ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-23/2021УИД230014-01-2020-005995-67 от 24.02.2021 Динского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 5-23/2021 УИД 23RS0014-01-2020-005995-67

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ст. Динская Краснодарского края 24 февраля 2021 года

Судья Динского районного суда Краснодарского края Костюк А.А.,

с участием представителя ОАО «РЖД» - Дыдочкина М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица Открытого акционерного общества «Российские Железные Дороги» (ОАО «РЖД»), обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Российские Железные Дороги» (ОАО «РЖД») совершило порчу земель в результате нарушения правил обращения с иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

Так ДД.ММ.ГГГГ в ходе обследования сотрудниками Межрегионального отдела государственного надзора в области с обращениями с отходами выявлен несанкционированный навал строительных отходов на почвенном покрове размером 5x40 метров общей площадью 200 кв.м., в границах земельного участка с кадастровым номером по адресу <адрес>. Указанный земельный участок находится в аренде у ОАО «Российские железные дороги» с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок с кадастровым номером относится к категории Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - Для размещения железнодорожных путей и их конструктивных элементов.

ОАО «Российские железные дороги» не соблюдаются требования природоохранного законодательства РФ по на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в границах <адрес>. А именно, в соответствии с результатами лабораторных исследований почвы, установлено, что на указанном земельном участке площадью 200 кв.м., нефтепродукты в месте несанкционированного складирования отходов превышает в сравнении с фоновыми показателями в почве в 3,8 раз; аллюминий в месте несанкционированного складирования отходов превышает в сравнении с фоновыми показателями в почве в 1,04 раза; барий в месте несанкционированного складирования отходов превышает в сравнении с фоновыми показателями в почве в 1,24 раза; кальций в месте несанкционированного складирования отходов превышает в сравнении с фоновыми показателями в почве в 1,091 раз; литий в месте несанкционированного складирования отходов превышает в сравнении с фоновыми показателями в почве в 1,18 раз; натрий в месте несанкционированного складирования отходов превышает в сравнении с фоновыми показателями в почве в 1,04 раз; стронций в месте несанкционированного складирования отходов превышает в сравнении с фоновыми показателями в почве в 1,6 раз.

В соответствии со ст. 42 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Земельный кодекс Российской Федерации» собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Пункт 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.

В силу пунктов 1, 2 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Такие лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях.

В соответствии со ст. 11 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Таким образом, по результатам лабораторных исследований было установлено негативное влияние на почву, оказываемое в местах несанкционированного складирования отходов в сравнении с фоновыми показателями и установленными нормативами качества почвы, что привело к причинению вреда почве как объекту охраны окружающей среды.

В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» - Дыдочкин М.В. вину в совершении административного правонарушения не признал, представил суду письменные возражения, в которых указал, что Управлением не представлено доказательств причинения вреда и наступления необратимых последствий для почвы, как объекта охраны окружающей среды, а равно наличия события и состава административного правонарушения.

В нарушение требований главы 26 КоАП РФ к предмету доказывания и доказательствам, Росприроднадзор не представил надлежащих доказательств, подтверждающих факт совершения ОАО «РЖД» вменяемого ему административного правонарушения, в связи с чем, событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, отсутствуют.

Росприроднадзором не установлено, какие санитарно-эпидемиологические требования к качеству почв нарушены, согласно «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к качеству почвы. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03», утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (далее - СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-03).

В свою очередь, административный материал в отношении ОАО «РЖД» не содержит выводов и заключений о причинении вреда почве, а также не содержит информации о нарушении обществом вышеуказанных санитарно-эпидемиологических требований к качеству почв.

Управлением достоверно не установлено какие требования к почве предъявляются на спорном земельном участке с кадастровым номером , отсутствует информация о категории почвы по уровню загрязнения.

Согласно нормативам образования отходов и лимитов на их размещение от ДД.ММ.ГГГГ Краснодарской дистанции пути, а также паспортам отходов, образующихся в результате производственной деятельности ОАО «РЖД», в компонентном составе строительных и бытовых отходов отсутствуют нефтепродукты, алюминий, барий, кальций, литий, натрий, стронций, т.е. все обнаруженные химические вещества в анализируемых образцах почвы.

Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором) по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ для Краснодарской дистанции пути - структурного подразделения Северо - Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» утвержден «Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от ДД.ММ.ГГГГ № О 183» со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно вышеназванному Документу, отходы размещаются на специально оборудованной Площадке в <адрес>, Площадке , <адрес>, Площадке , <адрес>-1, Площадке , <адрес>-2.

