ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2424/2022 от 16.06.2022 Псковского городского суда (Псковская область)

УИД 60RS0001-01-2022-005687-11

Дело № 5-2424/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

16 июня 2022 года 180007, г. Псков, ул. Петровская, д. 24

Судья Псковского городского суда Псковской области Новикова М.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении перевозчика Общества с ограниченной ответственностью «АВВА» (далее – ООО «АВВА») (), находящегося по адресу: , ранее не привлекавшегося к административной ответственности за правонарушения в области таможенных правил,

УСТАНОВИЛ:

**.** 2021 года в **.** на т/п МАПП Шумилкино Псковской таможни прибыло транспортное средство «D.» госномер **, с тентованным полуприцепом «S.» госномер ** под управлением водителя Шульга В.С. из России в Литву.

Водитель Шульга В.С. представил товаросопроводительные документы: ДТ №10228010/021221/3013707 от 02.12.2021, CMR№9658 от 02.12.2021, инвойс (упаковочный лист) № 5961 от 02.12.2021, фитосанитарный сертификат №440350309291121020 от 29.11.2021, согласно которым в транспортном средстве перемещался перемещается товар – «Лесоматериалы еловые» код товара ТН ВЭД ЕАЭС - 4407129100, 9 грузовых мест, общим весом брутто 21 900кг (50,07м. куб).

В ходе проведения Псковской таможней фитосанитарного контроля было выявлено нарушение п.п. «в» п. 7, Постановления Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2015 г. № 995 «Об утверждении правил осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции», в соответствии с которым Фитосанитарный сертификат признается недействительным, если срок действия фитосанитарного сертификата (с даты его выдачи) истек (фитосанитарный сертификат №440350309291121020 от 29.11.2021, срок его действия 14 дней, т.е. дата истечения срока действия 12.12.2021. Документы и сведения представлялись в соответствии ст.ст. 89 и 92 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Товар, предмет административного правонарушения в ходе производства по делу об административном правонарушении не изымался.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении перевозчика ООО «АВВА» протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ.

Представитель Псковской таможни Галушко М.О. полагал вину юридического лица доказанной совокупностью представленных в дело доказательств, просил назначать перевозчику административное наказание в пределах санкции статьи.

Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Янсон А.А. в судебном заседании вину во вмененном административном правонарушении признал. Пояснил, что срок действия фитосанитарного сертификата истек, из-за увеличения времени транзита по территории Российской Федерации по причине плохих погодных условий, кроме того водитель ожидал своей очереди на въезд на таможенный пост «Шумилкино» 4 суток. В связи с незначительным характером правонарушения, отсутствие фитосанитарного поста на таможенном переходе «Шумилкино», очереди на границе, просил суд применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием. Кроме того, указал, что новый фитосанитарный сертификат был представлен сотруднику Псковской таможни до составления протокола об административном правонарушении.

Заслушав представителя Псковской таможни Галушко М.О., защитника ООО «АВВА» Янсона А.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ административным правонарушением является несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товара с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 16.2 настоящего Кодекса.

В соответствии ч. 2 ст. 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС, товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, «запреты и ограничения» - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союз), меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

Согласно п. 3 ст. 7 ТК ЕАЭС соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов.

Согласно ч. 5 ст. 128 ТК ЕАЭС товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), помещаются под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора).

В соответствии с п. 3 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор) Ветеринарно-санитарный, карантинный фитосанитарный, санитарно-эпидемиологический, радиационный и другие виды государственного контроля (надзора) при перемещении товаров через таможенную границу Союза осуществляются и оформляются в соответствии с настоящим Договором или принятыми в соответствии с ним актами Комиссии или нормативными правовыми актами государств-членов либо в соответствии с законодательством государств-членов.

Договором о Евразийском экономическом союзе утверждены: раздел XI Санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры; протокол о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (Приложение №12).

В соответствии со статьей 59 Раздела XI карантинные фитосанитарные меры:

Карантинные фитосанитарные меры применяются в отношении продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Союза и на таможенной территории Союза, карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Союза, а также подкарантинных объектов.

Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на таможенной территории Союза и таможенной границе Союза осуществляется в отношении продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции, карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Союза, а также подкарантинных объектов.

Перечень подкарантинной продукции, единый перечень карантинных объектов Союза и единые карантинные фитосанитарные требования утверждаются Комиссией.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» утверждены:

Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Перечень подкарантинной продукции);

Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза (далее - Положение).

