ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-25 от 03.09.2019 Пушкиногорского районного суда (Псковская область)

Дело № 5-25, 2019 год

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

поселок Пушкинские Горы 03 сентября 2019 года

Судья Пушкиногорского районного суда Псковской области Е.Е. Миллер

при секретаре И.Н. Турьяновой

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело в отношении Карелина В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, фактически проживающего по адресу: <адрес>, <адрес> правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.13 КоАП Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л :

Как следует из материалов дела, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области, в период с 28 июня по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная и выездная проверка в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на земельных участках, принадлежащих Карелину В.С.. с кадастровыми номерами (Участок ) и (Участок ), расположенных по адресу: <адрес>, городское поселение «Пушкиногорье», д. <адрес>, соответственно, допущено нарушение характера использования, ограничений и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории объекта культурного наследия федерального значения ««Достропримечательное место, связанное с жизнью и творчеством А.С. Пушкина в селе Михайловском и его окрестностях в Пушкиногорском районе Псковской области», утвержденному приказом Министерства культуры Российской Федерации от 19.02.2014 № 303 «Об утверждении характера использования, ограничений и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству территории объекта культурного наследия федерального значения «Достропримечательное место, связанное с жизнью и творчеством А.С. Пушкина в селе Михайловском и его окрестностях в Пушкиногорском районе Псковской области» (далее – Приказ № 303), заключающееся: в организации проведения на территории Участка № 1, площадью 124729 +/-247 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства, для ведения гражданами садоводства и огородничества, расположенного в д. <адрес>, работ по размещению несанкционированной постройки в виде 1-этажного каркасного строения на бетонном ленточном фундамента, под ломаной кровлей – Строение 1 и 1-этажного каркасного строения, обшитого снаружи листами профилированного металла коричневого цвета по односкатной кровлей – Строение 2,, что является нарушением установленных подп. 2.2.3 и 2.2.1 п. 2.2 части «2.режим «РИЗ № 2» раздела «I. Характер использования, ограничения и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству вне границ населенных пунктов» Приложения № 1 к вышеназванному приказу. На Участке 2, площадью 124000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства, для ведения гражданами садоводства и огородничества, расположенного в 200 м по направлению на юго-запад от д. <адрес>, расположенном в границах Памятника работ по устройству дороги и организация работ по устройству искусственного пруда и дренажной канавы от данного пруда до оз. Белогуль.

Вышеназванные земельные участки, принадлежащие Карелину В.С. находятся в границах территории Памятника, утвержденных Приказом Государственного комитета Псковской области по культуре от 03.07.2013 г. № 314 «Об утверждении границы территории объекта культурного наследия федерального значения «Достропримечательное место, связанное с жизнью и творчеством А.С. Пушкина в селе Михайловском и его окрестностях в Пушкиногорском районе Псковской области». (далее – Приказ № 314)

Памятник принят на государственную охрану в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2013 г. № 714-р «Об отнесении выявленного объекта культурного наследия «Достропримечательное место, связанное с жизнью и творчеством А.С. Пушкина в селе Михайловском и его окрестностях в Пушкиногорском районе Псковской области» к объектам культурного наследия федерального значения».

В результате проверки выявлены нарушения обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия, установленные подп. 2.2.3 и 2.2.1 п. 2.2 части «2. режим «РИЗ №2» раздела «I. Характер использования, ограничения и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству вне границ населенных пунктов» Приложения 1 к Приказу № 303. На участках 1 и 2, расположенных в границах Памятника проведены работы по устройству дороги, работы по устройству искусственного пруда и дренажной канавы от пруда до озера Белогуль, на Участке 1 проведены работы по размещению Строений 1 и 2.:

В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона.

Согласно приложению к Приказу , земельные участки, принадлежащие Карелину В.С. находятся в границах Памятника, где распространяются требования режима «РИЗ-2», согласно которому запрещается строительство и реконструкция капитальных объектов и размещение временных построек, проведение работ по изменению рельефа, кроме работ, направленных на благоустройство территории по согласованию с уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения и повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с подп. 7 и 10 п. 2 ст. 33 вышеназванного Закона, государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места, установление границ территории объекта культурного наследия.

