном заседании защитники <данные изъяты>С и С не согласились с инкриминируемым Организации правонарушением, пояснили, что, по их мнению, производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.

По мнению защиты, акт проверки составлен незаконно, не соответствует Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Административному регламенту <данные изъяты> от 12.12.2012 № 10-135, поскольку проверка проведена по основаниям, предусмотренным ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), вместе с тем, <данные изъяты> считает, что основания для проведения проверки отсутствуют в связи с отсутствием на территории земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> кадастровый номер участка №*** (участок №***, на пересечении <адрес> и <адрес>), объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, объектов археологического наследия. Указанные доводы подтверждаются отчетом рег. Кг от **.**.****№***, согласованным письмом от **.**.****№***. Исходя из указанного отчета, предварительные археологические разведки были выполнены ранее, требования <данные изъяты> были исполнены.

Кроме того, при проведении проверки допущены грубые процессуальные нарушения порядка проведения проверок:

Проверка согласована с прокуратурой СПб **.**.**** в соответствии с частью <данные изъяты> поскольку Кг полагал, что объекту культурного наследия причиняется вред, вместе с тем, земельный участок, не территории которого проводилась проверка, не является объектом культурного наследия.

<данные изъяты> не извещался о проведении проверки.

Представитель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников КгФИО14 подтвердила обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении в отношении <данные изъяты> просила суд признать юридическое лицо <данные изъяты> виновной и назначить наказание в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ, ссылаясь на следующие обстоятельства.

В соответствии с Разделом 3 Закона Санкт-Петербурга от 24.12.2008 № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» (далее - Закон № 820-7) вышеуказанный земельный участок находится в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 1-3; в соответствии с пунктом 1.8 Основных (общих) положений (приложение №***) Закона №*** на уличный фронт по <адрес> на лицевую застройку распространяются требования режима охранной зоны объектов культурного наследия <данные изъяты> а также расположен на территории предварительных археологических разведок <данные изъяты>

В редакции Закона №***, действовавшей вплоть до **.**.****, то есть на момент рассмотрения Кг отчета о выполнении научно-исследовательских археологических работ в виде историко-культурного археологического обследования по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, участок №*** (западнее <адрес>, литера <данные изъяты> по <адрес>) и участок 4 (западнее <адрес>, литера <данные изъяты> по <адрес>), per. Кг№*** от **.**.****, далее - отчет №***, земельный участок был расположен в границах территорий археологического слоя подзоне археологического надзора <данные изъяты> согласно особым требованиям которой работы, связанные с углублением в грунт, допускаются только после проведения предварительных разведочных археологических исследований и принятия решения о характере спасательных археологических исследований, непосредственно связанных с земляными работами (надзор, частичные или полные спасательные раскопки), которое принимается Кг на основе рассмотрения результатов предварительных разведочных археологических исследований.

Такое решение выражено было в письме Кг от **.**.****№*** на основании рассмотрения отчета №*** о необходимости проведения археологических наблюдений с возможностью временной приостановке работ в случае обнаружения объектов археологического наследия с последующим составлением научного отчета.

Вместе с тем, Законом 820-7 в редакции Законом Санкт-Петербурга от **.**.****№*** установлено, что указанный земельный участок расположен на территории предварительных археологических разведок №*** для которых установлено следующее ограничение: работы, связанные с углублением в грунт более №*** (в том числе новое строительство, реконструкция и капитальный ремонт, прокладка и ремонт инженерных (дренажных) коммуникаций и сооружений, предполагающие выемку грунта инженерные изыскания, благоустройство территории), производятся только при условии проведения предварительных археологических разведок, обеспечивающих выявление объектов археологического наследия на территории производства работ. Решение об отсутствии необходимости проведения предварительных археологических разведок в <данные изъяты> принимается в соответствии с заключением государственного органа охраны объектов культурного наследия. Вместе с тем, такое заключение Кг не выдавалось.

Пунктом 5.2 Приложения 1 к договору от **.**.****№***-№*** заключенному между <данные изъяты> установлено, что в перечень работ, подлежащих выполнению <данные изъяты>, входят полевые работы, в том числе: научное исследование культурного слоя в процессе проведения строительных работ с зачисткой профилей котлованов, выявление и изучение археологического материала, фотофиксация процесса работ, отдельных находок и скоплений материала, отбор и полевая консервация материала, обмеры выявленных объектов, вычерчивание профилей, тестуальное описание стратиграфии, материка и иных археологических объектов, ведение полевой документации.

Исходя из подпункта 3 пункта 7 статьи 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73 - ФЗ) археологические наблюдения являются отдельным видом археологических по левы работ, заключающихся в проведении научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологически раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия, на производство которых в силу части 1 статьи 45.1 Закона требуется получение отдельного открытого листа, что подтверждается письмом Министерства культуры РФ от 01.07.2015 № 2-9267.

