Дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 июля 2019 года <...>
Судья Центрального районного суда г. Тулы Свинцова С.С.,
с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, АО «Корпорация «ГРИНН» по доверенности ФИО1, представителя министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении № в отношении Акционерного общества «Корпорация «ГРИНН», юридический адрес: <адрес> ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ,
установил:
главным государственным инспектором отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области ФИО3 в отношении Акционерного общества «Корпорация «ГРИНН» (далее по тексту – АО «Корпорация «ГРИНН») составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ, а именно за использование водного объекта или его части без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью.
Как следует из вышеуказанного протокола, в министерство природных ресурсов и экологии Тульской области (далее по тексту – Министерство) поступило письмо из Управления Росприроднадзора по Тульской области, к которому приложено обращение ИП ФИО4
В данном обращении содержится информация о сбросе ливневых сточных вод из ливневой канализационной сети от станции очистки ливневых стоков от гипермаркета «Линия» <адрес> АО «ГРИНН» в ручей, протекающий в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ министерством природных ресурсов и экологии Тульской области возбуждено дело об административном правонарушении по факту сброса ливневых сточных вод из ливневой канализационной сети от станции очистки ливневых стоков от гипермаркета «Линия» <адрес> АО «ГРИНН» в ручей, протекающий в <адрес>, по ст. 7.6 КоАП РФ и проведено по нему административное расследование.
В соответствии с информацией, поступившей в Министерство из АО «Корпорация «ГРИНН», последним заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ№ с ООО «ТехноСервис» на выполнение комплекса работ по техническому обслуживанию и промывке сети ливневой канализации и станции очистки ливневого стока типа «СОЛС», серии «ПРОМСТОКИ» подземного типа филиала АО «Корпорация «ГРИНН» «Гипермаркет «Линия» в <адрес>.
По информации АО «Корпорация «ГРИНН» сети ливневой канализации и станция очистки ливневого стока типа «СОЛС», серии «ПРОМСТОКИ» подземного типа сооружены АО «Корпорация «ГРИНН» в соответствии с проектом «Строительство ливневой и бытовой канализации к строящемуся гипермаркету с парковкой автотранспорта и трансформаторной подстанцией по адресу: <адрес>, поворот с <адрес> на <адрес>ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом министерства в присутствии представителя АО «Корпорация «ГРИНН» с привлечением специалистов ФБУ «Тульский ЦСМ» отобрана проба ливневых сточных вод из выпуска сети ливневой канализации и станции очистки ливневого стока типа «СОЛС», серии «ПРОМСТОКИ» подземного типа АО «Корпорация «ГРИНН», расположенной на расстоянии приблизительно 300 метров в направлении на восток от <адрес> в ручей, протекающий в <адрес>.
В соответствии с заключением ФБУ «Тульский ЦСМ» от ДД.ММ.ГГГГ№ в сточной воде из выпуска сети ливневой канализации и станции очистки ливневого стока типа «СОЛС», серии «ПРОМСТОКИ» подземного типа АО «Корпорация «ГРИНН», расположенного на расстоянии приблизительно 300 м в направлении на восток от <адрес> в ручей, протекающий в <адрес>, содержатся загрязняющие вещества: сульфат-анион – 13,4 мг/л, фосфат-ион (по Р) – 0,08 мг/л, хлорид-анион – 40,6 мг/л, БПК5 – 4,85 мг/л, нефтепродукты – 0,011 мг/л.
Таким образом, в ходе административного расследования установлено, что ДД.ММ.ГГГГ АО «Корпорация «ГРИНН» осуществлялся сброс ливневых сточных вод из выпуска сети ливневой канализации и станции очистки ливневого стока типа «СОЛС», серии «ПРОМСТОКИ» подземного типа АО «Корпорация «ГРИНН», расположенного на расстоянии приблизительно 300 метров в направлении на восток от <адрес> в ручей, протекающий в <адрес> без документа на право пользования поверхностным водным объектом в целях сброса сточных вод.
