Дело № 5-246/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Якутск 04 марта 2019 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Смирникова В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица министра сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) А.
установил:
Заместителем прокурора Республики Саха (Якутия) ____.2019 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица – министра сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) А. по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
В суде прокурор Шибина А.В. постановление о возбуждении дела об административном правонарушении поддержала, просила привлечь должностное лицо к административной ответственности, пояснив, что в установленный законом срок представление прокурора не исполнено.
Представитель должностного лица – министра сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) – ФИО1 просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Суд, выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Прокуратурой Республики Саха (Якутия) совместно с Министерством финансов Республики Саха (Якутия) в октябре 2018 года по заданию Генеральной прокуратуры РФ проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства, в том числе целевого и эффективного использования бюджетных средств в сфере развития сельского хозяйства, направленных на обеспечение качества и безопасности зерна, муки, макаронных и хлебобулочных изделий, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, других продуктов переработки зерна в деятельности Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия).
В ходе проверки деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) выявлены нарушения, выразившиеся в не обеспечении целевого и адресного предоставления субсидий.
В частности, Министерством в 2017 году допущено к участию в конкурсе АО «Амгинский», которому предоставлена субсидия на проведение комплекса агротехнологических работ в размере ___ руб. в отсутствие правовых оснований, в нарушение требований п. 1.5 Порядка предоставления субсидий на развитие растениеводства, утвержденного действовавшим на момент предоставления субсидии, Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 07.02.2017 № 67. Согласно указанной норме получателями субсидии являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, а также физические лица - производители товаров, работ, услуг, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» предусмотрено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц АО «Амгинский» создано ____2017 и на момент получения субсидии не имело статус сельскохозяйственного товаропроизводителя по причине отсутствия получения в 2016 году дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в установленном законом размере.
Аналогичные нарушения допущены Министерством при предоставлении субсидии на финансовое обеспечение в области растениеводства СХПК «Соморсун».
В нарушение п. п. 1, 10 ст. 158 БК РФ Министерством допущены нарушения порядка предоставления субсидий, выразившиеся в допуске к участию в отборе претендентов при отсутствии полного перечня документов, а также не соответствия участников условиям получения субсидий.
Установлено, что Министерством в 2017 году допущены к рассмотрению и последующему участию в конкурсе АО «ЯКХ», ОАО «Сайсары» и ООО «Хлеб», которые не соответствовали требованиям закона к лицам, имеющим право на получение субсидии, ввиду наличия задолженности по налогам и сборам.
Установлено, что по результатам проведенного отбора получателей субсидии ____.2017 Министерством с ОАО «Сайсары» заключено Соглашение о предоставлении бюджетных средств в размере ___ тыс. руб., в то время как у общества имелась задолженность по налогу на добавленную стоимость более ___ тысяч руб.
____.2017 Министерством предоставлена субсидия АО «ЯКХ» в размере ___ руб. при наличии задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере ___ руб.
____.2017 на основании заключенного Министерством Соглашения с ООО «Хлеб» на возмещение затрат по строительству и реконструкции хлебопекарни и приобретению оборудования перечислены из бюджета денежные средства на сумму ___ руб. при неуплате юридическим лицом налога на сумму ___ руб.
Также проверкой установлено, что в декларациях об отсутствии задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы отсутствует дата заполнения документа и декларируемый период времени.
При этом, сотрудниками Министерства проверка соответствия претендентов условиям получателя субсидии не осуществлена, межведомственные запросы в УФНС РФ по РС (Я) в целях установления достоверности представленных в декларациях сведений не осуществлены.
В результате такого бездействия и вопреки требованиям п. 21 постановления Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", Министерством предоставлена субсидия при наличии задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.
В нарушение п. 1 ч. 1 ст. 158 БК РФ, п. 2.21.1 Порядка предоставления субсидий на техническую и технологическую модернизацию, утвержденного приказом Министерства от 20.02.2017 № 94, Министерством не осуществлена проверка целевого и эффективного использования средств субсидии, предоставленных АО «ЯХК» в 2017, 2018 годах на возмещение затрат по договорам лизинга на сумму более ___. руб.
