ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2464/2022 от 13.07.2022 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-2464/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

**.**. 2022 года <...>

Судья Псковского городского суда Псковской области Бондаренко И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломановым Е.М., с участием представителя Псковской таможни Е.Ю., выступающего по доверенности №* от **.**.**** года, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении перевозчика – «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ (Reg.№*), юридический адрес: <адрес>, ранее привлекаемого к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

**.**.2022 года должностным лицом Псковской таможни в отношении перевозчика – «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ, составлен протокол об административном правонарушении, выразившемся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товаров при убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза путем предоставления недействительных документов (документов, содержащих недостоверные сведения), ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Определением от **.**.2022 года дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Псковский городской суд Псковской области

Представитель перевозчика - «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ, при надлежащем извещении о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела либо о рассмотрении дела без участия представителя перевозчика не заявил. В связи с изложенным, в силу ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствии представителя юридического дица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ.

Представитель Псковской таможни Е.Ю. в судебном заседании, поддержав доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, полагал, что вина перевозчика - «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ, в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, полностью подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, и является установленной. Просил признать перевозчика - «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ, виновным в совершении инкриминированного правонарушения, и назначить ему наказание в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Согласно подп. 26 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.

В силу подп. 27 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под перемещением товаров через таможенную границу Союза понимается ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под вывозом товаров с таможенной территории Союза понимается совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза.

Согласно п. 2 ст. 14 ТК ЕАЭС товары Союза, вывозимые с таможенной территории Союза, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза.

В соответствии с п. 1 ст. 92 ТК ЕАЭС для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 1 статьи 89 ТК ЕАЭС при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик, среди прочих документов и сведений, указанных в данной статье, представляет таможенному органу сведения: о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; о товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков); о весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах); о наличии (отсутствии) товаров, ввоз которых на таможенную территорию Союза запрещен или ограничен; о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной; об идентификационных номерах контейнеров.

Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет за собой административную ответственность по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

Согласно Примечанию к статье 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Как следует из материалов дела, **.**.2022 года на таможенный пост МАПП Куничина Гора Псковской таможни прибыло грузовое транспортное средство «S», регистрационный номер №*, с полуприцепом «S», регистрационный номер №*, под управлением водителя П.А., **.**.**** года рождения, гражданина Российской Федерации (паспорт №*, выдан **.**.**** МВД №*), проживающего по адресу: <адрес>, тел. <данные изъяты>.

Международная перевозка осуществлялась перевозчиком - «ALSEN TRANSPORDI» OU («АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ).

Вышеуказанное транспортное средство следовало из России в Эстонию с товаром: «Стеклобутылка из бесцветного стекла» код ТНВЭД ЕАЭС 7010904300, количеством грузовых мест – 26, заявленным весом брутто – 17825,6 кг. Товар перевозился по следующим товаросопроводительным документам: CMR №* от **.**.2022 года, счет-фактура №* от **.**.2022 года, декларация на товары №* от **.**.2022 года.

Документы и сведения представлялись в соответствии со статьями 92, 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Отправитель товара: ООО «П», адрес: Россия, <данные изъяты>.

Получатель товара: «V» OU, адрес: Эстония, <данные изъяты>.

В ходе проведения таможенного досмотра (АТД №*) было установлено, что общее количество грузовых мест составило 26 мест, что соответствует данным, указанным в товаросопроводительных документах. В результате взвешивания, общий вес брутто товара с деревянными поддонами составил 18710 кг., что на 884,4 кг. больше, чем заявлено в товаросопроводительных документах (в товаросопроводительных документах заявлено 17825,6кг). Общий вес брутто товара без деревянных поддонов составил 17891 кг., что на 715,4 кг. больше, чем заявлено в товаросопроводительных документах (в товаросопроводительных документах заявлено 17175,6 кг).

