ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-250/20 от 16.11.2020 Вичугского городского суда (Ивановская область)

№ 5-250/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

16 ноября 2020 года г. Вичуга

Судья Вичугского городского суда Ивановской области Бразер А.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Администрации Старовичугского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области,

УСТАНОВИЛ:

Решением Вичугского городского суда Ивановской области от 09 февраля 2011 года по иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Администрация Старовичугского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области (далее – Администрация) была обязана организовать водоотведение микрорайона ул.Северной пос.Старая Вичуга, а именно:

1) разработать и принять нормативно-правовой акт, регулирующий порядок и условия осуществления деятельности по водоотведению на территории Старовичугского городского поселения, – в срок до 01 июля 2011 года;

2) обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию муниципальных очистных сооружений в пос.Старая Вичуга Вичугского муниципального района, – в срок до 01 января 2014 года.

Определениями Вичугского городского суда от 30 сентября 2015 года и от 18 мая 2016 года Администрации отказано соответственно в удовлетворении заявлений о предоставлении рассрочки исполнения указанного судебного решения и о прекращении исполнительного производства, возбуждённого на основании данного решения.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Вичугского РОСП УФССП по Ивановской области от 28 марта 2011 года для исполнения указанного решения и выданного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство.

18 сентября 2019 года постановлением старшего судебного пристава – начальника отдела судебных приставов по Вичугскому и Лухскому районам УФССП России по Ивановской области за неисполнение названного судебного решения Администрация привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ к штрафу в размере 50000 рублей.

17 июня 2020 года судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП России по Ивановской области (далее – МОСП по ИОИП) в адрес Администрации направлено требование о предоставлении информации об исполнении судебного решения либо об обращении за отсрочкой его исполнения до 01 июля 2020 года.

Согласно акту от 16 июля 2020 года, составленному ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП, по результатам исполнительных действий установлено, что решение суда не исполнено, а именно новые очистные сооружения не построены и в эксплуатацию не введены.

24 июля 2020 года тем же должностным лицом в отношении Администрации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ.

Указанным протоколом вменено, что после направления судебным приставом-исполнителем приведенного выше требования от 17 июня 2020 года, Администрацией 30 июня 2020 года был дан ответ (о направлении документов на вступление в государственную программу, проведении в Департаменте ЖКХ Ивановской области совещания по поводу строительства очистных сооружений, получении согласия от ООО «Галтекс» на вступление в государственно-частное партнерство), однако решение суда о строительстве и вводе в эксплуатацию очистных сооружений не исполнено, действия, направленные на отсрочку исполнения решения продолжительное время не осуществлялись, и ранее Администрация привлекалась к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, последний раз – 18 сентября 2019 года. Изложенное расценено должностным лицом, составившим протокол – судебным приставом-исполнителем – как правонарушение, предусмотренное ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ.

В судебном заседании законный представитель привлекаемого к административной ответственности юридического лица – глава Старовичугского городского поселения Козлов Д.Н. – полагал, что Администрацией после привлечения к ответственности в 2019 году приняты все возможные меры по исполнению судебного решения, указал, что причиной его неисполнения является отсутствие необходимых финансовых средств. Единственным способом построить в поселении такие сооружения является вступление в федеральные и региональные программы, меры к чему предпринимались вне зависимости от составления протокола об административном правонарушении. Обращаться за отсрочкой или рассрочкой исполнения решения смысла не имелось, т.к. сведений о конкретных сроках получения денежных средств на строительство очистных сооружений из субсидий или из иных источников не было. В то же время работа по нахождению источников средств для строительства не прекращается, органы государственной власти Ивановской области осведомлены об имеющейся проблеме, и работа по ее разрешению ведется. Проектно-сметная документация, разработанная для очистных сооружений в поселении в 2009 году, к настоящему времени устарела, и требуется разработка новой, что может удешевить процесс, однако в любом случае стоимость строительства существенно превышает размер бюджета поселения.

Допрошенный в качестве свидетеля ведущий судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП Т., составивший протокол об административном правонарушении, показал, что протокол им был составлен, так как со стороны Администрации как должника по исполнительному документу не было заявлений об отсрочке судебного решения, кроме того, он считает, что привлекаемым к ответственности лицом не контролировалась судьба заявок и предложений, направляемых в региональные органы власти, и такой контроль был активизирован лишь после составления протокола, а иное документально не подтверждено.

Изучив представленные материалы дела, выслушав участвующих в судебном заседании лиц, судья приходит к следующим выводам.

На основании ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ административная ответственность наступает за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч.2 ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов в отношении должника составляется протокол об административном правонарушении.

В судебном заседании, исходя из показаний законного представителя привлекаемого к ответственности юридического лица и представленных в деле документов, установлено, что после привлечения в 2019 году к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ Администрацией в целях исполнения решения суда в период с января по июль 2020 года предпринимались следующие меры:

- 16 января получено подтверждение от ООО «Галтекс» о его готовности вступить в государственно-частное партнерство по строительству очистных сооружений на территории Старовичугского городского поселения;

- 21 января принята новая редакция муниципальной программы «Повышение качества водоснабжения и очистки сточных вод на период с 2019 по 2026 год на территории Старовичугского городского поселения», которой предусмотрены расходы, связанные со строительством муниципальных очистных сооружений, и одновременно поставлена задача о вхождении в федеральную и областную программы по данному направлению;

- 22 января в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее – Департамент ЖКХ) направлена заявка Старовичугского городского поселения для участия в отборе для предоставления субсидии на строительство очистных сооружений и систем водоотведения в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды Ивановской области», утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 г. № 452-п, и реализуемой до 2025 года;

- 21 февраля проведено совещание под председательством заместителя начальника Департамента ЖКХ с участием главы Старовичугского городского поселения, по результатам которого решено проработать вариант создания единой системы водоотведения г.о.Вичуга и г.п.Старая Вичуга;

- 19 мая и 06 июля начальнику Департамента ЖКХ главой поселения направлялись просьбы о возвращении к обсуждению поставленных на совещании вопросов, и 20 июля был получен ответ о том, что данный вопрос находится в работе.