При этом установлено, что 14 единиц техники, приобретенных АО «ЯХК» за счет средств полученной на развитие сельского хозяйства субсидии, не используются по целевому назначению, а предоставлены на праве аренды третьим лицам, не являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Также установлено, что средства субсидии на сумму более ___ млн. руб. направлены АО «ЯКХ» на возмещение затрат по договорам №, № о приобретении упаковочных машин, которые не включены в перечень оборудования, подлежащего приобретению в соответствии с Порядком предоставления субсидии на техническую и технологическую модернизацию, утвержденных приказом Министерства от 20.02.2017 № 94.
Одним из условий, способствовавших использованию получателем средств субсидии в нарушение целей их предоставления и не достижении индикаторов эффективности реализации государственных программ, является противоречие правовых актов Министерства, принятых в указанной сфере.
Так, приказом Министерства от ____.2017 №, определено, что средства субсидии направляются на финансовое обеспечение затрат сельхозтоваропроизводителя на приобретение оборудования и спецтехники по кодам общероссийского классификатора продукции 28.99, 29.10.5.
Однако данным кодом классифицирована техника и оборудование, не связанные с производством хлеба и мучных изделий, а именно: печатные, швейные, книгоставочные, снегоуборочные, снегоходные, пожарные машины, автолесовозы, автоцементовозы, автомобили для переводки игроков в гольф, автомобили скорой медицинской помощи, качели, карусели и др.
В этой связи, Приказ вступает в противоречие с ч. ч. 1, 2 ст. 3 3акона РС(Я) от 26.04.2016 1619-3 № 791- V «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)», п. п. 3,17.1.2 приложения № 3, п. 4 государственной программы РС (Я) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2021 годы».
Вопреки требованиям п. 4.5, 4.6, 4.7 Порядка предоставления субсидий на развитие растениеводства, утвержденного приказом Министерства от 07.02.2017 №67, п. 4.1.5 Соглашений, Министерством не осуществлена оценка достижения получателями показателей результативности использования субсидий СХПК «Болугур» (отклонение от плана результативности посевной площади - 40 га), ООО «Абага» (отклонение на 80 га), ООО«Амгинское зерно» (отклонение на 233 га), СХПК «Крестях» (отклонение на 6 га).
Выявленные нарушения не оспариваются должностным лицом, что подтверждается его объяснением, а также не оспаривались его представителем в суде.
Конкретные меры, направленные на устранение выявленных нарушений по состоянию на ____.2019, не приняты.
В силу ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Факт совершения А. административного правонарушения, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, доказан материалами дела, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; требованием прокурора; решением о проведении проверки; справкой; представлением об устранении нарушений федерального законодательства; распоряжением главы Республики Саха (Якутия) «Об утверждении организационной структуры Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) от ____.2018; объяснениями; другими материалами дела.
Доводы представителя должностного лица о том, что во исполнение представления прокуратуры издан приказ от 20.11.2018 «О проведении внеплановых проверок получателей субсидий», не могут быть приняты во внимание. Факт нарушения бюджетного законодательства был выявлен по результатам проверки прокуратуры Республики Саха (Якутия) совместно с Министерством финансов Республики Саха (Якутия). С установленными нарушениями Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики по РС (Я) согласилось. Конкретные меры, направленные именно на устранение выявленных нарушений, Министерством не совершены. Кроме того, в представлении указаны нарушения, допущенные непосредственно Министерством, такие как допуск к участию в конкурсе лиц, имеющих задолженность по налогам.
В установленный законом срок Министерство не уведомило прокуратуру Республики Саха (Якутия) о конкретных принятых мерах по устранению нарушений закона.
Оценивая вышеизложенное, действия должностного лица – министра сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) А. верно квалифицированы по ст. 17.7 КоАП РФ, так как не выполнил законные требования прокуратуры.
Переходя к вопросу о назначении наказания, суд учитывает, степень и характер совершенного административного правонарушения, данные А.., который к административной ответственности за аналогичное правонарушение не привлекался, считает правильным назначить министру сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) А. минимальное наказание, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ для должностных лиц в виде административного штрафа в размере 2 000 руб.
Суд считает правильным в настоящее время не применять административное наказание в виде дисквалификации, так как наказание в виде административного штрафа сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать должностное лицо - министра сельского хозяйства и продовольственной Республики Саха (Якутия) А.____ года рождения, уроженца ___, зарегистрированного по адресу: ____, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб.
Штраф подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:
Разъяснить последствия, предусмотренные ст. 20.25 КоАП РФ, в случае неуплаты административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим кодексом, - влечет наложение административного штрафа, в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья В.Г. Смирникова