Выявив факт сообщения таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товаров при убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза путем предоставления недействительных документов, а именно, документов, содержащих недостоверные сведения, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, **.**.2022 года должностным лицом таможенного поста МАПП Куничина Гора Псковской таможни было принято решение о возбуждении в отношении перевозчика - «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ, дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

**.**.2022 года товар, а именно: «Бутылки из прозрачного стекла, горлышко с резьбой, маркировка «GL, 0,5л». Бутылки размещены на одном деревянном поддоне в 8 рядов. Каждый ряд бутылок отделен друг от друга многослойным гофракартоном. Поддон с товаром обтянут прозрачным полиэтиленом, на котором имеется этикетка: «EG, ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВСТВЕННОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ «Э», Россия, Бутылки стеклянные для алкогольных и безалкогольных пищевых жидкостей и соков, СТО 46695579-001-2021, ЕАЭС, Условное обозначение бутылки В-28-1-500 ГОСТ NNPB, количество шт. 2384», всего – 2384 бутылки, на 1 деревянном поддоне, общим весом брутто – 715 кг., - был изъят в качестве предмета административного правонарушения в присутствии водителя перевозчика «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ – П.А., и помещен на ответственное хранение на склад временного хранения ООО «М», расположенный по адресу: <адрес>, согласно акту приема-передачи товара на ответственное хранение от 15.04.2022 года.

Водитель перевозчика «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ – П.А., опрошенный в ходе административного расследования в качестве свидетеля, пояснил, что **.**.2022 года в ** часов ** минуту по московскому времени он прибыл на таможенный пост МАПП Куничина Гора Псковской таможни на грузовом транспортерном средстве «S», регистрационный номер №*, с полуприцепом «S», регистрационный номер №*, с товаром: «Стеклобутылка из бесцветного стекла» код ТНВЭД ЕАЭС 7010904300, количеством грузовых мест – 26, заявленным весом брутто – 17825,6 кг., с целью совершения международной перевозки груза. Перевозка товара осуществлялась на основании следующих документов: CMR №* от **.**.2022 года, счет-фактура №* от **.**.2022 года, декларация на товары №* от **.**.2022 года, которые им были получены в месте загрузки по адресу: Россия, г. Э.. При погрузке товара он присутствовал, производил пересчет мест. Производилось ли взвешивание товара до погрузки, ему неизвестно.

Представитель перевозчика - «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ, в лице директора Н.С., в представленных в ходе административного расследования в адрес Псковской таможни пояснениях указал, что **.**.2022 года «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ (далее – Перевозчик) приняло у ООО «П» (далее – Грузоотправитель) груз согласно CMR №* от **.**.2022 года для осуществления перевозки в адрес грузополучателя «V» OU, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ подтверждает факт осуществления указанной перевозки. «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ были предоставлены следующие сопроводительные документы: CMR, счет-фактура, декларация на товары. Приемка груза к международной перевозке осуществлялась водителем ««ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ. В процессе приемки был произведен осмотр груза в процессе погрузки товара на соответствие количества грузовых мест, заявленных Грузоотправителем, и конечная проверка состояния груза после осуществления погрузки в грузовое транспортное средство «S», регистрационный номер №*, с полуприцепом «S», регистрационный номер №*. Ввиду особенностей устройства складских помещений и осуществления погрузки товара Грузоотправителем в целях осуществления Перевозчиком приемки груза по внешним признакам вход на территорию складских помещений Грузоотправителя не требуется. Приемка груза к международной перевозке осуществлялась водителем Перевозчика посредством сверки количества грузовых мест, проверки их маркировки и номеров, а также оценки внешнего состояния груза и его упаковки. В ходе проверки водителем не были обнаружены разночтения с представленными Грузоотправителем документами, вследствие чего, оснований для внесения оговорок в международную товарно-транспортную накладную у представителя Перевозчика не было. При этом, представитель «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ отметил, что первоначально у Перевозчика и Грузоотправителя установились гражданско-правовые отношения, то есть на этапе осуществления приема груза к международной перевозке права Перевозчика ограничены международными договорами и законодательством Российской Федерации (в части, не противоречащей международному законодательству), однако, несмотря на это, перевозчик должен принять все зависящие от него меры для надлежащего выполнения в последующем обязанностей перед таможенными органами. Согласно статье 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ/CMR), заключенной в г. Женеве 19.05.1956 года (далее – Женевская конвенция), при принятии груза перевозчик обязан проверить: а) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; b) внешнее состояние груза и его упаковки (пункт 1). Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, упомянутых в пункте 1а) этой статьи, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Однако нормами указанной Конвенции в обязанности Перевозчика не включено осуществление проверки веса товара, следовательно, возможность проведения взвешивания товара не может являться основанием для внесения оговорок в накладную. В рассматриваемом случае Грузоотправитель предоставил Перевозчику возможность осуществления проверки товара на соответствие сведениям о нем в товаросопроводительных документах в части проверки количества грузовых мест, их маркировки, а также состояния груза и его упаковки. Контрольное взвешивание товара не было осуществлено по причине отказа Грузоотправителя в предоставлении данной возможности. Более того, согласно п. 3 ст. 8 Женевской конвенции, Перевозчик лишен права требования осуществления взвешивания товара, если того не требует отправитель груза, следовательно, настаивать на осуществлении взвешивания груза Перевозчик не мог. Вес брутто в CMR заполнялся Грузоотправителем, и Перевозчику неизвестны причины, по которым указанный Грузоотправителем вес товара был некорректен. Вместе с тем, представитель перевозчика «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ в своих пояснениях указал, что «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ признает вину в совершении административного правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, ввиду недостаточной степени заботливости «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ в соблюдении требований таможенного законодательства, и просил при назначении наказания учесть в качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств признание вины, раскаяние перевозчика в совершении административного правонарушения, а также непредоставление Грузоотправителем возможности осуществления взвешивания груза при приемке Перевозчиком груза к международной перевозке.

