ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-246/2021 от 08.11.2021 Колпнянского районного суда (Орловская область)

№ 5-246/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

08 ноября 2021 года п. Колпна Орловской области

Судья Колпнянского районного суда Орловской области Осадченко О.М., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Акционерного общества «Заря», юридический адрес: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

При проведении санитарно-эпидемиологического расследования в отношении Акционерного общества «Заря» (далее АО «Заря»), проведённого в связи с регистрацией группового очага заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) среди работников АО «Заря» (5 заболевшихза период с 30.07.2021г. по 12.08.2021г.) 09 сентября 2021г. при осмотре с 14 часов 25 минут до 14 часов 55 минут помещений административного здания по адресу: <адрес>, установлены нарушения ч.1 и ч.3 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», выразившееся в нарушении п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», а именно:

- для обработки рук при входе в здание в фойе оборудовано место для обработки рук, имеется ёмкость с раствором, на которой отсутствует маркировка с указанием названия средства для обработки рук и его концентрации (со слов генерального директора АО «Заря» в ёмкости приготовлен раствор дезинфицирующего средства «Жавельон»), при этом в соответствии с концентрацией по применению «Жавельон» не является кожным антисептиком;

-дезинфицирующие средства для уборки помещений отсутствуют (имеется пустая тара из под дезинфицирующего средства «Жавельон».

В целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения Колпнянского района Орловской области, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима работы предприятия агропромышленного комплекса на основании ч.2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главным государственным санитарным врачом по городу Ливны, Ливенскому, Должанскому, Колпнянскому, Малоархангельскому районам Орловской области АО «Заря» было выдано предписание от 18.08.2021г. о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. В соответствии с п.5 и п.7 вышеназванного предписания АО «Заря» предписывалось обеспечить проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений с применением дезинфицирующих средств, оборудовать дозаторы для обработки рук кожными антисептиками в местах общего пользования.

15.09.2021г. в 17 часов 30 минут в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Орловской области в г.Ливны установлено, что в связи с выявлением случая коронавирусной инфекции у работников АО «Заря» Е.С.В. главным государственным санитарным врачом по городу Ливны, Ливенскому, Должанскому, Колпнянскому, Малоархангельскому районам Орловской области Р.А.П. было издано Постановление «О временном отстранении от работы, введении ограничительных и проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий в АО «Заря» №5201 от 11.09.2021г. (далее Постановление №5201 от 11.09.2021г.).

В соответствии с Постановлениями №4814 от 19.08.2021г., №5201 от 11.09.2021г., п.1.5 необходимо было организовать заключительную дезинфекцию на рабочих местах заболевших и местах общего пользования. Однако данное требование не было выполнено. Согласно информации генерального директора АО «Заря» от 15.09.2021г. заключительная дезинфекция на рабочих местах и в местах общего пользования не проводилась.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица АО «Заря» должностным лицом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в г. Ливны, старшим специалистом К.Г.Н., был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебное заседание представитель юридического лица АО «Заря» - генеральный директор АО «Заря» Сергеев В.М. не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия, указал, что вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ признаёт, нарушения указанные в протоколе об административном правонарушении устранены.

Представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в г. Ливны Булатникова Э.В. в судебное заседание не явилась, в поступившем заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие, указала, что доводы изложенные в протоколе об административном правонарушении поддерживает в полном объёме.

Изучив представленные материалы по делу об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантин), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, и влечет наложение штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.

В силу п.2 ст. 50 того же Закона, при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В соответствии с Указом Губернатора Орловской области от 3 апреля 2020 года № 156 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Орловской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» территория Орловской области, включающая в себя все городские округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения, является территорией, на которой предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях введенного режима повышенной готовности.

Пунктом 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются, в том числе: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций.

Содержание данного пункта Правил, в части обязательности выполнения отдельных мероприятий, направленных на "разрыв" механизма передачи инфекции, должно толковаться исходя из общего содержания санитарных правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в их взаимосвязи.

Так, согласно п.1.1 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.

В силу п. 2.2. тех же санитарных правил, в целях принятия решений, направленных на предупреждение распространения COVID-19, разработки санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение рисков распространения COVID-19 и предотвращение формирования очагов с множественными случаями заболеваний, проводятся, в том числе: контроль и обоснованная оценка масштабов, качества и эффективности осуществляемых профилактических и противоэпидемических мероприятий для их корректировки, планирование последовательности и сроков их реализации.

Разделом 4 названного нормативного акта определены противоэпидемические мероприятия в отношении COVID- 19.

Согласно п.4.1, противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше норм санитарных правил в их системном толковании, противоэпидемические мероприятия, предусмотренные данными санитарно-эпидемиологическими правилами и направленные на предотвращение завоза и распространение инфекции, применяются на основании принятия соответствующего решения с учетом обоснованной оценки масштабов, качества и эффективности осуществляемых профилактических и противоэпидемических мероприятий для их корректировки, планирования последовательности и сроков их реализации. При этом, организация данных мероприятий, с учетом прямого указания п.4.1. на территории субъектов Российской Федерации, возложена на территориальные органы Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Выполнение таких мероприятий может быть обеспечено, как изданием индивидуально-правовых актов территориального органа Роспотребнадзора в отношении конкретных субъектов путем внесения основанных на законе соответствующих предписаний о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, так и путем издания региональных нормативно-правовых актов уполномоченными органами власти субъекта Российской Федерации.