При этом открытый лист - это именной документ, дающий право вести археологические полевые работы определенного вида, то есть наличие открытого листа на проведение археологических разведок не дает право держателю листа осуществлять археологические работы иного вида, что подтверждается письмом <данные изъяты> от **.**.****№***.

В силу подпункта 3 пункта 7 статьи 45.1 Закона № 73-ФЗ археологические раскопки и археологические полевые наблюдения осуществляются в отношении уже известных объектов культурного наследия, тогда как на территории указанного земельного участка объектов археологического наследия, выявленных объектов археологического наследия на момент производства работ учтено не было, то есть археологические полевые наблюдения проводиться не могли.

В любом случае, в соответствии с письмами <данные изъяты> от **.**.****№***.№*** от **.**.****, №*** от **.**.**** работы на территории участка проводились на основании открытого листа №***, выданного на право проведения археологических разведок, то есть ведение в соответствии с ним археологических наблюдений в любом случае является нарушением условий открытого листа.

Как указано в протоколе №***, согласно договору на проведение надзорных археологических работ от **.**.****№***, <данные изъяты> обязуется осуществить научно-исследовательские надзорные археологические работы на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, участок №***, на пересечении <адрес> и <адрес>.

В силу пункта 3.1.7 договора от **.**.****№***-№***<данные изъяты> обязалось получить открытый лист на право производства археологических работ; на основании пункта №*** договора от **.**.****№***<данные изъяты> вправе определять методику археологических исследований; пунктом №*** договора от **.**.****№*** установлено, что <данные изъяты> несет полную ответственность за действия третьих лиц, привлекаемых им для исполнения настоящего договора.

Разделом 3 Приложения 1 к договору от **.**.****№***<данные изъяты> было проинформировано о требованиях действующего законодательства при производстве археологических работ.

В силу пункта 1.1 Положения о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации, утвержденного <данные изъяты> наук от **.**.****№*** (далее -Положение) юридические лица, организующие проведение археологических полевых работ, несут ответственность за качество выполнения таких работ.

Таким образом, <данные изъяты> было известно о порядке производства археологических полевых работ (археологических разведок) по открытому листу от **.**.****№***, данная организация в силу требований Положения и договора от **.**.****№*** несла обязанность по их надлежащему проведению, однако данной организацией не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации при проведении археологических полевых работ, что в силу части 2 статьи 2.2 КоАП РФ указывает на наличие вины данной организации в совершении настоящего правонарушения.

В соответствии с письмом <данные изъяты>№*** от **.**.**** работы на территории участка были начаты **.**.****, что подтверждается календарным графиком, установленным Приложением №*** к договору от **.**.****№***, согласно которому сроки проведения работ с **.**.**** по **.**.****.

То есть при подаче уведомления о начале работ в любом случае был пропущен пятидневный срок предоставления таких сведений, установленный пунктом 6 статьи 45.1 Закона № 73-ФЗ, причем как было указано ранее, в силу пункта №*** договора от **.**.****

В силу пункта 1.1 Положения, пункта №*** договора от №*** пункта №***<данные изъяты> несет ответственность за действия лиц, привлекаемых к производству работ.

5-6. В письме от **.**.****№*** прямо содержались сведения, указывающие на разрушение «исторического пласта 18-19 веков».

При этом на момент производства проверки в Кг имелся отчет №***, согласно которому участок обладал обширной историей освоения, в заключении которого содержались сведения о неоднозначности проведенной разведки, о наличии археологического материала и остатков конструкций в шурфах, заложенных при осуществлении разведки и о необходимости выполнения надзора в целях приостановки работ в случае возможного обнаружения объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, а также уведомление <данные изъяты>№*** от **.**.**** о начале археологических работ по рассматриваемому адресу.

На основании статьи 3 Закона № 73-ФЗ под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.

Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

В силу пункта 16 статьи 16.1 Закона № 73-ФЗ объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения лицом, получившим открытый лист на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.

Учитывая изложенное, при поступлении обращения от **.**.****№*** у Кг имелись все основания полагать причинение вреда объектам археологического наследия (культурный слой, археологические предметы) на территории земельного участка, что является основанием для производства проверки в порядке, установленном пунктом 12 статьи 10 Федерального закона от **.**.****№***-Ф «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) и не применении положений указанного закона к уведомлению проверяемых лиц и предварительному согласованию проверки с Прокуратурой Санкт-Петербурга.

Указанные обстоятельства, а также законность производства проверки подтверждаются согласованием проверки Прокуратурой Санкт-Петербурга **.**.****.

8-11. Проверка была проведена по основаниям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, то есть в соответствии с подпунктом 2 статьи 15 указанного Закона позволяет проведение проверки в отсутствие при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица.

Кроме того, при проведении проверки присутствовали младшие научные сотрудники <данные изъяты>Л, П, что не отрицает <данные изъяты>

Таким образом, при проведении проверки нарушений требований к порядку ее проведения допущено не было.

