ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-252/2021 от 25.10.2021 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

25 октября 2021 года г. Хабаровск

Судья Кировского районного суда г. Хабаровска Арефьев С.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Вэлком», расположенного по адресу: <адрес>

У С Т А Н О В И Л :

ДАТА государственным инспектором отдела контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по ДФО ФИО2 в отношении ООО «Вэлком» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ, согласно которого ООО «Вэлком» в установленный срок до ДАТА не исполнило предписание, выданное отделом контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по ДФО от ДАТА об устранении выявленных нарушений обязательных требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от ДАТА № 115-ФЗ и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а именно, не представило в указанный орган запрашиваемые предписанием документы: 1.) документы о том, что главный бухгалтер ООО «Вэлком» ФИО3 прошла обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, обучение в форме целевого инструктажа; 2.) разработанные правила внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём и финансирования терроризма утверждённые руководителем ООО «Вэлком», соответствующие требованиям Федерального закона от ДАТА № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Требованиям к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций) утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА, соответствующие требованиям актуального законодательства, разработанные с учётом особенностей организации деятельность а штатной численности ООО «Вэлком»; 3.) анкету клиента АО «Солид Банк» по форме, утверждённой правилами заутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, излученных преступным путём и финансирования терроризма утверждённых руководителем ООО «Вэлком». 4.) распечатанные формализованные электронные сообщение о результатах проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента АО «Солид Банк», ФЭС 3-ФМ за период с ДАТА по ДАТА, направленные в Росфинмониторинг со значением «1»; 5.) внутренние сообщения о совершённых (8) операциях, подлежащих обязательному контролю, -документы, содержащие сведения об операциях сделках), подлежащих обязательному контролю, составленные сотрудников организации, выявившим операции, подлежащие контролю, согласно акта проверки.

В судебное заседание законный представитель юридического лица ООО "Вэлком" генеральный директор ФИО4 не явился, каких-либо ходатайств, в т.ч. об отложении судебного разбирательства, не заявил. Почтовое отправление с судебным извещением о дате, времени и месте рассмотрения дела вернулось в судебный участок не врученным по истечении срока хранения, что суд расценивает как способ распоряжения своим правом на своевременное ее получение.

Согласно п.29.1 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.

Таким образом, учитывая, что ООО "Вэлком" считается извещенным о времени и месте судебного заседания, на основании ч.2 ст.25.1 КоАП РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие его законного представителя.

В судебном заседании должностное лицо государственный инспектор отдела контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по ДФО ФИО2 поддержал указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения, пояснил, что ООО "Вэлком" не исполнило предписание Федеральной пробирной палаты в срок до ДАТА, в связи с чем фактической датой совершения административного правонарушения является следующий день, т.е. ДАТА; при этом, факт неисполнения предписания был выявлен в ходе контрольной проверки ДАТА, в связи с чем в протоколе указана эта дата. Просил привлечь ООО «Вэлком» к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ.

Выслушав пояснения должностного лица, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Правоотношения в области противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма регулируются Федеральным законом от ДАТА № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В соответствии с пп. 5 п. 7 ст. 26.1 Федерального закона от ДАТА N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" должностные лица уполномоченного федерального органа исполнительной власти, подведомственных ему государственных учреждений при проведении проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, предписания о прекращении нарушения обязательных требований и об устранении выявленных нарушений, об осуществлении мероприятий по предотвращению причинения вреда, связанного с такими нарушениями.

Согласно п. 5 Положения о порядке осуществления органами федерального пробирного надзора контроля за исполнением организациями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДАТА N 76н, если руководителем проверяемой организации в ходе проверки не обеспечено устранение всех выявленных нарушений и недостатков или в десятидневный срок по окончании проверки не сообщено о принятых мерах по ее результатам, Пробирная палата России или госинспекция по истечении этого срока направляет руководителю этой организации обязательное для него предписание об устранении выявленных недостатков и нарушений.

В соответствии с абз 1, 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также лица, указанные в статье 7.1 настоящего Федерального закона, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, а в случаях, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи, также целевые правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и реализует целевые правила внутреннего контроля, может назначать одно специальное должностное лицо, ответственное как за реализацию правил внутреннего контроля, так и за реализацию целевых правил внутреннего контроля. Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом; совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся запрос, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи; отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.

В соответствии с п. 3 п.п. «е», п. 10 п.п. «а» Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от ДАТА в перечень, предусмотренный
пунктом 2 настоящего Положения, организацией (за исключением организации,
осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (далее - деятельность на финансовом рынке)) включаются следующие сотрудники руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии).
Однократное обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти из числа сотрудников, указанных в пункте 3 настоящего Положения: руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции поведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации).

Как следует из материалов дела, уполномоченным должностным лицом МРУ Пробирная палата России по ДФО на основании распоряжения от ДАТА в период с ДАТА по ДАТА была проведена плановая документарная проверка исполнения ООО «Вэлком» требований законодательства РФ противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.

