№5-241/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
15 октября 2020 года г.Вичуга
Судья Вичугского городского суда Ивановской области Бразер А.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 КоАП РФ в отношении юридического лица – муниципального унитарного предприятия «Комсервис» пос.Старая Вичуга Вичугского муниципального района Ивановской области (далее – МУП «Комсервис», МУП), находящегося по адресу: 155310, Ивановская область, Вичугский район, пос.Старая Вичуга, ул.Клубная, д.1,
УСТАНОВИЛ:
МУП «Комсервис» пос.Старая Вичуга совершило использование водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования таким объектом, при следующих обстоятельствах.
24 июля 2020 года в период с 12.00 до 13.00 часов МУП «Комсервис», осуществляющее водоотведение в пос.Старая Вичуга Вичугского муниципального района Ивановской области, а именно прием и транспортировку неочищенных сточных вод от абонентов Старовичугского городского поселения, включая население и предприятия, в том числе от текстильного предприятия ООО «Галтекс» (далее – предприятие «Галтекс») на территории данного городского поселения производило сброс указанных неочищенных сточных вод в реку Вичужанка через три выпуска (трубы) эксплуатируемой МУП канализационной сети, что является формой водопользования, в отсутствие решения уполномоченного органа – Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее – Департамент) о предоставлении данного водного объекта (р.Вичужанка) в пользование МУП, чем нарушило ст.11 Водного кодекса РФ.
В судебном заседании законный представитель привлекаемого к административной ответственности юридического лица – директор МУП «Комсервис» Голубев В.М. – осуществление МУП сбросов сточных вод в р.Вичужанка без получения решения о предоставлении водного объекта в пользование подтвердил, указал, что были предприняты все зависящие от предприятия меры по соблюдению требований законодательства при осуществлении этих сбросов. Обращал внимание на отсутствие общегородских очистных сооружений, возвести которые своими силами МУП не в состоянии. Данный вопрос решается Администрацией поселения. Завершаются работы по отделению стоков, идущих с предприятия «Галтекс», чтобы Администрация могла передать этот выпуск на баланс последнего (полностью отделение от всех остальных абонентов ещё не произведено). Планируется устроить единый выпуск для остальных стоков с целью снижения расходов на оборудование по учету сточных вод. Отмечал падение доходов МУП ввиду снижения спроса из-за экономии ресурсов потребителями. Полагал, что налагаемые на МУП штрафы приведут лишь к банкротству предприятия. Приостановка деятельности МУП по приему стоков от ООО «Галтекс» стала бы кардинальной мерой, однако на данном предприятии занято не менее 700 человек при общей численности жителей поселения порядка 4500 человек, его отчисления в значительной степени составляют доходы бюджета поселения.
Допрошенный в качестве свидетеля старший государственный инспектор отдела государственного экологического надзора Департамента Р., составивший протокол об административном правонарушении, показал, что, осуществляя пользование водным объектом с 2016 года, МУП было обязано получить решение на предоставление его в пользование. В результате деятельности Департамента по проведению проверок по многочисленным обращениям граждан о незаконных сбросах отходов в р.Вичужанка в феврале 2020 года МУП подало заявку на такое решение. После получения отказа каких-либо действий, направленных на исправление недостатков и обращение с новой заявкой, предприятие до настоящего времени не предпринимало, и при осмотре стоков 24 июля 2020 года в ходе проверки по очередному обращению жителей был выявлен факт сброса сточных вод в реку в отсутствие решения. Полагал, что приостановление всей деятельности МУП не требуется, но с учетом доводов директора об отсутствии финансовых средств и отделении стоков предприятия «Галтекс» предлагал в рамках ответственности по ст.7.6 КоАП РФ приостановить деятельность МУП по приему стоков от этого предприятия, что может понудить ООО «Галтекс» принять соответствующие коммуникации на свой баланс и самостоятельно обратиться за решением о предоставлении р.Вичужанка в пользование, поскольку МУП таких мер не предпринимает. При этом выразил мнение, что именно от предприятия «Галтекс» исходит большая часть загрязняющих элементов в стоках, которые фактически являются промышленными и вызывают неестественный цвет реки.
