Производство № 5-248/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Смоленск 26 февраля 2021 года
Федеральный судья Промышленного районного суда города Смоленска (214001, <...>) Родионов В.А. при помощнике судьи Левенковой Т.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ООО «Лифтсервис», ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: <адрес>
у с т а н о в и л :
02.11.2020 главным государственным инспектором отдела общего промышленного надзора по Смоленской области МТУ Ростехнадзора ФИО1 составлен протокол №5.2-201-4044-Пр/0189-2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.1.1 КоАП РФ в отношении ООО «Лифтсервис».
Согласно представленному протоколу, ООО «Лифтсервис» в соответствии с контрактом от 16 июня 2020 года № 17/2020 на капитальный ремонт лифтового хозяйства общежития № 1 ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России с заменой лифтов по адресу: <адрес> в период с 22.07.2020 по 13.09.2020, производило работы по демонтажу и монтажу пассажирских лифтов, установленных в вышеназванном здании общежития, с нарушениями требований Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. №743 (далее - Правила), зафиксированные в актах контрольных осмотров 23 сентября 2020 г. № №107,108, а именно:
технические характеристики, а также предприятие-изготовитель установленных лифтов пассажирских ПП-0411Е, заводские №№ 52348, 52349 предприятие-изготовитель - ОАО «ЩЛЗ» не соответствуют данным проектной документации на капитальный ремонт лифтового хозяйства общежития № 1 ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России с заменой лифтов по адресу: <адрес> (Проектная документация 401016/1, разработана ООО Инженерно-консультационный центр «Техническое освидетельствование, экспертиза, проекты). Проектом предусмотрены лифты предприятия-изготовителя ОАО «Могилевлифтмаш» - в нарушение подпункта «е» пункта 17 Правил; пункта 6 Приложения 1 Правил; проектной документации на капитальный ремонт лифтового хозяйства общежития № 1 ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России с заменой лифтов по адресу: <...> (Проектная документация 401016/1);
согласно монтажным чертежам паспортов лифтов пассажирских ПП-0411Е заводские № 52348, 52349 нагрузки на плиты перекрытий от лебедок в машинных помещениях лифтов заводские №№ 52348, 52349, а также на пол приямков в местах установки опор направляющих, буферов кабин и противовесов лифтов, возникающие при эксплуатации, превышают проектные - в нарушение подпункта «е» пункта 17 Правил; пункта 6 Приложения 1 Правил; проектной документации на капитальный ремонт лифтового хозяйства общежития № 1 ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России с заменой лифтов по адресу: <адрес> (Проектная документация 401016/1);
установка лебедок лифтов пассажирских ПП-0411Е заводские №№ 52348, 52349 в машинных помещениях выполнена на металлические пластины - в нарушение подпункта «е» пункта 17 Правил; проектная документация на капитальный ремонт лифтового хозяйства общежития № 1 ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России с заменой лифтов по адресу: <адрес> (Проектная документация 401016/1); пункта 6 Приложения 1 Правил; Техническая документация ОАО «ЩЛЗ»; Инструкция по устройству, монтажу и эксплуатации лебедки лифтовой 13 VTR-CR ЗАО «Щербинка ОТИС ЛИФТ».
многожильные провода, присоединяемые к аппаратуре лифтов пассажирских заводские №№ 52348, 52349 не имеют наконечников и не обслужены, частично отсутствует маркировка на бирках электрических проводов — в нарушение подпункта «е» пункта 17 Правил; пункта 6 Приложения 1 Правил; проектной документации на капитальный ремонт лифтового хозяйства общежития № 1 ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России с заменой лифтов по адресу: <адрес> (Проектная документация 401016/1); раздела 2 «Прокладка и подключение проводов» инструкции ОАО «ЩЛЗ» 824Р.00.00.000Щ;
расположение устройств безопасности (буферов) в приямке лифта зав. № 52348 не соответствует монтажному чертежу паспорта лифта пассажирского заводской № 52348 (перепутаны местами буфер кабины с буфером противовеса) - в нарушение подпункта «е» пункта 17 Правил; пункта 6 Приложения 1 Правил; паспорт лифта заводской № 52348;
не работает аварийное освещение кабины лифта пассажирского заводской № 52348, которое включается при перебое в электроснабжении - в нарушение подпункта «е» пункта 17 Правил; пункта 6 Приложения 1 Правил; Техническая документация ОАО «ЩЛЗ»;
ослаблено крепление вызывных аппаратов на 8 и 9 этажах лифта пассажирского заводской № 52349 - в нарушение подпункта «е» пункта 17 Правил; пункта 6 Приложения 1 Правил; Техническая документация ОАО «ЩЛЗ»;
расположение элементов пружинной подвески противовеса лифта пассажирского заводской № 52349 не соответствует технической документации - в нарушение подпункта «е» пункта 17 Правил; пункта 6 Приложения 1 Правил; Техническая документация ОАО «ЩЛЗ»;
ослаблено крепление короба груза двери шахты 5 остановки лифта пассажирского заводской № 52349 - в нарушение подпункта «е» пункта 17 Правил; пункта 6 Приложения 1 Правил; Техническая документация ОАО «ЩЛЗ»;
способ крепления кронштейна шунта точной остановки 9 этажа в шахте лифта пассажирского заводской № 52349 не соответствует технической документации - в нарушение подпункта «е» пункта 17 Правил; пункта 6 Приложения 1 Правил; Техническая документация ОАО «ЩЛЗ»;
ослаблено крепление направляющей кабины лифта к кронштейну на девятом этаже в шахте лифта пассажирского заводской № 52349 - в нарушение подпункта «е» пункта 17 Правил; пункта 6 Приложения 1 Правил; Техническая документация ОАО «ЩЛЗ»;
