ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2491/2021 от 26.11.2021 Кузнецкого районного суда (Пензенская область)

УИД 58RS0017-01-2021-004576-08

№ 5-2491/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Кузнецк Пензенской области 26 ноября 2021 года

Судья Кузнецкого районного суда Пензенской области Брюзгин С.А.,

с участием представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности - ООО «Кузнецкое пассажирское автотранспортное предприятие» зам.ген.директора ФИО1, ФИО2, действующего на основании доверенности от 26.11.2021,

представителя Территориального отдела государственного внедорожного надзора по Пензенской области Нижне-Волжского МУГАДН ФСНСТ в лице старшего государственного инспектора ФИО3, действующего на основании доверенности № 01-18/92-АГ от 23.11.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кузнецке дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Кузнецкое пассажирское автотранспортное предприятие», ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: <...>,

УСТАНОВИЛ:

15.10.2021 старшим государственным инспектором территориального отдела государственного автодорожного надзора по Пензенской области Нижне-Волжского МУГАДН ФСНСТ ФИО3 в отношении ООО «Кузнецкое ПАТП» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, по факту осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, при следующих обстоятельствах.

В результате проведения планового мероприятия по контролю в период с 05.10.2021 с 12.00 по 14.00, 08.10.2021 с 08.00 по 15.00, 15.10.2021 в 13.00 по 14.00 по адресу: <...> выявлен факт осуществления деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, совершенных юридическим лицом ООО «Кузнецкое ПАТП» а именно:

ООО «Кузнецкое ПАТП» (ОГРН <***>, ИНН <***>) Министерством транспорта РФ выдано свидетельство серии МТРФ № 005179 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, карты маршрута регулярных перевозок серия МТРФ № 034605, серия МТРФ № 034606 (п. 1 Маршрут регистрационный номер в реестре 58.68.010, порядковый номер 279, наименование г. Кузнецк, - р.п. Николаевка, пункт 2 перевозчик ООО «Кузнецкое ПАТП», место нахождения 442530, <...>, ИНН <***>).

ООО «Кузнецкое ПАТП» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 07.08.2021, 14.08.2021, 21.08.2021, 28.08.2021, 04.09.2021, 11.09.2021, 25.09.2021 осуществлял перевозку пассажиров по данному маршруту регулярных перевозок (путевые листы автобусов № 7805 от 07.08.2021, № 8056 от 14.08.2021, № 8340 от 21.08.2021, № 8592 от 28.08.2021, «№ 8854 от 04.09.2021, № 9103 от 11.09.2021, № 9581 от 25.09.2021).

По информации ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» вх. № 01-08/2816 от 13.10.2021 п 2 ООО «Кузнецкое ПАТП» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в реестре поставщиков информации АЦБПДП зарегистрировано, регистрационный номер (идентификатор поставщика информации) 27250. Проверка наличия в АЦБПДП сведений о пассажирских перевозках, выполненных ООО «Кузнецкое ПАТП» по транспортному направлению «г. Кузнецк Пензенской области – р.п. Николаевка (Ульяновская область) за период с 01.08.2021 по 01.10.2021 показала, что указанные сведения от перевозчика с регистрационным номером (идентификатором поставщика информации) 27250 в АЦБПДП не поступали.

Из вышеуказанного следует, что ООО «Кузнецкое ПАТП» (ОГРН <***>, ИНН <***>) не передавало сведения о пассажирах и персонале (об экипаже) автобуса лицензиата в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах и персонале (об экипаже) автобусов лицензиата в случаях и в порядке, которые предусмотрены ст. 11 ФЗ «О транспортной безопасности».

Нарушены требования п.п. «з» п. 8 ч. III Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616, ст. 11 ФЗ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ, п. 5, 6, 7 Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных, утвержденных приказом Минтранса РФ от 19.07.2021 № 243.

Согласно п. 2 гл. I Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных (утв. Приказом Минтранса РФ от 19.07.2021 № 243) – АЦБПДП входят в состав единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, создаваемой во исполнение ФЗ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». В целях принятия мер по обеспечению национального суверенитета над информационными потоками на транспорте и выполнения требований транспортной безопасности обеспечивается ведение соответствующих информационных банков (баз) данных, в том числе их первичное формирование, российскими юридическими лицами с размещением необходимого для их ведения оборудования на территории РФ.

В соответствии с п. 39, гл. V 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относится нарушение одного из лицензированных требований, предусмотренных подп. а, д, з-к, н п. 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среды, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера или человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Объектом данного административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности в области транспорта.

Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Субъектом данного административного правонарушения является ООО «Кузнецкое ПАТП».

Субъективная сторона данного административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

При этом местом совершения данного правонарушения, исходя из положений п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», также является место регистрации ООО «Кузнецкое ПАТП – 442530 <...>, поскольку нарушение совершено в форме бездействия – осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Дата совершения административного правонарушения – 15.10.2021.