Допрошенная в качестве свидетеля заместитель начальника Департамента – начальник отдела государственного экологического надзора М. – указала, что половина всех обращений граждан в адрес Департамента, по итогам разрешения которых МУП привлекалось к ответственности, состояло в жалобах на деятельность предприятия «Галтекс», однако привлечь последнее к ответственности не представляется возможным, поскольку с муниципальным предприятием заключен договор на прием стоков, и непосредственно сбросы в реку производит МУП. На различных совещаниях с участием представителей Департамента и ООО «Галтекс» этот вопрос поднимался, но фактически ничего сделано не было. Работа локальных очистных сооружений «Галтекса» ставится под сомнение, т.к. фиксируются значительные превышения показателей загрязняющих веществ в стоках, а река меняет цвета. Полагала, что наказание в виде штрафа результатов не даст, и эффективным будет лишь приостановление деятельности МУП в части приема стоков от предприятия «Галтекс».
Свидетель О. – директор по развитию ООО «Галтекс» – показал, что локальные очистные сооружения на предприятии действуют, однако в нормативной очистке стоков должны участвовать и общегородские очистные сооружения, которых нет. Предприятие «Галтекс» фактически является градообразующим, и в настоящее время имеется возможность получения поселением статуса моногорода, что облегчит его участие в государственных программах по строительству очистных сооружений. Указанный вопрос прорабатывался с Правительством Ивановской области и будет разрешен.
Свидетель П. – представитель ООО «Галтекс» – показал, что сбросы стоков производятся предприятием в канализационный коллектор после очистки на локальных очистных сооружениях, а уже МУП сбрасывает их в р.Вичужанка, как и стоки со всех других предприятий поселения в отсутствие городских очистных сооружений. В то же время жителями поселения действующее фабричное производство воспринимается как источник загрязнения реки, при этом не учитывается, что сточные воды МУП принимает и с других производств. На предприятии «Галтекс» постоянно занято порядка 800 человек, приостановление приема сточных вод приведет к остановке всей работы предприятия, т.к. иных возможностей по водоотведению оно не имеет.
Свидетель З. – представитель ООО «Галтекс» – показал, что приостановление приема сточных вод МУП «Комсервис» от их предприятия приведет к полной остановке работы последнего, а также к остановке работы котельной, находящейся на его территории и обеспечивающей отоплением многоквартирные дома и социальные объекты. Обращал внимание, что стоки принимаются МУП и от других предприятий, в частности, от магазина «Экономыч» с действующим мясным и молочным производством.
Изучив представленные материалы дела, выслушав участвующих в судебном заседании лиц, судья приходит к следующим выводам.
МУП «Комсервис» создано Постановлением Администрации Старовичугского городского поселения (далее – Администрация поселения) от 15.09.2016 г. №160 и за ним на праве хозяйственного ведения закреплено соответствующее муниципальное имущество, в том числе канализационная сеть. МУП в пос.Старая Вичуга осуществляет водоотведение, являясь на основании Постановления Администрации поселения от 06.12.2019 г. №196 гарантирующей организацией (п.6 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ).
Согласно актуализированной схеме водоснабжения и водоотведения, утвержденной Администрацией поселения, сточные воды поселка собираются сетью канализации и сбрасываются в границах населенного пункта в р.Вичужанка без очистки.
Как следует из имеющихся в материалах дела расчетов количества сточных вод, МУП «Комсервис» принимает стоки как от населения Старовичугского поселения, так и от 25 организаций, включая бюджетные учреждения и коммерческие предприятия, самым крупным из которых (в сравнении с другими по отдельности) по объемам стоков является предприятие «Галтекс», с которым у МУП заключен договор от 01.10.2016 г. на прием сточных вод, согласно которому МУП принимает стоки у данного предприятия за плату, при этом граница ответственности ООО «Галтекс» за канализационные сооружения установлена до места врезки в канализационные колодцы.
