Дело №5-23/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Тамбов 14 марта 2016 года
Судья Ленинского районного суда г. Тамбова Воронцова Е.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, в отношении:
АО «Тандер», юридический адрес: ***, почтовый адрес: ***, ОГРН ***, ИНН ***,
У С Т А Н О В И Л:
17.11.2015 главным специалистом – экспертом отдела госконтроля управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области Верченовым А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, в отношении АО «Тандер».
Из данного протокола следует, что 13.10.2015 на основании обращения ВОО «Зеленый патруль» главными специалистами – экспертами отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области А.В. Верченовым и Т.С. Матайс осуществлен выезд по адресу: ***, где был установлен факт сброса сточных вод с принадлежащих Распределительному центру Тамбов АО «Тандер» очистных сооружений в пруд и далее в р. Большая Липовица. Данные сточные воды имеют коричневый цвет с резким неприятным запахом, характерным для неочищенных хозяйственно-бытовых стоков. 13.10.2015 в 11 час. 55 мин. специалистами управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области отобраны пробы сточной воды после очистных сооружений «ЮБАС-МАКСИ-85» АО «Тандер» в водный объект, расположенный в ***. Данное юридическое лицо имеет решение о предоставлении водного объекта в пользование от 20.10.2014 № 164. Результаты количественного химического анализа сточной воды показали превышение по следующим ингредиентам: БПК5 - в 33, 8 раза; взвешенным веществам – в 1, 3 раза; иону аммония – в 214 раз; хлоридам – в 1, 6 раза; фосфатам – в 62, 5 раза; железу общему – в 1,7 раза; нефтепродуктам – в 10, 6 раза. Ввиду установленного, должностным лицом управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области было вынесено определение о возбуждении административного расследования и проведении повторного отбора проб сточной воды. 27.10.2015 специалистами ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» отобраны пробы воды, анализ которой также выявил превышение допустимого содержания загрязняющих веществ. Таким образом, юридическое лицо АО «Тандер» 13.10.2015 в 11 час. 55 мин. нарушило правила водопользования при сбросе сточных вод в водный объект в с***, что образует состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель АО «Тандер» по доверенности Меджинская Н.В. вину в совершении правонарушения не признала, полагая, что административным органом не установлено событие административного правонарушения, административные действия совершены с нарушениями требований КоАП РФ. В частности, не обеспечено участие понятых при взятии проб воды 13.10.2015, акт отбора проб воды не содержит сведений о характере пробы воды, времени отбора проб и времени доставки их в лабораторию, а также методе отбора. Согласно акта от 13.10.2015 отбор проб производился в соответствии с ГОСТ 24481-80, признанным утратившим силу в связи с изданием Постановления Госстандарта РФ от 21.04.200 № 118-ст. Акт обследования территории (акватории) от 13.10.2015 составлен в присутствии понятых М.. и П.. – сотрудников ТОГУ «***», осуществляющих транспортное обслуживание должностных лиц управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, т.е. заинтересованных лиц. Отбор проб воды, осуществленный специалистами филиала ЦЛАТИ по Тамбовской области ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» 27.10.2015, произведен из стоячей воды, что не соответствует п. 4.3. ПНФ – 12.15.1 – 08 Методических указаний по отбору проб для анализов сточных вод. Протокол отбора проб от 27.10.2015 составлен также в отсутствие понятых. Определение о проведение административного расследования от 20.10.2015 № 632 не содержит запись о разъяснении прав и обязанностей участникам производства по делу, само по себе административное расследование было формальным без выполнения каких-либо мероприятий, требующих существенных временных затрат. Нарушены процессуальные сроки проведения административного расследования. При осмотре территории места совершения административного правонарушения соответствующий протокол осмотра не составлялся. Также административным органом не было учтено, что АО «Тандер» раз в квартал силами АО «Тамбовские коммунальные системы» испытательной лабораторией контроля качества питьевой и сточной воды производило исследование сточных вод по договору оказания возмездных услуг от 06.02.2015. Протоколы лабораторных исследований подтверждают отсутствие негативного воздействия сточных вод и соответствие их содержания нормативам. Ввиду существенных нарушений требований КоАП АО «Тандер» в лице своего представителя просило суд в представленном ходатайстве признать недопустимым доказательством акт отбора проб воды для лабораторного анализа от 13.10.2015; протокол филиала ЦЛАТИ по Тамбовской области ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» № 312-13.18 – В от 20.10.2015; протокол отбора воды филиала ЦЛАТИ по Тамбовской области ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 27.10.2015; протокол филиала ЦЛАТИ по Тамбовской области ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» № 348-13.18В от 09.11.2015; акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 13.10.2015; протокол об административном правонарушении от 17.11.2015. С учетом указанных оснований просило также суд производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, а также освободить общество от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Представители управления по охране окружающей среды и природопользования Тамбовской области по доверенности Ухналевич А.А. и Верченов А.В. в представленных в суд возражениях указали, что отбор проб 13.10.2015 проводился в рамках проверки сообщения BOO «Зеленый патруль» о нарушении природоохранного законодательства РФ. По результатам анализа проб выявлено значительное превышение максимально допустимого содержания загрязняющих веществ, что в свою очередь явилось основанием для возбуждения дела по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ. Выводы представителя АО «Тандер» о заинтересованности понятых являются надуманными и несоответствующими действительности. В качестве понятых при составлении акта обследования территории присутствовал М. и П.. Доказательств заинтересованности указанных лиц представителем АО «Тандер» в материалы дела не представлено. Вызов представителя АО «Тандер» для участия в обследовании территории не осуществлялся, поскольку предметом обследования являлась не принадлежащая обществу территория. Отбор проб 27.10.2015 производился специалистами аттестованной и аккредитованной лабораторией филиала ЦЛАТИ по Тамбовской области ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» на основании договора №16 от 05.10.2015. Возражений относительно места отбора проб заявлено не было. Присутствие понятых при отборе проб сточных вод законодательством РФ не предусмотрено. В рамках административного расследования отбор проб производился для выявления административного правонарушения. Результаты анализа проб, взятых 13.10.2015 и 27.10.2015, АО «Тандер» не оспаривались, ходатайство о взятии контрольных проб не заявлялось. Вывод представителя АО «Тандер» о незаконности административного расследования не соответствует действительности. По смыслу ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится в случае если после выявления административного правонарушения необходимо проведение процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. В рамках административного дела возникла необходимость повторного отбора проб и проведения анализов, для осуществления которых требовалось время. Права и обязанности при вынесении определения о назначении
административного расследования были разъяснены в момент вручения определения в устном порядке. Согласно ст. 28.1 ч. 4 дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и назначении административного расследования. Определение №632 вынесено 20.10.2015. Таким образом, срок административного расследования истекал 19.11.2015. Протокол об административном правонарушении составлен 17.11.2015, следовательно, нарушений процессуальных сроков допущено не было. Необоснованны выводы представителя АО «Тандер» о проведении специалистами управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области осмотра места совершения административного правонарушения без составления соответствующего акта. Согласно действующего законодательства обследование территории с составлением соответствующего акта осуществляется при необходимости установления источника загрязняющих веществ. В данном случае точка сброса Общества определена решением о предоставлении водного объекта в пользование №164 от 20.10.2014. При таких обстоятельствах обследование территории не предусмотрено. Проведение обществом периодических лабораторных исследований на основании гражданско-правовых договоров не является свидетельством действий, направленных на предотвращение правонарушения, поскольку в соответствии с программой наблюдения за водным объектом одним из условий пользования последним является периодическое наблюдение за водным объектом путем проведения лабораторных исследований сточных вод. В соответствии с предписанием №706-П обществу был установлен срок устранения нарушений природоохранного законодательства РФ до 10.02.2016. Однако 08.02.2016г. Общество ходатайствовало о продлении срока исполнения предписания до 01.12.2016, в связи с неудовлетворительным состоянием очистных сооружений и необходимостью проведения масштабных работ по их реконструкции. Считали, что вина АО «Тандер» полностью доказана и подтверждается материалами административного дела. Возражали также против применения ст. 2.9. КоАП РФ.
