Дело № 5-24/22 (публиковать)
УИД- 18RS0002-01-2021-010973-72
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
17 февраля 2022 года г. Ижевск
Судья Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики, Арсагова С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - МУП г. Ижевска «Ижводоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес места нахождения: , ул.)
УСТАНОВИЛ:
В связи с получением информации из ГУ МЧС России по УР об утечке газообразного хлора на станции подготовки воды «Пруд-Ижевск» МУП г. Ижевска «Ижводоканал» по адресу: , Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике проведено административное расследование в отношении МУП г. Ижевска «Ижводоканал».
По результатам проведенного расследования в отношении МУП г. Ижевска «Ижводоканал» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
В судебном заседании:
- представители Управления Роспотребнадзора по УР ФИО2, ФИО3, указали что вина МУП г. Ижевска «Ижводоканал» доказана представленными доказательствами. Если нормативы приведены в мкг, то превышения норм не имеется. Марганец является тяжелым металлом имеет свойство накапливаться с организме, вызывает слабость, снижение активности, судороги. Питьевая вода оценивалась поэтапно для определения места загрязнения воды. Отслежен весь путь движения воды, вменяется превышение марганца в пробе воды из колонки по адресу; перекресток улиц и г.Ижевска. Согласились, что реагенты не должны проходить регистрацию.
- представители МУП г. Ижевска «Ижводоканал» ФИО4, ФИО5 указали, что в действиях МУП г. Ижевска «Ижводоканал» отсутствует состав административного правонарушения. В водоразборных точках марганец не контролируется, только при выходе со станции. Нормируются не валовые, в водорастворимые формы марганца. Согласно программе производственного контроля регламентируется содержание марганца только на выходе из станции. На выходе превышения нет, откуда он взялся в колонке? Не учтено, что единицы измерения разные - микрограмм и милиграмм, они различаются в 1000 раз. Инцидент по утечке хлора имел место 02.07, Ростехнадзор был проинформирован, Роспотребнадзор подлежит информированию в случае прекращения подачи воды и угрозы качеству воды. Время было позднее, водопотребление было минимальное, жалоб от населения не было, подаваемая вода соответствовала нормативам. Поддержали представленные письменные возражения, согласно которых считает, что лабораторией Центра гигиены и эпидемиологии в УР выполнены исследования воды вне аккредитации, результаты таких исследований являются недействительными, включая все результаты. Вода после смесителя, отстойников, фильтров станции подготовки воды «Пруд-Ижевск» не является питьевой, как указано в протоколе лабораторных исследований АИЛЦ № от . Следовательно, к этим пробам для оценивания их качества не могут быть применены нормативы, указанные в таблице 3.13 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в виде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, воде плавательных бассейнов, аквапарков» СанПиН -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Вывод, сделанный экспертами Центра гигиены, инспектором Управления Роспотребнадзора о несоответствии воды после фильтров нормативам питьевой воды- некорректен. В уведомлении Роспотребнадзора по УР от № отсутствуют адреса с водоразборными колонками- , перекресток улиц ; из уведомления Роспотребнадзора следует, что пробы будут отбираться только на СПВ «Пруд-Ижевск». Рабочей программой производственного контроля качества воды МУП г. Ижевска «Ижводоканала», согласованной с Управлением Роспотребнадзора по УР на период с по в точках водозабора на распределительных сетях холодного водоснабжения показатель «марганец» не контролируется. Считает, что соизмерение результата измерения по валовым (общим) формам марганца с нормативом по растворимым формам- некорректно. Надзорным органом не установлено превышение норматива по марганцу в чистой воде (на выходе со станции «Пруд-Ижевск») и в водоразборной колонке по адресу Следовательно, в соседней колонке по адресу , - Металлистов марганца в повышенных концентрациях не может быть. В экспертном заключении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской республике» № от и в протоколе об административном правонарушении от ошибочно указаны и приняты к оцениванию значения в мг/дм?. Считает, что повышенное содержание бромдихлорметана, дибромхлорметана, хлороформа в питьевой воде вменяется ошибочно, фактически не выявлено. Утечка хлора более 1 ПДК на СПВ «Пруд-Ижевск» зафиксирована , а не , следовательно, никакие записи в соответствующих журналах не выполнялись, информирование надзорных органов не требовалось. Информация об утечке хлора отражена в «Журнале учета инцидентов». Там же указаны меры по устранению причин инцидента и отметки о выполнении мероприятий. В результате случившегося на СПВ «Пруд-Ижевск» инцидента ухудшения качества и безопасности питьевой воды и условий водоснабжения населения не произошло и не зафиксировано, по результатам регулярно проводимого производственного контроля качества воды питьевая вода, подаваемая в централизованную систему водоснабжения, соответствовала нормативам, что подтверждается журналами и протоколами лабораторного контроля, предоставленными в Управление Роспотребнадзора по УР по запросу в рамках административного расследования. В соответствии с п.4 ст. 43 перечень веществ и отдельных видов продукции, подлежащих государственной регистрации, устанавливается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами РФ. Согласно п.3 раздела 1 «Единого перечня продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза», утвержденного решением от г. № «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) подлежат материалы, оборудование, вещества, устройства, применяемые в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжения и при очистке сточных вод, в плавательных бассейнах (из следующих групп ТН ВЭД ЕАЭС: 25,38-40,48,84,85). Коды ТН ВЭД реагентов: - алюминия сульфат технической очищенный- 2833220000, - оксихлорид алюминия – 2827499000. Считает, что эти реагенты относятся к 28-ой группе ТН ВЭД ЕАЭС, а, следовательно, не подлежат государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза. Реагенты алюминия сульфат технический очищенный и оксихлорид алюминия не должны иметь свидетельств о государственной регистрации.