Таким образом, установление Приказом границ территории Памятника, установление Приказом требований к осуществлению деятельности в границах территории Памятника, необходимо в силу закона с целью обеспечения его государственной охраны.

Подпунктом 3 п. 1 ст. 5.1 Закона № 73-ФЗ установлено, что на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.

Также, п. 3 ст. 5.1 Закона № 73-ФЗ установлено, что требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места федерального значения.

Таким образом, осуществление на территории земельных участков, принадлежащих Карелину В.С., расположенных в границах Памятника хозяйственной и иной деятельности, с нарушением правовых режимов установленных Приказом , противоречит требованиям обеспечения сохранности Памятника, установленным данным приказом.

В соответствии со ст. 5 Закона № 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и Законом № 73-ФЗ.

В соответствии со ст. 17 Закона Псковской области от 10.05.1999 № 37-ОЗ «О государственной охране и использовании объектов культурного наследия (памятников истории культуры) на территории Псковской области» установлено, что заказчики строительных, земляных, мелиоративных, дорожных, хозяйственных и иных работ на землях историко-культурного назначения обязаны согласовать проектирование и проведение указанных работ с органом охраны объектов культурного наследия.

Карелин В.С. по вопросу согласования проведения на Участках 1 и 2 строительных, земляных, мелиоративных, дорожных, хозяйственных и иных работ в орган охраны объектов культурного наследия не обращался.

В связи с чем, проведение вышеназванных работ Карелиным В.С.. на Участках 1 и 2, расположенных в границах Памятника, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Карелин В.С., вину в совершении данного правонарушения признал частично. В дополнение пояснил, что является собственником вышеуказанных земельных участков, на которых он, в связи с незнанием законов осуществил строительство, мелиоративные, дренажные работы. По вопросу согласования в соответствующие государственные органы он не обращался, вместе с тем полагает, что проведенные им работы, за исключением строительства временных построек, направлены а благоустройство территории.

В судебном заседании консультант отдела государственного контроля и надзора в области охраны объектов культурного наследия Комитате по охране объектов культурного наследия Псковской области Е.А. Иванова суду пояснила, что в действиях Карелина В.С. содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП Российской Федерации, в связи с нарушением им правового режима использования территории Памятника, в границах которого расположены земельные участки, принадлежащий Карелину В.С., на одном из которых имеются строения, на другом участке проведены дренажные работы, вырыт пруд, поведена дорога, что является нарушением вышеназванных Приказов.

Суд, выслушав объяснения Карелина В.С., уполномоченного должностного лица, составившего процессуальные документы, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются полное, всестороннее и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу подпункта 4 части 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям особо охраняемых территорий относятся земли: историко-культурного назначения.

Часть 6 вышеназванной статьи предусматривает, что земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законам.

Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 7.13 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, которые регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Предметом правонарушения являются объекты культурного наследия, их территории и зоны охраны.

Требования сохранения и использования объекта культурного наследия, за нарушение которых установлена административная ответственность, связаны с обеспечением неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, являющимися предметом его охраны, а также с соблюдением установленного режима содержания и использования сопряженных с недвижимым памятником истории и культуры зон его охраны.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

В силу ч. 1 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно подпунктам 7 и 10 части 2 ст. 33 вышеназванного Федерального закона, государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя: установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места; установление особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия; установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта.

В соответствии с подпунктом 3 ч. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», установлено, что требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места федерального значения.

Согласно выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с КН , площадью 124729+/-247 кв.м. расположен северо-западнее д. <адрес>, городское поселение «Пушкиногорье», Псковской области, земельный участок с КН , площадью 124000 кв.м., расположен в 200 м по направлению на юго-запад от д. <адрес><адрес>, городское поселение «Пушкиногорье» Псковской области, собственником является Карелин В.С.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ комиссией Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области, на основании приказа председателя Комитета от ДД.ММ.ГГГГ N в отношении Карелина В.С. проведена внеплановая документарная и выездная проверка, в рамках федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, по вопросу возведения на земельных участках, принадлежащих Карелину В.С. с КН и с КН , находящихся в границах территории объекта культурного наследия федерального значения, по вопросу возобновления деятельности по возведению несанкционированных построек, а также производству работ по благоустройству придорожной территории на несогласованной дороге, проходящей по земельным участкам.