Согласно свидетельству от 20.05.2020 г., выданному МУП Департаментом, система канализации пос.Старая Вичуга поставлена на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с п.19 ч.1 Водного Кодекса РФ (далее – ВК РФ) сточными водами являются талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В силу ст.37, ч.1 ст.44 ВК РФ сброс сточных вод в водный объект, в частности, в реку (ст.5 ВК РФ) является одной из форм водопользования.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.11 ВК РФ право пользования поверхностным водным объектом для сброса сточных вод возникает на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Согласно ч.1 ст.8 ВК РФ такие водные объекты, как река, находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
В силу п.1 ч.1 ст.26 ВК РФ полномочия по предоставлению водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в пользование на основании решений передано органам государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с п.3.8.7 Положения о Департаменте природных ресурсов и экологии Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 23.12.2014 г. № 565-п, Департамент осуществляет полномочия РФ в области водных отношений, в том числе по предоставлению водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ивановской области, в пользование на основании решений о предоставлении.
Порядок обращения с заявкой и состав документов для получения таких решений установлен Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 844, а также Административным регламентом, утвержденным Приказом Минприроды России от 14.09.2011 г. № 763.
В силу положений приведенных нормативно-правовых актов юридическое лицо, заинтересованное в получении такого решения для сброса сточных и (или) дренажных вод, обращается в уполномоченный орган с заявкой и приложенными к ней документами, в том числе: о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации; сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте; материалы в графической форме с отображением водного объекта, указанного в заявлении, и размещения средств и объектов водопользования с пояснительной запиской к ним, расчет и обоснование заявленного объема сброса сточных и (или) дренажных вод и показателей их качества по каждому выпуску, поквартальный график сброса, сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объемов и контроля (наблюдения) качества сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод, графические материалы с обозначением места предполагаемого сброса сточных и (или) дренажных вод по каждому выпуску.
12 февраля 2020 года МУП «Комсервис» обратилось в Департамент за получением решения о предоставлении р.Вичужанка в пользование, однако было принято решение об отказе в рассмотрении представленных документов ввиду их некомплектности, а именно отсутствия вышеприведенных сведений, на что МУП было указано в соответствующем перечне, т.е. доведено о том, что не позволило рассмотреть заявку.
При осмотре 24 июля 2020 года систем водоотведения канализационных сточных вод в пос. Старая Вичуга должностным лицом Департамента, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, обнаружено, что МУП «Комсервис» осуществляет сброс в р.Вичужанка через три выпуска (трубы) неочищенных стоков, которые по запаху и цвету характерны (на разных трубах) для текстильного производства, хозяйственно-бытовых стоков и стоков от бани.
Таким образом, МУП путем сброса сточных вод в р.Вичужанка использовало данный водный объект в отсутствие решения о предоставлении его в пользование, что составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ.
Исходя из показаний допрошенных в судебном заседании лиц, указанные действия продолжаются до настоящего времени.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
МУП «Комсервис» могло законно осуществлять использование р.Вичужанка для сброса стоков лишь при получении решения о предоставлении данного водного объекта в пользование, однако осуществляло эту деятельность в отсутствие такого решения. При этом после получения в феврале 2020 года отказа в рассмотрении заявки на решение ввиду некомплектности документов, должных мер к исправлению ситуации не предпринимало вплоть до обнаружения правонарушения.
Из материалов дела следует, что в апреле 2020 года МУП «Комсервис» обращалось в Администрацию поселения с просьбой финансировать установку узлов учета на сбросах канализационных сетей без уточнения требуемых объемов финансирования и каких-либо иных подробностей по срокам и порядку установки таких приборов.
Согласно нормативным требованиям к составу документов, прилагаемым к заявкам на предоставлении водного объекта в пользование, наличие контрольно-измерительной аппаратуры является лишь одним из пунктов этих требований.
