Дело № 5-45/2014
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30 января 2014 года г.Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми О.С. Некрасова,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ФИО1, привлекаемой к административной ответственности по ст.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ранее привлекавшейся к административной ответственности – 07.05.2013г. по ч.1 ст.15.6 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Как следует из протокола об административном правонарушении № ... от ** ** ** года по месту совершения правонарушения ЗАО ..., находящегося по адресу: Республика Коми, г. ..., ФИО1, являясь должностным лицом ЗАО ... , не представила в установленный законодательством срок пояснений и документов, подтверждающих достоверность данных, отраженных в представленной в налоговый орган 22 апреля 2013 года налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2013 года, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.15.6 КоАП РФ.
ФИО1 на рассмотрение дела об административном правонарушении не явилась, извещена о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия, представила письменные пояснения, указав, что истребование налоговым органом документов в рамках камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 1 квартал 2013 года, подтверждающих заявленные льготы в разделе 7 «операции, не подлежащие налогообложению» незаконно.
Представитель Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми ФИО2 в суде настаивала на привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.15.6 КоАП РФ.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
22 апреля 2013 года Обществом в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми представлена первичная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет . По разделу 7 декларации «операции, не подлежащие налогообложению» заявлена сумма ., в том числе:
по коду операции №... «реализация услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях студиях» .;
по коду операции №... «реализация оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относится: реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных; и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности» .;
по коду операции №... «реализация лома и отходов черных и цветных металлов» .;
по коду операции №... «операции по предоставлению займов в денежной форме, а также оказание финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме» .;
по коду операции №... «реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них» руб.
Согласно п.6 ст. 88 НК РФ Инспекцией требованием № ... от ** ** ** года о представлении документов (информации) истребованы книги покупок и продаж за 1 квартал 2013 года, документы, подтверждающие право на применение льготного порядка налогообложения по операциям, предусмотренные ст. 149 НК РФ за 1 квартал 2013 года.
На основании п.3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.
Требование № ... от ** ** ** года о представлении документов направлено Обществу по телекоммуникационным каналам связи 01 мая 2013 года и получено Обществом 06 мая 2013 года, что подтверждено квитанцией о приеме и извещением о получении электронного документа.
Таким образом, десятидневный срок, в течение которого должны быть представлены запрашиваемые документы, начинает исчисляться с 07 мая 2013 года и заканчивается 22 мая 2013 года.
Общество письмом от ** ** ** года № ... в ответ на требование налогового органа отказало в предоставлении документов и пояснило, что отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость при совершении определенных операций прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и в силу ст.56 НК РФ не является льготой, соответственно, у налогового органа отсутствуют основания для применения п.6 ст.88 НК РФ.
Кроме того, принимая во внимание указанные положения НК РФ, а также исходя из позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от ** ** ** № ... Общество, руководствуясь положениями подпункта 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ не находит оснований для (предоставления книги продаж за 1 квартал 2013 года, либо выписки из книги продаж с (отражением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от (налогообложения), так как в соответствии с представленной налоговой декларацией по НДС за 1 квартал 2013 года налоговые льготы по уплате НДС в 1 квартале 2013 года Обществу не предоставлялись и Обществом не использовались.
Поскольку Общество отказалось представить документы по требованию № ... от ** ** ** года, Инспекцией в адрес Общества направлено сообщение от ** ** ** года № ... с требованием представления пояснений относительно выявленных несоответствий в показателях, отраженных в налоговой декларации, либо внесения соответствующих изменений в налоговую декларацию.
Общество сопроводительным письмом № ... от ** ** ** года не представило документы, подтверждающие право на применение операций, освобождаемых от НДС, и пояснило, что в соответствии с пунктом 6 статьи 88 Кодекса при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы. Операции, отраженные в разделе 7 налоговой декларации, не являются льготой.
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок оформленных в установленном порядке документов, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет административную ответственность должностных лиц, предусмотренную пунктом 1 статьи 15.6 КоАП РФ.
Согласно ст.21 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии основании и в порядке, установленном законодательством налогах и сборах.
