УИД 42RS0032-01-2019-000871-26
Дело № 5-242/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Прокопьевск 26 апреля 2019 года
Судья Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области ФИО1,
с участием должностного лица ведущего специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области - ФИО2,
с участием заинтересованных лиц: ФИО3, ФИО4,
с надлежащим извещением законного представителя юридического лица ООО «НК-Нефтепродукт», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КРФобАП, в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «НК-Нефтепродукт», юридический адрес: 654010, Кемеровская область, г.Новокузнецк, площадь Побед дом 1 корпус 135, место осуществления деятельности: <...> <...>
УСТАНОВИЛ:
20.02.2019 года должностным лицом ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Киселевске, г. Прокопьевске и Прокопьевском районе ФИО2 вынесено определение о возбуждении в отношении юридического лица ООО «НК-Нефтепродукт» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Поводом для возбуждения дела послужили обращения: жильца <...> – ФИО3 (вх. 38ж-19 от 11.01.2019г.), а также жильца <...> (вх.№39ж-19 от 11.01.2019г.) в прокуратуру г. Киселёвска, а также в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Киселевске, г. Прокопьевске и Прокопьевском районе на загрязнение атмосферного воздуха, шум от деятельности ООО «НК-Нефтепродукт», расположенного по адресу: <...> на расстоянии менее 50м от жилого дома до сливоналивной эстакады.
11.03.2019г. должностным лицом – ведущим специалистом-экспертом ФИО2 с участием законного представителя юридического лица - ФИО5, в присутствии понятых – ФИО6, ФИО7 произведен осмотр принадлежащих юридическому лицу ООО «НК-Нефтепродукт» помещений, территорий, расположенных по адресу: <...>.
Согласно протоколу осмотра от 11.03.2019г. установлено, что ООО «НК-Нефтепродукт» осуществляет эксплуатацию промплощадки, расположенной по адресу: <...> согласно договору аренды имущества <...> от 20.11.2014г. с ИП ФИО8, в том числе здание автозаправочной станции, подъездной железнодорожный путь, движимое имущество.
На площадке слива железнодорожных цистерн расположен железнодорожный тупик протяженностью 1,8 км, эстакада слива нефтепродуктов, устройство слива нижнее (УСН) в количестве 5 ед., два трубопровода наземного исполнения до емкостей хранения резервуарного парка, бытовое помещение машиниста, помещение насосной. Вместимость вагонов по фронту выгрузки - 5 вагонов-цистерн. Вместимость цистерны – 70-80 м3. Осуществляется прием только дизельного топлива.
На площадке собственно нефтебазы располагается административно-бытовое помещение, два пункта выдачи нефтепродуктов в бензовозы, резервуарный парк, две насосные. В состав резервуарного парка входят емкости объемами: 2000 м3, 1000 м3, 3 единицы по 400 м3, 4 единицы по 50 м3, 3 единицы по 25 м3; остальные емкости: 6 единиц по 50 м3, 3 единицы по 25 м3 демонтируются.
В пределах ориентировочного размера санитарно-защитной зоны в южном направлении от площадки слива железнодорожных цистерн расположена жилая застройки <...>.
Установленные размеры санитарно-защитной зоны ООО «НК-Нефтепродукт» для объектов промплощадки по адресу <...> отсутствуют.
Программа производственного экологического контроля ООО «НК-Нефтепродукт» не представлена – отсутствует.
В связи с выявленными нарушениями ведущим специалистом-экспертом ТО Роспотребнадзора ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении <...> от 19.03.2019г.
В судебном заседании ведущий специалист -эксперт территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Киселевске, г. Прокопьевске и Прокопьевском районе ФИО2, пояснила, что в ходе административного расследования по соблюдению требований санитарного законодательства в отношении ООО «НК-Нефтепродукт» по месту осуществления им деятельности по адресу: <...> в результате осмотра, санитарно-эпидемиологических исследований, были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических правил, которые зафиксированы в протоколе об административном правонарушении, то есть в действиях ООО «НК-Нефтепродукт» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Поскольку данное нарушение ухудшает условия проживания жильцов находящихся вблизи домов по ул. Сахалинская в г.Киселевске от деятельности ООО «НК-Нефтепродукт» просит назначить юридическому лицу административное наказание.
