Дело № 5-240/2020
УИД 76RS0014-02-2020-000747-80
Резолютивная часть оглашена 16.10.2020 года
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Ярославль 16 октября 2020 года
Судья Кировского районного суда г.Ярославля Воробьева В.В., при секретаре Ховриной О.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.19 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, <данные изъяты>, расположенного по адресу: <...>,
установил:
Главным специалистом отдела государственного надзора департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области ФИО 1 3 сентября 2020 года в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (далее – КУМИ мэрии г.Ярославля) составлен протокол №51 об административном правонарушении, предусмотренном ч.19 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).
Из протокола следует, что г. Ярославль в лице КУМИ мэрии г.Ярославля является собственником помещений №№ в здании, расположенном по адресу: <...>, являющемся выявленным объектом культурного наследия «Дом жилой», 1902 года, на основании приказа департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 07.11.2017 № 67. Письмом департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области (далее - департамент) от 21.06.2018 № ИХ.43-1484/18 КУМИ мэрии г.Ярославля направлены требования к сохранению, содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия «Дом жилой» с актом технического состояния объекта культурного наследия от 15 июня 2018 года, предусматривающим разработку проектной документации для проведения работ по ремонту объекта культурного наследия на основании задания департамента в срок до 15 сентября 2018 года, проведение ремонтных работ на объекте культурного наследия на основании разрешения департамента в срок до 15 ноября 2018 года. Данные требования с актом технического состояния от 15 июня 2018 года получены КУМИ мэрии г.Ярославля 27 июня 2018 года. Ранее КУМИ мэрии г.Ярославля выдано задание на проведение ремонта крыши объекта культурного наследия от 6 декабря 2017 года № 03-01-175/17.
На основании задания департамента от 18 января 2019 года № 3-ВК 21 января
2019 проведено внеплановое мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия «Дом жилой», в ходе которого установлено, что общее состояние объекта культурного наследия является неудовлетворительным, здание содержится в ненадлежащем техническом состоянии. Срок выполнения ремонтных работ на объекте культурного наследия, ранее установленный актом технического состояния от 15 июня 2018 года, истек. Ремонтные работы на объекте культурного наследия не выполнены.
Постановлением судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 29 апреля 2019 года по делу №5-43/2019 КУМИ мэрии г.Ярославля признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
По результатам проведенного 21 января 2019 года мероприятия по контролю КУМИ мэрии г.Ярославля было направлено предписание департамента от 6 февраля 2019 года № ИХ.43-0433/19, предусматривающее проведение ремонтных работ на выявленном объекте культурного наследия «Дом жилой» в порядке, предусмотренном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ), в срок до 1 июля 2019 года.
В ходе мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия «Дом жилой», проведенного 3 июля 2019 года на основании задания департамента от 11 июня 2019 года № 165-ВК, установлено, что ремонтные работы не проведены, предписание департамента от 6 февраля 2019 года №ИХ.43-0433/19 не выполнено. Постановлением судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 13.09.2019 № 5-144/2019 КУМИ мэрии г. Ярославля привлечен к административной ответственности по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
В ходе проведенного 16 января 2020 года мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия «Дом жилой» на основании задания департамента от 16 января 2020 года № 17-ВК, установлено, что ремонтные работы не проведены, предписание департамента от 4 июля 2019 года №ИХ.43-2252/19 не выполнено в срок до 10 января 2020 года.
По результатам проведенного 16 января 2020 года мероприятия по контролю КУМИ мэрии г. Ярославля направлено предписание департамента от 20 января 2020 года № ИХ.43-0163/20, предусматривающее проведение ремонтных работ на выявленном объекте культурного наследия «Дом жилой» в порядке, предусмотренном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, в срок до 20 июля 2020 года (получено 22 января 2020 года).
На основании задания департамента от 16 июля 2020 № 407-ВК 21 июля 2020 г. главным специалистом отдела государственного надзора департамента ФИО 1 проведено внеплановое мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия «Дом жилой». В ходе проведения мероприятия по контролю осуществлен визуальный осмотр объекта культурного наследия. По результатам проведения мероприятия по контролю составлен акт осмотра объекта культурного наследия от 21 июля 2020 года и установлено следующее: имеются утраты кирпичной кладки стен и цоколя здания, поражение гнилью бревенчатых стен западной и восточной частей здания; имеются утраты элементов стропильной системы и обрешетки здания, наиболее значительные в центральной части здания, наблюдаются утраты кровельного покрытия; имеются утраты элементов оконных заполнений; наблюдается деструкция кирпичных элементов декора, поражение гнилью деревянных декоративных элементов; на момент осмотра общее состояние объекта культурного наследия является неудовлетворительным, объект культурного наследия содержится в ненадлежащем техническом состоянии; работы по сохранению объекта культурного наследия не выполнены.
