ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2427/2021 от 26.01.2022 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело №5-68/2022

55RS0007-01-2022-000001-95

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Омск 26 января 2022 года

Судья Центрального районного суда г. Омска Феоктистова О.А. (г. Омск, ул. Тарская, 25), при секретере Рогожкиной В.А., с участием должностного лица ШКВ, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.2 ст. 13.15 КоАП РФ в отношении в отношении МОР, главного редактора сетевого издания «NGS55.RU», ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения – , гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: , паспорт

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному специалистом-экспертом Управления Роскомнадзора по Омской области ЯЮИ, в ходе анализа материалов сетевого издания «NGS55.RU», распространяемых в сети интернет и расположенных на сайте https://ngs55.ru установлено размещение по адресу https://ngs55.ru статьи под названием «На пост мэра подал документы активист Николай Родькин», опубликованной ДД.ММ.ГГГГ, опубликованной ДД.ММ.ГГГГ, время публикации 16:10. Указанная статья содержит название общественного объединения «Межрегиональное общественное движение «Российская ЛГБТ-сеть» (сокращенно «Российская ЛГБТ-сеть»), включенного в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, опубликованном на сайте Минюста России, без указания на то, что соответствующая организация является общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента (https://minjust.gov.ru/ru/pages/reestr-nezaregistrirovannyh-obshestvennyh- obedinenij-vypolnyayushih-funkcii-inostrannogo-agenta/). В тексте статьи, на сайте отсутствует указание на то, что данная организация является незарегистрированным общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента. Данный факт свидетельствует о нарушении редакцией требований, предусмотренных ч. 9 ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О средствах массовой информации». В соответствии со ст. 56 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» - «Учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации». В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»: под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятия либо гражданин, объединение граждан, осуществляющих производство и выпуск средства массовой информации. Согласно ч. 5 ст. 19 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителями, издателями, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации. В соответствии с положениями Устава редакции сетевого издания «NGS55.RU», утвержденного 05.10.2020 г., редакция сетевого издания «NGS55.RU» не является юридическим лицом. Редакция является структурным подразделением Учредителя и осуществляет деятельность в рамках осуществления уставных задач Учредителя. Управление Редакцией осуществляет главный редактор в пределах своей компетенции, установленной настоящим Уставом и иными документами. Главный редактор осуществляет управление редакцией на основе принципа единоначалия и самостоятельно решает все вопросы деятельности, несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности СМИ Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» и другими законодательными актами Российской Федерации. Согласно ст. 26 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет. Согласно сведениям сайта сетевого издания «NGS55.RU», а также приказу № -к от ДД.ММ.ГГГГ главным редактором сетевого издания «NGS55.RU» является МОР.

Данные действия (бездействие) главного редактора сетевого издания «NGS55.RU» МОР квалифицированы по ч. 2.2 ст. 13.15 КоАП РФ - распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации об общественном объединении, включенном в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации), либо производимых им материалов без указания на то, что соответствующее объединение является незарегистрированным общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента.

В судебном заседании МОР участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель Управления Роскомнадзора по Омской области ШКВ, действующий на основании доверенности, в судебном заседании протокол об административном правонарушении поддержал.

Выслушав представителей административного органа, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья пришел к следующему.

Согласно положениям ст. 1;5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечаний к указанной статье, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно- распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.55, 14.56, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Административная ответственность по ч. 2.2 ст. 13.15 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства о средствах массовой информации, выразившееся в распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации об общественном объединении, включенном в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации), либо производимых им материалов без указания на то, что соответствующее объединение является незарегистрированным общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также Иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Правовое регулирование отношений, касающихся свободы слова и свободы массовой информации, осуществляется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о средствах массовой информации).

В силу ст. 2 Закона о средствах массовой информаций массовой, по средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

В соответствии с абз. 9 ст. 4 Закона о средствах массовой информации, запрещается распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации о некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об общественном объединении, включенном в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, о физическом лице, включенном в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации), а также материалов, созданных такими некоммерческой организацией, общественным объединением, физическим лицом, без указания на то, что некоммерческая организация, незарегистрированное общественное объединение или физическое лицо выполняет функции иностранного агента.

Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации (абз. 5 ст. 19 Закона о средствах массовой информации).

Согласно ст. 56 Закона о средствах массовой информации учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

В силу ч. 2.2 ст. 13.15 КоАП РФ, распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации об общественном объединении, включенном в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации), либо производимых им материалов без указания на то, что соответствующее объединение является незарегистрированным общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента, является административным правонарушением и влечет административную ответственность.

