ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 июля 2013 года г. Оренбург
Судья Ленинского районного суда ... ФИО1 ,
при секретаре Свиненковой Е.Н. , с участием:
- представителей юридического лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении ФИО2, ФИО3,
- представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ... ФИО4 , ФИО5,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью ...», юридический адрес: ...,
УСТАНОВИЛ:
... в целях соблюдения Закона РФ «О недрах», выполнения условий лицензированных соглашений на пользование недрами, а также требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды в части обращения с отходами комиссией Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области проведена плановая выездная проверка ООО «...», расположенном по адресу: ....
В ходе проверки выявлены нарушения: лицензионного соглашения к лицензии ... ФЗ РФ «О Недрах», СНИП ....-84 и СанПиН 2....-02, а именно:
1. в нарушении требований ст.1, ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года, п. 3.11 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001, ст.ст.4,6 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.02.2010 № 49 «Об утверждении правил инвентаризации объектов размещения отходов» ООО «...», не имеет (не эксплуатирует) объектов размещения отходов.
Проверка показала, что отход - сброженный осадок сточных вод ГСА – образовывался и размещался ООО «...» на эксплуатируемых иловых площадках в течение всего 2012 года, то есть более 6 месяцев, тогда как вывоз (изъятие) с иловых площадок данного отхода в указанный период времени не производилось. При таких обстоятельствах иловые поля (карты) Оренбург Водоканал» являются объектом размещения отходов.
В 2012 году ООО «...» осуществлялась деятельность по размещению отхода - сброженного осадка сточных вод ГСА - на иловых площадках, не включенных в инвентаризацию в качестве объекта размещения отходов.
2. в нарушении ч.6 ст. 12 ФЗN «Об отходах производства и потребления» от ... в 2012 году ООО «...» осуществлялась деятельность по размещению отхода (сброженного осадка сточных вод ГСА) на иловых площадках, не поставленных на государственный учет (не внесенных уполномоченным органом в государственный реестр объектов размещения отходов) в качестве объекта размещения отходов;
3. в нарушении ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от ..., п. 4.5 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области, утвержденного приказом от ... N ООО «...» не составлен и не согласован в установленном порядке паспорт на образующийся и размещаемый предприятием на собственных объектах отход – сброженный осадок сточных вод ГСА (IV класса опасности);
В судебном заседании представители ООО «...» представили письменные возражения на протокол об административном правонарушении, вину в совершении правонарушения не признали, пояснили, что размещаемый на иловых площадках сброженый осадок не является отходом, соответственно иловые площадки являются технологическим сооружением, но не объектом размещения отходов, в таком качестве иловые площадки не инвентаризировались. Сброженный осадок образуется на предприятии постоянно с момента начала деятельности предприятия. Поскольку осадок не является отходом, то он как отход не паспортизировался. Отработавшие ртутные лампы хранятся на предприятии в специально выделенном для этого специализированном помещении, в закрывающемся контейнере, откуда они вывозятся по договору специализированной организацией.
Представители Росприроднадзора считали доказанным вину ООО «...» во вменяемом правонарушении.
Изучив представленные материалы, выслушав пояснения представителей Росприроднадзора, представителей ООО «...», нахожу доказанной виновность юридического лица во вменяемом правонарушении, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В обоснование виновности Общества во вменяемом правонарушении административным органом представлены следующие доказательства:
- протокол об административном правонарушении N от ...;
- акт проверки № ... от ... в котором указаны выявленные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
- протокол осмотра территории № ... от ..., согласно которому на территории ООО «...» имеется металлическое складское помещение, в котором, находятся контейнеры для ртутных ламп. В помещении обнаружены 3 контейнера с выведенными из эксплуатации и подлежащими утилизации осветительными устройствами и электрическими лампами с ртутным заполнением;
-протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ... согласно которому были осмотрены: промплощадка N по адресу ..., промплощадка N, иловые поля расположенные в ... ... отобраны пробы: сырого осадка 1 очереди выступающий на метантенки из насосной станции сырого остатка – для биотестирования и определения класса опасности, сброженного осадка, выступающий осадок;
- сведения о балансе производственных процессов и об объеме сброженного осадка;
- заключение на ПНООЛР от ... N-N согласно которому утвержден проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО «...» до ... и утверждается лимит на размещение отходов следующих объемах: на валке ... – ... отходов в год, на собственном объекте размещения отходов 131400 т/год, предусмотренных в проекте по форме таблицы 1.18.;
- утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от ..., согласно которому утверждены годовые нормативы образования отходов производства и потребления 44-х наименований отходов в количестве N в год, утверждены лимиты на размещение отходов производства и потребления 44-х наименований отходов в количестве N тонн на срок до ...;
- Технический отчет о неизменности производственных процессов, используемого сырья и об обращении с отходами от ...;
- Технический регламент очистных сооружений канализации г. Оренбурга;
- Журнал учета сброженного осадка за 2012 год;
- протоколы результатов биотестирования от ... проб, отобранных с иловых площадок.
