ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-23/2018 от 05.03.2018 Сургутского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

дело № 5-23/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

об административном правонарушении

г. Сургут ХМАО-Югра 05 марта 2018 года

Судья Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Дитюк Анна Борисовна (адрес суда: <...>), с участием должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ФИО1, представителей Службы государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО2 и ФИО4, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – временно исполняющего полномочия главы городского поселения Барсово -

ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

после разъяснения привлекаемому к административной ответственности лицу прав, предусмотренных ст. 25.1, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положений ст. 51 Конституции Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Согласно содержанию протокола об административном правонарушении №10/08.2017 от 13.12.2017 года, в ходе выездной плановой проверки было выявлено, что администрацией г.п.Барсово 01.07.2015 года было принято постановление «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» от 01.07.2015 года №145. Постановлением утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, Сургутский район, г.п.Барсово, ДНТ «Барсовское», с видом разрешенного использования: садоводство (1.5). Решение принято в отношении земельного участка, расположенного на территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора», в границах зоны А1 – заповедной. Границы достопримечательного места утверждены пунктом 1 приказа.

01.02.2017 года, на основании указанного постановления администрации г.п.Барсово от 01.07.2015 года №145, испрашиваемому земельному участку филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по ХМАО-Югре присвоен , с видом разрешенного использования: садоводство (1.5).

Далее между администрацией г.п.Барсово и ДНТ «Барсовское» был заключен договор безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером от 22.06.2017 года № 4 (дата государственной регистрации договора – 29.06.2017 года). Договор со стороны администрации городского поселения Барсово подписан временно исполняющей полномочия главы городского поселения Барсово ФИО1

27.08.2017 года ДНТ «Барсовское» приступило к освоению земельного участка с кадастровым номером 86:03:0051607:275. В границах указанного участка осуществлена рубка лесных насаждений, что подтверждается актом осмотра объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора» от 27.08.2017 года.

По тексту представленного для рассмотрения протокола об административном правонарушении сделан вывод о том, что ФИО1, находясь в должности временно исполняющей полномочия главы городского поселения Барсово, заключив договор безвозмездного пользования земельным участком от 22.06.2017 года № 4, предоставила ДНТ «Барсовское» в пользование земельный участок с кадастровым номером 86:03:0051607:275, расположенный в границах заповедной зоны А1 на территории достопримечательного места, что запрещено характером использования территории достопримечательного места, утвержденным пунктом 2 приказа Госкультохраны Югры от 30.10.2012 года № 13.

Изложенное, по мнению должностного лица административного органа, составившего протокол, свидетельствует о нарушении должностным лицом требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которое выразилось в предоставлении должностным лицом земельного участка, расположенного в границах заповедной зоны А1 на территории достопримечательного места «Барсова гора» в пользование ДНТ «Барсовское».

Одновременно сделан вывод, что в результате действий должностного лица культурный слой объектов археологии, находящегося в границах достопримечательного места не затронут, следовательно, признаков состава преступлений, предусмотренных ст.243, 243.1 УК РФ не установлено.

Поскольку правонарушение совершено в отношении земельного участка, расположенного на территории достопримечательного места, в действиях должностного лица администрации г.п.Барсово ФИО1 усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, а именно действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные на территориях достопримечательных мест, о чем старшим инспектором отдела государственной охраны объектов культурного наследия Госкультохраны Югры ФИО2 13.12.2017 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ.

Определениями судьи Сургутского районного суда ХМАО-Югры от 02.10.2017 года и от 27.11.2017 года протокол по делу об административном правонарушении дважды признавался составленным с допущенными недостатками, которые не могли быть восполнены при его рассмотрении, и возвращался должностном лицу его составившему для их устранения.

Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 в судебном заседании не признала факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, пояснила, что в ее действиях, как должностного лица администрации г.п.Барсово, не усматривается объективной стороны административного правонарушения, так как она не нарушала действующего законодательства и все действия были осуществлены в рамках существующего регламента по предоставлению земельных участков по договорам аренды и пользования, так как земельный участок был отмежеван в соответствии со ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, представлен межевой план, кадастровая выписка, в связи с чем основания для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование не имелось. Тем более, в договоре были прописаны все условия по целевому использованию земельного участка, переданного ДНТ «Барсовское». Кроме того, договор, подписанный ею, прошел государственную регистрацию в регистрационной палате, что является определяющим и завершающим фактором в процедуре предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Представители административного органа ФИО2 и ФИО4 в судебном заседании поддержали изложенные в протоколе обстоятельства административного правонарушения, выявленные в ходе проведенной проверки должностными лицами, подтвердив их ссылками на приобщенные документы. Настояли на предложенной квалификации административного правонарушения в отношении должностного лица администрации г.п. Барсово по ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, мотивируя тем, что ФИО1 вопреки требованиям ст. 5 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 года, приказу Госкультохраны Югры от 30.10.2012 года № 13-нп заключила 22.06.2017 года договор безвозмездного пользования земельным участком № 4, при этом решение принято в отношении земельного участка, расположенного на территории объекта культурного наследования регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора», в границах зоны А1 – заповедной.

Также ходатайствовали о приобщении к материалам дела сведений о внесении в Единый государственный реестр недвижимости данных об объекте культурного наследия «Достопримечательное место «Барсова гора» 14.06.2017 года, подтвержденных письмом директора филиала ФГБУ ГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре ФИО5 от 15.06.2017 года, а также кадастровый план территории по состоянию на 25.02.2018 года в отношении кадастрового квартала:

Изложенное ходатайство рассмотрено судьей и с учетом мнения участников судебного разбирательства удовлетворено, данные документы приобщены к материалам дела об административном правонарушении.

Заслушав объяснения ФИО1, пояснения должностных лиц административного органа, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

Как следует из протокола об административном правонарушении № 10/08.2017 от 13.12.2017 года должностному лицу администрации городского поселения Барсово ФИО1 вменяется нарушение требований п. 3 ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», приказа Госкультохраны Югры от 30.10.2012 года № 13-нп «Об утверждении границ территории, характера использования территории, предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора», которое выразилось в том, что:

администрацией г.п.Барсово 01.07.2015 года было принято постановление «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» от 01.07.2015 года №145. Постановлением утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенной по адресу: ХМАО-Югра, Сургутский район, г.п.Барсово, ДНТ «Барсовское», с видом разрешенного использования: садоводство (1.5). Решение принято в отношении земельного участка, расположенного на территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора», в границах зоны А1 – заповедной.

01.02.2017 года, на основании указанного постановления Администрации от 01.07.2015 года №145, испрашиваемому земельному участку филиалом ФГУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по ХМАО-Югре присвоен , с видом разрешенного использования: садоводство (1.5).

Далее между администрацией г.п. Барсово и ДНТ «Барсовское» был заключен договор безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером . Договор со стороны администрации городского поселения Барсово подписан временно исполняющей полномочия главы городского поселения Барсово ФИО1

27.08.2017 года ДНТ «Барсовское» приступило к освоению земельного участка с кадастровым номером 86:03:0051607:275. В границах указанного участка осуществлена рубка лесных насаждений, что подтверждается актом осмотра объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора» от 27.08.2017 года.

По тексту представленного для рассмотрения протокола об административном правонарушении №10/08.2017 от 13.12.2017 года сделан вывод о том, что ФИО1, находясь в должности временно исполняющей полномочия главы городского поселения Барсово, заключив договор безвозмездного пользования земельным участком от 22.06.2017 года № 4, предоставила ДНТ «Барсовское» в пользование земельный участок с кадастровым номером 86:03:0051607:275, расположенный в границах заповедной зоны А1 на территории достопримечательного места, что запрещено характером использования территории достопримечательного места, утвержденным пунктом 2 приказа Госкультохраны Югры от 30.10.2012 года № 13.

Изложенное, исходя из текста протокола, свидетельствует о нарушении должностным лицом требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которое выразилось в предоставлении должностным лицом земельного участка, расположенного в границах заповедной зоны А1 на территории «Достопримечательное место «Барсова гора» в пользование ДНТ «Барсовское».

Одновременно сделан вывод, что в результате действий должностного лица культурный слой объектов археологии, находящегося в границах достопримечательного места не затронут.

