Дело № 5-249/2022
УИД 43MS0021-01-2022-001207-86
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
30 мая 2022 года г.Котельнич
Судья Котельничского районного суда Кировской области Злобин А.А.,
при секретаре Козловой М.Н.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, заместителя главы администрации, начальника финансового управления администрации <адрес>К.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении главы администрации Макарьевского сельского поселения <адрес> ФИО1, <дд.мм.гггг> г.р., уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л :
Согласно протоколу об административном правонарушении от 14.04.2022 по результатам плановой выездной проверки, проведенной в отношении администрации Макарьевского сельского поселения Котельничского района Кировской области, установлены допущенные главой администрации Макарьевского сельского поселения ФИО1 нарушения п. 4 Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования Котельничский муниципальный район бюджетам муниципальных образований Котельничского района на содержание муниципальной пожарной охраны, утвержденного постановлением администрации Котельничского района Кировской области от 08.11.2017 №533, п/п.2.3.3 п.2.3 ч.2 Соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования Котельничский муниципальный район Кировской области бюджетам муниципальных образований Котельничского района Кировской области на содержание муниципальной пожарной охраны от 11.01.2021, заключенного между администрацией Котельничского района Кировской области и администрацией Макарьевского сельского поселения Котельничского района Кировской области, выразившиеся в несоответствии абз.2 п.2.2, пп.пп.2.2.2.1, 2.2.3.2 п.2.2 Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников муниципальной пожарной охраны администрации Макарьевского сельского поселения Котельничского района Кировской области, утвержденного постановлением администрации Макарьевского сельского поселения Котельничского района Кировской области от 30.03.2016 №20 (с изм. в ред. от 30.10.2020 №69, от 21.10.2021 №57), в соответствие с которым в 2021 году производилось начисление и выплата заработной платы работников муниципальной пожарной охраны, Примерному положению об оплате труда и материальном стимулировании работников муниципальной пожарной охраны администрации сельского поселения Котельничского района Кировской области, утвержденного постановлением администрации Котельничского района Кировской области от 08.11.2017 №533, в части перечня выплат стимулирующего характера, их размеров и условий получения. Правонарушение выявлено в ходе поверки 28.02.2022 по месту совершения: <адрес>.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 не согласилась с привлечением её к административной ответственности, просила освободить ее от административной ответственности в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения. Указала, что расхождение в тексте Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников муниципальной пожарной охраны Макарьевского сельского поселения с текстом «Примерного положения об оплате труда и материальном стимулировании работников муниципальной пожарной охраны», утвержденного постановлением администрации Котельничского района, возникло из за того, что п.2.3.3 Соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов на содержание муниципальной охраны был истолкован так, что при утверждении своего Положения Примерное положение должно было браться только за основу. При проверке финансовое управление Котельничского района указало на необходимость точного соответствия Положения сельского поселения Положению администрации Котельничского района. На момент составления протокола об административном правонарушении указанное нарушение было устранено путем издания указанного Положения в новой редакции постановлением администрации Макарьевского сельского поселения от 14.03.2022 №13, которое полностью соответствует Примерному положению об оплате труда, утвержденному постановлением администрации Котельничского района Кировской области от 08.11.2017 №533. Кроме того, после составления протокола администрацией Котельничского района было составлено дополнительное Соглашение №1 от 21.01.2022, где п.2.3.3 изложен в новой редакции, в котором слова «на основании» заменены на «в соответствии», что свидетельствует о том, что данные словосочетания имеют разные значения и в действиях администрации Макарьевского сельского поселения не усматривается правонарушение. Расхождение в тексте Положений не повлекло финансовых обязательств, нецелевого использования представленных бюджету сельского поселения иных межбюджетных трансфертов, не нанесло никакого урона, что свидетельствует об отсутствии последствий нарушения. В начале года на предоставление межбюджетных трансфертов в финансовое управление района они направляют сметы, в которых отображаются, в том числе затраты на зарплату со всеми надбавками, все сметы проверяются, в случае изменения надбавок сметы корректируются, иначе возможность использования трансфертных средств невозможно, их Положение об оплате труда было неоднократно представлено в финансовый орган района для сверки выплат, в том числе, стимулирующего характера, ни на какие нарушения им не указывалось. Необходимость выплат стимулирующего характера в установленных их Положением размерах вызвана соответствием оплаты труда работников пожарной охраны размеру МРОТ, размер заработной платы вместе с надбавками для работников не превышает годового Фонда оплаты труда.