В ходе судебного разбирательства судом были исследованы следующие доказательства, приобщенные к материалам дела об административном правонарушении:

протокол №*** об административном правонарушении от **.**.****;

приказ №*** о проведении внеплановой выездной проверки от **.**.****;

акт проверки юридического лица (индивидуального предпринимателя) №*** от **.**.****;

фотографии;

приказ председателя Кг№*** от **.**.****;

должностной регламент от **.**.****;

приказ председателя Кг№*** от **.**.****;

должностной регламент от **.**.****;

заявление о согласовании проведения Кг внеплановой выездной проверки №*** от **.**.****;

приказ (распоряжение) о направлении С№***-№*** от **.**.****;

трудовой договор №*** (временные работы) от **.**.****;

приказ (распоряжением) о приеме работников на работу №*** от **.**.****;

приказ (распоряжением) о переводе работников на другую работу №***-л(а) от **.**.****;

открытый лист №***;

договор №***-№*** на проведение надзорных археологических работ от **.**.****;

копия календарного плана на проведение научно-исследовательских надзорных археологических работ;

копия технического задания на проведение научно-исследовательских надзорных археологических работ

схемы;

и иные письменные доказательства.

Изучив представленные суду доказательства, выслушав мнения и доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что административное дело в отношении <данные изъяты> по признакам правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.15 КоАП РФ подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24. 5 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием состава инкриминируемого правонарушения по следующим основаниям.

Как установлено представленными материалами, в отношении юридического лица <данные изъяты> сотрудниками Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников **.**.**** была проведена внеплановая выездная проверка в связи с поступлением обращения В, по поручению председателя Кг.

Проведение данной проверки было согласовано прокуратурой Санкт-Петербурга **.**.****.

Как установлено часть первой ст.10 Федерального закона РФ № 294-ФЗ от 26.12.2008, предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.10 названного Закона основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации сведений о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера п.п. «а» п.2 ч.2 Закона РФ № 294).

В этом случае в силу положений ч.12 Закона РФ № 294 органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

Данное обстоятельство, связанное с неотложным проведением внеплановой выездной проверкой, связано с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора) в целях немедленного предотвращения или пресечения негативных последствий, связанных с деятельностью юридических лиц.

Это единственное предусмотренное законодательством РФ исключение из общего порядка проведения внеплановой выездной проверки.

В иных случаях надзирающие (контролирующие) органы обязаны руководствоваться ст.5 Закона РФ № 294, в соответствии с которой внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

И в силу ч.16 ст.10 Закона РФ № 294 о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. Исключением из этого правила являются основания, указанные в пункте 2 части 2 ст.10 (в данном случае, п.п. «а» - возникновение угрозы причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации).

В соответствии с Законом РФ № 73-ФЗ от **.**.**** «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объектами культурного наследия народов Российской Федерации являются объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии с законодательством, регулирующим общественные отношения в области охраны объектов культурного наследия, последние регистрируются в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, который представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра. Он формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра.

Как следует из ответа на судебный запрос председателя <данные изъяты>М от **.**.****, земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, <адрес> (пересечение <адрес> и <адрес>) находится в границах зоны регулирования, застройки и хозяйственной деятельности <данные изъяты> Объекты археологического наследия по указанному адресу на государственный учет не принимались, учетные документы на объекты не составлялись.

Судом также установлено, что уведомлений о выявленном объекте археологического наследия держателем открытого листа в предусмотренном Законом № 73-ФЗ порядке не направлялось.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что территория, где проводилась выездная внеплановая проверки, в силу требований законодательства РФ, регулирующего общественные отношения в области охраны объектов культурного наследия, не относима к объектам культурного (археологического) наследия, соответственно, в данном случае надзирающему органу надлежало руководствоваться установленными Законом РФ №294-ФЗ ограничениями, связанными с порядком производства выездной внеплановой проверки в отношении юридических лиц, то есть после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, с уведомлением юридического лица не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Указанные требования законодательства, регулирующего порядок проведения внеплановой выездной проверки, Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры исполнены не были, что подтверждается представленными доказательствами и не оспаривается представителем Кг.

При этом суд также констатирует, что в протоколе об административном правонарушении в отношении юридического лица - №***, отсутствуют сведения о наличии угрозы причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, в связи с чем ссылки представителя КгФИО15 на то, что проверяющий действовал в соответствии с требованиями, предусмотренными п.12 ст.10 Закона РФ №***, признаются судом необоснованными.

В соответствии с ч.1 ст.20 Закона РФ № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Согласно п.2 ст.20 названного Закона, к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:

1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона;

2) пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что контролирующим органом – Кг были грубо нарушены требования Закона РФ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в связи с чем отсутствуют основания для привлечения юридического лица - к административной ответственности по ч.1 ст.7.15 КоАП РФ, поэтому производство по делу об административном правонарушении в отношении <данные изъяты> подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9, 29.10, п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица - <данные изъяты>» на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием состава правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня его получения или вручения.

Судья А.Н.Морозова