Дело № 5-249/16
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
По делу об административном правонарушении
«12» февраля 2016 года г. Находка Приморского края
Ул. Школьная, 22
Судья Находкинского городского суда Н.Л. Жила, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – ООО «Т», предусмотренным ч. 3 ст. 16.1 КоАП Российской Федерации
У С Т А Н О В И Л :
ДД.ММ.ГГ. уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований Находкинской таможни К был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Т» по ч. 3 ст. 16.1 КоАП Российской Федерации.
Основанием для составления протокола послужили следующие обстоятельства:
ДД.ММ.ГГ. на таможенную территорию Таможенного союза, в порт Восточный РФ из Китая на борту т/х «SARAH SCHULTE - 1512» по коносаменту № от ДД.ММ.ГГ., инвойсу и упаковочному листу № от ДД.ММ.ГГ. был ввезён контейнер TGHU7942898. Согласно коносаменту и инвойсу в контейнере должен находиться товар: гибкая подводка 2620 грузовых места, весом брутто – 21693,62 кг. Получателем товара, согласно коносамента является ООО «Лион» для ООО «Ясень».
ДД.ММ.ГГ. работником ООО «Т», действующей на основании договора с ОАО «Российские Железные Дороги», от имени декларанта была подана транзитная декларация на товары. Указанная декларация была принята и зарегистрирована таможенным органом в установленном порядке.
ДД.ММ.ГГ. в ходе таможенного досмотра было установлено, что вес брутто товара составляет 25 330 кг., что на 3 636,38 кг. превышает вес брутто товара, указанного в ТД (25 330 кг. – 21 693,62 кг.).
Таким образом, по мнению административного органа в действиях ООО «Т» содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП Российской Федерации, то есть сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто товара при прибытии с таможенной территории Таможенного союза, путем предоставления недействительных документов.
В судебном заседании представитель ООО «Т» (по доверенности) М не признал факт совершенного административного правонарушения, пояснил, что ООО «Т» является представителем перевозчика – ОАО «РЖД» и совершало от имени декларанта ОАО «РЖД» по его поручению, на договорной основе таможенную операцию – декларирование перевозимого товара с целью получения разрешения на процедуру таможенный транзит.
На перевозчика либо его представителя в целях получения разрешения на таможенный транзит фактически возлагается обязанность указать сведения, соответствующие коммерческим и транспортным документам. В данном случае, определение содержимого контейнера производилось средствами грузоотправителя на территории иностранного государства, сведении о данном товаре, указанные в транзитной декларации, составленной от имени перевозчика ОАО «РЖД» его представителем ООО «Т», полностью соответствовали сведениям, указанным грузоотправителем в сопроводительных документах, что свидетельствует о выполнении таможенным представителем положений ст. 182 ТК ТС. Груз был опечатан способом, исключающим возможность доступа к грузу.
Как видно из материалов дела, груз был принят перевозчиком – ОАО «РЖД» к перевозке по процедуре международных перевозок и перемещался через границу Таможенного союза за исправными пломбами грузоотправителя, проверенными таможней КНР. Так как российское законодательство содержит запрет для перевозчика на вскрытие подвижного состава крытого типа, опломбированного с положением ЗПУ, то в этом случае перевозчик осуществляет прием грузов путем проведения визуального осмотра состояния вагонов.
Требования пунктов 13 и 23.1 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом распространяется и на представителя перевозчика ООО «Т». Это согласуется и международными нормами. При перевозке товаров железнодорожным транспортом применяется Соглашение о международном грузовом сообщении от ДД.ММ.ГГ. (СМГС). В соответствии с параграфом 1 ст. 3 СМГС настоящее Соглашение устанавливает единые правовые нормы договора перевозки груза в прямом международном железнодорожном сообщении и в прямом международном железнодорожном-паромном сообщении. В соответствии с параграфом 1 ст. 16 СМГС отправитель обеспечивает правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Именно отправитель несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от их внесения в соответствующую графу накладной.
В соответствии с параграфом 2 ст. 22 СМГС перевозчик не обязан проверять правильность и достаточность сопроводительных документов, приложенных отправителем к накладной. Представитель считает, что все вышеизложенного касательно железнодорожного перевозчика в равной степени относится и к ООО «Т» как таможенному представителю.