Заместитель главы администрации, начальник финансового управления администрации Котельничского района Кировской области К., составившая протокол об административном правонарушении, настаивала на привлечение ФИО1 к административной ответственности, указав, что глава администрации сельского поселения, являясь главным распределителем бюджетных средств, нарушила порядок предоставления и расходования межбюджетного трансферта в том, что приняла Положение об оплате труда, не соответствующее примерному Положению, разработанному администрацией района. Указала, что Примерное Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников муниципальной пожарной охраны было разработано с целью упорядочения вопросов оплаты труда, объем межбюджетного трансферта, предоставляемого сельским поселениям, рассчитывается исходя из этого положения об оплате труда с целью недопущения образования кредиторской задолженности по расходам на эти нужды. Кредиторской задолженности у администрации Макарьевского сельского поселения нет. В Примерном Положении администрации района устанавливается выплата работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и опасными веществами, иными особыми условиями труда, размер которой установлен до 50 % оклада, тогда как в Положении об оплате труда Макарьевского поселения предусмотрена выплата за интенсивность и высокие показатели работы в твердом размере 50 % оклада, что исключает возможность маневрировать, назначать эту надбавку менее 50 %, название этой выплаты не совпадает с названием в Примерном Положении. Кроме того, в Макарьевском поселении в Положении установлена градация выплат за стаж, отличающаяся от Примерного Положения, так в Примерном положении при стаже от 1 до 5 лет предусмотрена надбавка 10 %, а в сельском поселении 10 % предусмотрено для работников со стажем от 1 до 3 лет, с 3 до 5 лет – 15 % оклада. Считает, что два работника пожарной охраны Макарьевского сельского поселения, работающие более 3 лет, получают надбавку, влекущую дополнительное расходование денежных средств. Полагает, что администрация сельского поселения должна была принять именно такое Положение об оплате труда, которое бы полностью соответствовало по тексту Примерному Положению.
Заслушав мнения и доводы участников судебного заседания, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
По правилам ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч.ч.1, 3, 4 ст.1.5 КоАП РФ).
Согласно положениям ст.2.4 КоАП РФ, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Административная ответственность по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ предусмотрена за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ст.15.14 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Согласно ст.142 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в том числе в форме иных межбюджетных трансфертов.
Статьей 142.4 БК РФ установлено, что в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации, бюджетам городских, сельских поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, в том числе межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.
В силу ст.52 «Положения о бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в муниципальном образовании Котельничский муниципальный район Кировской области», утвержденного решением Котельничской районной Думы Кировской области от 20.12.2013 №201 (в ред. от 25.11.2020) в случаях и в порядке, предусмотренных решением районной Думы о районном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами администрации Котельничского района Кировской области, из районного бюджета бюджетам сельских поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты, в том числе межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.
В судебном заседании установлено следующее.
На основании постановления избирательной комиссии муниципального образования Макарьевское сельское поселение от 11.09.2017 №52 ФИО1 с 20.09.2017 вступила в должность главы муниципального образования Макарьевское сельское поселение Котельничского района Кировской области.
С 01.04.2016 в Макарьевском сельском поселении создана муниципальная пожарная охрана, состоящая согласно штатному расписанию из должности начальника, 3 должностей водителей и 0,5 ставки пожарного бойца (л.д. 88-89), что сторонами не оспаривается.
Постановлением администрации Макарьевского сельского поселения от 18.12.2019 № 120 утверждено Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников муниципальной пожарной охраны администрации Макарьевского сельского поселения (л.д.26-29), в которое постановлениями от 30.10.2020 №69, от 21.10.2021 №57 внесены изменения (л.д.30-32), в соответствии с данным Положением в 2021 году производилось начисление и выплата заработной платы с начислениями на неё работникам муниципальной пожарной охраны.
Постановлением администрации Котельничского района Кировской области от 08.11.2017 № 533 с изменениями от 10.10.2019, 13.10.2020, 06.10.2021, 28.04.2021 в соответствии со ст. 142.4 БК РФ утверждены: Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования Котельничский муниципальный район Кировской области бюджетам муниципальных образований Котельничского района Кировской области на содержание муниципальной пожарной охраны (приложение №1); Форма Соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования Котельничский муниципальный район Кировской области бюджетам муниципальных образований Котельничского района Кировской области на содержание муниципальной пожарной охраны (приложение №2); Примерное Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников муниципальной пожарной охраны администрации сельского поселения Котельничского района Кировской области (приложение №3) (л.д.8-24).
Согласно п.4 вышеуказанного Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования Котельничский муниципальный район иные межбюджетные трансферты предоставляются при условии заключения соглашения между администрацией Котельничского района Кировской области и администрацией сельского поселения Котельничского района Кировской области по форме согласно приложению № 2 к постановлению.
