ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2464/2021 от 16.12.2021 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

№ 5-2464/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

16 декабря 2021 года

город Архангельск

Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Ярмолюк С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении

Антуфьева С. А., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,

установил:

Антуфьев С.А. допустил нарушение порядка организации публичного мероприятия в форме митинга на площади Ленина 12 декабря 2021 года в 12 часов 00 минут в городе Архангельске, выразившееся в том, что, до согласования в установленном порядке времени и места публичного мероприятия, в видеозаписи, размещенной в сети Интернет в социальной сети «ВКонтакте» в группе «Архангельская Экобессрочка» (https://vk.com/bp_arh) в новостном посте, размещенном в общем доступе 11 декабря 2021 года в 12 часов 08 минут, фактически проводил предварительную агитацию и оповещение возможных участников о проведении указанного публичного мероприятия.

В судебном заседании Антуфьев С.А. возражал против привлечения к ответственности, указал, что в размещенных видеороликах только сообщал о законных действиях по организации публичного мероприятия в форме митинга не призывал никого к незаконным действиям, не организовывал каких-либо незаконных мероприятий.

Защитник Когут В.А. поддержал доводы и возражения Антуфьева С.А

Судья, выслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04.11.1950, каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Согласно статье 31 Конституции России граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В то же время в силу части 3 статьи 55 Конституции России данное право может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Данные ограничения установлены, в частности, Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата с избирателями. Митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

В силу статьи 4 Федерального закона № 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся: 1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; 2) проведение предварительной агитации; 3) изготовление и распространение средств наглядной агитации; 4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан в числе прочего подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона № 54-ФЗ.

Частями 1 и 2 статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

Часть 2 статьи 20.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.

Однако из диспозиции указанной нормы следует, что условием квалификации по данной части статьи является то, что не подавалось в установленном порядке уведомление о проведении публичного мероприятия.

Между тем, из материалов следует, что уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга в 12 часов 00 минут на площади Ленина в городе Архангельске было подано в установленном порядке в администрацию ГО «Город Архангельск» 01 декабря 2021 года.

Из положений Федерального закона № 54-ФЗ, а также статьи 3 Закона Архангельской области от 28.02.2006 № 149-9-ОЗ «О проведении публичных мероприятий на территории Архангельской области» и иных нормативных правовых актов не следует, что уведомление должно было быть подано в каком-либо ином порядке или в иной орган, вследствие чего указанное уведомление должно считаться неподанным.

Отказ в согласовании, содержащийся в ответе администрации ГО «Город Архангельск» от 03 декабря 2021 года, также не свидетельствует о том, что уведомление не подавалось. Местной администрацией только было сообщено о том, что она неправомочна согласовать время и место проведения мероприятия в связи с тем, что на территории Архангельской области Указом Губернатора Архангельской области от 17.03.2020 № 28-у введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и меры по противодействию распространению на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), в связи с чем пунктом 4 указа ограничено проведение публичных и иных мероприятий.

Таким образом, отсутствуют основания для квалификации совершенного Антуфьевым С.А. деяния по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ. При этом во вменяемых в вину действиях содержатся признаки правонарушения, предусмотренного общей нормой части 1 статьи 20.2 КоАП РФ, поскольку осуществление предварительной агитации до согласования места и времени проведения мероприятия с уполномоченным органом также противоречит положениям Федерального закона № 54-ФЗ.

Часть 1 статьи 20.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 и 9 данной статьи.

Субъектом указанного правонарушения является организатор публичного мероприятия.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия и иные граждане вправе проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии, только с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Доводы о том, что со стороны организаторов выполнены все установленные требования, но никаких отказов в согласовании от уполномоченного органа или должностного лица не поступало, отклоняются по следующим причинам.

Исходя из пунктов 2.4, 3.16 Положения о департаменте организационной работы, общественных связей и контроля Администрации городского округа «Город Архангельск», утвержденного постановлением Главы муниципального образования «Город Архангельск» от 26.06.2019 № 855, к полномочиям департамента организационной работы, общественных связей и контроля, являющегося органом местной администрации, относится в том числе взаимодействие с организаторами публичных мероприятий и рассмотрение соответствующих уведомлений.

