Дело №5-240/19
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 сентября 2019 года <...>
Судья Центрального районного суда г.Барнаула Н.Б. Симон, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Алтайская сервисная компания» (<данные изъяты>), по ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№, составленному государственным инспектором отдела по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газопотребления и газораспределения Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2, при проведении мероприятия по контролю (надзору) на объекте: сеть газопотребления жилого комплекса (....), 3 класс опасности, per. № №, принадлежащем (находящимся в эксплуатации) обществу с ограниченной ответственностью «Алтайская сервисная компания» (ООО «АСК»), <данные изъяты>, выявлены факты нарушений требований промышленной безопасности, обнаруженные (совершенные) ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ минут и зафиксированные в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно:
- отсутствует проектная и исполнительная документация на опасный производственный объект - Сеть газопотребления жилого комплекса (....),
- не проведена экспертиза промышленной безопасности здания (помещения) котельной жилого комплекса (....) в связи с отсутствием проектной документации, либо отсутствием в проектной документации данных о сроке службы;
- помещение котельной жилого комплекса (....) размещено непосредственно на перекрытиях жилых помещений (квартиры №№),
- помещение котельной жилого комплекса (....) не обеспечено легкосбрасываемыми ограждающими конструкциями.
Действия ООО «АСК» квалифицированы должностным лицом по ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением должностного лица дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Центральный районный суд г. Барнаула.
В судебное заседание законный представитель ООО «АСК» не явился, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании защитник ООО «АСК» вину во вменяемом правонарушении не признал.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как установлено, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, государственным инспектором Ростехнадзора проведена плановая выездная проверка ООО «АСК».
По результатам проверки составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№, составлен протокол по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Защитник ООО «АСК», оспаривая наличие состава и события правонарушения, ссылается на отсутствие фактов допущенных нарушений.
Установлено, что ООО «АСК» в государственном реестре опасных производственных объектов зарегистрированы сеть газопотребления жилого комплекса, 3 класс опасности, per. № №, данная сеть находится на техническом этаже многоквартирного жилого дома по адресу ..... Названый жилой дом вместе с отопительной крышной газовой котельной введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.
На основании договора безвозмездного пользования имуществом № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «АСК» приняло от ТСЖ «Уют» в безвозмездное пользование имущество, в том числе земельный участок, общей площадью №м, здание, общей площадью №.м.
В соответствии с договором № № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ТСЖ «Уют» и ООО «АСК», последнее обязалось, в том числе оказывать ТСЖ «Уют» услуги по эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования газовой котельной, газопровода.
Названный опасный производственный объект зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов.
В Федеральном законе от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" дано понятие опасных производственных объектов и определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и предупреждение аварий на опасных производственных объектах.
Согласно статей 2, 6 Закона №116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.
Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установлено, что ООО «АСК» имеет лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности на следующие выполняемые работы: использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах, что подтверждается неоднократными проверками Ростехнадзором на предмет выполнения ООО «АКС» лицензионных требований.
Как видно из протокола должностным лицом Ростехнадзора вменяется ООО «АСК» отсутствие проектной и исполнительной документации на опасный производственный объект - сеть газопотребления жилого комплекса (....), что является нарушением п.1 ст.9 Закона № 116-ФЗ, п. 9 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542.
Так, в силу п.1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Требования промышленной безопасности, установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до 21.10.2011 (дата вступления в силу ФЗ от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с реализацией положений ФЗ «О техническом регулировании»), подлежат обязательному исполнению до дня вступления в силу соответствующих федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 ноября 2013 года N 542 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», которые распространяются на сеть газораспределения и сеть газопотребления (в том числе сеть газопотребления ТЭС, ГТУ и ПГУ), а также на связанные с ними процессы эксплуатации (включая техническое обслуживание, текущий ремонт), консервации и ликвидации.
В силу п.9 названных Правил организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны:
- выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии;
- выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления;
- обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией;
- организовывать и осуществлять технический надзор при техническом перевооружении сетей газораспределения и газопотребления;
- хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатационной организации.
В случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятием должен быть заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ.
Судья соглашается с позицией должностного лица Ростехнадзора ФИО2 о том, что отсутствие проектной и исполнительной документации свидетельствует о ее не хранении.
Вместе с тем, защитник ООО «АКС» предоставил в судебное заседание проектную и исполнительную документацию.
Оснований сомневаться в наличии такой документации у судьи не имеется, поскольку как жилой комплекс, так и объект газораспределительной системы жилого дома, газопровод и газоиспользующие установки были приняты в эксплуатацию в декабре ДД.ММ.ГГГГ, в декабре ДД.ММ.ГГГГ, из актов приемки в эксплуатацию следует, что вся документация предъявлена в объеме, предусмотренном СниП 42-01 и СП 42-101 и «Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления» Госгортенадзора России, приемку осуществлял также должностное лицо Ростехнадзора.
Кроме того, учитываю, что ООО «АСК» вменяется отсутствие всего комплекса проектной и исполнительной документации, а не какой-либо его части, в связи с чем достоверно установить какая часть данной документации не хранится ООО «АСК» не представляется возможным.
В связи с изложенным, данный факт подлежит исключению из обвинения, поскольку событие нарушения судьей не установлено.
Также ООО «АСК» вменяется то, что не проведена экспертиза промышленной безопасности здания (помещения) котельной жилого комплекса (..... 92) в связи с отсутствием проектной документации, либо отсутствием в проектной документации данных о сроке службы, тем самым нарушены требования п.1 ст. 13 Закона № 116-ФЗ, пункта 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2013 № 538.
Так, согласно п.1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
В силу п.1 ст. 13 Закона № 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат: здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности".
Пунктом 7 названных Правил установлено, что здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе: в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.
Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.
Согласно основным понятиям, данным в подп. 6, 23 п.2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных; сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В данном случае спорная крышная котельная является одним из помещений многоквартирного дома, по смыслу закона не является ни зданием, ни сооружением на опасном производственном объекте, предназначенным для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
При этом, каких либо сведений и документов, указывающих на то, что котельная, не проведение экспертизы промышленной безопасности которого поставлено в вину Обществу, находится на опасном объекте и предназначено для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, связанных с опасным объектом, материалы дела не содержат.
В связи с изложенным, данный факт подлежит исключению из обвинения, поскольку событие нарушения судьей не установлено.
Также ООО «АСК» вменяется то, что помещение котельной жилого комплекса (....) размещено непосредственно на перекрытиях жилых помещений (квартиры №№), что является нарушением п.1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, ст. 5 ФЗ от 30.12.2009 № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п.3.4 Свода правил «Проектирование автономных источников теплоснабжения», утвержденного постановлением Госстроя России от 16.08.2000 № 79.
Так, в силу ст. 5 ФЗ от 30.12.2009 № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521.
В названном перечне отсутствует Свод правил «Проектирование автономных источников теплоснабжения», утвержденного постановлением Госстроя России от 16.08.2000 № 79.
При этом настоящий Свод правил от 16.08.2000 № 79 содержит указания по проектированию вновь строящихся и реконструируемых автономных котельных, выполнение которых обеспечит соблюдение обязательных требований к котельным установкам, установленных действующим СНиП II-35-76 "Котельные установки".
Решение вопроса о применении данного документа при проектировании и строительстве конкретных зданий и сооружений относится к компетенции проектной или строительной организации. В случае если принято решение о применении настоящего документа, все установленные в нем правила являются обязательными. Частичное использование требований и правил, приведенных в настоящем документе, не допускается.
Настоящие правила не распространяются на проектирование автономных котельных с электродными котлами, котлами-утилизаторами, котлами с высокотемпературными органическими теплоносителями и другими специализированными видами котлов для технологических целей, котельных и котлов для поквартирных систем отопления и горячего водоснабжения.