Кроме того, согласно Паспортам отходов I-IV классов опасности от ДД.ММ.ГГГГ, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ состоят из: металл черный - 3,18 %, поливинилхлорид — 3,42 %, древесина — 6,25 %, стекло — 4,88 %, бумага — 8,34 %, смола нефтяная (битумная) - 3,27 %, диоксид кремния - 51,81 %, диоксид титана - 0,21 %, оксид алюминия - 8,13 %, оксиды железа - 1,34 %, оксид марганца - 0,08 %, оксид магния - 0,51%, оксид кальция - 8,42 %, оксид калия - 0,16 %.

Мусор от офисных и бытовых помещений состоит из: бумага, картон - 46,2 %, полимерные материалы - 29,3 %, металл - 6,2 %, текстиль - 2,3 %, пищевые отходы — 2,9 %, стекло - 7,8 %, резина - 1,0 %, песок - 0,9 %, вода - 1,9 %, древесина - 1,5 %.

Отходы из жилищ несортированные состоят из: полимерные материалы - 16,8 %, пищевые отходы - 24,9 %, металл - 5,7 %, текстиль - 6,9 %, резина - 0,3 %, стекло - 10,6 %, фарфор - 2,0 %, бумага, картон - 25,3 %, древесина - 7,0 %, фольга - 0,3 %, прочее (земля, песок, мелкие камни) - 0,2 %.

Таким образом, Управлением не указано и не установлено какие именно правила обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами или отходами производства и потребления нарушены, какие именно действия или бездействия общества имели место и находятся ли эти действия или бездействия в прямой причинно- следственной связи с повреждением земель, а также не установлен характер, степень и вид вреда почве.Кроме того, материалами дела подтверждается, что общество не осуществляло сбор, складирование, использование, сжигание, переработку, обезвреживание, транспортировку, захоронение или иное обращение с обнаруженным мусором.

Из представленных фотографий невозможно определить точное местонахождение очагов с мусором.

Так, участок, принадлежащий ОАО «РЖД» на праве аренды граничит со множественными земельными участками, принадлежащими СНТ (частные лица).

Из содержания акта планового (рейдового) осмотра следует лишь то, что при осмотре из технических средств использовался лишь телефон Галакси С7 (вместо указанного в приказе о проведении осмотра фотоаппарата Panasonic Lumix DMC-SZ1 инв.- , что тоже вызывает вопросы).

То есть никаких технических средств для местоопределения положения в пространстве не использовалось, а уполномоченный орган не может самостоятельно определять координаты точек на местности.

Как указано в оспариваемом постановлении и отборе проб, в ходе проводилась фотосъемка.

Таким образом, имело место обследование территории (земельного участка), которая находится на праве аренды у ОАО «РЖД», следовательно, такие действия согласно ст. 27.1 КоАП РФ представляют собой меру обеспечения производства по делу - осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.

Осмотр был проведен без участия представителя юридического лица, без участия понятых, что влечет недействительность таких доказательств по делу.

Кроме того, после получения копий протокола проб (они были направлены в адрес ОАО «РЖД» лишь ДД.ММ.ГГГГ) сотрудниками ОАО «РЖД» был осуществлен выезд на предполагаемые места скопления мусора.

Указанного мусора обнаружено не было, что дает основания предполагать, что осмотр и отбор проб без применения средств GPS был осуществлен на пограничном участке СНТ, а не ОАО «РЖД».

При наложении на ОАО «РЖД» административных штрафов государственными инспекторами не учитывается специфика деятельности железнодорожного транспорта и огромная линейно-протяженная территория полосы отвода железной дороги.

Так, постановлением от ДД.ММ.ГГГГЭ ТО ГУ ГАТН МО ОАО «РЖД» было привлечено к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, а именно - в полосе отвода железной дороги был выявлен факт несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов, назначен административный штраф в размере 105 000 руб.

Данное постановление было обжаловано в Волоколамский городской суд <адрес> и решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу постановление было отменено, а дело прекращено в связи с отсутствием в действиях ОАО «РЖД» состава правонарушения.

Данное решение суда было обжаловано государственным органом в Московский областной суд и решением Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу решение Волоколамского городского суда оставлено без изменений.

Судами был сделан вывод о том, что ОАО «РЖД» не подлежит привлечению к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ в случаях, когда в полосе отвода вне специальных мест обнаружено складирование твердых коммунальных отходов, которые не образуются в результате хозяйственной деятельности ОАО «РЖД».

ОАО «РЖД» должно иметь лицензию на сбор, накопление, транспортировку, обработку, утилизацию или обезвреживание отходов производства и потребления, однако материалами дела наличие указанной лицензии у ОАО «РЖД» не установлено. Также не установлено, что отходы производства и потребления образованы в результате хозяйственной деятельности компании.

