ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-247/19 от 11.06.2019 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 5-247/2019

55RS0007-01-2019-002412-89

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Омск 11 июня 2019 года

Центральный районный суд г.Омска в составе судьи Клостера Д.А., при секретаре Попковой А.О., с участием: представителей Министерства культуры Омской области В., О., представителя 191 военной автомобильной инспекции Министерства обороны Российской Федерации Зюбко В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении 191 военной автомобильной инспекции Министерства обороны Российской Федерации (г.Омск, ул. Гусарова, д. 2),

УСТАНОВИЛ:

Как следует из протокола об административном правонарушении № 24 от 30.04.2019 года, 13.03.2019 при проведении мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения – «Здание интендантства», 1859 года, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Гагарина, д. 38, выявлены нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а именно:

- по периметру здания зафиксированы трещины, сколы;

- на юго-западном фасаде на уровне второго этажа наблюдается обрушение штукатурного слоя до кирпича, намокание, деструкция и выпучивание кирпичной кладки;

- наблюдается обрушение фрагмента карниза юго-западного фасада.

Согласно протокола, 191 военной автомобильной инспекции допущено нарушение: п. 1 ст. 40, п.п. 4 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73- ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. То есть указанным лицом не предприняты меры, направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия, за что предусмотрена ответственность по ч.1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях. †††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† Представители Министерства культуры Омской области в судебном заседании пояснили, что объект культурного наследия закреплен на основании приказа № 7 от 14.06.2013г. в том числе и за 191 военной автомобильной инспекцией и находится в их пользовании. Соответственно на военной инспекции, как и на других лиц, находящихся в здании, лежит обязанность обеспечить сохранность объекта культурного наследия. Охранное обязательство направлялось в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» г. Читы и в Росимущество по Омской области. Из письма «Сибирское ТУИО» следует, что сведения об охранном обязательстве направлялись руководителям организаций, за которыми закреплено здание. Представитель 191 военной автомобильной инспекции З. пояснил, что военная автомобильная инспекция не является надлежащий субъектом по указанному правонарушению, так как не является юридическим лицом, не имеет расчетного счета и возможности самостоятельно осуществлять какой-либо ремонт здания. Балансодержателем является ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «Сибирское ТУИО»), которое находится в г. Чите. Военная автомобильная инспекция лишь ежегодно в составе комиссии с представителями отдела эксплуатации ЖКС 12/9 составляют акты осмотра здания с указанием обнаруженных дефектов, их описания и необходимости ремонта. Данный акт соответственно направляется начальнику жилищно-коммунальной службы №

Представители Министерства культуры Омской области в судебном заседании пояснили, что объект культурного наследия закреплен на основании приказа № 7 от 14.06.2013г. в том числе и за 191 военной автомобильной инспекцией и находится в их пользовании. Соответственно на военной инспекции, как и на других лиц, находящихся в здании, лежит обязанность обеспечить сохранность объекта культурного наследия. Охранное обязательство направлялось в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» г. Читы и в Росимущество по Омской области. Из письма «Сибирское ТУИО» следует, что сведения об охранном обязательстве направлялись руководителям организаций, за которыми закреплено здание.

Представитель 191 военной автомобильной инспекции З. пояснил, что военная автомобильная инспекция не является надлежащий субъектом по указанному правонарушению, так как не является юридическим лицом, не имеет расчетного счета и возможности самостоятельно осуществлять какой-либо ремонт здания. Балансодержателем является ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «Сибирское ТУИО»), которое находится в г. Чите. Военная автомобильная инспекция лишь ежегодно в составе комиссии с представителями отдела эксплуатации ЖКС 12/9 составляют акты осмотра здания с указанием обнаруженных дефектов, их описания и необходимости ремонта. Данный акт соответственно направляется начальнику жилищно-коммунальной службы № 12/9(г.Омск) жилищно-эксплутационного (коммунального) отдела № 12 (г.Новосибирск) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России(по ЦВО) П., которым видимо в дальнейшем данные сведения сообщает в ФГКУ «Сибирское ТУИО». Непосредственно 191 военная автомобильная инспекция никаких ремонтов и торгов на их проведение, заключение госконтрактов, не осуществляет.

Судом были исследованы следующие письменные доказательства по настоящему делу:

- Акт № 17 от 13.03.2019 по результатам мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия - «Здание интендантства», 1859 года, согласно которого общее состояние объекта указано как удовлетворительное, по периметру здания зафиксированы трещины, сколы; на юго-западном фасаде на уровне второго этажа наблюдается обрушение штукатурного слоя до кирпича, намокание, деструкция и выпучивание кирпичной кладки; наблюдается обрушение фрагмента карниза юго-западного фасада;

- паспорт объекта культурного наследия, согласно которого «Здание интендантства», 1859 года, расположенное в <адрес>, относится к объектам культурного наследия регионального значения;

- письмо начальника жилищно-коммунальной службы № 12/9(г.Омск) жилищно-эксплутационного (коммунального) отдела № 12(г.Новосибирск) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России(по ЦВО) П., в котором он указывает, что в соответствии с пп. 71 п. 7 «Положения о Министерстве обороны РФ» (утв. Указом Президента РФ от 16.08.2014г. № 1082), Минобороны осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами РФ. На основании приказа Министра обороны РФ от 17.12.2010г. № 1871 в целях реализации полномочий по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных сил РФ создано ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, пунктом 19 Устава которого предусмотрено выполнение задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью, а также управлению и распоряжению имущества Вооруженных сил РФ;