Приказом Государственного комитета Псковской области по культуре за от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы территории объекта культурного наследия федерального значения «Достропримечательное место, связанное с жизнью и творчеством А.С. Пушкина в селе Михайловском и его окрестностях в Пушкиногорском районе Псковской области».

В соответствии с границами территории объекта культурного наследия федерального значения, принадлежащие Карелину В.С. земельные участки в д. <адрес>, <адрес>, находится в границах территории объекта культурного наследия федерального значения.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 19.02.2014 г. № 303 «Об утверждении характера использования, ограничений и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству территории объекта культурного наследия федерального значения «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством А.С. Пушкина в селе Михайловском и его окрестностях в Пушкиногорском районе Псковской области», утвержден характер использования, ограничения и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории Памятника, согласно Приложениям № 1 и № 2..

В соответствии с приложением № 2 к Приказу № 303, земельные участки, принадлежащие Карелину В.С. расположены в зоне действия режима "РИЗ 2", где запрещается строительство и реконструкция капитальных объектов и размещение временных построек, проведение работ по изменению рельефа, кроме работ, направленных на благоустройство территории по согласованию с уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.

Согласно Акта проверки в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией Комитета по охране объектов культурного наследия <адрес>, выявлены следующие нарушения: на принадлежащих Карелину В.С. земельных участках с КН в д. <адрес><адрес> и с КН в д. <адрес><адрес>, расположенных в границах территории объекта культурного наследия федерального значения, проведены работы по размещению двух несанкционированных построек, проведены работы по устройству искусственного пруда и дренажной канавы от данного пруда до озера Белогуль.

Земельные участки, принадлежащие Карелину В.С., расположены в зоне действия режима «РИЗ 2», в соответствии с разделом «I. Характер использования, ограничения и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству вне границ населенных пунктов» Приложений и к Приказу , на котором запрещается строительство реконструкция капитальных объектов и размещение временных построек, а также проведение вышеперечисленных работ.

В связи с выявленными нарушениями, ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по охране объектов культурного наследия Псковской области в адрес Карелина В.С. вынесено предписание об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с которым, срок устранения выявленных нарушений установлен до 31.10.2019 года.

Анализируя вышеуказанные нормы закона, суд приходит к выводу, что вина Карелина В.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП Российской Федерации подтверждены письменными материалами дела.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП Российской Федерации, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП Российской Федерации.

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Карелину В.С., суд признает признание вины в совершении данного правонарушения.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд по делу не установил.

При вышеизложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в действиях Карелина В.С. содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП Российской Федерации.

При назначении наказания, суд принимает во внимание признание Карелиным В.С. вины в совершении данного правонарушения, ранее к административной ответственности не привлекался, в связи с чем приходит к выводу, что ему должно быть назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией данной статьи.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9 – 29.10 КоАП Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Признать Карелина В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина РФ, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП Российской Федерации и назначить ему административное наказание, в виде административного штрафа, в размере 20.000 (двадцать тысяч) рублей.

Административный штраф необходимо перечислить: УФК по Псковской области (Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области), счет: 40101810400001010002, Отделение Псков г. Псков (ГРКЦ ГУ Банка России по Псковской области, г. Псков), БИК: 045805001, ИНН 6027153661, КПП 602701001, Код бюджетной классификации: 851116 90050 05 0000 140; ОКАТО 53251000000; ОКТМО: 58651000, УИН (уникальный идентификатор начислений: 0376126900009900000843454) назначение платежа - штраф за административное правонарушение в сфере охраны объектов культурного наследия (ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ), сведения о взыскателе: Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области (ОГРН: 1146027000074, ИНН: 6027153661, КПП: 602701001).

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 суток с момента его провозглашения.

Председательствующий ____________________________ Е.Е. Миллер