Как следует из регистрационной карточки, средство массовой информации: «NGS55.RU», форма распространения: сетевое издание, свидетельство серия , дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, учредители: ООО «Сеть городских порталов», редакция: адрес: , главный редактора - МОР.

Согласно сведениям с официального сайта Министерство юстиции Российской Федерации, общественное объединение в «Межрегиональное общественное движение «Российская ЛГБТ-сеть» (сокращенно «Российская ЛГБТ-сеть») включено в реестр незарегистрированных общественных, объединений, выполняющих функции иностранного агента.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на сайте сетевого издания «NGS55.RU» по адресу: https://ngs55.ru размещена статья, под названием по адресу https://ngs55.ru/ статьи под названием «На пост мэра подал документы активист Николай Родькин», опубликованной ДД.ММ.ГГГГ, опубликованной ДД.ММ.ГГГГ, время публикации 16:10, указанная статья содержит название общественного объединения «Межрегиональное общественное движение «Российская ЛГБТ-сеть» (сокращенно «Российская ЛГБТ-сеть»), однако указание на то, что данное незарегистрированное общественное объединение выполняет функции иностранного агента, отсутствует.

В связи с выявленными нарушениями специалистом-экспертом Управления Роскомнадзора по в отношении главного редактора сетевого издания «NGS55.RU» МОР составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.2 ст. 13.15 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из регистрационной карточки СМИ, по приказу № -к от ДД.ММ.ГГГГ главным редактором сетевого издания «NGS55.RU» является МОР, поэтому по смыслу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ является должностным лицом.

Данный протокол составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями законодательства об административных правонарушениях. Действия должностного лица верно квалифицированы по ч. 2.2 ст. 13.15 КоАП РФ.

Вина должностного лица - главного редактора сетевого издания «NGS55.RU» МОР в совершении указанного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении № № от ДД.ММ.ГГГГ; регистрационной карточкой средства массовой информации «NGS55.RU»; докладной запиской должностных лиц Управления Роскомнадзора по Омской области о результатах систематического наблюдения СМИ сетевого издания «NGS55.RU» от ДД.ММ.ГГГГ; копиями актов об изготовлении скриншотов страниц в сети интернет от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными скриншотами веб-страниц, содержащими сведения реестра НОО, выполняющих функции иностранного агента, а также публикацию статьи; копией устава редакции средства массовой информации «NGS55.RU» и иными материалами дела.

Допустимость и достоверность представленных в материалах дела доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, судья находит их допустимыми и приходит к выводу, что обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, иных материалах дела, не противоречат друг другу, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, протокол составлен уполномоченным должностным лицом административного органа в соответствии с требованиями КоАП РФ, нарушений процессуальных требований не имеется.

Оснований для освобождения ЛИЮ от. административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, не усматривается.

Так, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением явялется действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2.2 ст. 13.15 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий, не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Упоминание же в статье, размещенной на сайте сетевого издания «NGS55.RU» общественного объединения, без указания на то, что данная организация включена в реестр НОО, выполняющих функции иностранного агента, в нарушение законодательства о средствах массовой информации, свидетельствует о существенном нарушении охраняемых общественных отношений.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

Санкция ч. 2.2 ст. 13.15 КоАП РФ для должностных лиц предусматривает административное наказание в виде административного штрафа от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.

При определении вида и размера административного наказания судья учитывает обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств - признание вины, добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, устранение обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, а также отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.

Исходя из вышеизложенного, судья считает возможным назначить ЛИЮ административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2.2 ст. 13.15 КоАП РФ, что в данной ситуации будет являться достаточной мерой ответственности в целях предупреждения совершения новых административных проступков лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также другими лицами, и согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

Признать МОР, главного редактора сетевого издания «NGS55.RU», ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения – , гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: , паспорт , виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.2. ст. 13.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за которое назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

В силу ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штраф подлежит зачислению в доход федерального бюджета, реквизиты:

- получатель штрафа УФК России по Омской области (УМВД России по Омской области);

- ИНН 5507213615 ОП № 11 по г. Омску;

- КПП 550701001;

- расчётный счёт 03100643000000015200;

- в отделении Омск Банка России//УФК по Омской области г. Омск;

- БИК 015209001;

- кор.счет 40102810245370000044;

- ОКТМО 52701000;

- Код БК 18811601201010601140,

- УИН 18880455222811002589.

В соответствии со ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней, судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренным действующим законодательством.

Кроме того, в отношении лица, не уплатившего в установленный срок административный штраф, возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечёт за собой ответственность в виде штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест сроком до пятнадцати суток либо обязательные работы сроком до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи жалобы в Центральный районный суд г. Омска в течение 10 суток с момента его вручения или получения копии постановления.

Судья О.А. Феоктистова

Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2021 года.