ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-242/2018 от 04.06.2018 Рузаевского районного суда (Республика Мордовия)

Дело № 5-242/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Рузаевка 19 июня 2018 г.

Судья Рузаевского районного суда Республики Мордовия Грачёв А.В.,

с участием законного представителя юридического лица - муниципального бюджетного учреждения городского поселения Рузаевка «Городское хозяйство» Калявина Н. А., выступающего на основании доверенности от 4 июня 2018 года,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении муниципального бюджетного учреждения городского поселения Рузаевка «Городское хозяйство», находящегося по адресу: 431440, Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Ухтомского, д.58, идентификационный номер налогоплательщика ,

у с т а н о в и л:

4 июня 2018 года специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в Рузаевском, Кадошкинском, Инсарском районах Р.Д.Т. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - муниципального бюджетного учреждения городского поселения Рузаевка «Городское хозяйство» (далее по тексту МБУ ГП «Городское хозяйство»), согласно которому в ходе административного расследования, проведенного в отношении МБУ ГП «Городское хозяйство» 18 мая 2018 года, установлены нарушения законодательства в области несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, выразившиеся в нарушении действующих санитарно-эпидемиологических правил и норм, а именно в нарушении требований пункт 5 статьи 12, пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления, статьи 22 Федерального закона от 30.03.199 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.2, п.3.1, п.3.2 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" допустило несанкционированное размещение локальным навалом, хаотично, непосредственно на почве твердо-бытовых отходов (отходы старых разрушенных жилищ, ветки деревьев, картон, доски) на территории участка оврага вблизи жилых домов <адрес>.

В судебном заседании законный представитель юридического лица МБУ ГП «Городское хозяйство» Калявин Н.А. вину юридического лица в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признал, пояснил, что в настоящее время свалка убрана, производится засыпание территории оврага грунтом.

Территориальный отдел в МО Рузаевка, Инсарском, Кадошкинском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело без участия их представителей.

Выслушав законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно пп. 18 п. 1 ст. 14, пп. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского поселения, а участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов - к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с уставом МБУ ГП «Городское хозяйство» утвержденным постановлением администрации городского поселения Рузаевка от 20.03.2017 г. №129, МБУ ГП «Городское хозяйство» создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах обслуживания муниципальных учреждений в городском поселении Рузаевка. Учредителем и собственником имущества бюджетного учреждения является администрация городского поселения Рузаевка (п. 1.1., 1.5).

Целью и предметом деятельности МБУ ГП «Городское хозяйство» является содержание и благоустройство территории городского поселения Рузаевка (пп.8 п.2.1 Устава)

МБУ ГП «Городское хозяйство» занимается санитарной очисткой и благоустройством территории городского поселения Рузаевка и ее озеленением, выполняет мероприятия по охране окружающей среды в границах городского поселения Рузаевка, в том числе организация и сбор, вывоз бытовых (приравненных к ним) отходов, содержание контейнерных и бункерных площадок, а также координация деятельности по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, уборка несанкционированных свалок (п.п.32, 35 п.22 Устава МБУ ГП «Городское хозяйство»).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1 ст. 13 Закона об отходах).

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (пп. 1.2). Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (пп. 2.1.1) Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях (пп. 3.1). Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации (пп. 3.2).

Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

При этом обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, поводом для составления протокола послужило обращение граждан, проживающих в многоквартирных домах <адрес> о несанкционированной свалке на находящейся в непосредственной близости от указанных домов в овраге по <адрес> (л.д.39).

18 мая 2018 года должностным лицом Управления Роспотребнадзора в присутствии понятых, представителя МБУ ГП «Городское хозяйство» проведен осмотр территории расположенной в районе оврага возле домов <адрес>, факт несанкционированного размещения твердых бытовых отходов подтвердился. Несанкционированная свалка находится на территории оврага, доступ свободный, вблизи указанных жилых домов. Состав отходов неоднороден, включает в себя отходы старых жилищ, ветки деревьев, доски, картон. Очаговый характер – локальный валом, хаотично непосредственного на почве (л.д.8-10). Произведена фотофиксация осмотра территории.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Таким образом вина юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении МБУ ГП «Городское хозяйство» в совершении административного правонарушения по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полностью подтверждается собранными и исследованными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 04.06.2018 г.; протоколом осмотра территории от 18.05.2018 г.; экспертным заключением от 31.05.2018 г. об установлении соответствия объекта инспекции требованиям предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений (соответствует требованиям); уставом МБУ ГП «Городское хозяйство»; заявлением жильцов <адрес> о свалке в овраге под окнами дома; свидетельством о государственной регистрации МБУ ГП «Городское хозяйство» в качестве юридического лица.

Факт образования свалки, включающей в себя отходы старых жилищ, веток деревьев, досок, картона, по вышеуказанному адресу законным представителем юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, не отрицается.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из указанной нормы следует, что условиями признания юридического лица виновным в совершении административного правонарушения является установление факта наличия у лица возможности для соблюдения соответствующих правил и норм и факта непринятия всех зависящих от него мер по их соблюдению. Поэтому основанием для освобождения юридического лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

Сведений о том, что МБУ ГП «Городское хозяйство» были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение вышеуказанных экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, в материалах дела не имеется.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность МБУ ГП «Городское хозяйство», не установлено.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судья считает, что достижение установленных статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целей административного наказания возможно путем назначения МБУ ГП «Городское хозяйство» наказания в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку оснований для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности у судьи с учетом конкретных обстоятельств дела и ввиду отсутствия угрозы жизни или здоровью людей.

Наличие по делу об административном правонарушении доказательств избыточности мер административного воздействия и совокупности обстоятельств, предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяющих снизить размер назначаемого юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей не усматривается.

Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в виду малозначительности.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении №5 от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При решении вопроса о привлечении юридического лица к административной ответственности, судьей учитывается значимость тех отношений, на защиту которых направлено установление административной ответственности

Основания для прекращения производства по делу, а также для признания деяния малозначительным и освобождения привлекаемого лица от административной ответственности, с учетом характера правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды, не имеется.

Срок давности привлечении к административной ответственности не истек

Руководствуясь статьями 29.10-29.11 Кодекса об административный правонарушениях, судья районного суда

п о с т а н о в и л:

признать муниципальное бюджетное учреждение городского поселения Рузаевка «Городское хозяйство» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: УФК по Республике Мордовия (Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия) л/с 04091788060 р/с 40101810900000010002 ИНН 1326193381 КПП 132601001, БИК 048952001 в ГРКЦ НБ Республики Мордовия Банка России г. Саранск, КБК 141 116 250500 16000 140 ОКТМО 89643000, УИН 14104130007300034156.

В соответствии с частью первой статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

На постановление может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия или непосредственного в верховный суд республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Рузаевского районного суда

Республики Мордовия А.В. Грачёв