ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-247/2022 от 30.09.2022 Харабалинского районного суда (Астраханская область)

№ 5-247/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Астраханская область, г. Харабали 30 сентября 2022 г

Судья Харабалинского районного суда Астраханской области Тюлюпов Р.К.,

при секретаре судебного заседания Анисимовой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании, в помещении Харабалинского районного суда Астраханской области по адресу: <адрес>, дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – Администрации МО «Харабалинский район» о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

06.09.2022 заместителем руководителя – начальником отдела учёта объектов культурного наследия Службы государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении № 17, согласно которому на государственной охране состоит объект культурного наследия федерального значения «Городище Сарай-Бату - Столица Золотой Орды, XIII- XIV вв.» <адрес>. Регистрационный номер в Едином государственной реестре объектов культурного наследия . Распоряжением Администрации МО «Харабалинский район» от 24.09.2021 №1125-р дано разрешение местной религиозной организации «Православный приход храма Вознесения Господня» использовать земельный участок, расположенный относительно ориентира: <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

для размещения малых архитектурных форм. На основании данного распоряжения местная религиозная организация «Православный приход храма Вознесения Господня» провела работы по устройству бетонного фундамента, для установки поклонного креста, что подтверждается актом от 09.06.2022.

Данный земельный участок попадает в границы территории указанного объекта культурного наследия федерального значения. Территория объекта объекта культурного наследия федерального значения «Городище «Сарай- Бату» <адрес>, внесенные в государственный кадастр недвижимости под номером 30:10-8.4. Факт нахождения отведенного под размещение малых архитектурных форм земельного участка в границах территории объекта культурного наследия подтверждается заключением экспертизы № 160 от 27.07.2022. Согласно п. 3 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Выдача разрешения на размещение малых архитектурных форм местной религиозной организации «Православный приход Вознесения Господня» по адресу: <адрес>, 1,1 км. на север от <адрес>, вблизи автодороги Астрахансь – Волгоград, в границах МО «Селитренский сельсовет» площадью 100 кв.м. была осуществлена без наличия разделов проектной документации об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

При выдаче распоряжения 24.09.2021 №1125-р историко-культурная экспертиза, полевые археологические исследования, а также какие-либо мероприятия по сохранению объекта культурного наследия не проводились.

Местная религиозная организация «Православный приход храма Вознесения Господня» о нахождении участка размещения поклонного креста в границах объекта культурного наследия, не уведомлялась.

Таким образом, распоряжение администрации МО «Харабалинский район» от 24.09.2021 № 1125-р выдано с нарушением норм действующего законодательства об охране объектов культурного наследия.

Ответственность за нарушение норм законодательства об охране объектов культурного наследия предусмотрены ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Администрация МО «Харабалинский» считает, что состава административного правонарушения в их действиях не имеется.

Так как распоряжение администрации МО «Харабалинский район» от 24.09.2021 № 1125-р до настоящего времени не отменено, административное правонарушение длится на момент составления административного протокола. Административное правонарушение по ст. 7.13 КоАП РФ относится к категории длящихся правонарушений, в связи с этим срок по прошествию которого административное производство может быть прекращено в связи с истечением срока давности, отсчитывается с 30.05.2022, т.е. с момента составления определения о проведении административного расследования и возбуждения административного производства.

В судебном заседании должностное лицо органа, составившего протокол об административном правонарушении Попов П.В. позицию, изложенную в протоколе об административном правонарушении поддержал, просил признать Администрацию МО «Харабалинский район» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Представитель Администрации МО «Харабалинский район» по доверенности ФИО5 с протоколом об административном правонарушении не согласилась, просила о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях администрации МО «Харабалинский район» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Выслушав представителя Службы государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области, представителя Администрации МО «Харабалинский район», исследовав материалы дела об административном правонарушении в их совокупности, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия.

Требования сохранения и использования объекта культурного наследия, за нарушение которых установлена административная ответственность, связаны с обеспечением неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, являющимися предметом его охраны, а также с соблюдением установленного режима содержания и использования сопряженных с недвижимым памятником истории и культуры зон его охраны.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об объектах культурного наследия) в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (пункты 1, 2 Федерального закона об объектах культурного наследия).

Согласно пункту 1 статьи 36 Федерального закона об объектах культурного наследия проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 2 статьи 36 вышеназванного Федерального закона изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

В силу пункта 1 статьи 45 Федерального закона об объектах культурного наследия работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Из представленных материалов следует, что в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в ФИО1» на государственной охране состоит объект культурного наследия федерального значения «Городище Сарай-Бату - Столица Золотой Орды, XIII- XV вв.» <адрес> (л.д. 9-16).

