ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-242/2018 от 01.03.2018 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, д. 6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«01» марта 2018 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лошаков Тарас Николаевич при секретаре Гончаренко А.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении

ФИО1 угли (NEMATOV NOZIM), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Республики Узбекистан, имеющего среднее специальное образование, не состоящего в браке, не имеющего на иждивении несовершеннолетних детей, не работающего, на миграционном учете по месту пребывания не состоящего, ранее состоявшего на миграционном учете по месту временного пребывания по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

28 февраля 2018 года в 15 часов 00 минут при проверке документов в помещении Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю, расположенном по адресу: <...>, кабинет № 204, установлено, что гражданин Республики Узбекистан ФИО1 угли допустил нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания с 21 января 2018 года по настоящее время.

При рассмотрении дела с участием переводчика ФИО4 ФИО1 угли вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при изложенных в протоколе об административном правонарушении обстоятельствах признал, пояснив, что существо вменяемого ему нарушения понятно, в представленном заявлении указал, что 21 июня 2017 года оформил в УМВД России по Камчатскому края. Патент, во время выдачи которого сотрудниками УВМ УМВД России по Камчатскому краю ему было разъяснено, что последним днем оплаты налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа является дата выдачи патента – 21 число каждого месяца. О том, что за патент он платил с опозданием, ни ему, ни его работодателю не было сообщено, срок миграционного учета ему продлевался, в связи с чем он полагал, что вносил оплату за налог вовремя, но в середине января 2018 года сотрудники УВМ УМВД России по Камчатскому краю стали разъяснять работодателям и иностранным гражданам положения статьи 227.1 Налогового кодекса РФ, поскольку сами получили разъяснения по этому поводу. Просил учесть, что не имел злого умысла на совершение данного административного правонарушения, выехать раньше за пределы Российской Федерации не смог в связи с отсутствием финансовых возможностей, искал сопровождающих для выезда на родину, поскольку плохо ориентируется в дороге, ранее к административной или уголовной ответственности не привлекался, правонарушение совершено впервые, раскаивается в совершении правонарушения, добровольно прекратил противоправное поведение, сообщив в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу, о совершенном правонарушении, добровольно приобрел авиабилеты для выезда в Республику Узбекистан. Просил назначить наказание в виде штрафа без выдворения за пределы Российской Федерации или прекратить производство по делу, ограничившись устным замечанием.

Защитник Самарская Т.С., допущенная к участию в деле на основании письменного ходатайства ФИО1 угли, поддержала вышеизложенную позицию ФИО1, дополнительно пояснив, что Нематов неоднократно уплачивал фиксированный платеж для продления срока действия выданного ему патента, всего в период с 14 июня 2017 года по 22 января 2018 года осуществлено восемь платежей для продления срока патента в сумме на девять месяцев. Вместе с тем, один из платежей был осуществлен 21 октября 2017 года, и, как потом оказалось, данный платеж был просрочен на один день, поскольку подлежал уплате 20 октября 2017 года. Однако указанное выяснилось позднее, поскольку в дальнейшем ФИО1 также осуществлял платежи и срок миграционного учета ему продлевался. Просила принять во внимание, что ФИО1 вину признает, не имел умысла на совершение административного правонарушения, выехать раньше за пределы Российской Федерации не смог в связи с отсутствием финансовых возможностей, искал сопровождающих для выезда на родину, поскольку плохо ориентируется в дороге, ранее к административной или уголовной ответственности не привлекался, правонарушение совершено впервые, раскаивается в совершении правонарушения, добровольно прекратил противоправное поведение, сообщив в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу, о совершенном правонарушении, добровольно приобрел авиабилеты для выезда в Республику Узбекистан.

Выслушав объяснения ФИО1 угли, защитника Самарскую Т.С., исследовав материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, считаю, что виновность ФИО1 угли в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается следующими доказательствами.

Как следует из представленных в материалах дела копий паспорта, миграционной карты, отрывной части бланка уведомления о прибытии, патента, квитанций, справки заместителя начальника отдела иммиграционного контроля УВМ УМВД России по Камчатскому краю, распечатки из базы данных АС ЦБДУИГ ФМС России, ФИО1 угли является гражданином Республики Узбекистан, въехал на территорию Российской Федерации 25 мая 2017 года, а 30 мая 2017 года был поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес>, и состоял на учете по указанному адресу до 22 августа 2017 года. 21 июня 2017 года ФИО1 угли был выдан патент, срок действия которого он продлевал путем уплаты налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. На основании оплаченного патента ФИО1 угли продлевался срок миграционного учета по адресу: <адрес>, до 21 января 2018 года. Разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство не получал, в настоящее время на миграционном учете по месту пребывания не значится, гражданство Российской Федерации не приобретал (л.д. 3, 6-8, 10).