Таким образом, КУМИ мэрии г. Ярославля не выполнены требования предписания департамента от 20 января 2020 года № ИХ.43-0163/20, предусматривающие проведение ремонтных работ на выявленном объекте культурного наследия «Дом жилой», 1902 г., расположенном по адресу: <...>, в порядке, предусмотренном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, в срок до 20 июля 2020 года. Нарушена ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В судебное заседание лица, участвующие в деле об административном правонарушении, не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От КУМИ мэрии г. Ярославля поступило ходатайство об отложении дела на основании Постановления Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 08.04.2020 N 821 <О приостановлении личного приема граждан в судах> и отзыв по делу.
В удовлетворении ходатайства КУМИ мэрии г. Ярославля отказано, Постановление Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 08.04.2020 N 821 <О приостановлении личного приема граждан в судах> утратило силу с 12 мая 2020 года в связи с истечением срока действия, указанного в п. 9 постановления. Начиная с 12 мая 2020 года деятельность судов и органов Судебного департамента осуществляется в полном объеме (<Письмо> Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 07.05.2020 N СД-АГ/667 <О деятельности судов и органов Судебного департамента в полном объеме с 12 мая 2020 года>).
Согласно отзыву КУМИ мэрии г. Ярославля просит прекратить производство по делу в виду следующего. КУМИ мэрии г. Ярославля полагает, что все необходимые и возможные мероприятия по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой» 1902 года в период с 20 января 2020 года по 20 июля 2020 года со стороны комитета были выполнены. Здание по адресу: <...>, является выявленным объектом культурного наследия «Дом жилой» 1902 года. Помещения №№ в здании, расположенном по адресу: <...>, принадлежат городу Ярославлю на праве собственности. Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области выдано задание по проведению работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Дом жилой» 1902 года от 06.12.2017 (ремонт крыши). Комитетом в период с 20 января 2020 года по 20 июля 2020 года проведены мероприятия по предварительному определению стоимости проведения ремонтных работ на указанном объекте культурного наследия. В письме от 13 марта 2020 года № 2319 комитет обратился в Департамент финансов мэрии города Ярославля с вопросом о предоставлении дополнительного финансирования для разработки проектно-сметной документации по сохранению объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <...>. Департамент финансов мэрии города Ярославля в ответе от 24 марта 2020 года № 07-02-10 указал на возможность предоставления денежных средств в случае изыскания источника финансирования. Таким образом, КУМИ мэрии г. Ярославля полагает, что в связи с выполнением комитетом последовательных действий по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой» 1902 года, расположенного по адресу: <...>, оснований для привлечения комитета к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.5 КоАП РФ, не имеется.
Исследовав письменные материалы дела, прихожу к выводу о том, что в действиях КУМИ мэрии города Ярославля имеется состав правонарушения, предусмотренного ч.19 ст.19.5 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии – п. 1 ч. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ.
Согласно ост. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из материалов дела следует, что г. Ярославль в лице КУМИ мэрии г.Ярославля является собственником помещений №№ в здании, расположенном по адресу: <...>, являющемся выявленным объектом культурного наследия «Дом жилой», 1902 года. Письмом департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 21.06.2018 № ИХ.43-1484/18 КУМИ мэрии г.Ярославля направлены требования к сохранению, содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия «Дом жилой» с актом технического состояния объекта культурного наследия от 15 июня 2018 года, предусматривающим разработку проектной документации для проведения работ по ремонту объекта культурного наследия на основании задания департамента в срок до 15 сентября 2018 года, проведение ремонтных работ на объекте культурного наследия на основании разрешения департамента в срок до 15 ноября 2018 года. Данные требования с актом технического состояния от 15 июня 2018 года получены КУМИ мэрии г.Ярославля 27 июня 2018 года. Ранее КУМИ мэрии г.Ярославля выдано задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 6 декабря 2017 года № 03-01-175/17.
Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В силу ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области уполномочен выдавать обязательные для исполнения предписания и осуществлять контроль за их исполнением.
Частью 18 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия
Частью 19 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.18 данной статьи.
В соответствии с положениями ч.ч. 1, 6, 7 ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, п. 1.1 Положения о департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области, утв. Постановления Правительства ЯО от 17.06.2015 N 659-п "О департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области", ч. 3 ст. 3 Закона ЯО от 05.06.2008 N 25-з "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области", Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области, осуществляя мероприятия по контролю за сохранностью выявленного объекта культурного наследия «Дом жилой», 1902 года, на основании заданий неоднократно проводил осмотры и фиксировал состояние данного объекта, выдавал КУМИ мэрии г.Ярославля обязательные для исполнения предписания: акт осмотра объекта культурного наследия от 21 января 2019 года и предписание о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия от 6 февраля 2019 года №ИХ.43-0433/19 со сроком исполнения до 1 июля 2019 года, акт осмотра объекта культурного наследия от 3 июля 2019 года и предписание о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия от 4 июля 2019 года №ИХ.43-2252/19 со сроком исполнения до 10 января 2020 года, акт осмотра объекта культурного наследия от 16 января 2020 года и предписание о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия от 20 января 2020 года №ИХ.43-0163/20 со сроком исполнения до 20 июля 2020 года, акт осмотра объекта культурного наследия от 21 июля 2020 года.
По результатам проведения мероприятия по контролю установлено, что по состоянию на 21 июля 2020 года имеются утраты кирпичной кладки стен и цоколя здания, поражение гнилью бревенчатых стен западной и восточной частей здания; имеются утраты элементов стропильной системы и обрешетки здания, наиболее значительные в центральной части здания, наблюдаются утраты кровельного покрытия; имеются утраты элементов оконных заполнений; наблюдается деструкция кирпичных элементов декора, поражение гнилью деревянных декоративных элементов; на момент осмотра общее состояние объекта культурного наследия является неудовлетворительным, объект культурного наследия содержится в ненадлежащем техническом состоянии; работы по сохранению объекта культурного наследия не выполнены.
Таким образом, ремонтные работы на выявленном объекте культурного наследия КУМИ мэрии г. Ярославля не выполнены, предписания не исполнены, в том числе по состоянию на 21 июля 2020 года.
При этом постановлением судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 29 апреля 2019 года по делу №5-43/2019 КУМИ мэрии г.Ярославля признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Постановлением судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 13 сентября 2019 года № 5-144/2019 КУМИ мэрии г. Ярославля привлечен к административной ответственности по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. Основанием для привлечения к административной ответственности послужило неисполнение КУМИ мэрии г. Ярославля предписания о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия от 6 февраля 2019 года №ИХ.43-0433/19 со сроком исполнения до 1 июля 2019 года.
В настоящее время КУМИ мэрии г.Ярославля не исполнило предписание о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия от 20 января 2020 года №ИХ.43-0163/20 со сроком исполнения до 20 июля 2020 года. Данное предписание было получено КУМИ мэрии г. Ярославля своевременно, 22 января 2020 года.
Таким образом, со стороны КУМИ мэрии г. Ярославля имеет место повторное неисполнение предписания Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области, что подпадает под действие ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ.
Вина КУМИ мэрии г. Ярославля в совершении указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в частности выпиской ЕГРН о собственнике помещений в здании, являющимся выявленным объектом культурного наследия «Дом жилой», 1902 г., распложенного по адресу: <...>, приказом от 7 ноября 2017 года №67 «О включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия Ярославской области», актом технического состояния объекта культурного наследия от 15 июня 2018 года, заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 6 декабря 2017 года, заданием №3-ВК от 18 января 2019 года на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия, актами осмотра объекта культурного наследия и фототаблицами, протоколом об административном правонарушении 3 сентября 2020 года, предписаниями, постановлением судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 13 сентября 2019 года, постановлением судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 29 апреля 2019 года, выпиской из ЕГРЮЛ на КУМИ мэрии города Ярославля, заданием №165-ВК от 11 июня 2019 года, заданием №17-ВК от 16 января 2020 года, заданием №407-ВК от 16 июля 2019 года.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, считаю, что все они являются относимыми, допустимыми и достаточными для вывода о виновности КУМИ мэрии г.Ярославля в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ. В период с 20 января 2020 года по 20 июля 2020 года КУМИ мэрии г.Ярославля не предпринималось каких-либо мер, направленных на проведение работ по ремонту объекта культурного наследия, требование предписания не исполнено.
Выданное предписание не признано незаконным, не оспорено КУМИ мэрии г.Ярославля.
Доводы жалобы о выполнении КУМИ мэрии г. Ярославля действий по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой» 1902 года, расположенного по адресу: <...>, опровергаются материалами дела. Из представленного в дело письма от 13 марта 2020 года №2319 не следует, что КУМИ мэрии г.Ярославля принимал достаточные действия для исполнения предписания о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия от 20 января 2020 года №ИХ.43-0163/20 со сроком исполнения до 20 июля 2020 года. В деле отсутствуют документы, подтверждающие принятие КУМИ мэрии г. Ярославля мер к исполнению названного предписания. Обращение с письмом о дополнительном финансировании одного структурного подразделения мэрии г.Ярославля к другому не освобождает КУМИ мэрии г. Ярославля от ответственности за неисполнение предписания в срок, установленный Департаментом, поскольку не свидетельствует об отсутствии вины в неисполнении предписания. При этом материалы дела не содержат доказательств того, что КУМИ мэрии г. Ярославля не имело возможности исполнить предписание Департамента в рамках выделенного ему финансирования на 2020 год, принимало меры для получения дополнительного финансирования до и после марта 2020 года в целях исполнения предписания.
Предусмотренные КоАП РФ основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в данном случае отсутствуют.
Оснований для признания совершенного КУМИ мэрии г.Ярославля правонарушения малозначительным не усматриваю.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, обстоятельств совершения административного правонарушения, полагаю возможным назначить КУМИ мэрии г.Ярославля наказание в виде административного штрафа с применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 200 000 рублей.
Оснований для назначения более строгого наказания не усматриваю.
Полагаю, что такое наказание будет являться справедливым и соразмерным содеянному; в полной мере соответствовать общим началам назначения административного наказания, предусмотренным ст. 4.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.19 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Сумма штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам: <данные изъяты>
В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г.Ярославля в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья В.В. Воробьева