В судебном заседании потерпевшие: Потерпевший №2 и Потерпевший №1 пояснили, что ООО «НК-Нефтепродукт» осуществляет свою деятельность по адресу: <...> на расстоянии менее 50 м от их домов, находящихся по адресу: <...>, в связи с чем ухудшаются условия их проживания, поскольку деятельность ООО «НК-Нефтепродукт» сопровождается постоянным сильным шумом, едким запахом и вредным испарением нефтепродуктов, что оказывает негативное влияние на их здоровье и окружающую среду.
Свидетель №1 и Свидетель №2, присутствовавшие 11.03.2019г. в качестве понятых во время осмотра принадлежащих юридическому лицу ООО «НК-Нефтепродукт» помещений, территорий, расположенных по адресу: <...> в судебное заседание не явились, были извещены о дате и времени рассмотрения административного материала надлежащим образом, каких-либо ходатайств от них не поступало.
Законный представитель юридического лица ООО «НК-Нефтепродукт» - ФИО5 в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения административного материала извещен надлежащим образом, каких-либо ходатайств от него не поступало.
Суд полагает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении ООО «НК-Нефтепродукт» в отсутствии его представителя, полагая, что данное обстоятельство не препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.
Суд, выслушав должностное лицо ФИО2; потерпевших: Потерпевший №2 и Потерпевший №1; изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КРФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Общество с ограниченной ответственностью «НК-Нефтепродукт» осуществляет свою деятельность по адресу: <...>. Основной вид деятельности ОКВЭД 52.10.21 «Хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки», а также оптовая торговля топливом, розничная торговля моторным топливом согласно Уставу ООО «НК-Нефтепродукт» (л.д.39-50).
ООО «НК-Нефтепродукт» осуществляет эксплуатацию промплощадки, расположенной по адресу <...>, согласно договору аренды имущества <...> от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО8, в т.ч. здание автозаправочной станции, подъездной железнодорожный путь, движимое имущество.
20.02.2019 года должностным лицом - ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Киселевске, г. Прокопьевске и Прокопьевском районе ФИО2 вынесено определение о возбуждении в отношении юридического лица ООО «НК-Нефтепродукт» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В ходе проведения административного расследования Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в отношении юридического лица ООО «НК-Нефтепродукт» в период с 20.02.2019 г. по 19.03.2019 г., выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в осуществлении юридическим лицом хозяйственной деятельности без установленных размеров санитарно-защитной зоны, утвержденных в установленном порядке, а также в отсутствии программы производственного экологического контроля, в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, допущенные юридическим лицом ООО «НК-Нефтепродукт» по месту осуществления деятельности: <...>.
Таким образом, юридическое лицо ООО «НК-Нефтепродукт» является источником загрязнения атмосферного воздуха, т.к. имеет место шумовое воздействие, распространение паров нефтепродуктов в окружающую среду.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) согласно СанПиН 2.2.1/ 2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в новой редакции с изменениями составляет 100 м (раздел 7.1.11. «Объекты и производства агропромышленного комплекса и малого предпринимательства», класс IV п. 7. «Склады горюче-смазочных материалов»).
Судом установлено, что в пределах ориентировочного размера санитарно-защитной зоны в южном направлении от площадки слива железнодорожных цистерн расположены жилые застройки по адресу: <...>.
Установленные размеры санитарно-защитной зоны ООО «НК-Нефтепродукт» для объектов промплощадки по адресу <...> отсутствуют.
Программа производственного экологического контроля ООО «НК-Нефтепродукт» не представлена (отсутствует), что не соответствует требованиям ст. 11, 20, 32 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.5., п.2.2., п.2.3., п. 2.4, п. 2.5., п.2.6., п. 2.7., 4.1. СП 1.1.1058-01 и СП 1.1.2193-07 (Изменения и дополнения № 1) «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 4.1.1., п. 5.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее – Постановление № 222) определены порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно п. 2 Постановления № 222 правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
В силу п. 3 Постановления № 222 в случае если до дня вступления в силу настоящего постановления выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению санитарно-защитные зоны, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
До настоящего времени заявление об установлении санитарно-защитной зоны для производственной площадки Общества с ограниченной ответственностью «НК-Нефтепродукт» по адресу <...>, с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил в адрес Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области не представлено.
Филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе 13.03.2019 г. проведены лабораторные исследования, измерения и испытания атмосферного воздуха с оценкой по среднесуточным и максимально-разовым предельно-допустимым концентрациям на химические показатели; а также проверен уровень шума в дневное время на территории жилой застройки <...>, у <...>, в фоновой и факельной точках на границе ориентировочной СЗЗ (100м) от ООО «НК-Нефтепродукт».
Согласно заключению эксперта по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований, измерений и испытаний Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе от 14.03.2019 г. № 221/007-ОКГ/10 (протоколы лабораторных исследований № 7435 от 13.03.2019г., № 1802 от 13.03.2019г.) превышение нормируемых показателей не установлено.
Судом установлено, что хозяйственная деятельность ООО «НК-Нефтепродукт» по фактическому адресу объекта: <...>, осуществляется без установленных размеров санитарно-защитной зоны, утвержденных в установленном порядке, что является нарушением требований: ст. 11, п.3. ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», п. 3 ст. 16, ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха», Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», п. 1.2., п. 1.5., п. 2.1., п. 2.2., п. 3.1., п. 4.1., 4.3. СанПиН 2.1.1/ 2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в новой редакции, п. 3.1.6., п.3.1.7., разделом 3.3., п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
В соответствии с ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ч.1 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
А в силу ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. Согласно ч.2 ст.52 указанного ФЗ РФ № 7-ФЗ в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В силу ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны в том числе:
обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
В соответствии с требованиями п. 3.1.6. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно - защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов. Санитарная классификация, размер СЗЗ, ее организация и благоустройство определяются в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к санитарно - защитным зонам.
Вина юридического лица ООО «НК-Нефтепродукт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КРФобАП, подтверждается доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания, а именно: протоколом об административном правонарушении <...> от 19.03.2019г. (л.д. 2-5), жалобой Потерпевший №2 от 10.01.2019г. (л.д.6-7), жалобой Потерпевший №1 от 10.01.2019г. (л.д.8-9); ответом на обращение от 25.02.2019г.; ответом на обращение от 21.06.2018г.; протоколом осмотра от 11.03.2019г. (л.д.23-25); заключением эксперта от 14.03.2019г. (л.д.28-29); копией договора аренды имущества <...> от 20.11.2014г. (л.д.52-55); копией акта приема-передачи от 20.11.2014г. (л.д.56-57); письменными объяснениями законного представителя ООО «НК-Нефтепродукт» - ФИО5 от 11.03.2019г. (л.д.62), сведения о юридическом лице из ЕГРЮЛ (л.д. 64-65), уставом ООО «НК-Нефтепродукт» (л.д. 39-50).
Таким образом, юридическим лицом ООО «НК-Нефтепродукт» допущено административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.3 КоАП РФ – «нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий».
Допущенные нарушения правильно квалифицированы по ст. 6.3 КРФобАП.
Представленные доказательства признаны судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Доказательства невозможности исполнения ООО «НК-Нефтепродукт» санитарно-эпидемиологических требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемом правонарушении применительно к положениям части 2 статьи 2.1 КРФобАП.
До настоящего времени ООО «НК-Нефтепродукт» не представлены доказательства об установлении санитарно-защитной зоны для производственной площадки Общества с ограниченной ответственностью «НК-Нефтепродукт» по адресу <...>.
Согласно требованиям ст. 4.1 КРФ об АП административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
При назначении административного наказания ООО «НК-Нефтепродукт», учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность – ранее ООО «НК-Нефтепродукт» административной ответственности не подвергалось, отсутствие по делу отягчающих обстоятельств.
Учитывая обстоятельства совершенного административного правонарушения, судья считает необходимым назначить юридическому лицу ООО «НК-Нефтепродукт» наказание в виде административного штрафа, поскольку данный вид наказания позволяет обеспечить достижение цели административного наказания.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.29.9- 29.10 КРФобАП,
П О С Т А Н О В И Л :
Признать юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «НК-Нефтепродукт», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КРФобАП, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Указанная сумма штрафа подлежит зачислению на <...> (вид платежа – штраф Роспотребнадзор, постановление № 5-242/2019).
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента получения либо вручения копии постановления.
Судья подпись ФИО1
Подлинный документ находится в материалах административного дела №5-242/2019 (УИД 42RS0032-01-2019-000871-26) в Рудничном районном суде г.Прокопьевска Кемеровской области.