ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2455/2021 от 10.11.2021 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело №5-2455/2021

УИД 86RS0001-01-2021-007275-13

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

10 ноября 2021 года г.Ханты-Мансийск

Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Сосновская О.А.,

с участием:

представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – Николаевой Л.Н., Мургузова А.Х., действующих на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственность «Багира» (юридический адрес: <адрес>, ИНН 8608059066), обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.12 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 30 минут в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Багира» в складском помещении магазина «Багира», расположенном по адресу: <адрес>, обнаружена алкогольная продукция, маркированная федеральными специальными марками, имеющими признаки подделки, а именно 11 бутылок водка «ЮГРА», ёмкостью 0,5 л., крепость 40%.

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ федеральные специальные марки с серийными номерами: 103648783185, 103648783179, 103648783187, 103648783183, 103648783176, 103648782965, 103648782969, 103648783186, 103648783175, 103648783190, 103648783182, наклеенные на 11 бутылок водки «ЮГРА», объёмом 0,5 литра, изготовлены не производством ФГУП «Гознак».

Таким образом, ООО «Багира» ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, магазин «Багира» допустило нарушение статьи 12, 16, 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», совершив административное правонарушение, выразившееся в обороте (розничной продаже, хранении) алкогольной продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.

В судебном заседании представители ООО «Багира» Николаева Л.Н., Мургузов А.Х. пояснили, что Общество изначально при приобретении алкогольной продукции не знало о том, что федеральные специальные марки поддельные. Обществом была закуплена партия водки «Югра». При приеме алкогольной продукции все марки были проверены через ЕГАИС, продукция продавалась. В декабре 2020 года, в связи с переходом на полный поштучный и помарочный учет в системе ЕГАИС, Обществом была проведена инвентаризация. В ходе инвентаризации марки не прошли проверку через ЕГАИС. Данная продукция была ими снята с реализации и помещена на склад. Из Департамента экономического развития ХМАО-Югры поступила устная информация по телефону о том, что водка находится в нелегальном обороте и о необходимости ее сохранения до изъятия. ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки водка была выдана. В связи с чем, полагают, что вина Общества отсутствует, просили не назначать наказание в виде штрафа, ограничиться предупреждением.

К материалам дела приобщены письменные пояснения представителя Общества.

Суд, заслушав представителей Общества, исследовав письменные материалы дела, установил следующее.

Административная ответственность по ч.4 ст.15.12 КоАП РФ наступает за оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ), требования к образцам федеральных специальных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации, маркировка иными не предусмотренными Федеральным законом № 171-ФЗ марками не допускается.

Согласно абзацу 9 пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, либо без маркировки в соответствии со статьёй 12 Федерального закона № 171-ФЗ, либо с маркировкой поддельными марками.

На основании пункта 3 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы (далее - ЕГАИС) и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в ЕГАИС.

По правилам части 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьёй 12 настоящего Федерального закона.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ, алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, маркируется федеральными специальными марками, которые приобретаются в государственном органе, уполномоченном Правительством Российской Федерации, алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.

В соответствии с пунктом 2 «Правил изготовления федеральных специальных марок» утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2348 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» - изготовление акцизных марок осуществляется акционерным обществом «Гознак» (далее - организация-изготовитель марок) в соответствии с образцами, перечнем реквизитов и элементов защиты, утверждёнными Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, по технологии, исключающей возможность их подделки и повторного использования, а также обеспечивающей возможность считывания с них двухмерного штрихового кода (графическая информация в кодированном виде), содержащего идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - единая информационная система), с использованием технических средств единой

информационной системы, в течение 14 рабочих дней со дня поступления денежных средств на расчётный счёт организации-изготовителя марок по заявлению о выдаче марок в порядке, установленном статьёй 12 Федерального закона № 171-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ алкогольная продукция, в случае если она реализуется без маркировки в соответствии со статьёй 12 Федерального закона № 171-ФЗ, считается находящейся в незаконном обороте.

Из представленных материалов дела следует, что ООО «Багира» имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ (номер лицензии согласно государственному сводному реестру выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), выданную на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции по адресу обособленного подразделения: <адрес>, магазин «Багира». Срок действия лицензии до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Департамента экономического развития ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ, при согласовании с прокуратурой ХМАО-Югры, проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Багира». В ходе проведения проверки по адресу: <адрес>, магазин «Багира» обнаружена алкогольная продукция водка «ЮГРА», ёмкостью 0,5 л., крепость 40%, в количестве 11 бутылок, маркированная федеральными специальными марками с серийными номерами: 103648783185, 103648783179, 103648783187, 103648783183, 103648783176, 103648782965, 103648782969, 103648783186, 103648783175, 103648783190, 103648783182, имеющими признаки подделки.