По коду ТН ВЭД ЕАЭС и наименованию, перемещаемый перевозчиком ООО «АВВА» товар включен в раздел I. Подкарантинная продукция с высоким фитосанитарным риском Перечня подкарантинной продукции:

Наименование

Код ТН ВЭД ЕАЭС *

I. Подкарантинная продукция (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) с высоким фитосанитарным риском

Лесоматериалы, распиленные или расколотые вдоль, разделенные на слои или лущенные, строганные или не строганные, шлифованные или не шлифованные, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм

4407

Положение определяет порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора), в том числе, при вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза подкарантинной продукции.

В соответствии с пунктом 1.4 Положения при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Союза уполномоченные органы по карантину растений (далее - уполномоченные органы) руководствуются законодательством своего государства, в случае если отношения, возникающие при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Союза, прямо не урегулированы настоящим Положением.

В соответствии с п. 8.1 Положения, в случае если в соответствии с фитосанитарными требованиями страны - импортера подкарантинная продукция должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом, указанные фитосанитарные сертификаты выдаются уполномоченным органом государства-члена по месту отправки в соответствии с законодательством этого государства-члена.

Деятельность уполномоченных органов, направленная на выдачу фитосанитарного сертификата, в том числе установление фитосанитарного состояния подкарантинной продукции в целях выдачи фитосанитарного сертификата, не является карантинным фитосанитарным контролем (надзором).

В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 206-ФЗ от 21.07.2014 «О карантине растений» вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требования страны-импортера.

Приказом Минсельхоза России от 13.07.2016 № 293 утвержден порядок выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата (далее - Порядок).

В соответствии с п. 2 Порядка фитосанитарный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2015 № 995 (далее - Постановление № 995) утверждены Правила осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции, которые устанавливают порядок осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе».

Согласно п. 2 Постановления № 995 вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера, информация о которых размещается на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии со ст. 72 Регламента (ЕС) 2016-2031 европейского Парламента и Совета от 26.10.2016 о защитных мерах против организмов, вредных для растений (далее - Регламент) путем принятия законодательного акта Комиссия устанавливает перечень растений, продукции растительного происхождения и других объектов, а также соответствующих третьих стран происхождения или отгрузки, для ввоза которых на территорию Союза требуется фитосанитарный сертификат. Данный перечень должен включать, в том числе, растения, продукция растительного происхождения и другие объекты, перечисленные в Пункте I Части В Приложения V к Директиве 2000/29/ЕС.В пункте I части В Приложения V к Директиве 2000/29/ЕС В (Растения, продукты растительного происхождения и др. объекты происхождением из мест, не названных в А) включены в том числе, древесина, полученная полностью или частично из порядков, сортов или видов, в соответствии с приведенным ниже описанием: хвойные (coniferales), включая древесину, не сохранившую природную округлую поверхность, происхождением из неевропейских стран, Казахстана, России и Турции.

В соответствии с приложением XI к Имплементационному регламенту Комиссии (ЕС) 2019/2072 от 28.11.2019, при ввозе на территорию стран-членов Европейского союза из Российской Федерации продукции растительного происхождения - древесина пиленная или колотая в продольном направлении, строганая или не строганая, шлифованная или торцевая, толщиной более 6 мм: хвойные из сосны (Pinus Spp), из ели (Picea spp) требует сопровождения фитосанитарным сертификатом.

В соответствии с п. 3 Постановление № 995 контроль за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации таможенными органами в форме документарной проверки.

В соответствии с п. 4 Постановления № 995 по результатам документарной проверки должностное лицо таможенного органа принимает решение о разрешении вывоза из Российской Федерации партии подкарантинной продукции либо о запрете такого вывоза.

Согласно п. 5. Постановления № 995 должностное лицо таможенного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о запрете вывоза из Российской Федерации партии подкарантинной продукции в следующих случаях:

а) сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате, не соответствуют информации, содержащейся в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах;

б) имеется достоверная информация о том, что фактическое количество подкарантинной продукции в партии подкарантинной продукции на 10 и более процентов превышает количество такой продукции, указанное в фитосанитарном сертификате;

в) фитосанитарный сертификат является поддельным или недействительным;

г) фитосанитарный сертификат не подтверждает соответствие партии подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны-импортера.

В соответствии с пп. в) п. 7 Постановления Правительства № 995 фитосанитарный сертификат признается недействительным в случае, если срок действия фитосанитарного сертификата (с даты его выдачи) истек, если такой срок предусмотрен законодательством страны-импортера, карантинным фитосанитарным требованиям которой должна соответствовать продукция.

Согласно п. 8. Постановления Правительства № 995 от 19 сентября 2015 г.подкарантинная продукция при вывозе из Российской Федерации в государства - члены Европейского союза должна убыть с территории Российской Федерации в течение 14 дней со дня выдачи фитосанитарного сертификата, при вывозе из Российской Федерации в другие страны - в течение 30 дней со дня выдачи фитосанитарного сертификата.