В судебном заседании специалист филиала ЦЛАТИ по Тамбовской области ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» Илларионова Т.В. пояснила, что филиал ЦЛАТИ по Тамбовской области 27.10.2015 года производил отбор проб сточной воды АО «Тандер». Время отбора 15 часов 30 минут. Отбор проб производился Хорохориной Н.А., ведущим инженером филиала ЦЛАТИ по Тамбовской области, в соответствии с ГОСТ 31861-2012 «Вода. Общие требования к отбору проб»; НВН 33-53-01-85 «Инструкция по отбору проб сточной воды». При отборе проб присутствовали представитель Распределительного центра Тамбов АО «Тандер» Егорова С.М, представитель Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области Верчёнов А.В. Отбор проб сточной воды производился из трубы на сбросе в балку, место отбора проб указано в протоколе отбора проб №344 п. 10. Отбор производился вручную, с использованием специальных пробоотборников из нержавеющей стали и полиэтилена (п. 9 протокола отбора проб №344). Пробы воды отбирались порционно, из пробоотборника порция воды переливались в специальную тару для транспортирования, чтобы исключить возможность загрязнения проб из атмосферы, а также свести к минимуму время контакта пробоотборника с пробой воды в соответствии с ГОСТ 31861-2012. Наряду с рабочей пробой была отобрана и опломбирована арбитражная проба. В связи с тем, что претензий по результатам анализов пробы со стороны АО «Тандер» и управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области не было, по истечении срока хранения арбитражная проба была уничтожена. Отобранные пробы доставлены в лабораторию филиала ЦЛАТИ по Тамбовской области в день отбора проб 27.10.2015. Время доставки 16 часов 35 минут. Анализ доставленных проб был начат в день доставки. В пробе воды определены водородный показатель (рН), химическое потребление кислорода (ХПК), биохимическое потребление кислорода (БПК5), аммоний ион, нитрит ион, фосфат ион, железо в соответствии с установленной для филиала ЦЛАТИ по Тамбовской области областью аккредитации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст.8.14 КоАП РФ нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения являются отношения в области водопользования.
Водопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования водными объектами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
На основании пункта 4 статьи 23 названного Закона выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Водный кодекс Российской Федерации регламентирует целевое использование водных объектов, устанавливаются обязанности водопользователей.
Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Исходя из ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В силу пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
На основании ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Судом установлено, что АО «Тандер» является водопользователем, осуществляет сброс сточных вод в водные объекты на основании решения управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области от 20.10.2014 № 164 о предоставлении в пользование водного объекта пруд по ул. *** сроком до 24.02.2019.
Целью пользования водного объекта является сброс хозяйственно-бытовых и ливневых сточных вод.
13.10.2015 на основании обращения ВОО «Зеленый патруль» главными специалистами – экспертами отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области А.В. Верченовым и Т.С. Матайс осуществлен выезд по адресу: ***, где был установлен факт сброса сточных вод с принадлежащих АО «Тандер» очистных сооружений в пруд и далее в р. Большая Липовица. Данные сточные воды имели коричневый цвет с резким неприятным запахом, характерным для неочищенных хозяйственно-бытовых стоков.
13.10.2015 в 11 час. 55 мин. специалистами управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области отобраны пробы сточной воды после очистных сооружений «ЮБАС-МАКСИ-85» АО «Тандер» в водный объект, расположенный в ***. Результаты количественного химического анализа сточной воды показали превышение по следующим ингредиентам: БПК5 - в 33, 8 раза; взвешенным веществам – в 1, 3 раза; иону аммония – в 214 раз; хлоридам – в 1, 6 раза; фосфатам – в 62, 5 раза; железу общему – в 1,7 раза; нефтепродуктам – в 10, 6 раза (протокол от 20.10.2015 № 312 – 13.18 – В)
Ввиду установленного, главным специалистом – экспертом отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области А.В. Верченовым было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 632 от 20.10.2015.
27.10.2015 специалистами филиала ЦЛАТИ по Тамбовской области ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» отобраны пробы воды, анализ которой также выявил превышение допустимого содержания загрязняющих веществ (протокол от 09.11.2015 № 348 – 13.18 – В).