Указанные действия были квалифицированы должностным лицом, возбудившим административное производство, по ч. 2 ст.7.13 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные на территориях достопримечательных мест.

В обоснование возбужденного административного производства и составленного протокола об административном правонарушении от 13.12.2017 года заявлено о представлении следующих доказательств: копии постановления администрации городского поселения Барсово «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» от 01.07.2015 года № 145; копии договора безвозмездного пользования земельного участка № 4 от 22.06.2017 года; акта осмотра состояния объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора» от 27.08.2017 года.

Проверив все представленные материалы вместе с протоколом об административном правонарушении №10/08.2017 от 13.12.2017 года, а также приобщенные в судебном заседании сведения о внесении в Единый государственный реестр недвижимости данных об объекте культурного наследия «Достопримечательное место «Барсова гора» 14.06.2017 года, подтвержденные письмом директора филиала ФГБУ ГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре ФИО5 от 15.06.2017 года, кадастровый план территории по состоянию на 25.02.2018 года в отношении кадастрового квартала: 86:03:0051607, выслушав пояснения участвующих лиц, судья полагает, что производство по настоящему делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – временно исполняющего обязанности главы городского поселения Барсово ФИО1 должно быть прекращено в виду отсутствия в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, при следующих установленных данных.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Исходя из положений ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 данной статьи, совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительство Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от одного миллиона до двадцати миллионов рублей.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, являются предметом регулирования Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 года № 73-ФЗ).

Пункт 2 ст. 1 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ определяет объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации как особый вид недвижимого имущества.

Федеральным законом от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия отнесены достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места (абзац четвертый части пятой статьи 3).

Пунктом 5 ст. 3.1 поименованного федерального закона предусмотрено, что границы территории объекта культурного наследия регионального значения, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, помимо прочего относится установление требований к осуществлению деятельности и градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места регионального значения; государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, перечень которых утверждается законодательством субъекта Российской Федерации; принятие решения о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (подпункт 1 пункта 3 статьи 5.1, подпункты 6, 11 пункта 1 и пункт 2 статьи 9, подпункт 1 статьи 10, подпункт 1 пункта 7 статьи 18 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Согласно ст. 5 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в реестр, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным федеральным законом.

Из п.п. 2 п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ следует, что в границах территории объекта культурного наследия на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению.

В целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 3 ст. 5.1 этого федерального закона, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места.

Статьей 56.4 этого же федерального закона определено, что предметом охраны достопримечательного места являются его градостроительные, геологические, ландшафтные, объемно-пространственные, планировочные, архитектурно-стилистические характеристики, ценные элементы застройки и благоустройства, совместные творения человека и природы, объекты, представляющие интерес с точки зрения архитектуры, истории, археологии, этнологии и экологии, функциональное назначение и мемориальное значение указанного достопримечательного места (пункт 1).

Судьей в судебном заседании установлено, что постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.09.2012 года № 314-п «О включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленного объекта культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве объекта культурного наследия регионального значения – «Достопримечательное место «Барсова гора» (дата создания – V тысячелетие до нашей эры – середина XX века), расположенный в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в 7 километрах к западу от муниципального образования город Сургут.

Приказом Службы государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры от 30.10.2012 года № 13-нп «Об утверждении границ территории, характера использования территории, предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора» утверждены границы и требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия регионального значения и к характеру использования, предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора».

Приложением № 1 к названному Приказу определены географические координаты точек и описание границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора», без указания внутреннего разграничения на выделенные функциональные зоны.

<данные изъяты>

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют данные, которые позволили бы судье определить каким образом, с учетом каких географических координат осуществлено деление внутри границ территории «Достопримечательное место «Барсова гора» на функциональные зоны, в том числе не предоставлена информация о пределах и внутренних границах заповедной зоны А1 внутри границ объекта культурного наследия, нарушение характера использования которой определено в качестве объективной стороны административного правонарушения в представленном для рассмотрения протоколе об административном правонарушении.