Согласно пояснениям заместителя генерального директора ООО «П» (фирмы-отправителя) А.О., предоставленным в ходе административного расследования в адрес Псковской таможни, отгрузка товара осуществлялась по спецификации №* от **.**.2022 года в рамках контракта №* от **.**.2022 года между ООО «П» (Россия) и «V» OU (Эстония). В данной поставке в адрес «V» OU (Эстония) на транспортном средстве с регистрационными номерами №*/ №* по товаросопроводительным документам: CMR №* от **.**.2022 года, счет-фактура №* от **.**.2022 года, декларация на товары №* от **.**.2022 года, должны были быть поставлены стеклянные бутылки В-28-1-500-ГОСТ в количестве 61984 штук, упакованные в 26 пакетов по 2384 штуки. Отгрузка осуществлялась со склада ООО ПК «Э» (Россия, <данные изъяты>). Перевозчику -«ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ, для перемещения указанного товара – «стеклобутылка», были предоставлены следующие документы: CMR, товарная накладная, счет-фактура, декларация о соответствии, паспорт качества, таможенная декларация. Расхождения сведений о весе брутто товара, указанного в товаросопроводительных документах с фактическим весом брутто перемещаемого товара произошло из-за несоответствия расчетного веса бутылки с фактическим. Вес бутылки указывается на чертеже с допуском 10 грамм. В данном случае на чертеже указана рекомендуемая масса бутылки 275+/10 грамм. При производстве данной бутылки на новом формокомплекте вес 1-ой штуки соответствует нижнему пределу, в результате износа формокомплекта диаметр бутылки увеличивается, и чтобы соответствовать заданным параметрам емкости для производства бутылки добавляют стекла, в результате чего вес 1 а/м может отличаться на 61984х0,010кг = 619 кг. Также, учитывая хранение на улице и дождливую погоду нельзя убирать тот факт, что деревянные поддоны могут впитывать влагу и становиться тяжелее. При погрузке товара водитель перевозчика присутствовал. На период загрузки необходимое весовое оборудование для определения веса товара не работало, взвешивание не производилось. Возможности взвесить товар у представителя перевозчика не имелось. Перевозчик (водитель) принял товар по количеству мест, маркировке, наименованию и объему. Общего допустимого перегруза на автомобиль не было, перегруза на оси автомобиля не было. Кроме того, в своих пояснениях представитель ООО «П» также указал, что часть 3 статьи 16.1 КоАП РФ гласит: «Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию…». Вес брутто и объем товаров связан предлогом – «ИЛИ», что означает, что эти показатели тождественны. Объем товара был заявлен правильно. В изъятом таможенным органом счет-фактуре №* от **.**.2022 года в графе 3 (объем) указан объем в количестве бутылок – 61984 шт. Это соответствует фактическому объему. С учетом изложенного, представитель ООО «П» полагал, что можно было обойтись без изъятия паллета.