крепление направляющей кабины лифта пассажирского заводской № 52349 к кронштейну на девятом этаже в шахте лифта пассажирского заводской не соответствует требованиям технической документации (между направляющей и кронштейном установлены пластины, не предусмотренные технической документацией) - в нарушение подпункта «е» пункта 17 Правил; пункта 6 Приложения 1 Правил; Техническая документация ОАО «ЩЛЗ»;
расположение упора от спадания каната ограничителя скорости на натяжном устройстве каната ограничителя скорости в приямке лифта пассажирского заводской № 52349 не соответствует технической документации - в нарушение подпункта «е» пункта 17 Правил; пункта 6 Приложения 1 Правил; Техническая документация ОАО «ЩЛЗ»;
Таким образом, согласно указанному протоколу, ООО «Лифтсервис», являясь специализированной организацией, выполнило работы по демонтажу лифтов, отработавших нормативный срок грузоподъемностью 320 кг, и монтажу новых пассажирских лифтов заводские №№ 52348, 52349, предприятие - изготовитель ОАО «ЩЛЗ», грузоподъемностью 400 кг, в общежитии № 1 ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России по адресу: <адрес>, с нарушением требований к обеспечению безопасности лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, создающее угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан либо возникновения аварии, что влечет административную ответственность, установленную ч. 2 ст. 9.1.1 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник ООО «Лифтсервис» Лебедева А.А. вину общества не признала, поддержав письменные возражения, приобщенные к материалам дела. Полагала, что действия ООО «Лифтсервис» не нарушают закон, в связи с чем отсутствует событие и состав административного правонарушения. Так каждое из вменяемых нарушений якобы нарушает подпункт «е» пункта 17 Правил и пункт 6 Приложения 1 Правил. Перечень документов, несоответствие которым является нарушением — закрытый: это паспорт, руководство (инструкция) по эксплуатации, проектная документация и установочные и монтажные чертежи. Следовательно, не все действия при монтаже являются нарушением, а только те, которые связаны с несоответствием данным документам. Если какое-либо действие при монтаже не соответствует иному документу, то оно не образует состав административного правонарушения. При этом, в большинстве вменяемых нарушений указано, что имеется несоответствие Технической документации ОАО «ЩЛЗ». Какая это именно документация, и какие пункты этой документации нарушены не указано. Если это не паспорт, не руководство (инструкция") по эксплуатации, не проектная документация, не установочные и монтажные чертежи, то нарушение отсутствует. Вместе с тем, Правила распространяют свое действие только на организацию безопасного использования и содержания лифтов (на ч. 1 ст. 9.1.1 КоАП РФ), и в них не идет речь про обеспечение безопасности лифтов (ч. 2 ст. 9.1.1 КоАП РФ), но протокол составлен именно за нарушение обеспечения безопасности лифтов. В протоколе указано, что он составлен при проведении мероприятий по вводу в эксплуатацию после замены лифтов. Вместе с тем, порядок проведения мероприятий по вводу в эксплуатацию лифтов является государственной услугой, порядок которой установлен Приказом Ростехнадзора от 27.11.2019 N 454 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по вводу в эксплуатацию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, после осуществления их монтажа в связи с заменой или модернизации". Заявителем и получателем данной государственной услуги являлось ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России, как владелец лифтов. ООО «Лифтсервис» не являлось участником правоотношений по вводу лифтов в эксплуатацию. Государственная услуга по вводу в эксплуатацию лифтов, как и соответствующий Регламент, не предусматривает функцию государственного контроля. Данный Регламент, в случае выявления нарушений, не предусматривает привлечение к ответственности лиц, а устанавливает другое последствие - отказ в оформлении и выдаче заявителю акта ввода объекта в эксплуатацию. Однако административный орган в рамках данного Регламента начал процедуру привлечения к административной ответственности. В то же время порядок привлечения к административной ответственности регламентируется отдельными нормативно-правовыми актами, положения которых были нарушены административным органом. Так, согласно ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами. Порядок контрольных мероприятий и составления протоколов для сотрудников Ростехнадзора установлен Приказом Ростехнадзора от 19 декабря 2013 года N 631 “Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов". Привлекая к ответственности за допущенные нарушения до ввода в эксплуатацию, получается не привлечение за «нарушение требований к обеспечению безопасности лифтов, создающее угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан либо возникновения аварии» (ст. 9.1.1 КоАП РФ), а за нарушения, допущенные при монтаже до ввода в эксплуатацию.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - главный государственный инспектор отдела общего промышленного надзора по Смоленской области МТУ Ростехнадзора ФИО1 в судебное заседание не явился, по не известной суду причине, будучи надлежащим образом уведомлённым.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 9.1.1 КоАП РФ нарушение требований к обеспечению безопасности лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, создающее угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан либо возникновения аварии, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 N 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах" утверждены Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 16 Правил владелец объекта лифта) обеспечивает осуществление одного или нескольких видов работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, объекта самостоятельно либо на основании соответствующего договора со специализированной организацией.
