Резолютивная часть оглашена **.**.2020 года
Дело № 5-2500/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
**.**. 2020 года <...>
Судья Псковского городского суда Псковской области Бондаренко И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломановым Е.М., с участием представителя фирмы-перевозчика ООО «ЕТС» А.В., выступающего по доверенности №* от **.**.**** года, представителя Псковской таможни Б.М., выступающего по доверенности №* от **.**.**** года, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении фирмы-перевозчика ООО «ЕТС» (ОГРН №*, ИНН №*, КПП №*, дата регистрации **.**.**** года), расположенной по адресу: <адрес>, ранее привлекаемой к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела,
УСТАНОВИЛ:
**.**.2020 года должностным лицом Псковской таможни в отношении фирмы-перевозчика ООО «ЕТС» составлен протокол об административном правонарушении, выразившемся в сообщении в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто товара при убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Согласно указанного протокола, **.**.2020 года в ** часов ** минут на таможенный пост МАПП Убылинка Псковской таможни (<адрес>) прибыл состав грузовых транспортных средств: седельный тягач «М», регистрационный номер №*, с полуприцепом «К», регистрационный номер №*, следующие под управлением М.И., **.**.**** года рождения, уроженца <данные изъяты> (паспорт <данные изъяты>), работающего водителем в ООО «ЕТС», проживающего по адресу: <адрес>. Фирма-перевозчик – ООО «ЕТС». Состав вышеуказанных транспортных средств следовал из России в Литву. Отправитель товара: ООО «С», адрес: <адрес>. Получатель товара: UAB «R», адрес: <адрес>.
На таможенном посту МАПП Убылинка Псковской таможни было зарегистрировано сообщение об убытии №*.
При убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза водитель фирмы-перевозчика ООО «ЕТС» М.И., в соответствии со статьями 88, 89 ТК ЕАЭС, представил на таможенном посту МАПП Убылинка Псковской таможни следующие товаросопроводительные документы: CMR №* от **.**.2020 года, счет-фактуру №* от **.**.2020 года, спецификацию №* от **.**.2020 года, декларацию на товары №* от **.**.2020 года.
Согласно представленным товаросопроводительным документам, перемещался товар – «топливные гранулы» (пеллеты), страна происхождения – Россия, в количестве 22 грузовых места, общим весом брутто – 21 555 кг.
В соответствии с профилем риска, **.**.2020 года было принято решение о проведении 100% таможенного досмотра товаров и выдано поручение на досмотр №*.
В результате 100% таможенного досмотра, в соответствии со ст. 328 ТК ЕАЭС проводимого в присутствии водителя фирмы-перевозчика ООО «ЕТС» М.И. (АТД №*), было установлено, что общее количество грузовых мест составляет – 22, а общий вес брутто товара с деревянными паллетами – 23 841 кг. Общий вес брутто товара без учета веса деревянных паллетов составил 23 511 кг, что на 1956 кг больше заявленного в товаросопроводительных документах.
При этом, какие-либо изменения (в части несоответствия о весе брутто товара) или обоснованные оговорки об отсутствии контроля со стороны перевозчика за погрузкой товара в транспортное средства, в указанные выше транспортные документы внесены не были.
Выявив в действиях фирмы-перевозчика ООО «ЕТС» наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, **.**.2020 года должностным лицом МАПП Убылинка Псковской таможни было вынесено определение о возбуждении в отношении указанной фирмы-перевозчика дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В тот же день, товар, явившийся предметом административного правонарушения, а именно: «топливные гранулы» (пеллеты) цилиндрической формы, коричневого цвета. Товар (россыпью) расфасован в полимерные мешки (биг-бэги). На биг-бэгах нанесены рукописные маркировки: «1248 1000кг/1246 1000 кг». Количество грузовых мест товара – 2, вес брутто товара - 1956 кг, был изъят в присутствии водителя фирмы-перевозчика ООО «ЕТС» М.И., с передачей указанного товара на ответственное хранение на СВХ ООО «Т» (<адрес>).
Определением от **.**.2020 года дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Псковский городской суд Псковской области.
Представитель фирмы-перевозчика ООО «ЕТС» А.В. в судебном заседании просил производство по делу об административном правонарушении прекратить. Указал, что в соответствии с ГОСТами древесина хвойных и лиственных пород может набирать до 30% своего веса в зависимости от того, где и как её складировали. При погрузке товара у представителя фирмы-перевозчика ООО «ЕТС», в лице водителя, не было оснований не доверять грузоотправителю, поэтому контрольное взвешивание не производилось. Вместе с тем, в случае, если суд всё-таки усмотрит в действиях фирмы-перевозчика наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, просил применить к фирме-перевозчику ООО «ЕТС» наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.
Представитель Псковской таможни Б.М. в судебном заседании доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержал в полном объёме. Полагал, что вина фирмы-перевозчика ООО «ЕТС» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, доказана совокупностью собранных по делу доказательств. С учетом всех обстоятельств дела, просил назначить фирме-перевозчику ООО «ЕТС» наказание в пределах санкции соответствующей статьи.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с подп. 26 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.