В пояснениях, предоставленных в ходе административного расследования в адрес Псковской таможни, Членом правления «V» OU (фирмы-получателя) П.Г., указано, что товар (стеклянная бутылка В-28-1-500-ГОСТ) приобретен компанией «V» OU по контракту №* от **.**.2022 года у ООО «П», спецификация №* от **.**.2022 года. Перевозка товара осуществлялась на основании устного договора с компанией ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ. Компанией «V» OU ожидалось получение на автомашине с регистрационными номерами №*/№* 61984 штук стеклянных бутылок В-28-1-500-ГОСТ, которые должны быть упакованы в 26 пакетов по 2384 штуки. Товаров, не заявленных в товаросопроводительных документах, компания «V» OU не ожидала. При этом, стеклянная бутылка покупается по штукам, а не по весу. Согласно контракта №* от **.**.2022 года: пункт 1.3 Единица измерения продукции – штука, тыс.шт.; пункт 8.2 Товар считается сданным и/или принятым по количеству – согласно числу мест, указанной ж/д накладной либо транспортной накладной. Стеклянная бутылка в Российской Федерации производится на основании ГОСТ 32131-2013, где описаны технические требования, маркировка, приемка, транспортировка, хранение, эксплуатация и так далее. В ГОСТ 32131-2013 нигде не сказано о понятии – вес бутылки, а единственным прибором для приемки является штангенциркуль. Паспорт качества №* от **.**.2022 года, выданный на данную партию товара, не имеет весовых значений, а отмечено только количество бутылок и основные показатели качества и безопасности. Вес бутылки к этим показателям не относится. Согласно чертежу бутылки, приобретенной компанией «V» OU по контракту №*, рекомендуемая масса бутылки 275+/-10 грамм. Полученная компанией «V» OU бутылка В-28-1-500-ГОСТ в апреле 2022 года из этой партии в среднем соответствует данному весу. Поэтому вес брутто для партии стеклянной тары не принципиален, а принципиален только объем товара, который соответствовал. Погрузка товара осуществлялась со склада стекольного завода ООО ПК «Э» (Россия, <данные изъяты>). Заявка на перемещение товара подавалась компанией «V» OU на основании устного договора с компанией ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ. Расхождения сведений о количестве мест, заявленного в товаросопроводительных документах, с фактически перемещаемым по количеству грузовых мест, не произошло. Стеклянная бутылка продается и принимается штучно, а не по весу, и данная партия бутылок могла иметь вес нетто от 16425,76 кг до 17665,44 кг, что было бы верно, согласно чертежу бутылки, поскольку это особенность технологии производства стекольных изделий. Исходя из сказанного, по мнению представителя фирмы-получателя, вес брутто мог незначительно отличаться от заявленного. Перевозчик (водитель) принял товар по количеству мест, маркировке, наименованию и объему. Визуально отличить 18710 кг от 17825,6 кг сложно. Общего допустимого перегруза на автомобиль не было, перегруза на оси автомобиля не было. Ущерб российским дорогам и Российскому государству не нанесен. Часть 3 статьи 16.1 КоАП РФ гласит: «Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию…». Вес брутто и объем товаров связан предлогом – «ИЛИ», что означает, что эти показатели тождественны. Объем товара был заявлен правильно. В изъятом таможенным органом счет-фактуре №* от **.**.2022 года в графе 3 (объем) указан объем в количестве бутылок – 61984 шт. Это соответствует фактическому объему. Отправитель/декларант указал неумышленно неточную цифру веса. Этим так же не нанесен ущерб Российскому государству. ООО «П» принесло прибыль Российскому государству, продав стеклянную бутылку за границу. Бутылка производится, продается, принимается и используется поштучно. Как следует из заявления первого заместителя руководителя Федеральной таможенной службы Д.Р., в текущих условиях принципиальной задачей является стимулирование деловой активности, снижение административной нагрузки на бизнес, ускорение экспорта и импорта товаров, и то, что ФТС приложит все усилия, чтобы российский бизнес не пострадал, основываясь на мартовских указах Президента РФ Путина В.В. и постановлениях Правительства РФ. По мнению представителя компании «V» OU, наказывать отправителя/декларанта товара за неумышленную оплошность в сегодняшних условиях абсурдно. Также, в своих пояснениях представитель компании «V» OU отметил, что досмотр и взвешивание товара производилось в течение 10 часов, однако, за это время не было определено: вес единичного изделия, вес нетто товара и причины расхождения веса брутто. Методика ГСИ «Масса товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС в упакованном виде» позволяет в течение нескольких минут определить эти показатели и выявить причины. Для этого надо было взять несколько штук бутылок, взвесить их, и определить средний вес бутылки и умножить на объем товара (61984 штук). Таким образом, таможенный орган получил бы вес нетто одной бутылки и вес нетто всей партии. Компанией взвешена бутылка в Эстонии из полученной партии, и она соответствует чертежу. Согласно фотографий в акте таможенного досмотра, досмотр проходил в помещении, не предназначенном для работы с пищевыми продуктами, что недопустимо для работы с перевозимым в данном случае товаром. Во время взвешивания была нарушена упаковка на 5 паллетах, что привело к невозможности в дальнейшем использовании стеклянных бутылок по назначению в пищевую промышленность, чем компании «V» OU нанесен ущерб в размере 735,94 евро. Кроме того, представитель фирмы-получателя считает, что протоколом изъятия вещей и документов, нарушены права компании «V» OU. Вещи (бутылки) изымались у П.А., который не является законным представителем компании «V» OU. Доверенности для распоряжения, передачи, продажи и дарения П.А. компания «V» OU не давала. Груз оплачен компанией «V» OU, и принадлежит ей. Компания «V» OU никто не оповещал 15 апреля об изъятии груза. Изымать принадлежащий компании «V» OU по праву товар (2384 штук стеклянной бутылки) не было никакого смысла. Данный товар занесен во всех документах (ТСД, CMR, счете, упаковочном листе, паспорте качества, товарной накладной) и не укрывался от работников таможни. Согласно акта таможенного досмотра №* и запроса Псковской таможни №*, спор идет о цифрах, поставленных в документах, в связи с чем, необходимо было изымать документы, а, если бы во время таможенного досмотра установили вес одной бутылки, то достаточно было изъять 1 штуку стеклянной бутылки. В сложившейся ситуации компания "V" OU потеряла товар на сумму 147,19 евро. Эстонская компания «V» OU существует на рынке с июля 2010 года. Работники фирмы являются только гражданами России. Фирма представляет российский бизнес в Эстонии и Латвии. За данный период куплено в Российской Федерации стеклянных бутылок примерно на 40 000 000 штук бутылок, на сумму 300 млн. рублей. От покупки этого количества бутылок уплачены налоги, которые пошли на содержание и ФТС России, в том числе и с данной сделки.