Из пояснений должностного лица административного органа ФИО2 указанные сведения о границах функциональных зон не были получены, предоставлены лишь сведения об имеющихся географических координатах, зафиксированных в приказе Госкультохраны Югры от 30.10.2012 года № 13-нп, и сведения о которых не внесены в Единый государственный реестр недвижимого имущества.

Судьёй также учтено, что на орган охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» возложены обязанности направить копию акта об установлении требований к осуществлению деятельности в границах территории установленного объекта культурного наследия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости (статья 5.1 Федерального закона).

Следовательно, ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения уполномоченного органа об установлении требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия подлежат государственной регистрации.

Издание органом охраны объектов культурного наследия акта об установлении требований к осуществлению деятельности в границах территории выявленного объекта культурного наследия до вступления 22.01.2015 года в силу Федерального закона от 22.10.2014 № 315-ФЗ, установившего указанные правила, не освобождает этот орган от выполнения с 22.01.2015 года обязанности направить копию такого акта в орган кадастрового учёта для включения соответствующего объекта культурного наследия в государственный реестр.

Однако материалы дела не содержат сведений об уведомлении Госкультохраной Югры филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ХМАО-Югре об установленных требованиях к осуществлению деятельности в пределах границах территории объекта.

Из письма руководителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15.06.2017 года следует, что сведения о внешних границах объекта культурного наследия «Достопримечательное место «Барсова гора» внесены в Единый государственный реестр недвижимости только в июне 2017 года. Сведений о внесении в государственный реестр данных об обременении земельных участков, входящих в состав границ объекта культурного наследия, не представлено.

Из материалов настоящего дела также усматривается, что администрация г.п.Барсово от имени муниципального образования городское поселение Барсово, являющегося собственником спорного участка, осуществляет функции по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, входящими в состав территории городского поселения Барсово.

Территория городского поселения Барсово только частично занята объектом культурного наследия «Достопримечательное место «Барсова гора».

Руководствуясь изложенным, администрация г.п.Барсово в лице временно исполняющего обязанности главы г.п.Барсово ФИО1 заключила с ДНТ «Барсовское» договор безвозмездного пользования земельным участком № 4 от 22.06.2017 года, предметом правоотношений в котором выступает земельный участок с кадастровым номером 86:03:0051607:275, сформированный на основании принятого постановления главы городского поселения Барсово № 145 от 01.07.2015 года «О предварительном согласовании предоставленного земельного участка» (с изменениями внесенными постановлением и.о. главы городского поселения Барсово № 13 от 20.01.2017 года).

К указанному договору заключено дополнительное соглашение № 1 от 19.07.2017 года, согласно положениям которого п. 4.2.2 дополнен абзацем запрещающим допускать нарушения по характеру использования территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора», а также п. 4.2.21 договора изложен в новой редакции, обязывающей соблюдать при использовании земельного участка требования, установленные Федеральным законом от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», приказом Службы государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры от 30.10.2012 года № 13-нп «Об утверждении границ территории, характера использования территории, предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов ХМАО-Югры».

Кроме того, в материалах дела отсутствуют копии правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 86:03:0051607:275, в том числе копия кадастрового паспорта земельного участка, что делает невозможным анализ границ указанного участка при разрешении вопроса о нахождении данного земельного участка, в отношении которого вопрос о передаче в безвозмездное пользование был принят временно исполняющей обязанности главы г.п.Барсово ФИО1, в составе именно заповедной зоны А1, на которую распространяются наиболее строгие ограничения по характеру использования.

Приобщенный к материалам дела и проанализированный судьей кадастровый план территории от 25.02.2018 года содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером 86:03:0051607:275, но не содержит сведений об ограничении или обременении данного земельного участка, о вхождении его в состав заповедной зоны А1, при этом категория земель данного земельного участка определена как земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования «садоводство».

Данные обстоятельства не оспаривались сторонами.

При этом судья настаивает, что схемы наложения данных о границах объекта культурного наследия «Достопримечательное место «Барсова гора» и данных о границах сформированного по решению администрации г.п.Барсово земельного участка с кадастровым номером 86:03:0051607:275 с использованием технических программ либо с привлечением специалистов в указанной отрасли в материалах дела не представлены.