В силу ст.56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
При установлении налоговых ставок, налоговых льгот и других элементов налогообложения следует соблюдать основополагающие принципы законодательства о налогах и сборах: всеобщности и равенства налогообложения; недопустимости налогов, имеющих дискриминационный характер и препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав или нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации; налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Положения статьи 149 НК РФ предусматривают возможность налогоплательщиков (налоговых агентов) не уплачивать налог при определенных условиях, несмотря на наличие) объекта налогообложения, предусмотренного статьей 146 НК РФ, и иных элементов налогообложения.
Также статья 149 НК РФ не содержит указание на необходимость исчисления налога по какой-либо ставке, данное освобождение не носит обязательный характер и его можно не использовать. При этом, в части операций по пункту 3 статьи 149 НК РФ предусмотренные определенные сроки уведомлений и условия, но возможность неиспользования освобождения в целом предусмотрена.
При таких обстоятельствах, положения статьи 149 НК РФ, предусматривающие освобождение от налогообложения, являются налоговой льготой.
Налоговый орган ссылается на определения Конституционного Суда РФ от 07.11.2008 №1049-О-О, от 09.06.2005 №287-О, от 20.11.2003 № 396-О, согласно которым положения статьи 149 НК РФ, устанавливающие перечень операций, которые в соответствии со статьей 146 НК РФ включены в объект обложения налогом на добавленную стоимость, однако, в силу прямого указания закона не подлежат обложению данным налогом (освобождены от налогообложения), по своей природе носят характер налоговой льготы.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговым органам предоставлено право проводить в порядке, установленном НК РФ, налоговые проверки, а также требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогоплательщиком налогов.
В филу пункта 2 статьи 87 Кодекса целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 88 НК РФ установлено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Кроме того, пунктом 6 статьи 88 НК РФ предусмотрено, что при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
Из изложенного следует, если в представленной в Инспекцию налоговой декларации заявлена налоговая льгота, в том числе предусмотренная статьей 149 НК РФ, налоговый орган в силу статей 31, пункта 6 статьи 88 НК РФ имеет право истребования у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность использования этой льготы, а при непредставлении таких документов либо отказе в их представлении - право истребования от налогоплательщика пояснений в порядке пункта 3 статьи 88 НК РФ.
Налогоплательщик же, заявляя право на освобождение от налогообложения определенных операций, то есть на использование льготы по налогу на добавленную стоимость, обязан документально подтвердить законность использования льготы.
Должностным лицом, ответственным за представление в установленный законодательством о налогах и сборах срок документов, необходимых для осуществления налогового контроля, является главный бухгалтер (бухгалтер - при отсутствии в штате должности главного бухгалтера, руководитель (руководитель управляющей компании) - при отсутствии в штате должности главного бухгалтера (бухгалтера)).
В рамках проведения административного расследования у Общества истребованы сведения о должностном лице, исполнявшем обязанности главного бухгалтера (бухгалтера - при отсутствии в штате должности главного бухгалтера, руководителя (руководителя управляющей компании) - при отсутствии в штате должности главного бухгалтера (бухгалтера)) общества, ответственном за представление в установленный законодательством о налогах и сборах срок документов, необходимых для осуществления налогового контроля.
Согласно сведениям, представленным Обществом сопроводительным письмом от ** ** ** года (копия паспорта ФИО1, приказа о приеме работника на работу №... от ** ** ** года, табеля учёта рабочего времени за май 2013 года, должностной инструкции ЗАО ... должностным лицом, ответственным за контроль за своевременным представлением документов и пояснений в рамках требований по камеральным и встречным проверкам в период с 07 мая 2013 года по 22 мая 2013 года являлась ФИО1
Таким образом, именно ФИО1 должна была принять необходимые меры для представления в установленный срок необходимых документов.
В силу п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, подтверждается письменными материалами дела.
Обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 КоАП РФ и влекущих прекращение производства по делу, при рассмотрении дела не установлено.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.6 ч. 1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также характер правонарушения и тяжесть его последствий, личность привлекаемого лица, суд считает необходимым назначить ФИО1 административное наказание по ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа .
Руководствуясь статьями 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ФИО1, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить ФИО1 административное наказание в виде наложения административного штрафа .
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в тридцатидневный срок со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней с момента вручения или получения копии постановления.
Судья О.С. Некрасова