Тот факт, что отказ в согласовании оформлен в виде письма, не может свидетельствовать о согласовании места и времени мероприятия. Факт получения указанного письма 06.12.2021 подтверждается пояснениями Антуфьева С.А. и его защитника в судебном заседании, а также требованием от 07.12.2021.

Сведения об оспаривании и признании данного отказа незаконным отсутствуют.

Материалами дела подтверждается, что Антуфьев С.А. являлся организатором публичного мероприятия и в видеозаписи, размещенной в сети Интернет в социальной сети «ВКонтакте» в группе «Архангельская Экобессрочка» (https://vk.com/bp_arh) в новостном посте в общем доступе, размещенном 11 декабря 2021 года в 12 часов 08 минут, Антуфьев С.А. фактически проводил предварительную агитацию и оповещение возможных участников о проведении публичного мероприятия в форме митинга на площади Ленина 12 декабря 2021 года в 12 часов 00 минут в городе Архангельске.

Вина Антуфьева С.А. в совершении административного правонарушения, помимо протоколов об административном правонарушении, подтверждается рапортом сотрудника полиции Т.И.Н. от 12.12.2021, актом осмотра видеозаписи от 12.12.2021, распечатками новостного поста, видеозаписью, письмом директора департамента организационной работы и протокола Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 03.12.2021, уведомлением о проведении публичного мероприятия, требованием от 07.12.2021, пояснениями Антуфьева С.А. в судебном заседании.

Данных о какой-либо заинтересованности должностных лиц полиции в исходе дела, их небеспристрастности к Антуфьеву С.А. или допущенных ими злоупотреблениях по делу не установлено, оснований ставить под сомнение указанные ими факты не имеется.

Доводы Антуфьева С.А. и его защитника Когута В.А. о наличии аудиозаписей переговоров с различными должностными лицами об обеспечении порядка при проведении указанного публичного мероприятия не имеют существенного значения для установления обстоятельств, имеющих значение для дела. Осуществление данных переговоров не влияет на вывод о том, что проведение публичного мероприятия не было согласовано уполномоченным органом с учетом положений указа губернатора Архангельской области от 17.03.2020 № 28-у.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в присутствии Антуфьева С.А., которому были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, положения ст. 51 Конституции РФ.

Изложенное в протоколе событие административного правонарушения не лишало Антуфьева С.А. возможности и права знать, в чём выражается противоправность его поведения, давало ему возможность защищаться от предъявленного обвинения путём дачи объяснений и представления доказательств, заявлять ходатайства.

На основании изложенного, судья приходит к выводу о наличии в действиях Антуфьева С.А. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, в связи с чем имеются основания для переквалификации деяния с части 2 на часть 1 статьи 20.2 КоАП РФ, поскольку с учетом санкции нормы это будет улучшать положение лица, привлекаемого к ответственности.

В силу пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи. Также разъяснено, что, если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Совершённое правонарушение малозначительным не является.

При назначении административного наказания судья на основании положений ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ учитывает характер совершённого административного правонарушения и личность виновного. Сведений о доходах и трудоустройстве Антуфьев С.А. не предоставил.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не установлено.

С учётом характера правонарушения и личности Антуфьева С.А. не имеется оснований для назначения наказания в виде обязательных работ.

Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 13 декабря 2021 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

признать Антуфьева С. А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 17000 (семнадцать тысяч) рублей.

Штраф следует перечислить по следующим реквизитам: единый казначейский счет 40102810045370000016, номер счета для поступлений 03100643000000012400, КБК 188 116 012 010 190 00140, получатель УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (УМВД России по Архангельской области), ИНН 2901071427, КПП 290101001, отделение Архангельск, г. Архангельск, БИК 011117401, ОКТМО 11701000, УИН 18880329210295265834.

Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья

С.Р. Ярмолюк