Дело №5-2433/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Судья Псковского городского суда Псковской области Дуженко Л.В., рассмотрев дело в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»), зарегистрированного по адресу: <данные изъяты>, о правонарушении, предусмотренном ст.16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») совершило несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:
21 апреля 2020 года в 13 часов 40 минут на железнодорожную станцию «Себеж» в постоянную зону таможенного контроля таможенного поста ЖДПП «Посинь» Псковской таможни, в составе поезда № *** прибыл железнодорожный вагон № ***. Товар перемещался из России в Латвию.
Для получения разрешения на убытие товара с таможенный территории Евразийского экономического союза ОАО " РЖД" таможенному органу представлены: декларация на товары № 10311010/130420/0015586, железнодорожная накладная от 14 апреля 2020 года № 28860614, фитосанитарный сертификат от 13 апреля 2020 года № 428340601130420002.
В соответствии с представленными товаросопроводительными документами в указанном вагоне перемещался товар «продовольственная пшеница твердых сортов», код товара 1001190000 ТН ВЭД ЕАЭС, вес брутто 69700 кг, страна происхождения - Россия.
Отправитель товара: ООО «***» (***).
Получатель: ***, ***.
Перевозчик: ОАО «Российские железные дороги», ***.
Товар «продовольственная пшеница твердых сортов» включен в Перечень подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе".
В ходе документарной проверки должностным лицом Псковской таможни установлено, что представленный Обществом фитосанитарный сертификат содержит недостоверные сведения о номере вагона, в котором перемещается вывозимый товар. Так, ОАО "Российские железные дороги" на груз, следовавший в вагоне № ***, представлен фитосанитарный сертификат № 428340601130420002 от 13 апреля 2020 года, в который внесены сведения о транспортировке груза в ином вагоне - вагоне № ***, отсутствующем в составе железнодорожного поезда.
При этом фитосанитарный сертификат на партию товара «продовольственная пшеница твердых сортов», перемещаемую в железнодорожном вагоне № *** по ТТН 28905625ДС от 21 апреля 2020 года, основная отправка ТТН 28860614 от 14 апреля 2020 года, прибывшего в составе грузового поезда № ***, в комплекте документов, представленных перевозчиком, отсутствовал.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством при вывозе подкарантинной продукции «продовольственная пшеница твердых сортов» с территории Российской Федерации в Латвию не предоставлен фитосанитарный сертификат, необходимый для целей подтверждения безопасности вывозимого товара в части соблюдения карантинных фитосанитарных требований.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения таможенным органом в отношении ОАО «Российские железные дороги» дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 16.3 КоАПРФ.
Представитель ОАО «Российские железные дороги» ФИО1 в судебном заседании с протоколом не согласился, пояснил, что у перевозчика отсутствуют обязанности по проверке правильности и достаточности сопроводительных документов, приложенных отправителем к накладной и наличием отметки внутренней Воронежской таможни о разрешении выпуска в пункте 28 СМГС, в связи с чем у работников ОАО «Российские железные дороги» не было оснований полагать, что представленный фитосанитарный сертификат будет признан Псковской таможней недействительным. В представленном фитосанитарном сертификате отправителем допущена техническая ошибка при указании номера вагона. При этом номер вагона является информацией, дополняющей фитосанитарный сертификат, так как он выдается не на транспортное средство, в котором товар перевозится, а на партию товара. Полагает, что поскольку в действиях ОАО «РЖД» отсутствует событие административного правонарушения, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Представитель Псковской таможни ФИО2, в судебном заседании поддержала протокол об административном правонарушении, считает, что вина ОАО «Российские железные дороги» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ, полностью подтверждается материалами дела, просила назначить административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей. Также пояснила, что номер вагона в графе 5 фитосанитарного сертификата должен быть указан и данный номер вагона должен соответствовать информации, содержащейся в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах. Поскольку в силу п. 2 ст. 92 ТК ЕАЭС независимо от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, при убытии товаров с таможенной территории ЕАЭС, перевозчиком либо иным лицом в соответствии с пунктом 8 стоящей статьи предоставляются документы и (или) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС, то следует признать, что обязанность соблюдения запретов и ограничений при убытии товаров с таможенной территории Союза возложена именно на перевозчика. Таким образом, получив по имеющимся документам груз, перевозчик, в данном случае АО «Российские железные дороги», принял на себя риски, связанные с предоставлением в таможенный орган достоверной информации о перевозимом товаре.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.16.3 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Под запретами и ограничениями понимаются в том числе, карантинные фитосанитарные меры, применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС (пункт 10 статьи 2 ТК ЕАЭС).
