Дело № 5-3/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Волжский Волгоградской области 04 февраля 2019 года
резолютивная часть постановления
объявлена 30 января 2019 года
Судья Волжского городского суда Волгоградской области Винецкая Наталья Георгиевна (<...>), рассмотрев единолично дело об административном правонарушении, поступившее в суд 12 ноября 2018 года, в отношении:
Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2 г. Волжского Волгоградской области», зарегистрированного в качестве юридического лица <дата>, основной государственный регистрационный номер <номер> присвоен <дата>, ИНН <номер>, КПП <номер>, место нахождения: <адрес>, ранее к административной ответственности не привлекавшегося,
обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении №53-07-08/34 от 06 ноября 2018 года, 05 июля 2018 года должностными лицами комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области на основании задания на проведение мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Волгоградской области №53-07-09/48 от 02 июля 2018 года в ходе проведения мероприятия по контролю за состоянием элемента объекта культурного наследия установлено, что муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2 г. Волжского Волгоградской области» (сокращенное наименование МОУ СШ <номер>), содержит в ненадлежащем техническом и санитарном состоянии элемент, входящий в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс застройки города гидростроителей», расположенный по адресу: <адрес>, а именно: на фасадах объекта имеются подтеки, отслоение и обрушение окрасочного и оштукатуренного слоев с оголением кирпичной кладки; подтеки и разрушение окрасочного слоя венчающего и межэтажного карнизов; следы замачивания на венчающем карнизе и фасадах здания; отверстия на лицевом фасаде (предположительно от демонтированных сплит-систем); оконные проемы частично заменены на пластиковые; один оконный проем на правом торцевом фасаде здания закрыт предположительно листом ДСП (ДВП), цоколь имеет повреждения, разрушение отмостки. Указанные действия МОУ СШ №2 квалифицированы должностным лицом административного органа по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе судебного разбирательства законный представитель МОУ СШ №2 директор ФИО1 пояснила, что учреждение вину в совершении вменяемого административного правонарушения не признает, поскольку школа является бюджетной организацией и ее финансирование производится согласно муниципальному заданию, в котором не заложено финансирование по данному вопросу. В апреле 2018 года, планируя ремонтные работы на летний период ею, совместно с делопроизводителем, при обходе здания школы были впервые выявлены разрушения на барельефе школы, в связи с чем администрация учреждения неоднократно обращалась в адрес главного распорядителя денежных средств - управление образование администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области об оказании содействия в ремонте барельефа и дополнительном финансировании, которое на устранение выявленных недостатков выделено не было, в связи с чем считает, что вины учреждения в ненадлежащем сохранении и содержании здания школы, входящего в объект культурного наследия, не имеется. Просила производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Защитник МОУ СШ №2 ФИО2 при рассмотрении дела просила производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Консультант отдела надзора, контроля и учёта объектов культурного наследия комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области ФИО3, составивший протокол об административном правонарушении в отношении МОУ СШ №2, в ходе рассмотрения дела пояснил, что на основании задания на проведение мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Волгоградской области №53-07-09/48 от 02 июля 2018 года в ходе проведения мероприятия по контролю за состоянием элемента объекта культурного наследия сотрудниками отдела надзора, контроля и учета объектов культурного наследия комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области установлено, что МОУ СШ №2 содержит в ненадлежащем техническом и санитарном состоянии элемент, входящий в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс застройки города гидростроителей», расположенный по адресу: <адрес>, а именно: на фасадах объекта имеются подтеки, отслоение и обрушение окрасочного и оштукатуренного слоев с оголением кирпичной кладки; подтеки и разрушение окрасочного слоя венчающего и межэтажного карнизов; следы замачивания на венчающем карнизе и фасадах здания; отверстия на лицевом фасаде (предположительно от демонтированных сплит-систем); оконные проемы частично заменены на пластиковые; один оконный проем на правом торцевом фасаде здания закрыт предположительно листом ДСП (ДВП), цоколь имеет повреждения, разрушение отмостки, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и явилось основанием для составления в отношении МОУ СШ №2 протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении был составлен им в присутствии законного представителя МОУ СШ №2, процессуальные права и обязанности, положения статьи 51 Конституции РФ ей были разъяснены, копия протокола вручена после ознакомления.