Пункт 7 Порядка также устанавливает срок пересечения государственной границы Российской Федерации при вывозе в государства - члены Европейского союза подкарантинной продукции - в течение 14 дней со дня выдачи ФСС.

Судом установлено, что **.** 2021 года в **.** на т/п МАПП Шумилкино Псковской таможни прибыло транспортное средство «D.» госномер **, с тентованным полуприцепом «S.» госномер ** под управлением водителя Шульга В.С. из России в Литву.

Водитель Шульга В.С. представил товаросопроводительные документы: ДТ №10228010/021221/3013707 от 02.12.2021, CMR№9658 от 02.12.2021, инвойс (упаковочный лист) № 5961 от 02.12.2021, фитосанитарный сертификат №440350309291121020 от 29.11.2021, согласно которым в транспортном средстве перемещался перемещается товар – «Лесоматериалы еловые» код товара ТН ВЭД ЕАЭС - 4407129100, 9 грузовых мест, общим весом брутто 21 900кг (50,07м. куб).

В ходе проведения Псковской таможней фитосанитарного контроля было выявлено нарушение п.п. «в» п. 7, Постановления Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2015 г. № 995 «Об утверждении правил осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции», в соответствии с которым Фитосанитарный сертификат признается недействительным, если срок действия фитосанитарного сертификата (с даты его выдачи) истек (фитосанитарный сертификат №440350309291121020 от 29.11.2021, срок его действия 14 дней, т.е. дата истечения срока действия 12.12.2021. Документы и сведения представлялись в соответствии ст. 89 и 92 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Товар, предмет административного правонарушения в ходе производства по делу об административном правонарушении не изымался.

Перевозчиком ООО «АВВА» при убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза для целей подтверждения соблюдения фитосанитарных требований был представлен фитосанитарный сертификат РФ № 440350309291121020 от 29.11.2021. В ходе проведения фитосанитарного контроля было установлено, что по состоянию на 13.12.2021 (на момент убытия) представленный ООО «АВВА», фитосанитарный сертификат является недействующим (срок действия истек 12.12.2021).

Таким образом, перевозчиком ООО «АВВА» был осуществлен вывоз товара: «лесоматериалы хвойные (ель) по истечении 14 дней со дня выдачи фитосанитарного сертификата РФ № 440350309291121020 от 29.11.2021.

На основании вышеизложенного, при вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза товара «лесоматериалы хвойные (ель), перевозчиком ООО «АВВА» не соблюдены ограничения в части карантинных фитосанитарных требований, а именно нарушен срок пересечения государственной границы Российской Федерации в соответствии с п. 8 Постановления Правительства № 995.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что перевозчиком ООО «АВВА» нарушен порядок вывоза с таможенной территории подкарантинной продукции, установленный международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.

Объективная сторона правонарушения заключается в противоправном деянии ООО «АВВА», выразившегося в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина перевозчика ООО «АВВА» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: ДТ №10228010/021221/3013707 от 02.12.2021, CMR№9658 от 02.12.2021, инвойс (упаковочный лист) № 5961 от 02.12.2021, фитосанитарный сертификат №440350309291121020 от 29.11.2021; объяснением Шульга В.С.; письменными пояснениями директора ООО «АВВА» А.А. Янсона, и другими материалами, находящимися в деле об административном правонарушении.

Принимая во внимание указанное, в действиях перевозчика ООО «АВВА» усматриваются признаки административного правонарушения, в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.

Вместе с тем, разрешая вопрос о назначении наказания, суд с учетом позиции защитника ООО «АВВА», считает возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ ввиду следующего.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В действиях ООО «АВВА» действительно имеются признаки правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, поскольку как перевозчик оно должно было предпринять всевозможные меры для соблюдения законодательства при перевозке груза и предъявлении действительного фитосанитарного сертификата на перевозимый товар.

Поскольку малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае применительно ко всем обстоятельствам дела, суд, учитывая также то, что ранее к административной ответственности, ООО «АВВА» не привлекалось, т.е. правонарушение совершено впервые, выявленное несоблюдение требований по предоставлению действительного фитосанитарного сертификата на перевозимый товар, юридическим лицом устранено до составления в отношении него Псковской таможней протокола об административном правонарушении, полагает возможным признать совершенное административное правонарушение малозначительным, освободив ООО «АВВА» от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Издержки по делу отсутствуют.

Руководствуясь ст. 2.9, ст. 16.3, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «АВВА» (), находящегося по адресу: , прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, объявив юридическому лицу устное замечание, освободив от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ.

Процессуальные издержки по делу отсутствуют.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Срок предъявления к исполнению 2 года.

Судья М.В. Новикова