Из изложенного, судья делает вывод, что тот факт, что заповедная зона А1 в границах объекта культурного наследия «Достопримечательное место «Барсова гора» в установленном законом порядке не определена, сведения о ней не зарегистрированы в органе кадастрового учета, не позволяет прийти к однозначному суждению о том, что земельный участок с кадастровым номером 86:03:0051607:275, который был передан администрацией г.п.Барсово в лице временно исполняющего обязанности главы по договору безвозмездного пользования № 4 от 22.06.2017 года ДНТ «Барсовское», входит в состав этой заповедной зоны А1.

Судья, исходя из определения структуры объекта и объективной стороны административного правонарушения, указанного в протоколе об административном правонарушении, пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае не нашли своего подтверждения сведения о наличии в действиях привлекаемого должностного лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ.

Проанализировав содержание договора безвозмездного пользования земельным участком № 4 от 22.06.2017 года и дополнительного соглашения № 1 к данному договору от 19.07.2017 года, судья приходит к выводу, что администрацией г.п.Барсово не допущено нарушений федерального законодательства и пункта 2 приказа Службы государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры от 30.10.2012 года № 13-нп «Об утверждении границ территории, характера использования территории, предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора», поскольку в исследованных нормативных актах содержится запрет на предоставление в собственность (пользование) земельных участков, не связанных с целевым назначением территории, а должностное лицо – временно исполняющая обязанности главы г.п. Барсово ФИО1, принимая решение о передаче в безвозмездное пользование ДНТ «Барсовское» земельного участка, находящегося на территории объекта культурного наследия регионального значения «Барсова гора», совершила указанное юридическое действие по передаче земельного участка с учетом целевого назначения территории, обозначив изложенное как в самом договоре (п.п. 4.2.2., 4.2.11., 4.2.13., 4.2.16., 4.2.17., 4.2.19., 4.2.21, 5.2.), так и в тексте дополнительного соглашения № 1 от 9.07.2017 года.

Сведений о расторжении договора либо об изменении условий дополнительного соглашения судье не представлено.

Таким образом, должностное лицо ФИО1, временно осуществлявшая полномочия главы г.п.Барсово в период заключения рассматриваемого договора, действуя с учетом утвержденного административного регламента, приняла все меры по соблюдению режима использования передаваемого земельного участка с кадастровым номером 86:03:0051607:275 и его целевого назначения при его передаче в безвозмездное пользование ДНТ «Барсовское» на определенный срок согласно условиям заключенного договора, что установлено соответствующим нормативным правовым актом государственного органа ХМАО-Югры.

Исследуя далее основания для привлечения временно исполняющей обязанности главы г.п.Барсово ФИО1 к административной ответственности, из приобщенных в материалы дела доказательств, судья усматривает, что факт проведения рубки лесных насаждений на территории участка, переданного по договору безвозмездного пользования ДНТ «Барсовское», не подтвержден представленными материалами, так как ни в материалах дела об административном правонарушении, ни в описи документов к указанным материалам не содержатся данные о проведенном обследовании участка местности, на котором по утверждению должностных лиц административного органа осуществлялась рубка ДНТ «Барсовское».

При таких обстоятельствах содержащийся в протоколе об административном правонарушении вывод о том, что в результате действий должностного лица ФИО1 допущено проведение рубки лесных насаждений в границах объекта культурного наследия «Достопримечательное место «Барсова гора» не может считаться установленным и доказанным на основе приобщенных в материалы дела и исследованных в суде доказательств.

Приведенные выше обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела в рассматриваемом случае не позволяют достоверно установить, имел ли место факт нарушения временно исполняющим обязанности главы г.п.Барсово требований законодательства об охране объектов культурного наследия и его существо, что исключает возможность сделать однозначный вывод о наличии в действиях привлекаемого должностного лица объективной стороны и вины во вменяемом административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ.

В соответствии с ч.3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.