Согласно подп. 27 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под перемещением товаров через таможенную границу Союза понимается ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под вывозом товаров с таможенной территории Союза понимается совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза.
Согласно ст. 9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС или в соответствии с ТК ЕАЭС. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
В соответствии с подп. 45 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под товаром понимается любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов ЕАЭС, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
Согласно ст. 14 ТК ЕАЭС товары Союза, вывозимые с таможенной территории Союза, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза.
В силу п. 1 ст. 92 ТК ЕАЭС для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
В соответствии с подп.1 п. 1 ст. 89 ТК ЕАЭС при международной перевозке автомобильным транспортом при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик представляет: документы на транспортное средство международной перевозки; транспортные (перевозочные) документы; документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары, а также сведения о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки, перевозчике товаров (наименование и адрес), стране отправления и стране назначения товаров (наименования), отправителе и получателе товаров (наименования и адреса), продавце и покупателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами, количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров, товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков), весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах), наличии (отсутствии) товаров, ввоз которых на таможенную территорию Союза запрещен или ограничен, месте и дате составления международной товаротранспортной накладной, идентификационных номерах контейнеров.
Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам - влечет за собой административную ответственность по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Таким образом, Таможенным кодексом ЕАЭС установлен перечень сведений, которые должны быть предоставлены таможенному органу при прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о перевозимых товарах.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в правоотношения с таможенными органами, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Отношения, связанные с международной перевозкой грузов автомобильным транспортом, регулируются не только таможенным законодательством Евразийского экономического союза и законодательством государств – членов Евразийского экономического союза, но и международными договорами, участником которых является Российская Федерация.
В соответствии со ст. 4 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее - КДПГ), заключенной в г. Женеве 19.05.1956, договор перевозки устанавливается накладной.
В силу п.1 ст. 9 КДПГ накладная, если не доказано противного, имеет силу договора относительно его условий и удовлетворения принятия груза перевозчиком.
Статьей 6 КДПГ определен перечень сведений, которые должна содержать накладная, к числу которых относятся, в том числе: принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение; число грузовых мест, их особая разметка и номера; вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза.
Таким образом, заключая договор перевозки, перевозчик должен знать предмет договора, проверить все сведения, указанные в накладной. Штамп и подпись перевозчика в накладной свидетельствуют о соответствии фактически принятого к перевозке груза сведениям о нем, содержащимся в накладной.
Согласно ст. 8 КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить: a) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; b) внешнее состояние груза и его упаковки. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, упомянутых в пункте 1 a) настоящей статьи, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки.
Данная обязанность не исключает возможности фактической проверки перевозчиком сведений и о весе брутто товара, а при невозможности проверки данных сведений – внесения в накладную соответствующих оговорок.
Отсутствие таких оговорок в документах, в случае выявления недостоверности заявленных в них сведений, может свидетельствовать о недостаточной степени заботливости перевозчика по соблюдению требований таможенного законодательства, и о наличии вины в его действиях.
Таким образом, обязанность предоставить достоверные сведения о перевозимом товаре, в силу ст. 89 ТК ЕАЭС, возлагается на перевозчика, в связи с чем и ответственность за данные сведения несет именно перевозчик.
С учетом изложенного, перевозчик является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Согласно пояснений водителя фирмы-перевозчика ООО «ЕТС» М.И., опрошенного **.**.2020 года в качестве свидетеля по существу дела, погрузка товара происходила в поселке Н.Н. области. Водитель фирмы-перевозчика ООО «ЕТС» М.И. присутствовал при погрузке товара, считал грузовые места, взвешивание товара при нем не производилось Документы на груз водитель фирмы-перевозчика ООО «ЕТС» М.И. получил после загрузки.
Вместе с тем, как следует из представленных таможенному органу документов, какие-либо обоснованные оговорки в графу № 18 (оговорки и замечания перевозчика) в части того, что товар принят без проверки соответствия фактически перемещаемого товара сведениям, указанным в товаросопроводительных документах, в том числе и в части проверки веса брутто товара, в CMR №* от **.**.2020 года водителем фирмы-перевозчика ООО «ЕТС» М.И., в обязанности которого входит проверка соответствия фактически перемещаемого товара сведениям, указанным в товаросопроводительные документы, внесены не были.
Таким образом, из вышеуказанного следует, что водитель фирмы-перевозчика ООО «ЕТС» М.И., присутствующий при погрузке и принимающий груз к международной перевозке, положившись на сведения, предоставленные ему отправителем товара без принятия всех достаточных и необходимых мер для проверки соответствия данных о весе брутто товара, указанных в товаросопроводительных документах, с фактическими данными, не проявил надлежащую степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований таможенного законодательства.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что перевозчик отвечает как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки (статья 3 КДПГ), суд считает установленным, что фирмой-перевозчиком ООО «ЕТС», нарушены требования, установленные ст. 89 ТК ЕАЭС, что выразилось в сообщении в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто товара при убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза, в связи с чем, суд находит вину фирмы-перевозчика ООО «ЕТС», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, установленной и доказанной.