11.01.2021 между администрацией Котельничского района Кировской области и администрацией Макарьевского сельского поселения Котельничского района Кировской области заключено Соглашение о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования Котельничский муниципальный район Кировской области бюджетам муниципальных образований Котельничского района Кировской области на содержание муниципальной пожарной охраны. Предметом соглашения является предоставление Администрацией Котельничского района бюджету муниципального образования Макарьевское сельское поселение иного межбюджетного трансферта на содержание муниципальной пожарной охраны в размере 1 143 900 рублей, в том числе: на оплату труда с начислениями на неё в размере 984 800 рублей (п.1.3 Соглашения). (л.д.33-35). В течение 2021 года заключены дополнительные соглашения от 29.09.2021 и от 29.11.2021, устанавливающие размер вышеуказанного трансферта 1 165 240 рублей, в том числе, на оплату труда с начислениями – 1 006 140 рублей, в связи с увеличением должностных окладов работников пожарной охраны. (л.д.36-38).
Согласно п.2.3.2 Соглашения администрация Макарьевского сельского поселения обязуется запланировать в необходимом объеме расходы на оплату труда с начислениями на нее в объемах не менее объемов, установленных п.1.3 Соглашения.
В силу п/п.2.3.3 п.2.3 вышеуказанного Соглашения администрация Макарьевского сельского поселения Котельничского района Кировской области обязуется утвердить Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников муниципальной пожарной охраны на основании Примерного положения об оплате труда и материальном стимулировании работников муниципальной пожарной охраны, утвержденного постановлением администрации Котельничского района Кировской области от 08.11.2017 №533.
В соответствии с приказом начальника финансового управления администрации Котельничского района Кировской области от 26.01.2022 №5 (л.д.50) сотрудниками финансового управления Администрации Котельничского района в феврале 2022 года проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования Котельничский муниципальный район Кировской области бюджетам муниципальных образований Котельничского района Кировской области, связанных с содержанием муниципальной пожарной охраны, в администрации Макарьевского сельского поселения Котельничского района Кировской области, за период 2021 года.
В ходе плановой выездной проверки установлено не соответствие абз.2 п.2.2, п/п.п/п.2.2.2.1, 2.2.3.2 п.2.2 Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников муниципальной пожарной охраны администрации Макарьевского сельского поселения Котельничского района Кировской области Примерному положению об оплате труда в части наименования выплат стимулирующего характера, их размеров и условий получения, а именно:
- в перечень выплат стимулирующего характера Положения об оплате труда (абз.2 п.2.2) не включены выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, которые предусмотрены п.2.2 Примерного положения об оплаты труда, данные выплаты поименованы, как выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, размер данной надбавки Администрацией сельского поселения установлен работникам 50 % к окладу, тогда как в Примерном положении размер надбавки за тяжелые работы, связанные с вредными и опасными особыми условиями установлен до 50 % к окладу;
- условия получения и размеры ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет, установленные п/п.2.2.3.2 п.2.2 Положения об оплате труда, не соответствует условиям и размерам ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет, установленные п/п.2.2.2 п.2.2 Примерного положения об оплате труда. Так Примерное положение об оплате труда предусматривает выплаты за стаж непрерывной работы в процентном соотношении к должностному окладу при стаже: от 1 года до 5 лет – 10%, от 5 лет до 10 лет – до 15%, от 10 лет до 15 лет – до 20%, свыше 15 лет – до 30%, в то время, как в Положении об оплате труда в сельском поселении данные выплаты предусмотрены при стаже: от 1 года до 3 лет – 10%, от 3 лет до 5 лет – 15%, о 5 лет до 10 лет – 20%, от 10 лет до 15 лет – 25 %, свыше 15 лет – 30%.
14.04.2021 по результатам проверки заместителем главы администрации, начальником финансового управления администрации Котельничского района Кировской области ФИО2 в отношении главы администрации Макарьевского сельского поселения Котельничского района Кировской области ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ.
Вывод финансового органа о несоответствия п.2.2.2.1 п.2.2 Положения об оплате труда Примерному положению об оплате труда является необоснованным, поскольку указанный пункт (основные критерии выплат, должности, размер надбавки) практически идентичен по содержанию п.2.2.3.1 Примерного положения об оплате труда.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, представляет собой действие или бездействие, заключающееся в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий их предоставления (расходования).
В силу ст.142.4 БК РФ случаи и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов устанавливается муниципальными правовыми актами органа муниципального района в соответствии с требованиями Кодекса и соответствующими им законами субъекта РФ.
В рассматриваемом случае таким правовым актом является Постановление администрации Котельничского района Кировской области от 08.11.2017 №533, которым утвержден Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования Котельничский муниципальный район Кировской области бюджетам муниципальных образований Котельничского района Кировской области на содержание муниципальной пожарной охраны (приложение №1).