По установленным фактам в отношении АО «Тандер» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Вина АО «Тандер» в совершении названного административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 17.11.2015; актом отбора проб воды от 13.10.2015 и протоколом отбора проб воды от 27.10.2015, результатами количественного химического анализа воды от 20.10.2015 (протокол филиала ЦЛАТИ по Тамбовской области ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» № 312 – 13.18-В) и от 09.11.2015 (протокол филиала ЦЛАТИ по Тамбовской области ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» № 348 – 13.18 – В), актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 13.10.2015, решением о предоставлении водного объекта в пользование ЗАО «Тандер» от 20.10.2014 № 164 и другими материалами дела.
Данные доказательства являются допустимыми, достаточными в их совокупности для квалификации правонарушения по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с уставом АО «Тандер» общество является юридическим лицом и действует в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о виновности данного юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений при составлении административного материала не нахожу.
Ссылка представителя АО «Тандер» на недостатки протоколов отбора проб и результатов количественного химического анализа воды не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
При составлении административного материала о нарушениях условий проведения отбора проб воды общество не заявляло, результаты лабораторных исследований не оспаривало. У суда сомнений в установленных специалистами филиала ЦЛАТИ по Тамбовской области ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» превышениях допустимого содержания загрязняющих веществ сточной воды после очистных сооружений «ЮБАС-МАКСИ-85» АО «Тандер» не имеется, а доводы представителя АО «Тандер» о составлении протокола отбора проб в отсутствие понятых не опровергает выводы о наличии состава административного правонарушения.
Мнение представителя АО «Тандер» о заинтересованности работников ТОГУ «Автобаза» М.. и П.., ставшими понятыми при составлении акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 13.10.2015, в ходе судебного разбирательства своего подтверждения не нашло. Каких-либо доказательств заинтересованности указанных лиц обществом в материалы дела не представлено.
Исходя из содержания акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 13.10.2015 специалистами управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области производилось обследование места сброса сточной воды с очистных сооружений АО «Тандер», расположенных по адресу: *** на юго-восток от ограждения предприятия, т.е. предметом обследования являлась не принадлежащая обществу территория, ввиду чего протокол осмотра в соответствии со ст. 27.8 КоАп РФ не составлялся.
Выводы представителя АО «Тандер» о незаконности административного расследования и нарушении сроков его проведения не соответствует обстоятельствам дела. Данное процессуальное действие было вызвано необходимостью проведения повторного отбора проб и количественного химического анализа воды, что требовало временных затрат. Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №632 вынесено 20.10.2015, соответственно, срок административного расследования истекал 19.11.2015. Протокол об административном правонарушении составлен 17.11.2015, следовательно, нарушений процессуальных сроков допущено не было.
Таким образом, доводы представителя АО «Тандер» о недоказанности административного правонарушения опровергаются исследованными доказательствами.
Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.
Исходя из положений п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным у суда не имеется, поскольку данное правонарушение посягает на установленный порядок в сфере использования вод, водных объектов водопользователями, который призван охранять водные ресурсы от истощения и иных негативных воздействий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
АО «Тандер», юридический адрес: ***, почтовый адрес: *** ОГРН ***, ИНН ***, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, иподвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 80 000 рублей.
Разъяснить АО «Тандер», что в соответствии с ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. Предложить АО «Тандер» представить документ, подтверждающий оплату штрафа, в Ленинский районный суд г.Тамбова.
Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по Тамбовской области (Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области) ИНН 6829005876, КПП 682901001, лицевой счет 04642003520 в Управлении Федерального казначейства по Тамбовской области, расчетный счет 401018100000000010005 в ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Тамбовской области, БИК 046850001, ОКТМО 68701000, КБК 041116250820250000140.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Тамбовский областной суд (РФ, Тамбовская область, г.Тамбов, ул.Коммунальная, д. 8) в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: подпись Е.С. Воронцова
Постановление в окончательной форме изготовлено 17.03.2016
Судья: подпись Е.С. Воронцова