Дело № 5-2434/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
27 декабря 2021 года г.Оренбург
Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга Ермошкина О.В.,
при секретаре Каминской О.А.,
с участием:
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, защитника – Черкасова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения в отношении ФИО1, ... года рождения, уроженца г... зарегистрированного и проживающего по адресу ...
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 1 декабря 2021года в период времени с 09ч.38мин. до 10ч.23 мин. находясь около центрального входа в здание Дома Советов, расположенного по адресу: ..., в нарушение частей 1, 1.1 статьи 7 Федерального закона №54-ФЗ от 19 июня 2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», абз.5 статьи 6 Закона Оренбургской области от 26 декабря 2008 года №2689/575-IV «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Оренбургской области», провел несогласованное с органом местного самоуправления публичное мероприятие в форме пикета, состоящего в совокупности из 4 актов пикетирования, осуществляемых поочередно 1 декабря 2021года около центрального входа в здание Дома Советов, расположенного по адресу: ... в период времени с 09ч. 38мин. до 12ч.00мин., объединенных единым замыслом и общей организацией, выдвигая общий призыв: обратить внимание властей на социально-значимые учреждения г.Оренбурга, используя ассоциативно узнаваемое наглядное средство агитации: держа в руках белый плакат с текстом: «15 детей –инвалидов и 494 ребенка в детском саду N города Оренбурга нуждаются в ремонте здания и дворовой территории Правительство услышьте нас!!!».
В отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
В судебном заседании ФИО1 вину в инкриминируемом правонарушении не признал, пояснил, что проводил одиночный пикет, данное публичное мероприятие не требует согласования с органами местного самоуправления. Показал, что о проведенных депутатом Законодательного Собрания Оренбургской области седьмого созыва ФИО, его помощниками ФИО, ФИО 1 декабря 2021года одиночных пикетах узнал от сотрудников полиции при оформлении материала. Поочередного проведения пикетов в указанный день не планировалось. О проблеме финансирования и необходимости проведения капитального ремонта в детском саду N стало известно от ФИО к которому как к депутату обратилась заведующая детского сада N. Считает, что материалами дела его вина не доказана, просил производство по делу прекратить.
Защитник – Черкасов В.В. в судебном заседании поддержал позицию ФИО1, просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях события административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", пунктами 1, 6, 7 статьи 2 которого определено, что под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
Уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Статьей 3 названного закона определено, что проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, добровольности участия в публичном мероприятии.
В рамках организации публичного мероприятия статьей 4 вышеназванного Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Положениями части 1 статьи 7 Федерального закона №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
Согласно части 1.1 статьи 7 Федерального закона №54-ФЗ уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.
Аналогичные положения содержатся в Законе Оренбургской области от 26 декабря 2008 года №2689/575-IV «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Оренбургской области», который в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" определяет порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Оренбургской области.
Согласно пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 года №28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется). При этом исходя из содержания пункта 3 части 4 и части 5 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях под подачей уведомления в установленном порядке следует понимать в том числе определение места, времени, условий проведения публичного мероприятия в результате согласительных процедур.
В силу части 1.1 статьи 7 Закона о публичных мероприятиях уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. При этом минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации, но не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием, в отношении которого данным законом установлена обязанность по подаче уведомления о его проведении в орган публичной власти.
Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, административная ответственность за которые наступает по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ, могут иметь место в случае, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы. Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов (пункт 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 №28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях").
Судом установлено, что 1 декабря 2021года в период времени с 09ч. 38мин. до 10ч. 23мин. около центрального входа в здание Дома Советов, расположенного по адресу: ..., ФИО1 провел несогласованное с органом местного самоуправления публичное мероприятие в форме пикета, состоящего в совокупности из 4 актов пикетирования, осуществляемых поочередно в период времени с 09ч. 38мин. до 12ч.00мин., объединенных единым замыслом и общей организацией, выдвигая общий призыв: обратить внимание властей на социально-значимые учреждения г.Оренбурга, о котором он не уведомил органы местного самоуправления г.Оренбурга.