Кроме того, 27 сентября 2019 года главой Старовичугского городского поселения вынесено постановление, которым актуализирована схема водоснабжения и водоотведения в поселении (далее – Схема).

Согласно Схеме в действующей редакции (изготовлена экспертной организацией ООО «Омега-Спектр») общий объем финансирования строительства очистных сооружений превышает сумму в 200млн. рублей, тогда как запланированные доходы всего бюджета поселения на 2020 года составляют немногим более 41 млн. рублей с почти двукратным снижением в плановом 2021 году, что следует из представленных Администрацией Основных характеристик бюджета на за 2018-2020 год и плановый период 2021-2023 годов.

Кроме этого, и в 2019, и на 2020 годах в бюджете поселения были предусмотрены расходы на софинансирование разработки ПСД и строительства очистных сооружений в сумме 100 тыс. рублей.

При этом согласно ст.44 Устава Старовичугского городского поселения, принятого решением Совета поселения от 30.04.2014 г. №3-2, оно имеет собственный бюджет, полномочия по которому устанавливаются Бюджетным кодексом РФ.

В соответствии с ч.3 ст.92.1 БК РФ дефицит местного бюджета не должен превышать 10 % утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В связи с этим предусмотреть в бюджете Старовичугского городского поселения расходы на строительство очистных сооружений в полном объеме при имеющихся доходах не было возможности ввиду требований федерального законодательства.

Согласно п.п.2.3, 2.4 Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 22.01.2013 г. № 17-п, одними из основных задач Департамент ЖКХ являются участие в реализации эффективного функционирования и развития систем водоснабжения и водоотведения жилищно-коммунального хозяйства, а также содействие созданию правовых и экономических условий, обеспечивающих эффективное и устойчивое функционирование организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение и водоотведение в населенных пунктах.

В соответствии с подпрограммой "Развитие комплексов очистных сооружений и систем водоотведения Ивановской области" (Приложение 8 к государственной программе "Охрана окружающей среды Ивановской области") ответственным исполнителем и исполнителем мероприятий данной подпрограммы является Департамент ЖКХ.

Следовательно, направляя заявку о получении субсидии по указанной программе в Департамент ЖКХ, участвуя в совещаниях в Департаменте ЖКХ по поводу решения вопроса о строительстве очистных сооружений и, в последующем, обращаясь с просьбами об активизации работы по итогам данного совещания, Администрация Старовичугского городского поселения действовала правильно.

По той же причине несостоятельны доводы судебного пристава о том, что активная работа Администрации по исполнению судебного решения началась лишь после составления последнего протокола об административном правонарушении. Действительно, количество корреспонденции, направляемой Администрацией в органы государственной власти Ивановской области по поводу строительства очистных сооружений, согласно материалам дела возросло, но указанные органы не являлись профильными по данному направлению, и новых результатов получено не было. Достаточных оснований для обращения напрямую к заместителю Председателя Правительства Ивановской области – руководителю комплекса ЖКХ и энергетики, минуя Департамент ЖКХ, до составления протокола также не имелось.

О проведенной работе своевременно сообщалось судебному приставу-исполнителю, выдавшему требование о предоставлении информации об исполнении судебного решения до 1 июля 2020 года, что в протоколе не оспаривается.

Вопреки мнению указанного должностного лица, составившего затем протокол об административном правонарушении, направление Администрацией в Департамент ЖКХ писем с просьбой о возвращении к работе (по сути – об активизации работы) по поручениям, данным по протоколу совещания, состоявшегося 21 февраля 2020 года, документально подтвержден имеющимися в материалах дела копиями указанных писем от 19 мая и 06 июля 2020 года с датой и исходящим номером, при этом на последнее письмо (повторное), Департаментом ЖКХ был дан ответ, где исходящий номер документа Администрации указан. Названные письма были направлены не только до составления протокола, но и до направления извещения о его составлении, что опровергает доводы должностного лица о том, что Администрацией не контролировалась судьба своих обращений по поводу строительства очистных сооружений.

Необращение за отсрочкой или рассрочкой исполнения решения суда не означает, что должником (Администрацией) не были приняты все зависящие от него меры по исполнению решения, поскольку получение возможности возвести очистные сооружения от подачи заявления об отсрочке или рассрочке не зависит.

Таким образом, прихожу к выводу, что должником по исполнительному документу (Администрацией по исполнительному листу) после привлечения к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ и до составления рассматриваемого протокола были приняты все зависящие от него меры для исполнения решения суда, а также к выводу об отсутствии возможности для исполнения решения суда по уважительным для должника причинам, что с учетом положений ч.2 ст.105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ч.2 ст.2.1 КоАП РФ свидетельствует об отсутствии состава вмененного правонарушения.

В таких случаях согласно п.2 ч.1 ст.24.5, п.2 ч.1, п.1 ч.1.1 ст.29.9 КоАП РФ подлежит вынесению постановление о прекращении производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9-29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации Старовичугского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ – за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья А.А. Бразер