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ федеральные специальные марки: 103648783185, 103648783179, 103648783187, 103648783183, 103648783176, 103648782965, 103648782969, 103648783186, 103648783175, 103648783190, 103648783182, изготовлены не производством ФГУП «Гознак».

Таким образом, марки, изготовленные не производством ФГУП «Гознак», являются поддельными, а, следовательно, алкогольная продукция, которая ей маркирована, считается находящейся в незаконном обороте.

В рамках производства по делу вышеуказанная алкогольная продукция изъята.

Таким образом, ООО «Багира» допустило нарушение требований ст.ст.12,16, 26 Федерального Закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Виновность юридического лица установлена и подтверждается материалами дела, исследованными в судебном заседании: протоколом об административном правонарушении №254/2021 от ДД.ММ.ГГГГ; Приказом о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ; решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий или находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ с видеозаписью на CD-диске; копиями счета-фактуры, товарно-транспортной накладной, сертификатов соответствия, заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ; сведениями из государственного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; чеками, ЕГРЮЛ.

Представленные доказательства получены в установленном законом порядке.

Процессуальных нарушений, допущенных при составлении (оформлении) административного материала, судом не установлено.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия всех необходимых, своевременных мер, направленных на исполнение требований федерального законодательства, а также обстоятельств, указывающих на невозможность его исполнения, юридическим лицом не представлено и в судебном заседании не установлено.

Доводы Общества о том, что оно не знало о поддельности специальных марок, суд находит несостоятельными. Сам факт нахождения в магазине ООО «Багира» алкогольной продукции с поддельными специальными марками свидетельствует о том, что Обществом не были приняты все меры, направленные на выявление данного факта при приемке поставленной алкогольной продукции.

Тот факт, что алкогольная продукция на момент проверки не реализовывалась, а хранилась на складе, не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения в действиях ООО «Багира».

В соответствии с пп. 16 п. 1 ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ под оборотом понимается - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

При этом доводы о том, что из Департамента экономического развития в ООО «Багира» поступила информация о сохранности данной алкогольной продукции до ее изъятия, ничем не подтверждены. Документов, подтверждающих, что ООО «Багира» самостоятельно выявило нарушение при проведении инвентаризации, составило акт, обратилось в соответствующий контролирующий орган с заявлением о решении судьбы алкогольной продукции, находящейся в нелегальном обороте, суду не представлено.

Оценив приведённые доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что виновность ООО «Багира» нашла своё полное и объективное подтверждение в судебном заседании, и действия юридического лица суд квалифицирует по ч.4 ст.15.12 КоАП РФ.

Определяя вид и меру наказания юридическому лицу, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также характер его деятельности. Смягчающих и отягчающих обстоятельств судом не установлено.

Учитывая изложенное, суд считает, что ООО «Багира» подлежит привлечению к административной ответственности по ч.4 ст.15.12 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа с изъятием предметов правонарушения.

Оснований для признания правонарушения малозначительным и применении положений ст.2.9 КоАП РФ, суд не усматривает.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

С учетом фактических обстоятельств и характера вмененного ООО «Багира» административного правонарушения, оснований для признания совершенного названным лицом административного правонарушения малозначительным не имеется, поскольку имеется угроза жизни и здоровью граждан.

Также при назначении наказания суд не усматривает оснований для применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ и назначения Обществу наказания в виде предупреждения.

Согласно ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ не усматривается, поскольку из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства как отсутствие угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

При отсутствии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.

Вместе с тем, с учетом характера, обстоятельств совершенного правонарушения, финансового положения ООО «Багира», суд полагает возможным применить положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ и назначить Обществу наказание менее минимального размера, предусмотренного санкцией статьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственность «Багира» (юридический адрес: <адрес>, ИНН 8608059066), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.12 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей с изъятием алкогольной продукции водка «Югра» в количестве 11 бутылок с федеральными специальными марками с серийными номерами: 103648783185, 103648783179, 103648783187, 103648783183, 103648783176, 103648782965, 103648782969, 103648783186, 103648783175, 103648783190, 103648783182.

Изъятую алкогольную продукцию после вступления постановления в законную силу уничтожить, уничтожение поручить Департаменту экономического развития ХМАО-Югры.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: ИНН 6671294624, КПП 667901001, ОГРН 1096671010864, ОКТМО 65701000, УФК по Свердловской области (МРУ Росалкогольрегулирования по Уральскому федеральному округу, л/с 04621А22520), Уральское ГУ Банка России/УФК по Свердловской области г.Екатеринбург, БИК 016577551, №счета 40102810645370000054, №казначейского счета 03100643000000016200, КБК 16011601331010000140.

На основании п.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления данного постановления в законную силу.

Неуплата штрафа в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в суд Ханты-Мансийский автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 суток с момента получения, вручения копии постановления.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда О.А.Сосновская