ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-241/20 от 26.10.2020 Исилькульского городского суда (Омская область)

Дело № 5-241/2020

55RS0013-01-2020-001006-28

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Исилькуль 26 октября 2020 года

Судья Исилькульского городского суда Омской области Хоренко О.В., при секретаре Скок О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении:

Администрации Первотаровского казачьего сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 646016, <...>, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении 55ОМ 038278 от 18.09.2020г., составленному государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Исилькульскому району Омской области ФИО1, 07.09.2020г. в 16 час. 45 мин. на автомобильной дороге по адресу: <...>, произошло дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП): наезд на несовершеннолетнего пешехода. В результате ДТП пешеход получила телесные повреждения. В ходе осмотра места происшествия выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги по адресу: <...> а именно: отсутствует тротуар в нарушение требования п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства», и п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г. №1090).

Указанные недостатки создают угрозу безопасности дорожного движения, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

В судебном заседании глава Администрации Первотаровского казачьего сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области ФИО2, вину в совершении административного правонарушения не признала, не согласилась с протоколом об административном правонарушении. Дополнительно суду сообщила, что согласно акту о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда на ул. Украинская с.Первотаровка Исилькульского района Омской области отсутствует тротуар в нарушение требований п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства». Указанный ГОСТ распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городских и сельских поселений, устанавливает общие требования к ним и правила их применения. В соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. К дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими. В населенных пунктах тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений (п. 4.5.1.2 ГОСТ Р 52766-2007). Пунктом 1.1 Раздела 1 СП 42.13330.2016 установлено, что настоящий свод правил распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации и содержит основные требования к их планировке и застройке. Указанные требования конкретизируются и дополняются с учетом региональных особенностей в региональных и местных нормативах градостроительного проектирования, утвержденных в установленном порядке. Дорога улицы Украинская с. Первотаровка согласно техническому паспорту была построена в 1973г., имеет IV категорию. С даты постройки и до настоящего времени реконструкция данной дороги не проводилась. В 2010г. по заданию Администрации ООО «Криан» были выполнены работы по «Организации безопасности дорожного движения», разработан проект дислокации дорожных знаков и разметки, который утвержден УГИБДД УМВД России по Омской области. В соответствии с данным документом на ул. Украинской, в той части, где проезжая часть дороги проходит через населенный пункт, организацией дорожного движения наличие тротуара не предусмотрено. В связи с этим, полагает, что у Администрации Первотаровского казачьего сельского поселения, отсутствует обязанность и право по обустройству ул. Украинской тротуарами до проведения работ по реконструкции данной улицы. Приказом Росстандарта от 15.04.2020г. №163-ст внесены изменения в ГОСТ Р 52766-2007, в том числе в п. 4.5.1.1. В новой редакции появилось указание на автомобильные дороги IV и V категорий, к которой относится дорога по ул.Украинская. Дата введения в действие вышеуказанных изменений с 01.07.2020г. Полагает, что в период времени с 01.07.2020г. до 07.09.2020г. у Администрации отсутствовала возможность обустроить ул. Украинскую тротуаром. Кроме того, отсутствует причинно-следственная связь между событием ДТП и отсутствием тротуара на ул. Украинская. А именно, ребенок находился напротив своего дома, играя рядом с проезжей частью. Водитель ФИО3 управлял автомобилем в дневное время в состоянии алкогольного опьянения. Водитель, находясь в состоянии алкогольного опьянения, не мог контролировать управление транспортным средством, наличие тротуара не предотвратило наезд на ребенка. При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в деянии состава административного правонарушения. Полагала, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, в связи с чем, просила ограничиться устным замечанием, либо применить ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ. Указала, что Администрация Первотаровского казачьего сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области является казенным учреждением с дотационным бюджетом. Бюджет поселения на 2020г. составляет 2840,13 тыс. руб. Администрация Первотаровского казачьего сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области не располагает в условиях дефицитного бюджета необходимым объемом средств, для исполнения возложенных на нее обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения.

Выслушав главу Администрации Первотаровского казачьего сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно ст. 2 Закона Омской области от 24.09.2015г. №1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области», за сельскими поселениями Омской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 8, 13, 15, 22, 26, 31, 38 части 1 статьи 14 Закона №131-ФЗ.

Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения сельских поселений Омской области.

Аналогичные положения закреплены также в п. 6 ч. 1 ст. 13, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007г. № 270-ст введен национальный стандарт «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» - ГОСТ Р 52766-2007, из содержания п. 4.5.1.1 указанного ГОСТ (в редакции Приказа Росстандарта от 15.04.2020г., вступившей в силу с 01.07.2020г.) следует, что тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. К дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими.

Редакцией п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 (в редакции Приказа Росстандарта от 09.12.2013г.), действовавшей до 01.07.2020г., было предусмотрено, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.

Следовательно, в ранее действовавшей редакции ГОСТ Р 52766-2007 необходимость устройства тротуара связывалась исключительно с покрытием дороги, а в ныне действующей редакции ГОСТ Р 52766-2007 необходимость устройства тротуара связана с категорией дороги и ее покрытием.