Более того, пунктом 4.2 Правил перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции не в прямом международном сообщении, утвержденных Министерством путем сообщения СССР, Министерством морского флота СССР, Министерством внешнеэкономических связей СССР 22 января 1991 года, предусмотрено, что груженные контейнеры принимаются от порта железнодорожными станциями по наружному осмотру состояния контейнеров и пломб. Контейнеры с импортными грузами принимаются к перевозке за пломбами иностранных отправителей или порта.
Представитель считает, что довод таможенного органа, о том, что ООО «Т» не воспользовалось правами декларанта осматривать, брать пробы и образцы подлежащего декларированию товара, ошибочным в силу того, что действующим законодательством обязанность декларанта проверять груз, целостность идентификации которого не нарушена. Кроме того, для проверки достоверности сведений, указанных отправителем груза в транспортных документах, ООО «Т» необходимо было удалить с контейнеров запорно-пломбировочные устройства и средства таможенной идентификации, вскрыть контейнеры для проведения операций по выгрузке и проверки товаров.
Вместе с тем, такие действия перевозчика после пересечения таможенной границы Таможенного союза запрещены п. 4 ст. 109 и п. 2 ст. 156 ТК ТС. Исходя из сложившейся судебной практики, для перевозок всеми видами транспорта существует единый подход к установлению порядка действий перевозчика при приемке грузов к перевозке. Он характеризуется тем, что если перевозчик фактически не может реализовать свое право проверить достоверность сведений о грузе, он должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки. Вышеуказанное в полной мере распространяется и на таможенного представителя. ООО «Т», исходя из наличия минимальных сроков оформления грузов, внесло в товаротранспортные документы соответствующую оговорку. А именно, ООО «Т» проставило штамп с текстом: «В связи с минимальными сроками оформления, товар направляется к перевозке без проверки».
Таким образом, в обязанность перевозчика не входит проверка фактического количества груза, а также его соответствия сведениям, заявленным отправителем в накладной, в пунктах пропуска контейнеров через границу РФ при приеме контейнеров с территории КНР. ООО «Т» проявило достаточную степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для предотвращения нарушений требований таможенного законодательства, проставив в товаротранспортных документах вышеуказанную оговорку.
Кроме того, таможенным органом не доказан тот факт, что перевозчик либо его представитель знал о недостоверности сведений в представляемых им в таможню документах, либо скрывал достоверные сведения. Следовательно, таможенным органом не доказана вина ООО «Т» в совершении вмененного ему правонарушения.
В связи с изложенным, представитель считает, что в действиях ООО «Т» отсутствует состав административного правонарушения и просил производство по делу прекратить.
Выслушав представителя ООО «Т» и изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему:
В судебном заседании было установлено, что ДД.ММ.ГГ. на таможенную территорию Таможенного союза, в порт Восточный РФ из Китая на борту т/х «SARAH SCHULTE - 1512» по коносаменту № от ДД.ММ.ГГ., инвойсу и упаковочному листу № от ДД.ММ.ГГ. был ввезён контейнер TGHU7942898. Согласно коносаменту и инвойсу в контейнере должен находиться товар: гибкая подводка 2620 грузовых места, весом брутто – 21693,62 кг. Получателем товара, согласно коносамента является ООО «Лион» для ООО «Ясень».
ДД.ММ.ГГ. работником ООО «Т», действующей на основании договора с ОАО «Российские Железные Дороги», от имени декларанта была подана транзитная декларация на товары. Указанная декларация была принята и зарегистрирована таможенным органом в установленном порядке.
ДД.ММ.ГГ. в ходе таможенного досмотра было установлено, что вес брутто товара составляет 25 330 кг., что на 3 636,38 кг. превышает вес брутто товара, указанного в ТД (25 330 кг. – 21 693,62 кг.).
Согласно ст. 150 Таможенного кодекса Таможенного союза все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии со ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении: товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с настоящим Кодексом; таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза; деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур; лиц, пересекающих таможенную границу (ст. 95 Таможенного кодекса таможенного союза).
По мнению суда, административный орган обосновано пришел к выводу о наличии в действиях ООО «Т» признаков административного правонарушения, выразившегося в заявлении декларантом при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, если такие сведения могли послужить основание для несоблюдения установленных международными договорами государств – членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, ограничений.