Таким образом, достаточных мер для подготовки к обращению в уполномоченный орган за необходимым решением МУП не предпринимало, ограничившись направлением абстрактной просьбы к собственнику эксплуатируемого имущества о помощи в реализации одного из нормативных требований.
Представленная в материалах дела переписка МУП и Администрации поселения, а также Администрации и органов государственной власти Ивановской области на предмет строительства очистных сооружений об обратном не свидетельствует.
Согласно Уставу МУП «Комсервис» оно является коммерческой организацией с самостоятельным балансом, полученные от используемого имущества доходы поступают в хозяйственное ведение предприятия. За свою деятельность оно взимает плату с абонентов.
Действия МУП по использованию водного объекта без документов, на основании которых возникает такое право, суд квалифицирует по ст.7.6 КоАП РФ.
Совершение данного правонарушения подтверждается доказательствами, а именно протоколом об административном правонарушении от 30 июля 2020 года, где описаны обстоятельства и дата правонарушения, протоколом осмотра объектов и территории, вышеназванными постановлениями Администрации поселения, а также свидетельством о постановке канализационных сетей МУП на учет, справками об объемах принимаемых стоков, Уставом МУП, договором о закреплении за ним муниципального имущества, договором с ООО «Галтекс» о приеме сточных вод, показаниями допрошенных в судебном заседании лиц о том, что МУП производит сбросы стоков в р.Вичужанка в отсутствие решения на предоставление реки в пользование.
Суд считает, что правонарушение состоит именно в использовании водного объекта без документов, дающих на это право, поскольку решение о закреплении за МУП эксплуатируемого имущества, включая канализационные выпуски в реку, было принято уже в момент создания предприятия, а водопользование в данном случае состоит в сбросе сточных вод, т.е. со стороны МУП не происходило самовольного занятия водного объекта; кроме того, договор водопользования с МУП не заключался (для сброса сточных вод законом это не предусмотрено), поэтому отсутствует и такое проявление правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, как водопользование с нарушением его условий.
Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, сопряженного в данном случае со сбросом неочищенных канализационных стоков в водный объект, достаточных оснований для признания этого правонарушения малозначительным согласно ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
При определении вида и размера наказания подлежат учету характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, не установлено.
Принимая во внимание характер совершенного правонарушения и совокупность сведений о привлекаемом к ответственности юридическом лице, в том числе финансовое положение МУП, на которое указано его законным представителем, наличие у предприятия обязанности по водоснабжению и водоотведению в статусе гарантирующей организации, судья признает справедливым и соответствующим цели предупреждения совершения новых правонарушений назначение административного наказания в административного штрафа в минимальном размере.
Суд считает нецелесообразным реализацию предложений Департамента о приостановлении деятельности МУП по приему сточных вод от предприятия «Галтекс», в том числе и на минимальный срок, поскольку это приведет к остановке деятельности последнего и существенным негативным социальным и иным последствиям, связанным с временным лишением занятости большого числа людей, угрозой для теплоснабжения городского поселения, недополучением доходов муниципального бюджета.
Кроме того, по данному делу к административной ответственности привлекается МУП «Комсервис», а не ООО «Галтекс», однако в случае реализации предложений Департамента фактически ущерб понесет именно предприятие «Галтекс», будет ухудшено его положение в сравнении с иными абонентами МУП, относительно которых также имеются сведения о производстве сбросов в канализационную систему поселения и далее в водный объект.
Наступление таких последствий противоречило бы предусмотренным ст.1.2 КоАП РФ задачам законодательства об административных правонарушениях, создавая риск превышения ущерба от исполнения наказания в сравнении с характером правонарушения, объектом которого являются правоотношения в области охраны собственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9-29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать МУП «Комсервис» пос. Старая Вичуга Вичугского муниципального района Ивановской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В силу ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ. Согласно ч.1 ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный ч.1 ст.32.2 КоАП РФ, влечет (применительно к юридическим лицам) наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.А. Бразер