Выслушав мнение участников процесса, изучив и проанализировав материалы дела, прихожу к следующему.
В силу ст. 6.5 нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Доводы административного органа о превышении содержания бромдихлорметана, дибромхлорметана, хлороформа в чистой воде на выходе из СПВ «Пруд-Ижевск» и СПВ «Кама-Ижевск» своего подтверждения в ходе рассмотрения дела не наши. Так, из протоколов № от , № от , № от Центра аналитического контроля вод МУП г.Ижевска Ижводоканал следует, что измерения произведены в мкг/дм?, однако, из экспертного заключения № от ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» следует, что эксперт, анализируя указанные протоколы, исходил из того, что измерения произведены в мг/дм ?. В Метрической системе мер микрограмм (мкг или µg) является единицей массы, равной 1/1000 доле миллиграмма. Таким образом, превышений по показателям бромдихлорметана, дибромхлорметана, хлороформа в чистой воде на выходе из СПВ «Пруд-Ижевск» и СПВ «Кама-Ижевск», исходя из примененных в ходе измерений и зафиксированных в вышеуказанных протоколах измерений единиц измерений - не имеется.
Кроме того, административным органом указывается на отсутствие свидетельств о государственной регистрации на применяемые МУП г.Ижевска Ижводоканал при водоподготовке реагенты: «Алюминия сульфат технический» (очищенный), производства ООО «Алхим», «Оксихлорид алюминия «ОХА-18» водный раствор (коагулянт)», производства ООО «Химпродукт».
В силу ч.4 ст. 43 Федерального закона от N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" перечень веществ и отдельных видов продукции, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и порядок их государственной регистрации, осуществляемой уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
Согласно п. 3 раздела 1 Перечня продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе") подлежат государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) материалы, оборудование, вещества, устройства, применяемые в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжения и при очистке сточных вод, в плавательных бассейнах (из следующих групп ТН ВЭД ЕАЭС: 25, 38 - 40, 48, 84, 85).
Согласно Решения Совета Евразийской экономической комиссии от N 80 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии" вышеуказанные реагенты относятся к группе 28, а, значит, не подлежат государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории ЕАЭС. Следовательно, реагенты «Алюминия сульфат технический очищенный», «оксихлорид алюминия» не должны иметь свидетельств о государственной регистрации.
Доводы административного органа о том, что МУП г.Ижевска «Ижводоканал» не отразило в «Журнале аварий и брака по сооружениям СПВ «Пруд-Ижевск» информацию об утечке хлора и нарушения режима хлорирования и не информировании Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике о возникшей ситуации в установленные сроки подлежат отклонению ввиду следующего.
Из письма Главного Управления МЧС России по Удмуртской Республике б/н от (л.д.41) следует, что утечка газообразного хлора на станции подготовки воды «Пруд-Ижевск» имела место , таким образом, информация об утечке за отражена быть не могла. Кроме того, доводы МУП г.Ижевска «Ижводоканал» об отражении информации об утечке хлора в Журнале учета инцидентов за административным органом не опровергнуты.
В силу п. 78 СанПиН -21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, должен информировать (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента возникновения аварийной ситуации, технических нарушений, получения результата лабораторного исследования проб воды) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества и безопасности питьевой и горячей воды и условий водоснабжения населения.
Таким образом, информирование Управление Роспотребнадзора по УР должно было быть произведено в случае возникновения на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества и безопасности питьевой и горячей воды и условий водоснабжения населения.
В результате инцидента по утечке хлора произошла замена режима обеззараживания питьевой воды, ухудшения качества и безопасности питьевой воды и условий водоснабжения населения, а также предпосылок к этому (с учетом переключения подачи воды с СПВ «Пруд-Ижевск» на СПВ «Кама-Ижевск», наличия достаточного запаса чистой воды в резервуарах СПВ «Пруд-Ижевск» ) не имелось, в связи с чем обязанность по информированию Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике об аварийной ситуации отсутствовала.
Кроме того, непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, частью 1 статьи 19.7.5-3, частью 1 статьи 19.7.5-4, статьями 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, , , , , 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, а, следовательно, не охватывается составом, предусмотренным ст. 6.5 КоАП РФ.