Проверка, проведенная Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области, в ходе которой в деятельности ООО «... выявлены нарушения законодательства в области окружающей среды и природопользования, произведена в соответствии с действующим законодательством, нарушений при ее проведении суд не усматривает.
Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от ... №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от ... №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ст. 11 Федерального закона от ... №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ... №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее – отходы) – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии с п. 3.11 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001, введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28.11.2001 года №607-ст, под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Согласно примечанию, к отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов РФ от ... N, образующиеся при механической и биологической очистке сточных вод осадки являются отходом (ко... 00 00 0).
Нормами ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлен запрет на размещение отходов на объектах, не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно Уставу ООО «...» (далее – Общество) данное Общество осуществляет деятельность по производственной эксплуатации водопроводно-канализационного комплекса муниципального образования, предоставлению услуг водоснабжения и водоотведения потребителям, водоснабжению и водоотведению хозяйственно-бытовых стоков.
Для осуществления указанной деятельности Общество владеет на праве аренды иловыми площадками.
Общество осуществляет деятельность по обращению с отходами I-IV класса опасности на основании лицензии от ... № ОП-49-001851(56) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Материалами дела установлено и не оспаривается представителями Общества, что в результате применяемого на предприятии технологического процесса механической и биологической очистки сточных вод образуется сброженный осадок, который с момента начала хозяйственной деятельности Общества непрерывно перекачивается на иловые площадки, принадлежащие Обществу.
Пояснениями представителей Общества подтверждено, что специальные сооружения для хранения и складирования осадка у Общества отсутствуют, с начала деятельности Общества, в том числе и в 2012 году осадок с иловых полей не убирался.
В соответствии с письмом ООО «... от ... N в течение 2011-2013 годов утилизация сброженного обезвоженного осадка сточных вод, размещение его на ... ... не производилась.
Таким образом, по делу установлено, что в целях осуществления уставной деятельности Общество осуществляет действия по обращению с производственным отходом – сброженным осадком сточных вод путем его перекачки, размещения и последующего хранения на иловых площадках Общества.
Факт осуществления указанной деятельности и ее объемы в 2012 году подтверждаются представленными Обществом в ходе проводимой органами Росприродназора проверки сведениями.
При этом, иловые площадки являются объектом размещения производственных отходов, подлежащими включению в государственный реестр размещения отходов.
Проведенной проверкой установлено и не оспаривается представителя Общества, что иловые площадки не включены в государственный реестр размещения отходов.
При таких обстоятельствах деятельность Общества в 2012 году по размещению отхода – сброженного осадка сточных вод на объектах его размещения – иловых площадках осуществляется в нарушение перечисленных выше норм законодательства.
Доводы представителей Общества о том, что образующийся в результате технологического процесса и поступающий на иловые площадки сброженный осадок не является отходом и соответственно иловые площадки не являются объектами размещения отходов, основаны на ошибочном толковании норм законодательства.