На территории Орловской области с 19.03.2020 г., в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), Правительство Орловской области ввело режим повышенной готовности, приняв соответствующее постановление Правительства Орловской области от 19.03.2020 г. № 155 "О мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Орловской области".

В соответствии с полномочиями предусмотренными ч.2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020 г) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание которого приведено выше, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имели право давать гражданам и юридическим лицам предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе основанные на методических рекомендациях компетентных органов, направленных на ограничение распространения инфекционных заболеваний. Такие предписания, в силу прямого указания в Законе, являются обязательными для исполнения.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено в судебном заседании, юридическое лицо АО «Заря», зарегистрировано 12.07.2018г., его генеральным директором является Сергеев В.М.

Согласно предписания от 18 августа 2021 г. о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, генеральному директору АО «Заря» Сергееву В.М. было предписано в числе прочих мероприятий обеспечить проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приёма пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств (п.5); оборудовать умывальники для мытья рук с мылом и дозаторов для обработки кожными антисептиками в местах общественного пользования (п.7).

Из содержания протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений от 09.09.2021 г., следует, что в помещении административного здания АО «Заря» на входе в здание - для обработки рук, в фойе оборудовано место для обработки рук, имеется ёмкость с раствором, на которой отсутствует маркировка с указанием названия средства для обработки рук и его концентрации. Дезинфицирующие средства для уборки помещений отсутствуют.

Согласно протокола об административном правонарушении от 27 сентября 2021 г., при проведении санитарно-эпидемиологического расследования в отношении АО «Заря», проводимого в связи с регистрацией группового очага заболевания новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников АО «Запя» 09 сентября 2021г. при осмотре с 14 часов 25 минут до 14 часов 55 минут помещений административного здания по адресу: <адрес>, установлены нарушения ч.1, 3 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», выразившееся в нарушении п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», а именно:

- для обработки рук при входе в здание в фойе оборудовано место для обработки рук имеется ёмкость с раствором, на которой маркировка с указанием названия средства для обработки рук и его концентрации отсутствует (со слов генерального директора АО «Заря» в ёмкости приготовленный раствор дезинфицирующего средства «Жавельон»), при этом в соответствии с концентрацией по применению «Жавельон» не является кожным антисептиком;

-дезинфицирующие средства для уборки помещений отсутствуют (имеется пустая тара из под дезинфицирующего средства «Жавельон».;

-не выполнена заключительная дезинфекция на рабочих местах заболевших и местах общего пользования.

Оценивая приведенные доказательства в их совокупности, суд считает вину юридического лица АО «Заря» в совершении административного правонарушения доказанной.

Невыполнение заключительной дезинфекции на рабочих местах заболевших и местах общего пользования, в связи с выявлением случаев новой коронавирусной инфекции у работников АО «Заря», является невыполнением Постановлений №4814 от 19.08.2021г. и №5201 от 11.09.2021г. «О временном отстранении от работы, введении ограничительных и проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических мероприятий в АО «Заря», вынесенных главным государственным санитарным врачом по Орловской области.

Невыполнение обязанности организациями по исполнению соблюдения всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков; проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, запаса дезинфицирующих средств, является нарушением действующих санитарных правил, а именно пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Кроме того, ежедневная (ежесменная) влажная уборка служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приёма пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств; оборудование умывальникиов для мытья рук с мылом и дозаторов для обработки кожными антисептиками в местах общественного пользования, предусмотрено п.5 и п.7 предписания от 18 августа 2021г. и не выполнение данных требований является невыполнением законного требования предписания от 29 апреля 2020 г., органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий.

Указанное бездействие со стороны лица, привлекаемого к административной ответственности в условиях режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), образует состав административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее пятидесяти тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

При назначении наказания суд учитывает характер и конкретные обстоятельства совершённого правонарушения, имущественное и финансовое положение привлекаемого к ответственности лица, требования соразмерности назначенного наказания конкретным обстоятельствам дела об административном правонарушении, наличие смягчающего обстоятельства, каковым является признание вины, совершение реальных действий, направленных на соблюдение норм законодательства, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

С учётом изложенного, суд полагает необходимым применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, и назначает в отношении юридического лица наказание в виде административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст.6.3 КоАП РФ, в размере половины минимального размера штрафа, что составляет 100 000 рублей.

Оснований для назначения АО «Заря» наказания в виде административного приостановления деятельности суд не усматривает, поскольку на момент рассмотрения данного административного материала основания, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении, устранены, в связи с чем, цель наказания может быть достигнута менее строгим видом административного наказания.

Руководствуясь ст. ст. 6.3, 29.9, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо – Акционерное общество «Заря» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, по следующим реквизитам:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Постановление может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 суток со дня его получения.

Судья