Следует также отметить, что из письма Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в адресу МУП г.Ижевска «Ижводоканал» № от следует, что информирование Управление в соответствии с п.78 СанПин -21 по телефонам возможно только с 8.30 до 20.00 часов, в то время как утечка хлора имела место в 20.48 (письмо ГУ МЧС России по Удмуртской Республике от б/н – л.д. 41).
В ходе административного расследования установлено, что исследованные пробы холодной воды, отобранные после фильтров №№ СПВ «Пруд-Ижевск» из распределительной сети из водоразборной колонки на перекрестке улиц и в не соответствуют требованиям раздела III, таблицы 3.13 СанПиН -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателям содержания марганца: Концентрация марганца в пробе холодной вод после фильтров №№ СПВ «Пруд-Ижевск» составила 0,14±0,3 мг/л (гигиенический норматив не более 0,1 мг/л: обнаружено превышение ПДК в 1,4 раза), концентрация марганца в пробе воды из распределительной сети из водоразборной колонки на перекрестке улиц и составила 0,23±0,03 мг/л (гигиенический норматив не более 0,1 мг/л: обнаружено превышение ПДК в 2,0 раза).
Указанное подтверждается протоколом об административном правонарушении, протоколом лабораторных исследований № от , экспертным заключением от № ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР».
Таким образом, в указанной части действия МУП г.Ижевска «Ижводоканал» правильно квалифицированы административным органом по ст. 6.5 КоАП РФ.
Доводы представителей МУП г.Ижевска «Ижводоканал» о том, что контроль воды производится только на выходе СПВ «Пруд-Ижевск», где превышения норматива в воде по марганцу не было, в связи с чем превышение по марганцу в водоразборной колонке на перекрестке улиц и в находится вне сферы ответственности МУП г.Ижевска «Ижводоканал» судом отвергаются, в связи с тем, что сети водоснабжения находятся в зоне эксплуатационной ответственности МУП г.Ижевска «Ижводоканал», что последним не отрицается, а, следовательно, соответствие поставляемой воды нормативам должно обеспечиваться на всем пути следования воды от МУП г.Ижевска «Ижводоканал» до пользователей.
Доводы о том, что в ходе экспертизы произведено измерение показателей по валовому марганцу, а не по его водорастворимой форме, а также о нарушениях в порядке проведения исследования, проведения исследования вне аккредитации, носят предположительный характер и опровергаются письмом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР» № от (л.д. 351).
Выявленное нарушение произошло по вине МУП г. Ижевска «Ижводоканал», поскольку в соответствии с разделом 2 п.2.1 Устава МУП г. Ижевска «Ижводоканал», утвержденного распоряжением Администрации г. Ижевска № от , целями деятельности предприятия является организация бесперебойного и качественного обеспечения потребителей г. Ижевска водой из централизованных и нецентрализованных систем водоснабжения. В соответствии с п. 2.2.2 вышеуказанного раздела Устава для достижения целей, установленных в п. 2.1 Устава, предприятие вправе осуществлять следующие виды деятельности: обеспечение качества подаваемой питьевой воды в соответствии с действующими стандартами, нормами и правилами при соответствии исходной воды требованиям стандартов.
На основании ст.11, п.3 ст. 39 Федерального закона от № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых и оказываемых услуг. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц.
В силу ст. 44 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от (далее также - Закон №52-ФЗ) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя, в том числе, организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
На основании Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ № от , Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2.1 КоАП РФ).
МУП г. Ижевска «Ижводоканал» имело возможность для соблюдения санитарных правил и норм, но не предприняло всех зависящих мер по соблюдению указанных правил и норм.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2. КоАП РФ и составлен правомочным лицом.
В силу ст. 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.
Обстоятельств исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ судом не усматривается.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, является привлечение МУП г.Ижевска «Ижводоканал» к административной ответственности за совершение однородного правонарушения (постановление Управления Роспотребнадзора по УР № от ).
Оснований для применения в отношении МУП г. Ижевска «Ижводоканал» ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает, поскольку с учетом признаков объективной стороны совершенного административного правонарушений оно не может быть признано малозначительным, т.к. существенно нарушает охраняемые общественные отношения. Выявленное нарушение представляют угрозу для здоровья населения, в связи с чем оснований для применения ст.4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Санкция ст.6.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает необходимым назначить МУП г. Ижевска «Ижводоканал» административное наказание в виде административного штрафа в сумме 25 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь гл. 29 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
МУП г. Ижевска «Ижводоканал» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Получатель: УФК по Удмуртской Республике (Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике);
ИНН <***>, КПП 184101001,
Банк- ОТДЕЛЕНИЕ НБ Удмуртской Республики г. Ижевска;
ЕКС- 40102810545370000081
КС- 03100643000000011300
БИК 049401100
КБК 141 116 01061019000140, ОКТМО 9470100- г. Ижевск.
УИН 14104180008100062310
ЕИП 2001826000408184001001
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.
Разъяснить, что неуплата административного штрафа в указанный срок, может повлечь привлечение к административной ответственности по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Резолютивная часть постановления оглашена .
Судья - С.И. Арсагова