Также являются необоснованными доводы представителей Общества о том, что размещение сброженного осадка на иловых площадках является его накоплением по смыслу определения, данного в ст. 1 Федерального закона от ... №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", поскольку по делу установлено, в том числе и из пояснений представителей Общества, что деятельность по размещению осадка на иловых площадках осуществляется непрерывно с момента начала деятельности Общества, в том числе и в 2012 году, в то время как под накоплением отхода в соответствии с названным законом подразумевается временное (не более 6 месяцев) складирование отхода.
В ст. 11 Федерального закона от ... №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
В соответствии с п. 4 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ... "Об утверждении правил инвентаризации объектов размещения отходов", инвентаризация объектов размещения отходов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет.
Согласно п.п. 6, 7 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ... "Об утверждении правил инвентаризации объектов размещения отходов" По завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, которая впоследствии является основанием включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.
Из системного толкования перечисленных норм, а также норм ч. 6 ст. 12 Федерального закона от ... №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", устанавливающих запрет на размещение отходов на объектах, не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, следует вывод о том, что юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю запрещается эксплуатация объектов размещения отходов до проведения их инвентаризации в установленном порядке. Срок же, установленный п. 4 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ... "Об утверждении правил инвентаризации объектов размещения отходов", определяет минимальный период повторной инвентаризации объектов размещения отходов.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается представителями Общества, что иловые площадки, на которых производится размещение сброженного осадка, не инвентаризировались как объекты размещения отходов.
При таких обстоятельствах деятельность Общества в 2012 году по размещению отхода – сброженного осадка на объектах его размещения – иловых площадках осуществлялась в нарушение названных выше норм законодательства.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ... №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I-IV классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы образцов паспортов определяет Правительство РФ.
Порядок проведения паспортизации определен Постановлением Правительства РФ от ... N.
Из акта проведенной Росприродназором проверки, а также из протокола результатов биотестирования N-Б от ... пробы сброженного осадка, взятой с иловой площадки Общества, видно, что в результате деятельности Общества образуется отход – сброженный осадок, относящийся к IV классу опасности.
В нарушение перечисленных норм законодательства у Общества отсутствует паспорт на указанный отход.
Совокупность нарушений Обществом требований законодательства при осуществлении деятельности по обращению с отходами свидетельствует о наличии в деянии Общества состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Наряду с указанными нарушениями в протоколе об административном правонарушении Обществу вменяется нарушение ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", СанПиН 2.1.7.1322-03, п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3.09.2010 года №681, выражающиеся в том, что Обществом часть ртутьсодержащих ламп накапливаются в контейнерах без использования специальной тары, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании.
Как видно из протокола №N от ..., отработавшие неповрежденные ртутьсодержащие лампы хранятся Обществом в специально отведенном для этого помещении в отдельном закрывающемся контейнере, что в полной мере соответствует разделу IV Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3.09.2010 года №681 (далее – Правила).
Факт хранения указанных ламп без упаковки не являются нарушением установленного порядка их хранения, поскольку обязательного требования хранения ламп в упаковке Правила не содержат, пункт 15 Правил носит рекомендательный характер.
Доказательств того, что применяемый Обществом порядок хранения отработавших ламп привел к их повреждению либо другим неблагоприятным последствиям, не представлено.
При таких обстоятельствах указанные нарушения вменены Обществу необоснованно, в связи с чем они подлежит исключению из объема вменяемого правонарушения.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность Общества, не имеется.
На основании вышеизложенного, учитывая характер допущенного правонарушения, возможные неблагоприятные последствия в случае приостановления деятельности виновного лица, проанализировав все виды наказания, предусмотренные ст. 8.2 КоАП РФ, суд считает необходимым применить к ООО ... наказание в виде административного штрафа.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 8.2, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «...», юридический адрес: ... виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей, которые следует перечислить по следующим реквизитам:
Получатель: Управление Федерального казначейства по Оренбургской области ГРКЦ ГУ Банка России по Оренбургской области, БИК 045354001, л/сч <***>, р/с <***>, ИНН <***>, КПП 561001001, Управление Росприроднадзора по Оренбургской области, ОКАТО 53237820000 ...), КБК 04811625050016000140 «Административные штрафы за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения копии в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга.
Судья: подпись ФИО1
Копия верна
Судья
Секретарь