- приказ начальника Западно-Сибирского территориального гарнизона № 7 от 14.06.2013 согласно которого, казарменно-жилищный фонд военного городка № 6 Омского гарнизона, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Гусарова, 2, закреплен за организациями, в том числе, и за 191 военной автомобильной инспекцией (служебные помещения и места общего пользования, расположенные на 1 этаже здания общей площадью 183 кв.м.;

- распоряжение Минкультуры Омской области № 532-рм от 11.09.2018 об утверждении охранного обязательства объекта культурного наследия регионального значения - «Здание интендантства», 1859 года, расположенного по адресу: г.Омск, ул. Гагарина, д. 38;

- охранное обязательство на объект культурного наследия регионального значения - «Здание интендантства», 1859 года, в пункте 9 которого указано, что с целью сохранения объекта культурного наследия и создания надлежащих условий его использования, собственнику (иному законному владельцу) объекта необходимо провести следующие работы по сохранению объекта: разработка проекта ремонтно-реставрационных работ (срок выполнения – 2020 год), ремонтно-реставрационные работы (срок выполнения 2021 год), содержание объекта в надлежащем техническом состоянии (срок выполнения 2018-2023годы), содержание прилегающей территории (срок выполнения 2018-2023годы);

- письмо ФГКУ «Сибирское ТУИО» в ответ на уведомление о составлении протокола, в котором руководитель данной организации сообщает, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» не является субъектом правонарушения, так как содержание, техническое обслуживание, контроль за техническим состоянием зданий, текущий ремонт, а также выявление потребности и объемов работ по капитальному ремонту объектов военной инфраструктуры, возложены на органы эксплуатации –ДЭС и ОКУ и ФГБУ «ЦЖКУ»;

- акт приемки (передачи) здания, сооружения и территории военного городка от августа 2013, согласно которого балансодержатель ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации передало 191 военной автомобильной инспекцией помещения, расположенные на 1 этаже здания общей площадью 183 кв.м.. Остальные помещения, согласно акту приемки (передачи) здания, сооружения и территории военного городка, в 2013 году балансодержатель ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации передало военно-следственному отделу по Омскому гарнизону, помещения 1-2 этажа, площадью 1182 кв.м., и ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской области» помещения 1-2 этажа, площадью 664 кв.м.;

- Акт от 01.04.2019г. весеннего осмотра здания в составе комиссии военной инспекции и представителей эксплуатирующей организации (отдел эксплуатации ЖКС 12/9), в котором также выявлены недостатки, технические дефекты здания интендантства.

Изучив дело об административном правонарушении, представленные документы, доводы представителей, суд приходит к следующему.

Выявленные нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а именно: трещины и сколы по периметру здания; обрушение штукатурного слоя до кирпича, намокание, деструкция и выпучивание кирпичной кладки, обрушение фрагмента карниза на юго-западном фасаде, никем не оспариваются и требуют устранения путем проведения капитального ремонта.

Собственником объекта культурного наследия регионального значения – «Здание интендантства», 1859 года, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Гагарина, д. 38/ул. Гусарова, д. 2 является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.

В целях реализации полномочий по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных сил РФ создано ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Обязанности по ремонту и техническому обслуживаю возложены на Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации (ДЭС и ОКУ).

Кроме того, для осуществления содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры, на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГБУ «ЦЖКУ»).

Здание по адресу: г. Омск, ул. Гагарина, 38 (ул. Гусарова, 2) на основании договора безвозмездного пользования № 1-16/б от 11.02.2016 передано в эксплуатационное обслуживание ФГБУ «ЦЖКУ» по акту № ЦВО/ЖКО № 13/1/139 от 31.03.2017.

ФГБУ «ЦЖКУ» находится в непосредственном подчинении руководителя ДЭС и ОКУ.

Соответственно, как указано в письме ФГКУ «Сибирское ТУИО» содержание (эксплуатация), техническое обслуживание, контроль за техническим состоянием зданий, текущий ремонт, эксплуатационный контроль за техническим состоянием объектов, выявление признаков аварийности объектов, выявление потребности и объемов работ по капитальному ремонту объектов военной инфраструктуры, возложены на органы эксплуатации ДЭС и ОКУ и ФГБУ «ЦЖКУ».

Ответственность по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Объективной стороной правонарушения в данном случае являются противоправные действия (бездействие) относительно требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, представляющих собой особую уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера.

В соответствии с п.п. 4 п.1 ст.47.3 указанного Федерального закона, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, необходимо обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

Согласно части 11 статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.

Однако, как следует из представленных документов 191 военная автомобильная инспекция правом оперативного управления на объект культурного наследия регионального значения – «Здание интендантства», 1859 года, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Гагарина, д. 38 (ул. Гусарова, 2), не обладало, и это право ему не передавалось, никаких гражданско-правовых договоров по поводу владения и распоряжения указанным объектом не заключало.

Кроме того, суд отмечает, что в отношении 191 военной автомобильной инспекции вовсе не мог быть составлен протокол об административном правонарушении, так как в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Однако, 191 военная автомобильная инспекция вовсе не является юридическим лицом, понятие которого содержится в ст. 48 ГК РФ, она не зарегистрирована в едином государственном реестре юридических лиц, не имеет расчетного счета, ИИН и ОГРН.

Таким образом, суд полагает, что в действиях (бездействии) 191 военной автомобильной инспекции отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Суд полагает, что Министерство культуры Омской области не достоверно установило, что ответственным за содержание объекта культурного наследия является именно 191 военная автомобильная инспекция, соответственно производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении 191 военной автомобильной инспекции надлежит прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении 191 военной автомобильной инспекции Министерства обороны Российской Федерации - прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии постановления через Центральный районный суд г. Омска.

Судья Д.А. Клостер