В протоколе от 28 февраля 2018 года № 26/1056/18 (ПР №015962) об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, зафиксировано, что 28 февраля 2018 года в 15 часов 00 минут при проверке документов в помещении Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю, расположенном по адресу: <...>, кабинет № 204, было установлено, что гражданин Республики Узбекистан ФИО1 угли прибыл на территорию Российской Федерации 25 мая 2017 года с целью трудоустроиться. 26 мая 2017 года он прибыл на территорию Камчатского края, где 30 мая 2017 года встал на миграционный учет по адресу: <адрес> сроком до 22 августа 2017 года. 21 июня 2017 года в Управлении по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю ФИО1 угли оформил патент, срок действия которого он продлевал путем уплаты налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа до 21 января 2018 года. На основании оплаченного патента ФИО1 угли продлил миграционный учет по адресу: <адрес> сроком до 21 января 2018 года. Далее свой патент ФИО1 угли не продлевал. После истечения срока временного пребывания ФИО1 угли не выехал из Российской Федерации и до настоящего времени в нарушение требований ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» проживает на территории Камчатского края без постановки на учет по месту временного пребывания и уклоняется от выезда из Российской Федерации с 22 января 2018 года по настоящее время (л.д. 1-1 об.).

Из отобранных с участием переводчика ФИО4 письменных объяснений ФИО1 угли следует, что на территорию Российской Федерации он приехал 25 мая 2017 года с целью трудоустроиться. 26 мая 2017 года он прибыл на территорию Камчатского края, где 30 мая 2017 года встал на миграционный учет по адресу: <адрес> сроком до 22 августа 2017 года. 21 июня 2017 года в Управлении по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю он оформил патент. Свой патент он продлевал путем уплаты авансового платежа до 21 января 2018 года. На основании оплаченного патента он продлил миграционный учет по адресу: <адрес> сроком до 21 января 2018 года. Далее свой патент он не продлевал, так как у него не было денежных средств. О том, что он находится на территории Российской Федерации незаконно с 22 января 2018 года ему известно. Своевременно не выехал за пределы Российской федерации в связи с отсутствием денежных средств для приобретения авиабилета. Близких родственников - граждан Российской Федерации не имеет. Все его близкие родственники на данный момент находятся в Республике Узбекистан, кроме его отца, который находится на территории Камчатского края. В содеянном раскаялся, впредь обязался больше не нарушать (л.д. 2).

Указанные объяснения привлекаемого к административной ответственности лица расцениваю как имеющие силу доказательственного значения в порядке ст.ст. 26.2, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждающие факт совершения вменяемого ему правонарушения.

Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 115-ФЗ) законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Разрешение на временное проживание и вид на жительство являются документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина или лица без гражданства и подтверждающие их право на временное или постоянное проживание в Российской Федерации.

В силу п.п. 1, 2 и 5 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 данного Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 данного Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 данного Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

В соответствии с п. 5 ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.

Особенности исчисления суммы налога и подачи налоговой декларации некоторыми категориями иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму в Российской Федерации и порядок уплаты налога, регламентированы положениями ст. 227.1 НК РФ, из содержания п.п. 2, 3 которой следует, что фиксированные авансовые платежи по налогу уплачиваются за период действия патента в размере 1 200 рублей в месяц. Размер фиксированных авансовых платежей подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, а также на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации.

В силу п. 4 указанной выше статьи НК РФ фиксированный авансовый платеж по налогу уплачивается налогоплательщиком по месту осуществления им деятельности на основании выданного патента до дня начала срока, на который выдается (продлевается), переоформляется патент.

Приказом Минэкономразвития России от 3 ноября 2016 года № 698 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2017 год» (зар. в Минюсте России 17 ноября 2016 года № 44353) в соответствии со ст. 11 НК РФ на 2017 год установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ, равный 1,623.

Законом Камчатского края от 30 июля 2015 года № 656 «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда Камчатского края» на 2017 год установлен коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда Камчатского края, на который подлежит индексации установленный п. 2 ст. 227.1 НК РФ размер фиксированных авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц от осуществления трудовой деятельности по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в размере 2,75:

1) для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму у физических лиц для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

2) для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму в организациях и (или) у индивидуальных предпринимателей, а также у занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2017 года № 579 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2018 год» в соответствии со ст. 11 НК РФ на 2018 год установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ, равный 1,686.

Коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации, в Камчатском крае на 2018 год не изменился и составляет в соответствии с Законом Камчатского края от 30 июля 2015 года № 656 «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда Камчатского края» 2,75.

Исходя из перечисленных особенностей исчисления суммы налога, фиксированный авансовый платеж, уплачиваемый за период действия патента в размере 1 200 рублей в месяц, с учетом индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год и составляющий 1,623 руб., а также на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации, составляющий 2,75, составлял в Камчатском крае на 2017 года сумму в размере 5 355,9 руб.

Авансовый платеж, уплачиваемый за период действия патента в размере 1 200 рублей в месяц, с учетом индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год и составляющий 1,686 руб., а также на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации, составляющий 2,75, составляет в Камчатском крае на 2018 года сумму в размере 5 563,8 руб.

Как установлено при рассмотрении дела на основании исследованных доказательств, ФИО1 угли 21 июня 2017 года был выдан патент, для продления срока действия которого он осуществлял платежи в виде оплаты налога на доходы физических лиц, а именно: 14 июня 2017 года на сумму 5 400 рублей, 11 июля 2017 года – 5 400 рублей, 15 августа 2017 года – 10 900 рублей, 21 октября 2017 года – 5 400 рублей, 16 ноября 2017 года – 5 400 рублей, 23 ноября 2017 года – 5 400 рублей, 20 января 2018 года – 5 600 рублей, 22 января 2018 года 5 600 рублей, что подтверждается представленными квитанциями (л.д. 20-27).

Таким образом, учитывая положения п. 4 ст. 227.1 НК РФ, платеж 21 октября 2017 года был осуществлен с нарушением срока, поскольку последним днем срока для уплаты фиксированного платежа в целях продления срока действия патента, выданного 21 июня 2017 года, являлось 20 октября 2017 года, в связи с чем патент прекратил свое действие с 21 октября 2017 года.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что, несмотря на вышеуказанные обстоятельства, срок миграционного учета ФИО1 угли уполномоченным органом в сфере миграции был продлен до 21 января 2018 года, в связи с чем прихожу к выводу о нарушении ФИО1 угли требований п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно которым он не вправе находиться на территории Российской Федерации по истечении продленному ему срока пребывания, с 21 января 2018 года и по настоящее время ФИО1 угли уклоняется от выезда из Российской Федерации, не соблюдая предусмотренных действующим законодательством страны пребывания ограничений.

Исследовав и оценив в совокупности доказательства, добытые при рассмотрении настоящего дела, считаю вину ФИО1 угли в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказаной, его действия правильно квалифицированны, как нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Законодателем не определены нормативные основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, решение данного вопроса оставлено на усмотрение судьи, органа, должностного лица, уполномоченных решить дело об административном правонарушении.

Таким образом, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, отношения лица к нарушаемым общественным отношениям, иных обстоятельств дела.

Статья 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не содержит исключений для ее применения к каким-либо составам административных правонарушений, в том числе формальным, или различаемым по объекту посягательства, либо по установленной законодателем санкции.

При рассмотрении дела установлено, что уплатой ФИО1 угли авансового платежа 21 октября 2017 года срок действия выданного ему патента продлен не был и он прекратил свое действие.

Однако с учетом незначительного пропуска срока уплаты авансового платежа в октябре 2017 года, а также последующих действий органа миграционного контроля, связанных с продлением ФИО1 угли срока временного пребывания на территории Российской Федерации до 21 января 2018 года, в силу чего он мог добросовестно полагать о том, что действие выданного ему патента прекращено не было, уплачивая для его продления авансовые платежи 16 и 23 ноября 2017 года, 20 и 22 января 2018 года, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, которое не является грубым и не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, руководствуясь общеправовым принципом справедливости, полагаю возможным на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях освободить ФИО1 угли от административной ответственности, предусмотренной ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ограничившись устным замечанием, а производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения в соответствии с п. 2 ч. 1, п. 2 ч. 1.1 ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Освободить гражданина Республики Узбекистан ФИО1 угли (NEMATOV NOZIM) от административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и объявить ему устное замечание.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Узбекистан ФИО1 угли (NEMATOV NOZIM) прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья подпись Т.Н. Лошаков

Верно:

Судья Т.Н. Лошаков