Ходатайство ООО «Вэлком» о продлении срока исполнения предписания было отклонено ввиду его поступления после окончания срока исполнения предписания.

По результатам проверки ДАТА должностным лицом Федеральной пробирной палаты был составлен акт , согласно которого были выявлены нарушения законодательства ООО «Вэлком» в указанной сфере; генеральному директору ООО «Вэлком» ФИО4ДАТА было выдано выше указанное предписание об устранении выявленных нарушений в срок до ДАТА, а именно: 1.) не предоставлены документы о том, что главный бухгалтер ООО «Вэлком» ФИО3 прошла обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, обучение в форме целевого инструктажа; 2.) разработанные правила внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём и финансирования терроризма утверждённые руководителем ООО «Вэлком», соответствующие требованиям Федерального закона от ДАТА № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Требованиям к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций) утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА соответствующие требованиям актуального законодательства, разработанные с учётом особенностей организации деятельность а штатной численности ООО «Вэлком»; 3.) анкету клиента АО «Солид Банк» по форме, утверждённой правилами заутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, излученных преступным путём и финансирования терроризма утверждённых руководителем ООО «Вэлком». 4.) распечатанные формализованные электронные сообщение о результатах проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента АО «Солид Банк», ФЭС 3-ФМ за период с ДАТА по ДАТА, направленные в Росфинмониторинг со значением «1»; 5.) внутренние сообщения о совершённых (8) операциях, подлежащих обязательному контролю, -документы, содержащие сведения об операциях сделках), подлежащих обязательному контролю, составленные сотрудников организации, выявившим операции, подлежащие контролю, согласно акта проверки.

На основании распоряжения п от ДАТА уполномоченным должностным лицом МРУ ФПП по ДФО в период с ДАТА по ДАТА была проведена внеплановая документарная проверка исполнения ООО «Вэлком» указанного предписания; по результатам составлен акт от ДАТА о неисполнении предписания. Было установлено, что ООО «Вэлком» предписание от ДАТА исполнило частично (частично исполнены п.1 и п.п.2 и 5), пункты 3 и 4 предписания в установленный срок не исполнены.

По истечении срока исполнения предписания ООО «Вэлком» ДАТА и ДАТА представило в МРУ Пробирной палаты России по ДФО с нарушением срока.

Ходатайство ООО «Вэлком» о продлении срока проверки от ДАТА, поступившее ДАТА, было отклонено ввиду поступления за сроком исполнения предписания.

Выше указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО «Вэлком» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ.

Факт совершения ООО «Вэлком» указанного административного правонарушения и его виновность подтверждается совокупностью собранных по делу допустимых и достоверных доказательства, в том числе: протоколом об административном правонарушении от ДАТА, предписанием ДАТА об устранении выявленных нарушений, распоряжениями о проведении проверки, актами проверки и иными материалами дела, а также пояснениями должностного лица МРУ Пробирной палаты по ДФО инспектора ФИО2

Данные доказательства отвечают требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении.

Предписание должностного лица МРУ Пробирной палаты по ДФО соответствует требованиям закона, вынесено правомочным лицом. Предписание юридическим лицом не обжаловано, соответственно с данным предписанием юридическое лицо согласилось, однако его требования в установленный срок исполнено не было, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, судья приходит к выводу о том, что в действиях ООО «Вэлком» содержится состав указанного административного правонарушения, квалифицированного по ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ как неисполнение предписаний, выносимых уполномоченным или соответствующим надзорным органом в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Доказательства, свидетельствующие о принятии Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма или о наличии объективных причин, исключающих возможность соблюдения вышеуказанных норм и правил, отсутствуют.

Оценивая размер подлежащего применению к юридическому лицу административного наказания, судья учитывает следующее.

Из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу судья учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ООО «Вэлком», судьей не установлено.

Оснований для освобождения ООО «Вэлком» от административной ответственности не усматривается.

В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается в случае угрозы жизни или здоровью людей, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Часть 3 ст. 15.27 КоАП РФ предусматривает назначение наказания для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Принимая во внимание характер и степень общественной опасности административного правонарушения, то, что к административной ответственности привлекается впервые, при рассмотрении дела вредных последствий не выявлено, в инкриминируемом правонарушении, судья считает, что менее строгий вид административного наказания сможет обеспечить достижение цели административного наказания нежели приостановление деятельности, обстоятельства дела, имущественное и финансовое положение юридического лица, с учетом положений, изложенных в п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которому судья, рассматривающий дела об административных правонарушениях может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, судья приходит к выводу о возможности наложения на ООО «Вэлком» за совершение данного административного правонарушения административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ, в размере .

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л :

Признать Общество с ограниченной ответственностью «Вэлком» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере

<данные изъяты>

<данные изъяты> суммы штрафа.

Постановление может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья