Дело № 5-24/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
О назначении административного наказания
п. Переяславка 15 марта 2017 года
Судья суда района имени Лазо Хабаровского края Рудой И.Г.
с участием лица составившего протокол об административном правонарушении аудитора контрольно – счётной палаты Хабаровского края Андрейчикова В.Н., представителя Контрольно – счётной палаты Хабаровского края Медведевой Т.А., действующей на основании доверенности, представителя лица привлекаемого к административной ответственности Аверьянова А.А., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении Главы администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края Сорокина Владимира Владимировича, гр. РФ, проживающего по адресу р.п. Переяславка ул. Комсомольская, дом 10,
УСТАНОВИЛ:
Сорокин В.В., являясь Главой администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, допустил нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении бюджетных средств в целях не соответствующих целям, определённым соглашениями о предоставлении субсидий предусмотренных в краевом бюджете на софинансирование строительства, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности от 09 декабря 2014 года № 14/14-Лазо-КБ, от 09 декабря 2014года № 15/14- Лазо- КБ, от 02 апреля 2015 года № 4/15 Лазо – КБ, муниципальными контрактами от 24декабря 2012 года №№, от 24декабря 2012 года №№ от 26 августа 2013 года №№, от 26августа 2013 года №№ выполнение работ и выполнения дополнительных работ по строительству объектов
« Котельная № 1 ( Центральная) пос. Хор» и « Котельная № 2 ( Менделеева) п.Хор».
В соответствии с актами о приёмке выполненных работ ( форма № КС-2) приняты выполненные ООО « КЭР» работы по капитальному строительству объектов: Котельной № 1 (Центральная) пос. Хор муниципального района имени Лазо; Котельной №2 ( Менделеева) пос. Хор муниципального района имени Лазо ( далее объектов № 1 и № 2) на сумму 334931854 рубля 86 копеек, из которых фактически невыполненными оказались работы на сумму 540891 рублей 62 копейки.
Так в актах о приёмке выполненных работ отдельной строкой включены затраты на снегоборьбу в размере 0.4 % на общую сумму 540891 рубль 62 копейки. При этом в актах о приёмке выполненных работ, отражены работы по снегоборьбе, производимые в период с 01 апреля по 31 октября 2013 года, с 01 по 31 марта 2014 года, с 01 по 30 апреля 2014 года, в отсутствие у администрации документов подтверждающих необходимость выполнения подрядной организацией (ООО «КЭР») работ по снегоборьбе, подтверждённой справками гидрометеорологической службы и отсутствии в общем журнале работ, в котором вёлся учёт выполнения работ при строительстве котельной №1, записей о выполнении работ по снегоборьбе.
20 января 2015года, 02 февраля 2015 года, 17 марта 2015 года, 10 апреля 2015 года, 13 апреля 2015 года, 24 июля 2015 года, 27 июля 2015 года, 30 июля 2015 года, 4 августа 2015 года при оплате муниципальных контрактов от 24 декабря 2012 года № №, № №, от 26 августа 2013 года № №, № № за выполненные работы по строительству объектов: котельной № 1 (Центральная) пос. Хор муниципального района имени Лазо; котельной №2 ( Менделеева) пос. Хор муниципального района имени Лазо в нарушение требований статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ, за выполнение работ по снегоборьбе, выплачено за счёт субсидий предоставленных из краевого бюджета на софинансирование капитального строительства указанных объектов 540891 рубль 62 копейки.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, извещённое надлежащим образом о времени и месте его проведения, к месту проведения судебного заседания не явилось, заявлений, ходатайств об отложении не представляло. На основании ст. 29.7 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия Сорокина В.В.
Представитель Сорокина В.В., возражая против доводов указанных в протоколе об административном правонарушении указал, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением ч.2 ст. 28.2. Кодекса об административных правонарушениях РФ, в протоколе об административном правонарушении не указаны сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения административного правонарушения. В протоколе об административном правонарушении указано, что Сорокиным В.В. допущено нецелевое использование бюджетных средств выразившееся, в направлении бюджетных средств в целях, не соответствующих целям, определенными соглашениями и муниципальными контрактами. Согласно указанным Соглашениям Министерство ЖКХ софинансирует объекты капитального строительства газовые котельные, а администрация муниципального района имени Лазо предусматривает в бюджете муниципального образования денежные средства на строительство, обеспечивает заключение муниципальных контрактов на выполнение работ по строительству газовых котельных. 24 декабря 2012 года Администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края, руководствуясь Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд», заключила контракты с Обществом с ограниченной ответственностью «Комплексные энергетические решения», по выполнению работ по строительству газовых котельных. Таким образом, денежные средства выделенные, на софинансирование газовых котельных израсходованы только на строительство котельных в рамках заключенных контрактов. Так как все денежные средства, полученные в рамках Субсидии, были направлены на оплату выполненных работ по муниципальным контрактам, что подтверждается платежными поручениями и выписками из лицевых счетов администрации муниципального района имени Лазо нецелевого расходования быть не может. Все денежные средства, полученные в рамках Субсидии, были направлены на оплату выполненных работ по муниципальным контрактам, что подтверждается платежными поручениями и выписками из лицевых счетов администрации муниципального района имени Лазо. Так платежными поручениями: от 31 июля 2015 года № 556, № 557, от 07 апреля 2014 года № 581, № 582, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края были перечислены администрации муниципального района имени Лазо Субсидии на софинансирование объектов капитального строительства и реконструкции газовых котельных по коду бюджетной классификации 3412. В соответствии с выписками из лицевого счета получателя средств, все денежные средства, полученные в рамках Субсидии были перечислены ООО «КЭР» в рамках исполнения муниципальных контрактов по строительству газовых котельных в районе имени Лазо с соблюдением кода 3412. Любые действия, приводящие к нарушению адресности, предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Учитывая, что денежные средства, полученные из краевого бюджета на строительство газовых котельных направлены на оплату выполненных работ по муниципальным контрактам на строительство газовых котельных в районе имени Лазо и в рамках выделенных лимитов, то в действиях администрации района имени Лазо отсутствует состав административного правонарушения предусмотренный ст. 15.14. КоАП РФ. Кроме того вынесенное решение о составлении административного протокола по ст. 15.14. КоАП РФ по факту целевого использования бюджетных средств, противоречит решениям Арбитражного суда Хабаровского края дело N2 А73- 12972/2016 и N2 А73- 12973/2016 от 23.11.2016 по иску администрации муниципального района имени Лазо к 000 «КЭР»( копии решения судов предоставлены). Контрольно - счетная палата считает, что администрация муниципального района имени Лазо допустила нецелевое расходование бюджетных средств, оплатив 000 «КЭР» работы, затраченные на снегоборьбу в сумме 540891,62 рубля. Данные работы предусмотрены условиями муниципальных контрактов и в соответствии с решением вышеуказанных Арбитражных судов цена контракта является твердой и изменению не подлежит (в соответствии 94-ФЗ действовавший на момент заключения контракта и действует до момента исполнения контракта, ст. 709 ГК РФ) и администрация муниципального района имени Лазо в данном случае не вправе требовать уменьшения цены контракта. Кроме того Сорокин, не являясь специалистом в области строительства и не имея таких специалистов в администрации района заключил от имени администрации района в марте 2013 года с Краевым государственным казённым учреждением «Служба заказчика топливно – энергетического комплекса и жилищно – коммунального хозяйства Хабаровского края» договор № 672 и 668, согласно которому казённое учреждение взяло на себя контрольные функции при осуществлении строительных работ на объектах указанных в протоколе об административном правонарушении, в связи с чем все денежные перечисления подрядной организации проводились после проверки исполнения работ представителем казённого учреждения, что по мнению представителя исключает наличие у Сорокина умысла на совершение вменяемого административного правонарушения и соответственно его вины в произошедшем.
Должностное лицо, составившее протокол, и представитель Контрольно счётной палаты Хабаровского края в суде пояснили, что в действиях Сорокина усматривается состав административного правонарушения предусмотренного ст.15.14 КоАп РФ, поскольку в ходе проведения контрольно ревизионной проверки было установлено, что денежные средства согласно контракту выделяемые на снегоборьбу, были выплачены подрядной организации в отсутствие сведений указывающих на выполнение данных работ в общих журналах работ, отражающих перечень выполняемых при строительстве объектов работ, кроме того необходимость проведения данных работ, в периоды указанные в актах о приёмке выполненных работ, не подтверждается справками гидрометеорологической службы, а сами работы согласно данных актов выполнялись в весеннее и летнее время. Сами денежные средства, выделяемые на снегоборьбу в рамках контракта, подлежит выплате подрядной организации только в связи с выполнением данных работ, выполнение работ в порядке предусмотренном законодательством документально не подтверждено, как не подтверждена и необходимость проведения данных работ, выплата денежных средств полученных на основании соглашения о софинансирование объектов строительства из бюджета Хабаровского края, по их мнению, является нецелевым расходованием данных средств.
Выслушав представителя лица привлекаемого к административной ответственности, представителей Контрольно-счетной палаты Хабаровского края, изучив материалы дела, считаю, Главу администрации муниципального района имени Лазо Сорокина В.В. виновным в совершении указанного выше деяния.
Вина Сорокина В.В. и обстоятельства произошедшего, подтверждается:
- пояснениями представителя лица привлекаемого к административной ответственности, который не отрицал обстоятельства указанные в протоколе об административном правонарушении, об отсутствии оснований для проведения выплат по снегоборьбе, ссылаясь на то, что осуществлённые платежи были произведены в рамках муниципального контракта заключённого с подрядчиком, на цели данным контрактом предусмотренные, после осуществления контрольных мероприятий казённым учреждением;
- протоколом об административном правонарушении;
Копиями следующих документов:
- соглашения от 09декабря 2014 года № 14/14-Лазо-КБ о предоставлении субсидий, предусмотренных на 2014 год в краевом бюджете на софинансирование строительства, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности;
- соглашения от 09декабря 2014 года № 15/14-Лазо-КБ о предоставлении субсидий, предусмотренных на 2014 год в краевом бюджете на софинансирование строительства. реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности;
- соглашения от 02апреля 2015 года № 4/15-Лазо-КБ (дополнительное соглашение от 30 июля 2015 года № 1) о предоставлении субсидий, предусмотренных в краевом бюджете на 2015год на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по капитальному строительству, реконструкции коммунальных объектов, находящихся в муниципальной собственности;
- муниципального контракта от 24декабря 2012 года №№ на выполнение работ по строительству объекта «Котельная № 1 (Центральная) п. Хор», стоимостью работ 152238714,60рубля;
- муниципального контракта от 24декабря 2012 года №№ на выполнение работ по строительству объекта «Котельная № 2 (Менделеева) п. Хор», стоимостью работ 178145645,30рубля;
- муниципального контракта от 26 августа 2013 года №№ на выполнение дополнительных работ по строительству объекта «7 ПК Котельная № 1 (Центральная) п. Хор», стоимостью работ 3168759,13рубля;
- муниципального контракта от 26августа 2013 года №№ на выполнение дополнительных работ по строительству объекта «8 ПК котельная № 2 (мкр. Менделеево) п. Хор», стоимостью работ 6548819,84рубля;
- актов о приёмке выполненных работ ( формы № КС -2) за период с 01 апреля по 31 октября 2013 года, с 01 по 31 марта 2014 года, с 01 по 30 апреля 2014 года ( копии в деле), в которых имеется указание на выполнение работ по снегоборьбе;
- платёжных поручений от 20 января 2015 года, 02 февраля 2015 года, 11 марта 2015 года, 17 марта 2015 года, 10 апреля 2011 года, 13 апреля 2015 года, 24 июля 2015 года, 27 июля 2015 года, 30 июля 2015 года, 04 августа 2015 года, согласно которым подрядной организации за выполнение работ по снегоборью, на основании актов о приёмке работ выплачена сумма в размере 540891 рубль 62 копейки;
- общих журналов работ ООО « КЭР» по строительству объектов
« Котельная № 1» и « Котельная № 2», в которых отсутствуют записи о проведении работ по снегоборьбе;
- ответом на запрос Председателя Контрольно – счётной палаты Хабаровского края из ФГБУ «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ( копия в деле) согласно которому в период с 01 апреля по 31 октября 2013 года, с 01 марта по 30 апреля 2014 года в районе им.Лазо Хабаровского края, по наблюдениям ближайшей метеорологической станции, с 01 по 05 апреля 2013 года осадков в виде снега не было, 16 апреля 2013 года снежный покров сошёл, в октябре 2013 года 25-26 числа снег мокрый, высота снега по рейкам 1 см; в 2014 году в марте с 1 по 7 число осадков не было, снег шёл 09 и 10 марта, суточное количество осадков составило 2.6 и 1.1 см, с 11 по 31 выпадение осадков в виде снега не было, снежный покров сошёл 26 марта 2014 года;
- копией решения арбитражного суда Хабаровского края ( в деле) из содержания которого следует, что администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края обращалась в суд с требованием о взыскании неосновательного обогащения, в том числе и денежных средств затраченных на снегоборьбу, ссылаясь на то обстоятельство, что в ходе осуществления финансового контроля со стороны соответствующих органов ООО « КЭР» необоснованно включило в расчёт стоимости результата выполненных работ затрат на снегоборьбу;
- копией приказа Заместителя Председателя Правительства края № 38 П от 20.02. 2017 года из которого следует, что к администрации муниципального района им. Лазо Хабаровского края применены меры бюджетного принуждения в виде бесспорного взыскания суммы предоставленной субсидии в объёме 540891 рубль 62 копейки, в связи с выявлением нецелевого использования межбюджетных субсидий краевого бюджета, имеющих целевое назначение.
В соответствии с примечанием 1 к п.2 раздела 1 « Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно – монтажных работ в зимнее время ГСН 81-05-02-2007» снегоборьба – работы по ликвидации снежных заносов, вызванных стихийными явлениями (метель, буран, пурга). Расчёты заказчика с подрядной организацией за работы по снегоборьбе (при подтверждении справками гидрометеорологической службы) следует производить на основании соответствующих норм и расценок Сборника № 1 «Земляные работы».
В отсутствие подтверждающих данных гидрометеорологической службы о метели, буране, пурге, в периоды указанные в актах приёмки выполненных работ, и отсутствии сведений о выполнении работ по снегоборьбе в общих журналах работ ООО « КЭР» по строительству объектов « Котельная № 1 и № 2», оплата работ по снегоборьбе подрядной организации является необоснованной и не соответствующей целям использования бюджетных средств Хабаровского края, указанным в перечисленных выше соглашениях, заключённых между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и администрацией муниципального района имени Лазо, а именно софинансирование работ по строительству объектов.
Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, является нарушением норм бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии со ст.306.4 Бюджетного Кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
При тех обстоятельствах которые были установлены в ходе рассмотрения дела об административном правонарушения, действия Главы администрации муниципального района им. Лазо Хабаровского края Сорокина В.В. суд квалифицирует как административное правонарушение предусмотренное ст.15. 14 КоАП РФ- нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью целям определённым договором (соглашением) являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Доводы представителя Сорокина В.В. о нарушении ч.2 ст. 28.2. Кодекса об административных правонарушениях РФ, в связи с неуказанием в протоколе об административном правонарушении сведений о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, места, времени совершения административного правонарушения, суд не принимает, поскольку согласно протоколу об административном правонарушении к административной ответственности привлекается публичное лицо, занимающее должность Главы администрации муниципального района им. Лазо Хабаровского края, сведения о котором являются общеизвестными, в связи с чем отсутствие в протоколе указаний о месте и времени рождения не влечёт за собой невозможности установления личности лица привлекаемого к административной ответственности, вопреки доводам представителя в протоколе имеются сведения о времени совершения административного правонарушения, которое соответствует датам осуществления платежей указанных в платёжных поручениях, на основании которых производилась оплата за работы по снегоборьбе.
Отсутствие указания на место совершения административного правонарушения не является существенным обстоятельством влекущим признание протокола об административном правонарушении недопустимым, поскольку место совершения административного правонарушения определяется местом нахождения администрации муниципального района им. Лазо. Хабаровского края, что также является общеизвестным фактом. Указание представителя на отсутствие специалистов в области строительства и заключении договора по осуществлению функций контроля проведения строительства с Краевым государственным казённым учреждением «Служба заказчика топливно – энергетического комплекса и жилищно – коммунального хозяйства Хабаровского края» не является обстоятельством указывающим на отсутствие вины Сорокина В.В. в совершении вменённого ему административного правонарушения, поскольку заключение гражданско-правового договора обязанности с него, как руководителя администрации, получившей бюджетные денежные средства и обязанной согласно условий заключённых соглашений (п. 5.2.2. Соглашения № 14/14 –Лазо- КБ) обеспечивать контроль за эффективным и целевым использованием средств, перечисляемых Главным распорядителем, несущей ответственность в случае нецелевого и неэффективного использования субсидии, несвоевременность и недостоверность представляемых отчётных сведений, а также за нарушение сроков и качества выполняемых работ (услуг) в порядке предусмотренном законодательством ( п.5.2.6 Соглашения № 14/14 – Лазо – КБ) по целевому использованию полученных денежных средств не снимает.
Доводы о том, что нецелевое использование бюджетных средств не подтверждено, так как данные работы предусмотрены условиями муниципальных контрактов и в соответствии с решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30 ноября 2016 года цена контракта является твердой и изменению не подлежит, в связи с чем администрация муниципального района имени Лазо не вправе требовать уменьшения цены контракта, также не могут быть приняты судом, поскольку из данного решения Арбитражного суда (копия в деле) следует, что в требованиях иска было отказано по тем основаниям, что администрация муниципального района приняла результаты работы без возражений по объёму и качеству.
При назначении административного наказания в соответствии с ч.2 ст.4.1 КоАП РФ судом учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 3.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Главу муниципального района имени Лазо Хабаровского края Сорокина Владимира Владимировича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Административный штраф в соответствии со ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, и подлежит перечислению на расчетный счет получателя штрафа, на следующие реквизиты: Получатель: УФК по Хабаровскому краю (Контрольно-счетная палата Хабаровского края), ИНН/КПП 2721188553/272101001, Расчетный счет 10201810000000100001, БИК 040813001, ОКТМО 08701000, КБК: 869 1 16 18020 02 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение бюджетного законодательства (в части бюджетов субъектов Российской Федерации)».
Постановление в полном объёме изготовлено 18 марта 2017 года
На постановление может быть подана жалоба в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо Хабаровского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И. Рудой