В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в правоотношения с таможенными органами, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Отношения, связанные с международной перевозкой грузов автомобильным транспортом, регулируются не только таможенным законодательством Евразийского экономического союза и законодательством государств – членов Евразийского экономического союза, но и международными договорами, участником которых является Российская Федерация.

В соответствии со ст. 4 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее - КДПГ), заключенной в г. Женеве 19.05.1956 года, договор перевозки устанавливается накладной.

В силу п.1 ст. 9 КДПГ накладная, если не доказано противного, имеет силу договора относительно его условий и удовлетворения принятия груза перевозчиком.

Статьей 6 КДПГ определен перечень сведений, которые должна содержать накладная, к числу которых относятся, в том числе: принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение; число грузовых мест, их особая разметка и номера; вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза.

Таким образом, заключая договор перевозки, перевозчик должен знать предмет договора, проверить все сведения, указанные в накладной. Штамп и подпись перевозчика в накладной свидетельствуют о соответствии фактически принятого к перевозке груза сведениям о нем, содержащимся в накладной.

Согласно ст. 8 КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить: a) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; b) внешнее состояние груза и его упаковки. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, упомянутых в пункте 1 a) настоящей статьи, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки.

Данная обязанность не исключает возможности фактической проверки перевозчиком сведений, в том числе и о весе брутто товара, а при невозможности проверки данных сведений – внесения в накладную соответствующих оговорок.

Отсутствие таких оговорок в документах, в случае выявления недостоверности заявленных в них сведений, может свидетельствовать о недостаточной степени заботливости перевозчика по соблюдению требований таможенного законодательства, и о наличии вины в его действиях.

Таким образом, обязанность предоставить достоверные сведения о перевозимом товаре, в том числе и о весе брутто товара, в силу ст. 89 ТК ЕАЭС, возлагается на перевозчика.

Также, следует отметить, что обязанность по сообщению в таможенный орган достоверных сведений о товарах, перемещаемых через таможенную границу, не может быть поставлена в зависимость от обстоятельств, связанных с осуществлением лицом предпринимательской деятельности, его взаимоотношений с другими субъектами предпринимательской деятельности, их правоотношений, их взаимных прав и обязанностей и действий контрагентов, поскольку данные правоотношения регулируются нормами гражданского законодательства.