Регистрационный номер в Едином государственной реестре объектов культурного наследия (л.д. 17).

В соответствии с паспортом памятника культурного наследия «Городище Сарай-Бату - Столица Золотой Орды, XIII- XV вв.» (л.д. 19-40) адрес памятника истории указан как: <адрес> Балансовая принадлежность памятника истории: Администрация МО «Селитренский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области.

Согласно плану-схеме городища «Сарай Бату, с указанием границ, в охранную зону входит <адрес>.

Как следует из охранного обязательства № 15 от 24.05.2002 (л.д. 22) городище «Сарай-Бату» расположено в окрестностях <адрес>, площадь памятника составляет 2061,5 га. Памятник принят на охрану на основании Постановления Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 Администрацией Селитренского сельсовета Харабалинского района.

Из заключения эксперта №160 от 27.07.2022 следует, что земельный участок с координатами:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

входит в границы территории объекта культурного наследия федерального значения «Городище «Сарай-Бату» <адрес>, внесенные в государственный кадастр недвижимости под номером

Экспертом также установлено, что исследуемый земельный участок пересекает ЗОУИТ с реестровым номером - «Придорожные полосы автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Волгоград – Астрахань» в границах <адрес>». Площадь пересечения земельного участка и ЗОУИТ составляет 3 кв.м.

Таким образом, разрешение на размещение малых архитектурных форм местной религиозной организации «Православный приход Вознесения Господня» по адресу: <адрес> должно быть выдано с учетом норм указанного выше законодательства об охране объектов культурного наследия, тогда как выдача указанного выше разрешения на размещение малых архитектурных форм была осуществлена без наличия разделов проектной документации об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

При выдаче распоряжения 24.09.2021 №1125-р историко-культурная экспертиза, полевые археологические исследования, а также какие-либо мероприятия по сохранению объекта культурного наследия не проводились.

Местная религиозная организация «Православный приход храма Вознесения Господня» о нахождении участка размещения поклонного креста в границах объекта культурного наследия, не уведомлялась, в выданном разрешении на религиозную организацию не накладывалось обязательство о проведении работ по согласованию размещения малых архитектурных форм с территориальным органом охраны объектов культурного наследия.

Проводя анализ и давая оценку исследованным в судебном заседании доказательствам, суд находит их допустимыми, достоверными, достаточными, соответствующими требованиям ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия Администрации МО «Харабалинский район» суд квалифицирует по ч.1 ст. 7.13 Российской Федерации по признакам: за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Обстоятельствами, смягчающими наказание, являются: впервые привлечение к административной ответственности по указанной статье КоАП РФ.

Обстоятельств, отягчающих наказание, судом не установлено.

Согласно ст. 2.10 КоАП Российской Федерации юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Юридическим лицом нарушены положения законодательства в области объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с частями 3, 3.2, 3.3, ст. 4.1 КоАП Российской Федерации при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет не менее ста тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, с учетом характера совершенного юридическим лицом административного правонарушения, его имущественного и финансового положения, полагаю, что назначение наказания в пределах санкции статьи является обременительным, что не соответствует задачам законодательства об административных правонарушениях - защите личности, законных экономических интересов юридических лиц, общества и государства, установленным в статье 1.2 КоАП Российской Федерации, а также критериям соразмерности и справедливости совершенного административного правонарушения, степени вины юридического лица, его имущественному и финансовому положению.

Целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания и его соразмерности совершенному правонарушению (ст. 3.1 КоАП Российской Федерации).

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, его последствия, прихожу к выводу, что в данном случае достижение цели административного наказания возможно обеспечить административным наказанием в виде административного штрафа, в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 6.3 КоАП Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

юридическое лицо – администрацию МО «Харабалинский район» Астраханской области признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание по этой статье в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется юридическим лицом по следующим реквизитам: получатель - УФК по Астраханской области (Министерство культуры Российской Федерации, лицевой счет 04951000540, р/счет 40102810045370000002; Банк получателя: Операционный департамент Банка России/Межрегиональное операционное УФК г.Москва ИНН 7705851331; КПП 770301001; БИК 024501901; ОКТМО 45382000; КБК 05411601071010013140 «Административные штрафы, установленные Главой 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области охраны собственности, налагаемые судьями федеральных судом, должностными лицами федеральных государственных органов, учреждений Центрального Банка Российской Федерации (иные штрафы)».

Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, лицо, привлечённое к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление.

Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Харабалинский районный суд Астраханской области в течение 10 суток.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья: Тюлюпов Р.К.