Выслушав законного представителя и защитника МОУ СШ №2, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении и дополнительно представленные доказательства, прихожу к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу в силу следующего.
Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в редакции, действующей на момент совершения вменяемого правонарушения, установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». В преамбуле к названному Федеральному закону указано, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (п. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).
В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия (п. 1 ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ предусмотрено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В силу ст. 51 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают: в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия; из актов государственных органов; из договоров; из судебного решения; по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно подп. 1, 2 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.
Из содержания п. 1 ст. 61 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ следует, что за нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 45 названного Закона работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
При рассмотрении дела установлено, что МОУ СШ №2 поставлено на учет в налоговом органе 19 марта 1998 года, 22 июня 2001 года зарегистрировано в качестве юридического лица и 23 сентября 2002 года ему присвоен основной государственный регистрационный номер <номер>, директором МОУ СШ №2 является ФИО1 Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями о юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 04 сентября 2018 года, копией приказа о приеме работника на работу №192-лс от 07 июня 2018 года (том 1 л.д. 27-43, 24, 226).
В соответствии с условиями договора № 98оу от 13 апреля 2009 года здание, расположенное по адресу: <адрес> передано в оперативное управление МОУ СШ №2; договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 8 мая 2009 г. за <номер> (том 1 л.д. 110-112, 113, 114-154). Аналогичная информация содержится в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 11 июля 2018 года (том 1 л.д. 107-108).
На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 27 ноября 2015 года № 22015-р объект культурного наследия «Комплекс застройки города гидростроителей», 1951-1962 гг., расположенный по адресу: Волгоградская область, город Волжский, 1-ая очередь города, зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером 341420132160005 (том 2 л.д. 4-5).
Приказом Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 08 июня 2018 года № 99 утвержден предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс застройки города гидростроителей», расположенный по адресу: Волгоградская область, город Волжский, 1-ая очередь города, согласно приложению № 1 к которому здание по адресу: <адрес> входит в состав объекта культурного наследия (том 2 л.д. 27-28).
Границы территории и режим использования объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс застройки города гидростроителей» установлены приказом Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 29 июня 2018 г. № 132 (том 2 л.д. 6-26).
Здание МОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2 г. Волжского Волгоградской области» по адресу: <адрес> располагается в границах территории объекта культурного наследия и является его частью (том 2 л.д. 6-26).
На основании задания на проведение мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Волгоградской области временно осуществляющего полномочия председателя комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области №53-07-09/48 от 02 июля 2018 года, в период со 02 июля 2018 года по 13 июля 2018 года, должностными лицами отдела надзора, контроля и учета объектов культурного наследия комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области проведен осмотр элемента объекта культурного наследия – здания, расположенного по адресу: <адрес>, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс застройки города гидростроителей», 1951-1962 гг.» (том 1 л.д. 105-106).
В ходе проведенного осмотра указанного элемента объекта культурного наследия должностными лицами отдела надзора, контроля и учета объектов культурного наследия комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области установлено, что он содержится МОУ СШ №2 в ненадлежащем техническом и санитарном состоянии, а именно: на фасадах объекта имеются подтеки, отслоение и обрушение окрасочного и оштукатуренного слоев с оголением кирпичной кладки; подтеки и разрушение окрасочного слоя венчающего и межэтажного карнизов; следы замачивания на венчающем карнизе и фасадах здания; отверстия на лицевом фасаде (предположительно от демонтированных сплит-систем); оконные проемы частично заменены на пластиковые; один оконный проем на правом торцевом фасаде здания закрыт предположительно листом ДСП (ДВП), цоколь имеет повреждения, разрушение отмостки (том 1 л.д. 79-104, 227-252).