Названная обязанность по сообщению достоверных сведений о товарах путем предоставления документов, содержащих достоверные сведения, является обязанностью абсолютной и лицо, на которое она возложена законом, должно её исполнить, приняв для этого все зависящие от него меры или отказаться от осуществления деятельности и/или действий, с которыми связана такая обязанность, если оно не в состоянии её выполнить.

С учетом изложенного, перевозчик является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Изучив и проанализировав все обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что водитель перевозчика «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ – П.А., присутствующий при погрузке и принимающий груз к международной перевозке, не проявил надлежащую степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований таможенного законодательства.

Так, судом установлено, что погрузка товара: «Стеклобутылка из бесцветного стекла» код ТНВЭД ЕАЭС 7010904300», в состав транспортных средств с регистрационными номерами №*/№* осуществлялась в присутствии водителя перевозчика – «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ – П.А. Принятие товара осуществлялось водителем путем проверки количества грузовых мест, их маркировки и номеров, а также путем оценки внешнего состояния груза и его упаковки. Взвешивание товара при погрузке в транспортное средство не производилось, запрос от представителя перевозчика о взвешивании товара при погрузке в транспортное средство в адрес фирмы-отправителя товара не поступал.

При этом, как следует из представленных таможенному органу документов, какие-либо обоснованные оговорки в графу № 18 (оговорки и замечания перевозчика) в части того, что товар принят без проверки соответствия фактически перемещаемого товара сведениям, указанным в товаросопроводительных документах, а именно, в части проверки веса товара, в CMR №* от **.**.2022 года водителем перевозчика - «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ – П.А., в обязанности которого входит проверка соответствия фактически перемещаемого товара сведениям, указанным в товаросопроводительные документы, внесены не были.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что водителем перевозчика «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ – П.А., к международной перевозке фактически принят товар без осуществления должной проверки веса брутто товара, а также принятия всех необходимых мер для строгого соблюдения требований таможенного законодательства.

Доказательств, подтверждающих обратное, ни в ходе административного расследования, ни в рамках рассмотрения дела, представителем перевозчика не представлено. Доводы, изложенные в пояснениях Члена правления «V» OU (фирмы-получателя) П.Г., предоставленных в ходе административного расследования в адрес Псковской таможни, о том, что нарушений перевозчиком допущено не было, поскольку часть 3 статьи 16.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию, то есть вес брутто и объем товаров связан предлогом – «или», что означает, что эти показатели товара тождественны, являются несостоятельными, вызванными неверной субъективной трактовкой действующего законодательства. В рассматриваемой ситуации перевозчиком таможенному органу были представлены недостоверные сведения именно о весе брутто товара, который не соответствовал весу брутто товара (в не его объему), указанному в товаросопроводительных документах. Общий вес брутто товара с деревянными поддонами составил 18710 кг., что на 884,4 кг. больше, чем заявлено в товаросопроводительных документах (заявлено 17825,6кг); общий вес брутто товара без деревянных поддонов составил 17891 кг., что на 715,4 кг. больше, чем заявлено в товаросопроводительных документах (заявлено 17175,6 кг).

С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание, что перевозчик отвечает, как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки (статья 3 КДПГ), суд считает установленным, что перевозчиком - «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ, нарушены требования, установленные статьями 89, 92 ТК ЕАЭС, что выразилось в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товаров при убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза путем предоставления недействительных документов (документов, содержащих недостоверные сведения), в связи с чем, суд находит вину перевозчика - «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, установленной и доказанной.