Вина фирмы-перевозчика ООО «ЕТС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, полностью подтверждается: копией информационного листа о взвешивании от **.**.2020 года (л.д.8); копией акта таможенного осмотра №* от **.**.2020 года (л.д.9-10); копией докладной записки от **.**.2020 года №* (л.д.11); копией поручения на таможенный досмотр №* от **.**.2020 года (л.д.12); копией докладной записки от **.**.2020 года №* о внесении изменений в ПД (л.д.13); актом таможенного досмотра №* от **.**.2020 года (л.д.14-22); копиями паспорта водителя фирмы-перевозчика ООО «ЕТС» М.И., свидетельств о регистрации транспортных средств и доверенности №* от **.**.2020 года (л.д.23, 24, 40, 42); протоколом опроса свидетеля М.И. от **.**.2020 года (л.д.25-27); протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении №* от **.**.2020 года с фототаблицей (л.д.28-31); копией CMR №* от **.**.2020 года (л.д.32); копией счет-фактуры №* от **.**.2020 года (л.д.33); копией декларации на товары №* от **.**.2020 года (л.д.34-35); копией спецификации №* от **.**.2020 года (л.д.36); копией уведомления о проведении таможенного досмотра от **.**.2020 года (л.д.37); копией требования о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств от **.**.2020 года (л.д.38); копией требования о предъявлении товаров от **.**.2020 года (л.д.39); копиями информационных писем ООО «С» в таможенные органы от **.**.2020 года, **.**.2020 года (л.д.41, 64, 65); актом приема-передачи имущества на ответственное хранение от **.**.2020 года (л.д.44); справкой о таможенной стоимости товара, изъятого в качестве предмета административного правонарушения, согласно которой стоимость товара, определенная в соответствии со счет-фактурой №* от **.**.2020 года, составила 19823,573 рублей (л.д.45); протоколом опроса <должность> ОТО и ТК т/п МАПП Убылинка Псковской таможни П.Д., опрошенного в качестве свидетеля **.**.2020 года, который подтвердил факт совершения фирмой-перевозчиком ООО «ЕТС» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ (л.д.70-73).
Относимость, достоверность и допустимость представленных доказательств, оцениваемых судом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, сомнений не вызывают.
При таких обстоятельствах, за совершение настоящего административного правонарушения фирма-перевозчик ООО «ЕТС» подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
При назначении наказания, суд, учитывая обстоятельства совершения фирмой-перевозчиком ООО «ЕТС» настоящего правонарушения, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, а также наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, к которым суд относит повторное совершение фирмой-перевозчиком ООО «ЕТС» административного правонарушения в области таможенного дела, и, руководствуясь основной целью административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений, считает целесообразным применить к фирме-перевозчику ООО «ЕТС» административное наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения.
Оснований для освобождения фирмы-перевозчика ООО «ЕТС» от административной ответственности и признания правонарушения малозначительным не имеется, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась в пренебрежительном отношении перевозчика к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере таможенного дела, выразившиеся в непринятии всех мер для предотвращения правонарушения.
Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 16.1 ч. 3, ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Фирму-перевозчика ООО «ЕТС» (ОГРН №*, ИНН №*, КПП №*, дата регистрации **.**.**** года), расположенную по адресу: <адрес>, признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения, а именно (согласно акта приема-передачи имущества на ответственное хранение от **.**.2020 года): топливные гранулы (пеллеты). Товар цилиндрической формы, коричневого цвета. Товар (россыпью) расфасован в полимерные мешки (биг-бэги). На биг-бэгах нанесены рукописные маркировки: «1248 1000 кг / 1246 1000 кг». Количество грузовых мест – 2. Вес брутто товара – 1956 кг.
Обязать Псковскую таможню в порядке исполнения настоящего постановления, конфискованный товар, находящийся на ответственном хранении на СВХ ООО «Т», расположенном по адресу: <адрес>, передать в Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Псковской и Новгородской областях.
По вступлении постановления в законную силу:
- копию CMR №* от **.**.2020 года на 1-ом листе (л.д.32); копию счет-фактуры №* от **.**.2020 года на 1-ом листе (л.д.33); копию декларации на товары №* от **.**.2020 года на 2-х листах (л.д.34-35); копию спецификации №* от **.**.2020 года на 1-ом листе (л.д.36); копию уведомления о проведении таможенного досмотра от **.**.2020 года на 1-ом листе (л.д.37); копию требования о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств от **.**.2020 года на 1-ом листе (л.д.38); копию требования о предъявлении товаров от **.**.2020 года на 1-ом листе (л.д.39), копии паспорта водителя фирмы-перевозчика ООО «ЕТС» М.И. и свидетельств о регистрации транспортных средств на 1-ом листе (л.д.40), копию доверенности №* от **.**.2020 года на 1-ом листе (л.д.42), - изъятые в рамках административного расследования, и содержащиеся в материалах дела №5-2500/2020 (№*) – хранить при деле.
Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.В. Бондаренко