Указанным Порядком установлены условия предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов. Так в силу п.п.3, 4 данного Порядка иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам сельских поселений на содержание муниципальной пожарной охраны, в том числе на: оплату труда и начисления на нее, приобретение ГСМ, коммунальные услуги, дрова, связь, страховые взносы (ОСАГО), налоги, аренду помещений, обмундирование пожарных, при условии заключения Соглашения между администрацией Котельничского района Кировской области и администрацией сельского поселения Котельничского района Кировской области по форме согласно приложению №2 к постановлению от 08.11.2017 №533. Получатель осуществляет расходование средств иных межбюджетных трансфертов на цели, установленные п.3 Порядка (п.9) и ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет в финансовое управление отчет о расходовании иных межбюджетных трансфертов по форме согласно приложению №1 к форме Соглашения (п.12).
Главе администрации Макарьевского сельского поселения ФИО1 инкриминируется нарушение п.4 Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов, утвержденного постановлением от 08.11.2017 №533.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Соглашение о предоставлении иных межбюджетных трансфертов на содержание муниципальной пожарной охраны между администрацией Котельничского района Кировской области и администрацией Макарьевского сельского поселения Котельничского района Кировской области заключено 11.01.2021, оно полностью соответствует форме Соглашения, утвержденного постановлением от 08.11.2017 № 533. Сведений о нарушении каких-либо иных требований Порядка предоставления межбюджетных трансфертов в ходе проверки не выявлено.
Вопреки доводам начальника финансового управления Котельничского района, ни постановлением администрации Котельничского района Кировской области от 08.11.2017 №533, ни Соглашением от 11.01.2021 не установлено, что Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников муниципальной пожарной охраны сельского поселения должно быть полностью идентично Примерному положению об оплате труда (приложение №3 к постановлению от 08.11.2017 №533), что противоречит и названию самого Положения – «Примерное».
Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников муниципальной пожарной охраны было утверждено администрацией Макарьевского сельского поселения в силу своих полномочий, при этом при его разработке за основу взято «Примерное положения об оплате труда и материальном стимулировании работников муниципальной пожарной охраны», утвержденное постановлением администрации Котельничского района Кировской области от 08.11.2017 №533, как того требует п.2.3.3 Соглашения от 11.01.2021.
Положение об оплате труда, разработанное и утвержденное администрацией Макарьевского сельского поселения, по существенным условиям, влияющим на размер предоставляемого межбюджетного трансферта, не противоречит Примерному положению об оплате труда, рекомендованному администрацией Котельничского района. Условия, касающиеся размеров окладов для работников пожарной охраны, а также годового фонда оплаты труда данных работников, состоящего из окладов, выплат стимулирующего и компенсационного характера, соответствуют Примерному положению.
Доводы лица, составившего протокол об административном правонарушении, о том, что выплаты двум работникам пожарной охраны надбавки за стаж при работе менее 5 лет в размере 15 % оклада вместо 10 % могут влечь дополнительные расходы, ничем не обоснованы и опровергаются представленными материалами дела, в частности приобщенными главой администрации сельского поселения карточками-справками начисленной в 2021 году заработной платы таковым работникам (Г. и Г.А.Д.) (л.д. 90-97). Так размеры окладов данных работников полностью соответствуют рекомендуемым размерам, указанным в Примерном положении об оплате труда, годовой фонд оплаты труда для работника пожарной охраны согласно Положению, утвержденному главой администрации Макарьевского сельского поселения, формируется из 12 окладов, выплат компенсационного характера в размере 4 окладов и выплат стимулирующего характера в размере до 21 окладов (всего 37 окладов), что соответствует рекомендованному Примерным положением годовому фонду оплаты труда (38 окладов), таким образом, установление иных критериев стимулирующей выплаты за стаж данным работникам не влечет необходимости каких-либо дополнительных затрат. Из карточек начисленной заработной платы работникам ФИО3 и ФИО4 следует, что годовой фонд оплаты труда для них в 2021 году соответствует 33 окладам, а их месячный фонд оплаты труда практически соответствует величине Минимального размера оплаты труда. Представленный администрацией сельского поселения отчет расходования межбюджетного трансферта на содержание муниципальной пожарной охраны за 2021 год не свидетельствует о превышении суммы трансфертных средств, предоставленной сельскому поселению по Соглашению (л.д. 98).
Суд приходит к убеждению, что несоответствие отдельных пунктов Положения об оплате труда Примерному положению об оплате труда в данном случае не является нарушением Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов, утвержденного постановлением администрации Котельничского района Кировской области от 08.11.2017 №533 и Соглашения от 11.01.2021, т.е. порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях главы администрации Макарьевского сельского поселения состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, и необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, ст.ст.29.9, 29.10, 30.1 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении главы администрации Макарьевского сельского поселения Котельничского района Кировской области ФИО1 прекратить в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, путем подачи жалобы через Котельничский районный суд.
Судья А.А. Злобин
Постановление31.05.2022