Вина перевозчика - «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч. 3 КоАП РФ, помимо протокола об административном правонарушении №* от **.**.2022 года, также полностью подтверждается следующими доказательствами в их совокупности: CMR №* от **.**.2022 года (л.д.5); счет-фактурой №* от **.**.2022 года (л.д.6); упаковочным листом к Контракту №* от **.**.2022 года (л.д.7); декларацией на товары №* от **.**.2022 года (л.д.8-9); копией доверенности №* от **.**.2022 года, выданной «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ на имя П.А. (л.д.10); копиями документов на транспортные средства и паспорта П.А. (л.д.11); поручением на таможенный досмотр №* от **.**.2022 года (л.д.12); уведомлением о проведении таможенного досмотра от **.**.2022 года (л.д.13); требованием о проведении грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств от **.**.2022 года (л.д.14); требованием о предъявлении товаров от **.**.2022 года (л.д.15); актом таможенного наблюдения №* от **.**.2022 года (л.д.16); служебной запиской от **.**.2022 года №* о проведении погрузочно-разгрузочных работ на СВХ ООО «М» (л.д.17); заявлениями водителя перевозчика «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ – П.А., от **.**.2022 года и **.**.2022 года о продлении срока проведения операций с товарами и перемещении транспортного средства на близлежащий СВХ ООО «М» для проведения таможенного досмотра (л.д.18, 19, 20); актом таможенного досмотра №* от **.**.2022 года (л.д.21-27); протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении №* от **.**.2022 года (л.д.28-30); актом приема-передачи товара на ответственное хранение от **.**.2022 года (л.д.31); протоколом опроса свидетеля П.А. от **.**.2022 года (л.д.32-33); письменными пояснениями заместителя генерального директора ООО «П» А.О. от **.**.2022 года (л.д.39-40); письменными пояснениями Члена правления «V» OU - П.Г. от **.**.2022 года (л.д.44-47); копиями контракта №* от **.**.2022 года и спецификации к нему №* от **.**.2022 года (л.д.49-53); копиями паспорта качества №* от **.**.2022 года и чертежа стеклянной бутылки (л.д.54, 55); письменными пояснениями директора «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ Н.С. от **.**.2022 года (л.д.62-65).

Относимость, достоверность и допустимость представленных доказательств, оцениваемых судом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, сомнений не вызывают.

Нарушений действующего законодательства Российской Федерации в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на это должностным лицом, содержит все необходимые сведения необходимые для установления всех обстоятельств дела. Доказательства, содержащиеся в материалах дела, получены надлежащим образом.

Таким образом, поскольку перевозчиком - «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ, совершено административное правонарушение в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товаров при убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза путем предоставления недействительных документов (документов, содержащих недостоверные сведения), ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, указанное лицо должно быть подвергнуто административному наказанию в соответствии с санкцией предусмотренной статьи.

Санкцией ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

При назначении наказания, учитывая обстоятельства совершения перевозчиком - «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ, настоящего правонарушения, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, к которым суд относит признание представителем перевозчика вины в совершении административного правонарушения, а также наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность - повторное совершение перевозчиком административного правонарушения в области таможенного дела, полагаю целесообразным применить к перевозчику - «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ, административное наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения.

Суд полагает, что в рассматриваемом случае указанный вид наказания будет отвечать принципам разумности и справедливости, соответствовать тяжести совершенного правонарушения и обеспечивать достижение целей административного наказания, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ.

Оснований для освобождения перевозчика - «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ, от административной ответственности и признания правонарушения малозначительным не имеется, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась в пренебрежительном отношении перевозчика к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере таможенного дела, выразившиеся в непринятии всех мер для предотвращения правонарушения.

Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 16.1 ч. 3, ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Перевозчика - «ALSEN TRANSPORDI» OU / «АЛСЕН ТРАНСПОРДИ» ОУ (Reg.№*), юридический адрес: <адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения, а именно (согласно акта приема-передачи товаров на ответственное хранение от **.**.2022 года): «Бутылки из прозрачного стекла, горлышко с резьбой, маркировка «GL, 0,5л». Бутылки размещены на одном деревянном поддоне в 8 рядов. Каждый ряд бутылок отделен друг от друга многослойным гофракартоном. Поддон с товаром обтянут прозрачным полиэтиленом, на котором имеется этикетка: «EG, ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВСТВЕННОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ «Э», Россия, Бутылки стеклянные для алкогольных и безалкогольных пищевых жидкостей и соков, СТО 46695579-001-2021, ЕАЭС, Условное обозначение бутылки В-28-1-500 ГОСТ NNPB, количество шт. 2384», всего – 2384 бутылки, на 1 деревянном поддоне, общим весом брутто – 715 кг.

Обязать Псковскую таможню в порядке исполнения настоящего постановления передать конфискованный товар, находящийся на ответственном хранении складе временного хранения ООО «М», расположенном по адресу: <адрес>, в Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Псковской и Новгородской областях.

Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.

По вступлении постановления в законную силу:

- CMR №* от **.**.2022 года на 1-ом листе (л.д.5), счет-фактуру №* от **.**.2022 года на 1-ом листе (л.д.6), изъятые **.**.2022 года в рамках дела об административном правонарушении №*, и находящиеся в материалах настоящего дела об административном правонарушении - хранить при материалах дела в течение всего срока хранения последнего.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья И.В. Бондаренко