Суд не принимает довод представителя о том, что в действиях ООО «Т» отсутствует вина в связи с тем, что Общество до подачи декларации, предвидя наступление каких либо противоправных последствий поставило на транспортной железнодорожной накладной штамп с текстом: «В связи с минимальными сроками оформления, товар направляется к перевозке без проверки», так как материалы дела не содержат документ с аналогичной отметкой и не имеется подтверждения того, что документы предоставлялись в таможенный орган в предоставленном представителем виде.
Таким образом, судом установлено, что ООО «Т» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 16.1 КоАП Российской Федерации - сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Санкция данной нормы права предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Характеризуя субъективную сторону совершённых административных правонарушений, необходимо учитывать:
Вступая в таможенные правоотношения, ООО «Т» должен не только знать о существовании обязанностей и прав, предусмотренных таможенным законодательством, но и обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований законодательства Таможенного союза и Российской Федерации.
ООО «Т» как декларант могло реализовать свое право, осмотреть товары, и установить фактическое наименование и количество товаров, и как следствие, изменить и дополнить сведения, заявленные в таможенной декларации.
Изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации.
Кроме того, объективных обстоятельств, препятствующих проверке представителем ООО «Т» наличия в контейнере товара, которого вес брутто товара составляет 25 330 кг., что на 3 636,38 кг. превышает вес брутто товара, указанного в ТД (25 330 кг. – 21 693,62 кг.), а также указания их в грузовых и перевозочных документах, суду не предоставлено. ООО «Т» не воспользовалось представленным правом проверки груза, принимаемого к перевозке, общество имело возможность выполнить требования таможенного законодательства надлежащим образом.
Однако, ООО «Т предоставленными ему административным законодательством правами не воспользовалось, в результате чего допустило совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 16.1 КоАП Российской Федерации. Действия ООО «Т» квалифицированы верно.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО «Т» подтверждается собранными по делу доказательствами.
При рассмотрении дела суд учитывает наличие отягчающих обстоятельств – ООО «Т» неоднократно в течение года привлекалось к административной ответственности по ст. 16.1 КоАП Российской Федерации. Так же, суд учитывает отсутствие обстоятельств смягчающих административную ответственность.
С учетом обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, суд полагает возможным применить меру административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей без конфискации предметов административного правонарушения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9 ч. 1 п. 1, 29.10 КоАП Российской Федерации, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ООО «Т» (зарегистрировано по адресу: <.........>), ОГРН № ИНН №, КПП № виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч. 3 КоАП Российской Федерации и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, без конфискации предметов административного правонарушения.
Административный штраф должен быть оплачен в течении 60 дней с момента вступления в силу постановления по делу по следующим реквизитам:
Межрегиональное операционное УФК по г. Москве (ФТС России), ИНН <***>, КПП 773001001, банк получателя - ОПЕРУ-1 Банка России г. Москва 701, БИК 044501002, ОКТМО 45328000, счет 40101810800000002901;
КБК 153 1 16 04000 01 6000 140 «Штрафы»,
КБК 153 1 13 02991 01 6000 130 «Прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств федерального бюджета и компенсации затрат федерального бюджета» («Издержки»), код Находкинской таможни 10714000.
Необходимо правильно заполнять поля:
(16) Межрегиональное операционное УФК (ФТС России) - получатель;
(61) <***> ИНН Федеральной таможенной службы России;
(101) двузначный показатель статуса плательщика;
показатель кода бюджетной классификации (КБК);
ОКТМО 45328000;
(107) восьмизначный код таможенного органа в соответствии с классификацией таможенных органов в Российской Федерации, осуществляющего администрирование платежа (код Находкинской таможни 10714000).
В назначении платежа обязательно указывать: код Находкинской таможни -10714000; код платежа - 77.
Уникальный идентификатор начисления для оплаты штрафа 15310107140000994157.
Товар, являющийся предметом административного правонарушения, изъятый должностным лицом Находкинской таможни по протоколу изъятия от 08 декабря 2015 года и передан на ответственное хранение ООО «Атлантик ДВ» (с. Голубовка, район Находкинского радиоцентра, территория коммерческих складов ОАО «ПМП», юридический адрес <...>), подлежит возврату законному владельцу в соответствии с таможенным законодательством после вступления постановления в законную силу.
Издержек по данному делу нет.
Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления, через Находкинский городской суд.
Судья Н.Л. Жила