Представители юридического лица ООО «Кузнецкое ПАТП», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, зам.ген.директора ФИО1 и ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с протоколом не согласились, пояснили, что сведения не были переданы в связи с техническим сбоем, умысла на совершение административного правонарушения не было. Кроме того, заключили договор с автовокзалом, согласно которому последний принял на себя обязательства по передаче указанных данных. Не имеют доступа к персональным данным пассажиров. Также заявили ходатайство о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указав, что действия ООО «Кузнецкое ПАТП» не подлежат квалификации по ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, поскольку Кодексом об административных правонарушениях РФ в статье 19.7.9 предусмотрена ответственность за непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств или представление недостоверных сведений либо нарушение порядка формирования и ведения указанных баз.

Представитель Территориального отдела государственного внедорожного надзора по Пензенской области Нижне-Волжского МУГАДН ФСНСТ в лице старшего государственного инспектора ФИО3, действующего на основании доверенности, протокол поддержал, пояснил, что ООО «Кузнецкое ПАТП» допустило грубое нарушение лицензионных требований, заключающееся в непредоставлении сведений о пассажирах и персонале в автоматизированную централизованную базу персональных данных. Полагает, что ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ применена верно. Нарушение, допущенное юридическим лицом, является грубым, поскольку могло повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, приходит к следующему.

Административная ответственность по ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ наступает за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Согласно подп. «з» п. 8 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами", лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования: передавать сведения о пассажирах и персонале (об экипаже) автобуса лицензиата в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах и персонале (об экипаже) автобусов лицензиата в случаях и в порядке, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона "О транспортной безопасности".

Согласно п. 2 гл. I Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных (утв. Приказом Минтранса РФ от 19.07.2021 № 243) – АЦБПДП входят в состав единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, создаваемой во исполнение ФЗ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». В целях принятия мер по обеспечению национального суверенитета над информационными потоками на транспорте и выполнения требований транспортной безопасности обеспечивается ведение соответствующих информационных банков (баз) данных, в том числе их первичное формирование, российскими юридическими лицами с размещением необходимого для их ведения оборудования на территории РФ.

Как следует из п. 11 ст. 19 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

При этом фабулой ст. 19.7.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств или представление недостоверных сведений либо нарушение порядка формирования и ведения указанных баз.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Основанием для привлечения ООО «Кузнецкое ПАТП» к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе от 15.10.2021 должностным лицом старшим государственным инспектором территориального отдела государственного автодорожного надзора по Пензенской области Нижне-Волжского МУГАДН ФСНСТ ФИО3 выводы о том, что ООО «Кузнецкое ПАТП» (ОГРН <***>, ИНН <***>) не передавало сведения о пассажирах и персонале (об экипаже) автобуса лицензиата в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах и персонале (об экипаже) автобусов лицензиата в случаях и в порядке, которые предусмотрены ст. 11 ФЗ «О транспортной безопасности».

Неисполнение обязанности по передаче сведений о пассажирах и персонале (об экипаже) автобуса лицензиата в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах и персонале (об экипаже) автобусов не может рассматриваться в качестве нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении предпринимательской деятельности в области транспорта, а является самостоятельным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена специальной нормой - 19.7.9 КоАП РФ

В связи с вышеуказанным следует руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Особенной части КоАП РФ", которое разъясняет, что в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии или с нарушением предусмотренных в ней условий, помимо общих норм, содержащихся в ч. ч. 2 и 3 ст. 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ. Следовательно, в целях преодоления юрисдикционных противоречий и устранения дублирования полномочий надзорных органов следует руководствоваться принципом приоритета специальных норм: когда административная ответственность за одно и то же правонарушение установлена разными статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.

В соответствии с п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Вместе с тем составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и 19.7.9 данного Кодекса, не имеют единого родового объекта посягательства.

Родовым объектом посягательства 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является предпринимательская деятельность, в то время как родовым объектом посягательства статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – порядок управления в Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд не вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ.

Таким образом, представленные в материалы дела доказательства не позволяют достоверно установить наличие в действиях ООО «Кузнецкое ПАТП» состава вмененного ему административного правонарушения. Совокупностью имеющихся в деле доказательств вина ООО «Кузнецкое ПАТП» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, не доказана.

В силу положений ч.ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

С учетом вышеизложенного, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях ООО «Кузнецкое ПАТП» состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, ст. 29.9 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Кузнецкое ПАТП» согласно протоколу <данные изъяты> от 15.10.2021 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях ООО «Кузнецкое ПАТП» состава административного правонарушения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Пензенский областной суд, через Кузнецкий районный суд Пензенской области в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья: С.А. Брюзгин