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 06 ноября 2019 года в отношении МОУ СШ №2 консультантом отдела надзора, контроля и учета объектов культурного наследия комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области ФИО3 протокола об административном правонарушении №53-07-08/34 по ст. 7.13 ч. 1 КоАП РФ (том 1 л.д. 2-6).
Однако, как следует из положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из представленных материалов дела об административном правонарушении следует, что согласно Уставу (том 1 л.д. 44-68) МОУ СШ №2 является муниципальным автономным учреждением, функции и полномочия собственника имущества которого осуществляются управлением муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области и управлением образования и молодежной политики администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области. При этом учреждение является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности.
В силу п.п. 2.1, 2.6 Устава учреждение осуществляет свою деятельность по выполнению работ и оказанию услуг в сфере образования посредством выполнения муниципального задания, которое формируется и утверждается Учредителем и финансируется путем предоставления субсидий из бюджета городского округа - город Волжский Волгоградской области. При этом финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что Учреждение, в силу федеральных законов и уставных документов, имеет возможность для соблюдения требований законодательства об охране объектов культурного наследия и содержания объекта культурного наследия в соответствии с предъявляемыми к этому требованиями.
С целью принятия мер по соблюдению установленных требований, а также выполнения мероприятий по содержанию имущества Учреждением в адрес управления образования администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области направлены сообщения о необходимости проведения работ по текущему и капитальному ремонту помещений и здания МОУ СШ № 2 и обращения о выделении финансирования на проведение указанных работ.
Данное обстоятельство подтверждается сообщениями от 15 августа 2013 г. № 235, 23 ноября 2015 г. № 360, 09 июня 2017 г. № 179, а также письмами, содержащими требование о выделении денежных средств от 23 сентября 2013 г., 18 декабря 2013 г., 30 октября 2015 г., 27 июля 2017 г. № 309, 21 марта 2018 г. № 66, 03 мая 2018 г., 17 августа 2018 г., 10 сентября 2018 г. (том 2 л.д. 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 122, 123).
При этом финансирование работ по содержанию имущества – здания школы - муниципальным заданием на 2017 год, а также на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, в рамках которых Учреждение осваивает субсидии на оказание муниципальных услуг и содержание имущества, предусмотрено не было (том 2 л.д. 161-173, 181-203), что также подтверждается ответом Управления образования администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от 22 января 2019 года № 21/170 с приложением соответствующих документов на запрос суда.
Следует отметить, что действия, выразившиеся в обращении к собственнику имущества, являющемуся одновременно учредителем юридического лица, были предприняты Учреждением - МОУ СШ № 2, ранее даты утверждения предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения и даты установления границ территории и режима его использования (8 июня 2018 г. и 29 июня 2018 г. соответственно), так и после указанных дат.
Кроме того, во исполнение обязательств по содержанию объекта культурного наследия МОУ СШ № 2 с целью определения стоимости ремонтных работ здания школы и включения указанной суммы в бюджет обратилось проектную организацию <...>, предварительная стоимость проектно-сметной документации составила <...> рублей (том 2 л.д. 127-128, 129, 130).
Положения части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают, что обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает наличие законных оснований для применения административного взыскания.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Следовательно, о вине юридического лица с учетом положений ч. 1 и ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ можно говорить в случае, если установлен и доказан факт непринятия юридическим лицом необходимых конкретных мер при условии наличия у него возможности для соблюдения соответствующих правил и норм.
Недоказанность вины свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, что является основанием для прекращения производства по делу (пункт 2 части 1 статьи 24.5 указанного Кодекса).
Установленные в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение юридическим лицом МОУ СШ № 2 требований законодательства об охране объектов культурного наследия за время владения помещением вышеуказанного объекта культурного наследия вызвано объективными причинами, связанными с отсутствием финансирования работ по содержанию объекта в надлежащем состоянии и носящих характер непреодолимых, при этом учреждением своевременно принимались все возможные меры по соблюдению предписанных норм.
Изложенное исключает наличие в действиях МОУ СШ № 2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, в отношении муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2 г. Волжского Волгоградской области» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградский области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: подпись