В ходе документарной проверки должностным лицом Псковской таможни установлено, что представленный Обществом фитосанитарный сертификат содержит недостоверные сведения о номере вагона, в котором перемещается вывозимый товар. Так, ОАО "Российские железные дороги" на груз, следовавший в вагоне № ***, представлен фитосанитарный сертификат № 428340601130420002 от 13 апреля 2020 года, в который внесены сведения о транспортировке груза в ином вагоне - вагоне № ***, отсутствующем в составе железнодорожного поезда.
При этом фитосанитарный сертификат на партию товара «продовольственная пшеница твердых сортов», перемещаемую в железнодорожном вагоне № *** по ТТН 28905625ДС от 21 апреля 2020 года, основная отправка ТТН 28860614 от 14 апреля 2020 года, прибывшего в составе грузового поезда № ***, в комплекте документов, представленных перевозчиком, отсутствовал.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством при вывозе подкарантинной продукции «продовольственная пшеница твердых сортов» с территории Российской Федерации в Латвию не предоставлен фитосанитарный сертификат, необходимый для целей подтверждения безопасности вывозимого товара в части соблюдения карантинных фитосанитарных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу части 1 статьи 7 Таможенного кодекса ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (иди) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Частью 1 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 206-ФЗ «О карантине растений» установлено, что вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требования страны-импортера.
Согласно пункту 8.1 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 318, случае, если в соответствии с фитосанитарными требованиями страны-импортера подкарантинная продукция должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом, указанные фитосанитарные сертификаты выдаются уполномоченным органом государства-члена по месту отправки в соответствии с законодательством этого государства-члена.
В силу пункта 2 Порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 13 июля 2016 года № 293, фитосанитарный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2.8 Правил перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 года № 36 (действовавших до 13 июля 2020 года), приём к перевозке подкарантинных грузов, направляемых на экспорт без погрузки их на пограничных передаточных станциях в пунктах пропуска через государственную границу, разрешается при условии предъявления грузоотправителем фитосанитарного сертификата, выданного Госинспекцией по карантину растений Российской Федерации в местах отгрузки на каждый вагон, контейнер или на каждую отправку (партию) подкарантинного груза, при нахождении в одном вагоне, контейнере нескольких отправок (партий) грузов, если не истёк срок действия фитосанитарного сертификата.
Согласно пункту 28 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 206-ФЗ «О карантине растений» партию подкарантинной продукции составляет количество однородной подкарантинной продукции, предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю.
Как следует из пункта 49 статьи 2 ТК ЕАЭС к транспортным средствам, в том числе, относится железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава).
Статьёй 2 Технического Регламента ТС «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (TP ТС 001/2011), утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года № 710, установлено, что единица железнодорожного подвижного состава является отдельным объектом железнодорожного подвижного состава, таким как локомотив, грузовой и пассажирский вагон, моторвагонный подвижной состав (или его секции, вагоны), специальный железнодорожный подвижной состав.
Таким образом, из содержания указанных норм следует, что при перевозке железнодорожным транспортом фитосанитарный сертификат выдается на каждую партию подкарантинного груза, вывозимую с таможенной территории ЕАЭС в конкретном железнодорожном вагоне, являющимся в настоящем случае транспортным средством, в связи с чем номер железнодорожного вагона, указанный в ФСС, должен соответствовать фактическому номеру вагона.
В соответствии с пунктом 3 Правил осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2015 года № 995 (далее - Правила), контроль за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации таможенными органами в форме документарной проверки.
При этом должностное лицо таможенного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о запрете вывоза из Российской Федерации партии подкарантинной продукции в случае, если сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате, не соответствуют информации, содержащейся в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах (подпункт «а» пункта 5 Правил).
В силу подпункта 3 пункта 4.1.4 и подпункта 4 пункта 4.1.6 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 318, в случае, если в фитосанитарном сертификате указан номер транспортного средства, не соответствующего фактическому номеру транспортного средства, то фитосанитарный сертификат признаётся
недействительным, в связи с чем должностным лицом уполномоченного органа должно быть принято решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска или её помещения под таможенную процедуру таможенного транзита.
Фитосанитарный сертификат № 428340601130420002 от 13 апреля 2020 года был выдан на товар, перевозимый в вагоне № ***, который, исходя из ведомости вагонов № ***, в железнодорожном составе отсутствовал. Таким образом, предъявленный ОАО «Российские железные дороги» фитосанитарный сертификат не подтверждал соответствие партии товара, перевозимого в вагоне № ***, запретам и ограничениям в области соблюдения фитосанитарных правил, то есть являлся недействительным, в связи с чем таможенным органом было обоснованно возбуждено дело об административном правонарушении.