Между тем, доказательств, достоверно свидетельствующих о виновности ФИО1, как исполняющей обязанности главы г.п. Барсово в совершении вышеуказанного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, материалы дела не содержат, не представлено таковых и судье, поскольку решение о заключении договора о передаче земельного участка в безвомездное пользование ДНТ «Барсовское», в связи с которым, уполномоченное должностное лицо пришло к выводу о нарушении ФИО1 федерального законодательства, было подтверждено соответствующим органом Росреестра на территории субъекта Российской Фдерации, который обладая сведениями о территориальном (географическом) размещении земельного участка с кадастровым номером 86:03:0051607:275 в границах территории объекта культурного наследия «Достопримечательное место «Барсова гора», осуществил регистрацию указанного договора в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 29.06.2017 года, то есть после регистрации едином реестре прав границ территории объекта, состоящего под охраной государства.

Таким образом, действия ФИО1 сами по себе не привели и не могли привести к нарушению законодательства об охране объектов культурного наследия, поскольку принятое ею в рамках исполнения обязанностей главы г.п.Барсово решение о заключении договора о передаче земельного участка в безвозмездное пользование ДНТ «Барсовское» с учетом его целевого назначения, без регистрации его в органах Росреестра, каких – либо правовых последствий для судьбы земельного участка не порождало.

Принимая во внимание изложенное, вывод должностного лица о виновности ФИО1 в указанном правонарушении, нельзя признать обоснованным, как не подтвержденный доказательствами, отвечающими критериям относимости и допустимости.

Одновременно, судьей установлены и процессуальные нарушения административного законодательства, связанные с определением квалификации деяния, в силу совершения которого в отношении должностного лица ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ

В тексте рассматриваемого протокола диспозиция ч.2 ст.7.13 КоАП РФ приведена в следующей редакции: действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные на территориях достопримечательных мест, то есть в ходе реализации процедуры привлечения к административной ответственности не была представлена правовая оценка действиям (бездействию) должностного лица временно исполняющей обязанности главы г.п.Барсово, составляющим объективную сторону вмененного правонарушения.

Судья исходит из того, что квалификация правонарушения – это точная правовая оценка конкретного общественно опасного деяния. Она заключается в установлении точного соответствия между признаками совершенного общественно опасного деяния и признаками, предусмотренными в нормах административного законодательства, предусматривающего соответствующую ответственность.

В протоколе об административном правонарушении при квалификации правонарушения не указаны предусмотренные диспозицией ч.1 ст.7.13 КоАП РФ действия (бездействие), составляющие объективную сторону совершенного правонарушения, то есть не установлено соответствие признаков действия (бездействия) должностного лица ФИО1, изложенных в описательной части протокола, признакам, предусмотренным в норме административного законодательства, а, следовательно, действия (бездействие) должностного лица не квалифицированы административным органом, и не дана юридическая оценка конкретному общественно опасному деянию, выявленному данным органом. При этом, законом именно на должностное лицо административного органа возложена обязанность по определению точной квалификации выявленного административного правонарушения.

Исходя из положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу данного лица.

Учитывая, что наличие объективной стороны правонарушения и установление вины являются обязательными конструктивными элементами в любом составе административного правонарушения (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ), при вышеизложенных обстоятельствах состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, в действиях должностного лица – временно исполняющей обязанности главы г.п.Барсово ФИО1 отсутствует.

Кроме того, место совершения административного правонарушения входит в предмет доказывания и относится к сведениям, необходимым для разрешения дела и обеспечивающим возможность установления признаков состава административного правонарушения.

При рассмотрении настоящего протокола судья установил, что место совершения правонарушения в данном случае не определено и не указано в установочной части протокола.

В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании ст.29.4 ч.1 п.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.

В данном случае материалы дела вместе с составленными протоколами об административном правонарушении дважды возвращались должностному лицу, их составившему, однако указанные нарушения не были устранены в полном объеме.

Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ст.29.9 ч.2 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах, отсутствие указания на место совершения правонарушения является еще одним из оснований для вывода о прекращении производства по делу согласно ст.24.5 КоАП РФ.

В связи с изложенным производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – временно исполняющей обязанности главы г.п.Барсово ФИО1 подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – временно исполняющей обязанности главы городского поселения ФИО6 Сергеевны по основаниям, установленным пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья Сургутского

районного суда ХМАО-Югры А.Б.Дитюк