В пункте 3 Правил определено, что под специализированной организацией понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предметом деятельности которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту объектов.
Специализированная лифтовая организация, выполняющая работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту лифтов, должна удовлетворять всем требованиям Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных Постановлением Правительства от 24 июня 2017 года N 743.
В соответствии с подпунктом «е» пунктом 17 указанных Правил, специализированная организация, выполняющая работы по техническому обслуживанию и ремонту, должна обеспечить выполнение работ по монтажу, демонтажу объекта - в соответствии с документацией по установке объекта, руководством (инструкцией) по эксплуатации объекта и руководством (инструкцией) по монтажу объекта (при наличии), проектом производства таких работ.
Исходя из своего правого статуса и заключенного с ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России контракта от 16 июня 2020 года № 17/2020 на капитальный ремонт лифтового хозяйства, ООО «Лифтсервис» применительно к Правилам является специализированной организацией и, следовательно, может являться субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.1.1 КоАП РФ, в случае нарушения им требований указанных Правил при проведении капитального ремонта лифтов.
При проведении капитального ремонта лифтов в соответствии с контрактом от 16 июня 2020 года № 17/2020 ООО «Лифтсервис» допустило нарушения Правил, отражённые в самом протоколе об административном правонарушении от 02.11.2020.
Протокол об административном правонарушении, который составлен надлежащим должностным лицом в соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые для рассмотрения дела сведения: о событии, времени и месте совершения правонарушения и об ООО «Лифтсервис» как лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Вина ООО «Лифтсервис» в совершении административного правонарушения помимо протокола об административном правонарушении подтверждается актами контрольных осмотров лифтов № 107 и № 108 от 23.09.2020 (т. 1 л.д. 22, 28), проектом на капитальный ремонт лифтов (т. 1 л.д. 34), контрактом на капитальный ремонт от 16.06.2020 (т.1 л.д. 67).
Кроме того, из письма директора ООО «Лифтсервис» в адрес ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России от 10 октября 2020 г. следует, что ООО «Лифтсервис» признаёт все выявленные при проверке нарушения и сообщает об их устранении (т. 1 л.д. 133).
При этом, доводы защитника ООО «Лифтсервис» о том, что капитальный ремонт лифтов соответствовал проекту и заводским инструкциям по монтажу лифтов, не соответствуют действительности.
Как следует из материалов дела все работы по согласованию изменений проекта и технических инструкций были выполнены ООО «Лифтсервис» в октябре 2020 года, то есть после окончания капитального ремонта и выявления нарушений, отражённых в актах от 23.09.2020.
По общему правилу все изменения в проектную и техническую документацию вносятся до начала производственных работ, а не после их окончания. Таким образом, работы по капитальному ремонту лифтов производились ООО «Лифтсервис» с нарушениями действующего проекта и технической документации.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом принимались все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в период производства работ, а не после проведения проверки и выявлении нарушений.
Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
При таких обстоятельствах, действия ООО «Лифтсервис» подлежат квалификации по ч. 2 ст. 9.1.1 КоАП РФ.
Защитник ООО «Лифтсервис» настаивал на прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Статья 9.1.1 «Нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» содержится в главе 9 «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике», и предусматривает ответственность за нарушение законодательства о безопасной эксплуатации лифтов, что является одним из видов промышленной безопасности, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 9.1.1 КоАП РФ составляет 1 год и на момент рассмотрения дела не истёк.
При назначении наказания судья, в силу ст.4.1 КоАП РФ принимает во внимание характер совершенного правонарушения, финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность.
Смягчающих и отягчающих обстоятельств по делу не установлено.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, статья 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание обстоятельства совершённого правонарушения, отсутствие сведений о том, что ООО «Лифтсервис» ранее привлекался к административной ответственности, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, cудья полагает возможным снизить ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера, что составляет 150000 рублей.
Назначение более строгого вида наказания не будет отвечать целям и задачам наказания, и с учетом обстоятельств дела будет являться чрезмерно суровым.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
ООО «Лифтсервис» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.1.1 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Штраф в течение 60 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу надлежит перечислить по следующим реквизитам: получатель – ИНН <***>, КПП 770301001, ОГРН <***>, ОКТМО 66701000, расчётный счёт <***> УФК по Смоленской области (МТУ Ростехнадзора л/с <***>), отделение Смоленск, БИК 046614001, КБК 49811601091010001140, УИН 49877032011520001896.
Постановление может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья В.А. Родионов