Доказательства того, что дорога по ул. Украинская в с. Первотаровка Исилькульского района Омской области относится к дорогам IV категории в материалы дела не представлено. Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что как в ныне действующей редакции ГОСТ Р 52766-2007, так и в редакции, действовавшей до 01.07.2020г., предусмотрена необходимость устройства тротуаров на дорогах с твердым покрытием, ссылка Администрации Первотаровского казачьего сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области на то, что до 01.07.2020г. на Администрацию не могла быть возложена обязанность по обустройству тротуара на дороге IV категории с твердым покрытием, проходящей через с. Первотаровка является несостоятельной.

Требованиями п. 5.1 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017г. №1245-ст, установлено, что проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (массивные предметы по 4.4 и т.п.), за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов.

Приказом Минстроя России от 30.12.2016г. №1034/пр утвержден «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», из положений п.3.35а которого следует, что тротуар – это территория улиц и дорог населенных пунктов, сформированная вдоль проезжей части, входящая в состав поперечного профиля улиц, отделенная бортовым камнем и приподнятая над проезжей частью или обозначенная разметкой (или отделенная другим способом), предназначенная для движения пешеходов, размещения опор освещения, элементов благоустройства, озеленения.

Факт совершения административного правонарушения Администрацией Первотаровского казачьего сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 18.09.2020г., в котором описано событие административного правонарушения и обстоятельства его совершения; актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, фототаблицей дорожного покрытия, свидетельствующей об отсутствии тротуара на ул.Украинская в с. Первотаровка Исилькульского района Омской области; свидетельством о государственной регистрацией права на внутрипоселковую дорогу по ул.Украинская в с. Первотаровка Исилькульского района Омской области, собственником которой является Первотаровское казачье сельское поселение Исилькульского муниципального района Омской области.

Допустимость и достоверность представленных в материалы дела доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Не может быть принята в качестве доказательства отсутствия состава административного правонарушения в бездействии Администрации Первотаровского казачьего сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области дислокация дорожных знаков и разметки в с.Первотаровка, утвержденная инспектором БДД УГИБДД УМВД России по Омской области, поскольку указанная схема касается только дорожных знаков и разметки, а не обустройства тротуара.

Доводы главы Администрации Первотаровского казачьего сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области о том, что отсутствует причинно-следственная связь между ДТП, произошедшим 07.09.2020г. и отсутствием тротуара на ул. Украинская в с. Первотаровка Исилькульского района Омской области не влияют на наличие в бездействии Администрации состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ. Суд отмечает, что ДТП, произошедшее 07.09.2020г. явилось поводом для составления акта о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда и выявления в бездействии Администрации Первотаровского сельского поселения состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ. Иные составы административных правонарушений, в том числе, связанные с нарушением правил дорожного движения водителем ФИО3 в действиях (бездействии) Администрации Первотаровского сельского поселения отсутствуют и не вменяются последнему.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит их допустимыми и приходит к выводу, что обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, иных материалах дела, не противоречат друг другу, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, протокол составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, нарушений процессуальных требований не имеется.

В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

По своей конструкции состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, является формальным, и для привлечения к административной ответственности достаточно выявления самого факта несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий, то есть ответственность за указанное административное правонарушение не связана с последствиями его совершения, наличие или отсутствие последствий не имеет правового значения для наступления ответственности.

В данном случае наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям должно определяться исходя из социальной значимости охраняемых общественных отношений независимо от наличия или отсутствия реального ущерба.

Совершенное Администрацией Первотаровского казачьего сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области правонарушение посягает на обеспечение безопасности дорожного движения, в связи с чем нарушение требований законодательства в области дорожного движения влечет угрозу охраняемым законом общественным отношениям в указанной сфере.

Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного Администрацией Первотаровского казачьего сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области правонарушения, основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, отсутствуют.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, поименованных в ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.

Представленные документы свидетельствует о том, что Администрация Первотаровского казачьего сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области при надлежащей организации работ по содержанию дорог имела реальную возможность для соблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, но своевременно данные меры приняты ею не были.

Исследовав и оценив, собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что Администрация Первотаровского казачьего сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, а именно: несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Недостаточность бюджетного финансирования, не может являться основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку надлежащая организация работ, а также распределение денежных средств и ресурсов находится в компетенции и под контролем администрации Первотаровского казачьего сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность Администрации Первотаровского казачьего сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, отсутствуют.

С учетом обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения Администрации Первотаровского казачьего сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской, и отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд признает указанные обстоятельства исключительными и считает возможным назначить Администрации Первотаровского казачьего сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской наказание в виде административного штрафа с применением положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст.12.34 КоАП РФ с учетом положений ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в минимально возможном размере.

С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае из материалов дела указанную совокупность обстоятельств суд не усматривает.

Оснований для применения положений ст.4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замены наказания в виде штрафа на предупреждение не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 4.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Администрацию Первотаровского казачьего сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) руб.

Оплату штрафа произвести по следующим банковским реквизитам: наименование получателя платежа: УФК по Омской области (УМВД России по Омской области), ИНН <***>, КПП 550301001, ОКТМО 52615000, расчетный счет <***>, банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Омской области, БИК 045209001, КБК 18811601123010001140 административный штраф, УИН 18810455200110002714.

Разъяснить Администрации Первотаровского казачьего сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, что в соответствии со ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд через Исилькульский городской суд Омской области в течение 10 суток со дня вручения копии настоящего постановления.

Судья О.В. Хоренко