Факт виновности действий ФИО1 в совершении инкриминируемого административного правонарушения, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении ... от 22 декабря 2021года;
-рапортом ст. инспектора НиАЗ ОП №1 МУ МВД России «Оренбургское» ФИО от 1 декабря 2021года;
- рапортомами ст. УУП ОУУП и ПДН ОП №1 МУ МВД России «Оренбургское» ФИО, командира 1 отделения 2 взвода 1 роты 1 батальона полка ППС МУ МВД России «Оренбургсоке» ФИО;
-рапортом полицейского 1 отделения 2 взвода 1 роты 1 батальона полка ППС МУ МВД России «Оренбургское» ФИО от ...;
- ответом администрации г. Оренбурга от 8 декабря 2021года N об отсутствии уведомлений о проведении публичных мероприятий 1 декабря 2021года;
- протоколами осмотра от 6 декабря 2021года, от 10 декабря 2021года, от 13 декабря 2021года с приложением фототаблиц: страницы социальной сети «ВКонтакте», видеофайлы с канала UTV Oren, файлы страниц новостного портала г.Оренбурга, файлы официальной страницы КПРФ в Оренбургской области, с приложенными видеоматериалом, видеозаписи с камер наблюдения;
- копиями официальных предостережений выданных ФИО, ФИО;
- копиями протоколов об административном правонарушении в отношении ФИО, ФИОФИО по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ, их письменными объяснениями, а также иными представленными в материалы дела доказательствами.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что указанные доказательства получены с соблюдением требований статьи 26.2 КоАП РФ, являются допустимыми и достоверными.
Оснований ставить под сомнение достоверность содержания протокола об административном правонарушении, составленного в отношении ФИО1 представленного наряду с иными письменными документами в материалах дела об административном правонарушении, не имеется.
Рапорта сотрудников полиции содержат необходимые сведения, указывающие как на событие данного правонарушения, так и на лицо, к нему причастное.
Обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении и рапортах должностных лиц подтверждаются представленными в материалы дела протоколами осмотра, иллюстрационными таблицами, и приобщенной в материалы дела видеозаписью.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
Доводы стороны защиты об отсутствии в действиях ФИО1 события вмененного административного правонарушения, не могут быть приняты во внимание, так как опровергается совокупностью приведенных выше доказательств.
Проведение ФИО1 публичного мероприятия в форме пикетирования входящего в совокупность актов пикетирования, осуществляемых поочередно одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, относящемуся к одному публичному мероприятию, в отношении которого законом установлена обязанность по подаче уведомления о его проведении в орган публичной власти со всей очевидностью следует из рапортов сотрудников полиции, протоколов осмотра, фототаблиц представленных в материалы дела, а также представленных видеозаписей.
Представленные материалы дела достоверно подтверждают, как ФИО1 действуя совместно с ФИО, ФИО, ФИО, находясь в один и тот же период времени в одном и том же месте, поочередно сменяя друг друга, разворачивают и публично демонстрируют плакаты, содержащие требование обратить внимание властей на социально-значимые учреждения г.Оренбурга.
Изложенное позволяет со всей очевидностью судить о том, что серия одиночных пикетов проведенных ФИО1, ФИО, ФИО, ФИО 1 декабря 2021года в период времени с 09ч.38мин. до 12ч.00мин. были объединены одним замыслом и связаны общей организацией, о чем, в частности, свидетельствует как пребывание последних в одном и том же общественном месте, так и схожие по характеру и форме изготовления средства наглядной агитации, которыми они пользовались для выражения своих требований и призывов.
Таким образом, ФИО1 был причастен к публичной акции, в которую помимо него были вовлечены и иные лица, выдвигающие аналогичные требования, и которая в данном контексте не могла быть расценена в качестве одиночного пикета.
В этой связи в силу положений статьи 7 Закона № 54-ФЗ от ФИО1 требовалось уведомить о проведении рассматриваемого публичного мероприятия уполномоченный орган.
Учитывая, что данная обязанность ФИО1 не исполнена в его действиях содержится состав административного правонарушения предусмотренный частью 2 стать 20.2 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, в силу положений статьи 4.2 КоАП РФ суд признает наличие малолетних детей.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1, судом не установлено.
С учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, личности виновного, наличие обстоятельств смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, учитывая данные, подтверждающие действительную необходимость применения к ФИО1 меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, обсудив все виды наказания, предусмотренные санкцией частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, суд приходит к выводу, что наказание в виде административного штрафа будет являться достаточным для целей восстановления социальной справедливости, исправления ФИО1 и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также соразмерным совершенному.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 20.2, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Разъяснить, что в соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня исчисления срока отсрочки или срока рассрочки.
Квитанция об уплате административного штрафа должна быть предъявлена в суд.
Денежные средства в счет уплаты штрафа перечислить по указанным реквизитам:
Получатель: ИНН <***> КПП 561001001 УФК по Оренбургской области (ОП №1 по г.Оренбургу) расчетный счет <***> отделение Оренбург Банка России (УФК по Оренбургской области г.Оренбурга) БИК 015354008, КБК доходов 18811601191019000140, ОКТМО 53701000, номер счета получателя платежа 03100643000000015300 УИН 18880456210008960622, наименование платежа - штраф.
При неуплате административного штрафа в срок сумма штрафа на основании статьи 32.2 КоАП РФ будет взыскана в принудительном порядке.
В соответствии со статьей 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в указанный срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере от суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до 50-ти часов.
Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: подпись О.В. Ермошкина