Перечень документов и сведений, представляемых при уведомлении таможенного органа об убытии товаров с таможенной территории Союза, установлен статьей 92 ТК ЕАЭС, пунктом 2 части 2 которой определено, что лицом, представляющим документы и (или) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьёй 7 настоящего Кодекса, является перевозчик (декларант) или экспедитор.
В силу положения статьи 23 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС от 01 ноября 1951 года) перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.
Согласно статье 27 Федерального закона от 10 января 2002 года № 18- ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
Положениями Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) (Берн, 09 мая 1980 год) (приложение В, параграф 1 ст. 11) установлено право перевозчика в любой момент проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в документах, для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
При этом, Общество, осуществляя профессиональную деятельность по международной перевозке грузов, должно было обеспечить проверку предоставляемых таможенному органу документов, необходимые для целей подтверждения безопасности вывозимого товара и избежание нарушения требований таможенного законодательства.
Соблюдение данных требований являлось возможным при условии надлежащей проверки железнодорожным агентом по прибытии железнодорожного состава на станцию «Себеж» представленных грузоотправителем фитосанитарных сертификатов и комплектов товаросопроводительных документов на груз до момента подачи им заявления о таможенном декларировании подкарантинной продукции для выпуска товара с таможенной территории ЕАЭС.
Поскольку действия (бездействие) юридического лица опосредованно выражаются через действия его работников или уполномоченных им лиц, то в силу статьи 2.10 КоАП РФ в действиях ОАО «Российские железные дороги» усматривается состав вменённого ему административным органом административного правонарушения.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что перевозчик предпринял исчерпывающие меры для соблюдения обязанностей и требований, предусмотренных законодательством Евразийского экономического союза, судом не установлено.
Таким образом, суд полагает, что вина перевозчика ОАО «Российские железные дороги» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ, выразившегося в не соблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товара на таможенную территорию Евразийского экономического союза, доказана.
Кроме того, вина ОАО «Российские железные дороги» подтверждается имеющимися материалами дела:
- копией накладной №28860614 от 14.04.2020;
- копией декларации на товар 10311010/130420/0015585;
- копией фитосанитарного сертификата 428340601130420002;
- копией декларацией о соответствии;
- копией акта таможенного досмотра АТД №10209140 /2200420/000189;
- протоколами опросов свидетеля В.В.Н.;
- другими документами, находящимися в материалах дела об АП.
Доводы представителя ОАО «Российские железные дороги» ФИО1 о том, что у перевозчика отсутствуют обязанности по проверке правильности и достаточности сопроводительных документов, приложенных отправителем, в связи с чем дело подлежит прекращению в связи с отсутствием события правонарушения, являются несостоятельными.
Часть 3 ст.16.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Статья 16.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 ст.16.1 КоАП РФ выражается в действиях лица, выразившихся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений на каждом этапе перемещения, указанном в диспозиции ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, то есть выразилась в том, что перевозчик при прибытии на железнодорожную станцию «Себеж» в постоянную зону таможенного контроля таможенного поста ЖДПП «Посинь» Псковской таможни предоставил недостоверные сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе товара.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ, образует действие или бездействие лица, выразившееся в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями ЕЭК, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию и (или) вывоз товаров с нее, то есть выразилась в непредоставлении фитосанитарного сертификата на перевозимый товар таможенному органу.
При таких обстоятельствах вывод представителя ОАО «Российские железные дороги» ФИО1 о наличии оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных п.7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, не соответствует требованиям процессуальных норм.
Санкцией ст.16.3 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Смягчающих вину обстоятельств судом не установлено.
Отягчающим вину ОАО «Российские железные дороги» обстоятельством суд признает привлечение ОАО «Российские железные дороги» ранее к административной ответственности по главе 16 КоАП РФ.
С учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельств дела, отсутствием смягчающих и наличием отягчающего административную ответственность обстоятельства, суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией статьи 16.3 КоАП РФ.
Издержек нет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.9 и 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
ОАО «Российские железные дороги» признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа:
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В указанный срок платежный документ, подтверждающий уплату штрафа, должен быть представлен в Псковский городской суд, кабинет №14.
В соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Издержек по делу не имеется.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья /подпись/ Л.В. Дуженко
Копия
Судья Л.В. Дуженко