Сам факт установления наличия отходов потребления в виде твердых коммунальных отходов на земельном участке, используемом или принадлежащим ОАО «РЖД», не является основанием для привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности по данной статье.

К аналогичным выводам пришел суд и при рассмотрении дела по жалобе ОАО «РЖД» на постановление ТО ГУ ГАТН МО от ДД.ММ.ГГГГЭЖ, которым ОАО «РЖД» было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Решением Талдомского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление было отменено, а производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях ОАО «РЖД» состава правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Решением Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу решение Талдомского городского суда <адрес> оставлено без изменений, жалоба государственного органа без удовлетворения.

Таким образом, уполномоченный орган необоснованно посчитал, что обществом организовано захламление территории полосы отвода железной дороги строительным мусором, образованным в результате хозяйственной деятельности ОАО «РЖД».

В нарушение вышеназванного принципа презумпции невиновности и возложенной действующим законодательством обязанности по доказыванию наличия события и состава административного правонарушения, Росприроднадзор безосновательно пришел к субъективному выводу о наличии события и состава административного правонарушения.

Вина ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:

- протоколом Ф об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ДД.ММ.ГГГГ в ходе обследования сотрудниками Межрегионального отдела государственного надзора в области с обращениями с отходами выявлен несанкционированный навал строительных отходов на почвенном покрове размером 5x40 метров общей площадью 200 кв.м., в границах земельного участка с кадастровым номером по адресу <адрес>. Указанный земельный участок находится в аренде у ОАО «Российские железные дороги» с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок с кадастровым номером относится к категории Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - Для размещения железнодорожных путей и их конструктивных элементов.

ОАО «Российские железные дороги» не соблюдаются требования природоохранного законодательства РФ по на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в границах <адрес>. Таким образом, по результатам лабораторных исследований было установлено негативное влияние на почву, оказываемое в местах несанкционированного складирования отходов в сравнении с фоновыми показателями и установленными нормативами качества почвы, что привело к причинению вреда почве как объекту охраны окружающей среды.

- протоколами отбора проб отходов от ДД.ММ.ГГГГ;

- протоколами морфологического состава отходов от ДД.ММ.ГГГГ;

- протоколами отбора проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ;

- протоколами испытаний (измерений) проб почвы от ДД.ММ.ГГГГП, согласно которых концентрация загрязняющих веществ на участке площадью 200 кв. установлено, что нефтепродукты в месте несанкционированного складирования отходов превышает в сравнении с фоновыми показателями в почве в 3,8 раз; аллюминий в месте несанкционированного складирования отходов превышает в сравнении с фоновыми показателями в почве в 1,04 раза; барий в месте несанкционированного складирования отходов превышает в сравнении с фоновыми показателями в почве в 1,24 раза; кальций в месте несанкционированного складирования отходов превышает в сравнении с фоновыми показателями в почве в 1,091 раз; литий в месте несанкционированного складирования отходов превышает в сравнении с фоновыми показателями в почве в 1,18 раз; натрий в месте несанкционированного складирования отходов превышает в сравнении с фоновыми показателями в почве в 1,04 раз; стронций в месте несанкционированного складирования отходов превышает в сравнении с фоновыми показателями в почве в 1,6 раз.

- актом планового (рейдового) осмотра, обследования от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых на земельном участке с кадастровым номером выявлены навалы строительных отходов.

- Приказом от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении планового (рейдового) осмотра, обследования».

- выпиской от ДД.ММ.ГГГГ из ЕГРН (вх. Управления от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которой земельный участок с кадастровым номером находится в аренде у ОАО «Российские железные дороги» с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ выдан ДД.ММ.ГГГГ).

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает, что событие административного правонарушения имело место, вина ОАО «РЖД» установлена в полном объеме, его действия по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ квалифицированы правильно, как порча земель в результате нарушения правил обращения с иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, нет.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, суд не усматривает.

Суд полагает назначить ОАО «РЖД» административное наказание в виде административного штрафа, которое сможет обеспечить достижения цели административного наказания.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Открытое акционерное общество «Российские Железные Дороги» (адрес <адрес>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и назначить наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа: получатель платежа – УФК по <адрес> (Южное межрегиональное управление Росприроднадзора), Банк получателя – Южное ГУ Банка России <адрес>, ИНН , КПП , расчетный счет 401, БИК , КБК 04.

Разъяснить ОАО «РЖД», что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Постановление может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Динской районный суд в течение 10 суток с момента получения.

Судья

Динского районного суда подпись А.А. Костюк