В силу п. 3.1 Свода правил от 16.08.2000 № 79 котельные по размещению подразделяются на: отдельно стоящие, пристроенные к зданиям другого назначения, встроенные в здания другого назначения независимо от этажа размещения, крышные.
На основании п.3.4 Свода правил от 16.08.2000 № 79 не допускается встраивать котельные в жилые многоквартирные здания.
Для жилых зданий допускается устройство пристроенных и крышных котельных. Указанные котельные допускается проектировать с применением водогрейных котлов с температурой воды до 115 °С. Не допускается размещение крышных котельных непосредственно на перекрытиях жилых помещений (перекрытие жилого помещения не может служить основанием пола котельной), а также смежно с жилыми помещениями (стена здания, к которому пристраивается крышная котельная, не может служить стеной котельной).
Вместе с тем, названный Свод правил подлежит применению непосредственно при строительстве и реконструкции автономных котельных, а не при их эксплуатации, ООО «АСК» не являлся застройщиком данной котельной.
Как следует из выписки из технического паспорта на весь жилой комплекс по адресу ...., ниже расположенные под котельной помещения имели назначение нежилых, при строительстве жилого комплекса нарушений Свода правил допущено не было, что также подтверждается и актами ввода в эксплуатацию объекта.
При этом, на основании постановлений администрации .... от ДД.ММ.ГГГГФИО3 дано согласие на перевод нежилых помещений Н-№ в жилые с образованием квартир №№
Таким образом, ООО «АСК» не могло повлиять на действия третьих лиц, связанных с изменением назначения нежилых помещений на жилые, расположенные под помещением котельной, а, следовательно, и не может нести административную ответственность за нарушение п.3.4 Свода правил.
С учетом изложенного, ООО «АСК» не является субъектом вмененного правонарушения.
Также ООО «АСК» вменяется то, что помещение котельной жилого комплекса (....) не обеспечено легкосбрасываемыми ограждающими конструкциями, что является нарушением п.1 ст. 9. Закона № 116-ФЗ, ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 7.8 Свода правил «Котельные установки», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 № 281.
Статья 9 Закона № 116-ФЗ и статья 5 Закона №384-ФЗ являются бланкетными, отсылают к соблюдению требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона № 384-ФЗ перечни, или требований специальных технических условий.
Свод правил «Котельные установки», утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 № 281, введен в действие с 01.01.2013.
Согласно п.1.1 Свода правил настоящий свод правил следует соблюдать при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, расширении и техническом перевооружении котельных, работающих на любом виде топлива, с общей установленной тепловой мощностью 360 кВт и более с паровыми, водогрейными и пароводогрейными котлами, с давлением пара не более 3,9 МПа (40 кгс/см) включительно и с температурой воды не более 200 градусов, включая установки для комбинированной выработки электроэнергии для собственных нужд.
В силу п.1.3 Свода правил настоящий свод правил не имеет обратного действия и не может применяться в контрольном порядке для построенных котельных и котельных, строительство которых начато в период не менее одного года после ввода в действие настоящего свода правил по проектной документации, разработанной в соответствии с указаниями ранее действующего СНиП II-35.
Как следует из материалов дело, жилой комплекс, в составе с объектом газораспределительной системы жилого дома, газопроводом и газоиспользующими установками были приняты в эксплуатацию в декабре ДД.ММ.ГГГГ года, в декабре ДД.ММ.ГГГГ года соответственно, т.е. до введения в действие Свода правил «Котельные установки», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, следовательно, применению не подлежат.
Нарушений иных норм закона должностным лицом в вину ООО «АСК» не вменено.
В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения; отсутствии состава административного правонарушения.
Поскольку при рассмотрении дела судьей по части вмененных нарушений требований промышленной безопасности не установлено событие правонарушения, а по части нарушений вина ООО «АСК», производство по делу подлежит прекращению за отсутствием события и состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.29.9 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Алтайская сервисная компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) по ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием события и состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд непосредственно или через Центральный районный суд г.Барнаула в течение 10 суток с момента получения.
Судья Н.Б. Симон
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты><данные изъяты>