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ данное административное правонарушение произошло из-за того, что АО «Корпорация «ГРИНН» нарушила требования водного законодательства. Ответственным за совершение данного правонарушения является АО «Корпорация «ГРИНН», так как у данного юридического лица имелась возможность для соблюдения природоохранных требований, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обществом нарушены ч. 1 ст. 44, п. 2 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель юридического лица АО «Корпорация «ГРИНН» по доверенности ФИО1 вину общества в совершении административного правонарушения не признала. Дополнительно указала, что сеть ливневой канализации, сеть хозяйственно-бытовой канализации и станции очистки ливневого стока типа «СОЛС», серии «ПРОМСТОКИ» подземного типа АО «Корпорация «ГРИНН» выполнены согласно проекту. Технические условия на пересечение автомобильной дороги с ливневой канализацией для объекта «Гипермаркет с парковкой автотранспорта и трансформаторной подстанцией в <адрес>» согласованы с Администрацией муниципального образования <адрес>.
Техническое обслуживание и промывка сети ливневой канализации, сети хозяйственно-бытовой канализации и станции очистки ливневого стока типа «СОЛС», серии «ПРОМСТОКИ» подземного типа АО «Корпорация «ГРИНН» возложено на ООО «ТехноСервис» на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ договора №
Кроме того указала, что самого водного объекта – ручья в <адрес> по факту выезда на место ДД.ММ.ГГГГ не обнаружено. Отображенная на фото вода является следствием обильных осадков.
В том случае, если суд придет к выводу о виновности АО «Корпорация «ГРИНН», просила учесть тяжелое материальное положение последнего, а также то обстоятельство, что обществом будут предприняты все возможные усилия для устранения допущенного нарушения.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании просила привлечь АО «Корпорация «ГРИНН» к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.6 КоАП РФ, указав, что Обществом допускается нарушение водного законодательства Российской Федерации. Протокол взятия проб, заключение ФБУ «Тульский ЦСМ» являются доказательствами того, что АО «Корпорация «ГРИНН» осуществляло сброс ливневых сточных вод из выпуска сети ливневой канализации и станции очистки ливневого стока типа «СОЛС», серии «ПРОМСТОКИ» подземного типа, расположенного на расстоянии приблизительно 300 м в направлении на восток от <адрес> в ручей, протекающий в <адрес>. При этом, документ на право пользования поверхностным водным объектом в целях сброса сточных вод у АО «Корпорация «ГРИНН» отсутствовал. Полагает, что факт наличия водного объекта также подтвержден собранными доказательствами.
Судья, выслушав объяснения представителя юридического лица АО «Корпорация «ГРИНН» по доверенности ФИО1, представителя Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по доверенности ФИО2, исследовав письменные доказательства, пришел к следующему.
Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. 7.6 КоАП РФ самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации использованием водных объектов (водопользованием) признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Частью 1 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 названного Кодекса.
К числу таких оснований относится основание, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации.
Согласно данной норме на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод.Сброс сточных вод является одной из форм водопользования (ст. 37 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно частям 1 и 2 статьи 39 названного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Как следует из материалов дела, в министерство природных ресурсов и экологии Тульской области поступило письмо из Управления Росприроднадзора по Тульской области, к которому приложено обращение ИП ФИО4
В названном обращении указывалось, что осуществляется сброс ливневых сточных вод из ливневой канализационной сети от станции очистки ливневых стоков от гипермаркета «Линия» <адрес> АО «ГРИНН» в балку в районе <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ министерством природных ресурсов и экологии Тульской области вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту сброса ливневых сточных вод из ливневой канализационной сети от станции очистки ливневых стоков от гипермаркета «Линия» <адрес> АО «ГРИНН» в ручей, протекающий в <адрес>, по ст. 7.6 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, сети ливневой канализации и станция очистки ливневого стока типа «СОЛС», серии «ПРОМСТОКИ» подземного типа сооружены АО «Корпорация «ГРИНН» в соответствии с проектом «Строительство ливневой и бытовой канализации к строящемуся гипермаркету с парковкой автотранспорта и трансформаторной подстанцией по адресу: <адрес>, поворот с <адрес> на <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ.
АО «Корпорация «ГРИНН» и ООО «ТехноСервис» ДД.ММ.ГГГГ заключили договор № согласно которому исполнитель (ООО «ТехноСервис») обязан производить работы по техническому обслуживанию и промывке сети ливневой канализации, сети хозяйственно-бытовой канализации и станции очистки ливневого стока типа «СОЛС», серии «ПРОМСТОКИ» подземного типа по заявке заказчика (АО «Корпорация «ГРИНН»).
ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области ФИО3 в отношении АО «Корпорация «ГРИНН» составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ.
Как следует из протокола об административном правонарушении, в деятельности АО «Корпорация «ГРИНН» выявлены нарушения требований ч. 1 ст. 44, п. 2 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации, а именно то, что ДД.ММ.ГГГГ АО «Корпорация «ГРИНН» осуществлялся сброс ливневых сточных вод из выпуска сети ливневой канализации и станции очистки ливневого стока типа «СОЛС», серии «ПРОМСТОКИ» подземного типа АО «Корпорация «ГРИНН», расположенного на расстоянии приблизительно 300 м в направлении на восток от <адрес> в ручей, протекающий в <адрес>, без документа на право пользования поверхностным водным объектом в целях сброса сточных вод.
Использование АО «Корпорация «ГРИНН» водного объекта или его части без документов (соответствующего разрешения) подтверждается совокупностью доказательств, в том числе фототаблицей от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ, определением о назначении экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, заключением ФБУ «Тульский ЦСМ» от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно выводам которого в образце сточной воды (место отбора – проба №: <адрес>, д. Кресты, выпуск ливневой канализации от гипермаркета «Линия» на расстоянии примерно 300 м на восток от <адрес> в ручей) установлено присутствие загрязняющих веществ, превышающих нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утв. приказом Минсельхоза от ДД.ММ.ГГГГ№ по показателям железо (общее) в 1,4 раза, БПК5- в 2,3 раза. Согласно результатам испытаний в пробе сточной воды из выпуска сети ливневой канализации и станции очистки ливневого стока типа «СОЛС», серии «ПРОМСТОКИ» подземного типа АО «Корпорация «ГРИНН», расположенного на расстоянии приблизительно 300 м в направлении на восток от <адрес> в ручей, протекающий в <адрес>, содержатся загрязняющие вещества: сульфат-анион – 13,4 мг/л, фосфат-ион (по Р) – 0,08 мг/л, хлорид-анион – 40,6 мг/л, БПК5 – 4,8 мг/л, нефтепродукты – 0,011 мг/л.
Протокол об административном правонарушении в отношении АО «Корпорация «ГРИНН» составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, надлежащим должностным лицом, содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, в связи с чем он отвечает признакам допустимого доказательства по делу.
Оснований ставить под сомнение достоверность содержания протокола об административном правонарушении, составленного в отношении АО «Корпорация «ГРИНН», представленного наряду с иными письменными документами в материалах дела об административном правонарушении, не имеется.
Другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, не доверять сведениям, указанным в них, у суда оснований не имеется, в связи с чем судья также признает их допустимыми доказательствами по делу.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, судья приходит к выводу о том, что АО «Корпорация «ГРИНН» осуществляло использование водного объекта или его части без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью.
Довод представителя АО «Корпорация «ГРИНН» об отсутствии водного объекта (ручья) судья находит не состоятельным, поскольку он опровергается собранными доказательствами по делу.
Доказательства, подтверждающие, что Обществом были предприняты все своевременные, необходимые, достаточные и исчерпывающие меры для соблюдения обязательных требований по соблюдения водного законодательства к моменту выявления нарушения, не представлены.
С учетом изложенного в действиях АО «Корпорация «ГРИНН» присутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ.
Статья 7.6 КоАП РФ предусматривает два альтернативных вида административного наказания для юридических лиц: наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1).
К числу обстоятельств, смягчающих административную ответственность, судья относит совершение Обществом административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
При назначении наказания судья учитывает общественный характер совершенного правонарушения.
В то же время, судья не находит достаточных оснований для административного приостановления деятельности АО «Корпорация «ГРИНН», поскольку в данном случае цели административного наказания могут быть достигнуты путем наложения на Общество административного наказания в виде штрафа в размере 50000 руб.
Руководствуясь ст. 7.6, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
признать Акционерное общество «Корпорация «ГРИНН» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ.
Назначить Акционерному обществу «Корпорация «ГРИНН» наказание в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей, который перечислять в УФК по Тульской области (Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области), <данные изъяты>
На основании ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа с законную силу.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности в банк или в иную кредитную организацию.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья