ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2530/2022 от 09.08.2022 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело №5-2530/2022

УИД 60RS0001-01-2022-006716-28

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

9 августа 2022 года <...>, ул. Петровская, д.24

Судья Псковского городского суда Псковской области Дуженко Л.В., рассмотрев дело в отношении перевозчика СТАС ЛОГИСТИК ЛТД (STAS LOGISTIK LTD), зарегистрированного по адресу: , о правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

СТАС ЛОГИСТИК ЛТД (STAS LOGISTIK LTD) сообщил таможенному органу недостоверные сведения весе брутто товара при убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза путем предоставления недействительных документов.

Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

26 марта 2022 года в 01 час 48 минут на таможенный пост МАПП Убылинка Псковской таможни () прибыл состав грузовых транспортных средств: седельный тягач «Mercedes Benz» регистрационный номер *** с полуприцепом «SCHMITZ» регистрационный номер ***, следующий под управлением гражданина Щ.И., работающего водителем СТАС ЛОГИСТИК ЛТД (STAS LOGISTIK LTD).

Фирма-перевозчик – СТАС ЛОГИСТИК ЛТД (STAS LOGISTIK LTD). Состав транспортных средств следовал из России в Болгарию. Отправителем товара является: OOO ***. Получатель товара: STAS LOGISTIK Ltd.

На т/п МАПП Убылинка Псковской таможни зарегистрировано сообщение об убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза №10209050/260322/5008448/001.

При убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза водитель перевозчика STAS LOGISTIK Ltd - Щ.И., предоставил на т/п МАПП Убылинка товаросопроводительные документы: CMR № б/н от 22.02.2022; INVOICE № 182 от 22.02.2022.

Согласно представленным ТСД перемещается товар – «древесная топливная пеллета» в биг бегах в количестве 21 грузового места, общим весом брутто – 21057 кг.

В соответствии с профилем риска 26.03.2022 было принято решение о проведении 100% таможенного досмотра товаров и выдано поручение на досмотр №10209050/260322/000564. В результате 100% таможенного досмотра в соответствии со ст.328 ТК ЕАЭС проводимого в присутствии водителя перевозчика СТАС ЛОГИСТИК ЛТД (STAS LOGISTIK LTD) Щ.И. (АТД №10209050/270322/000564), было установлено, что количество грузовых мест товара – 21, что соответствует указанному в товаросопроводительных документах. Общий вес брутто товара составил – 21582 кг, что на 525 кг больше заявленного в ТСД.

Какие-либо изменения (в части несоответствия о весе брутто товара) или обоснованные оговорки об отсутствии контроля со стороны перевозчика за погрузкой товара в транспортное средство, в указанные выше транспортные документы внесены не были.

В соответствии со ст.27.10 КоАП России 27.03.2022 изъят товар: «древесные топливные гранулы (пеллеты) цилиндрической формы светло-коричневого цвета. Товар расположен россыпью в складских черных и зеленых полимерных мешках. Без маркировки. Общее количество мешков-12 шт. Количество грузовых мест товара – часть места. Вес брутто товара – 525 кг.», по акту приема-передачи помещен на ответственное хранение на склад, ООО «» (по адресу: ).

Таким образом, при осуществлении таможенного контроля выявлено, что перевозчиком нарушены требования, установленные ст.89, ст.92 ТК ЕАЭС относительно предоставления таможенному органу Российской Федерации достоверных сведений о весе брутто товара.

Директор СТАС ЛОГИСТИК ЛТД (STAS LOGISTIK LTD) ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело без его участия и назначить наказание в виде конфискации предмета правонарушения.

Представитель Псковской таможни протокол поддержал по указанным в нем доводам.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.16.1 КоАП РФ административным правонарушением признается сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Согласно п.26 ч.1 ст.2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее-ТК ЕАЭС) перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.

В соответствии с требованиями ст.89 ТК ЕАЭС при международной перевозке автомобильным транспортом при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС перевозчик сообщает таможенному органу в числе прочих сведения о количестве грузовых мест, их маркировке, наименовании товаров, весе (брутто) товаров либо объеме товаров.

Данные сведения, согласно требованиям ст.80,89 ТК ЕАЭС, перевозчик сообщает путем представления таможенному органу следующих документов: международная транспортная накладная, имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары (инвойсы), транзитная декларация, декларация на товары.

Имеющийся у перевозчика пакет документов на транспортное средство и перевозимый именно в нем груз, должен соответствовать перечню документов, установленных пп.1 п.1 ст.89 ТК ЕАЭС, и, исходя из установленного правовыми актами и обычаями делового оборота порядка их заполнения и оформления, содержать сведения, подлежащие сообщению перевозчиком таможенному органу при убытии или прибытии товаров и транспортных средств с таможенной территории.

В соответствии со ст.4 Конвенции о договоре международной перевозки грузов от 19.05.1956 (далее - КДПГ) договор перевозки устанавливается накладной. В силу п.1 ст.9 КДПГ накладная, если не доказано противного, имеет силу договора относительно его условий и удовлетворения принятия груза перевозчиком. В ст.6 КДПГ определен перечень сведений, которые должна содержать накладная, к числу которых относится число грузовых мест, вес груза (брутто) или выраженное, в других единицах измерения количество груза, приняты обозначения характера груза.

Заключая договор перевозки, перевозчик должен знать предмет договора, проверить все сведения, указанные в накладной. Подпись перевозчика для контролирующих органов свидетельствует о соответствии фактически принятого к перевозке груза сведениям о нем, содержащимся в накладной.

Пунктом 3 ст.8 КДПГ предусмотрено право отправителя требовать проверки перевозчиком веса (брутто) груза, тем самым, признавая его право на проведение данной операции.

Статьей 8 КДПГ предусмотрены обязанности перевозчика при принятии груза, а именно: перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и размеров, внешнее состояние груза и его упаковка, если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность указанных записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки.

Данная обязанность не исключает возможности проверки перевозчиком также веса (брутто) товара, а при невозможности проверки веса (брутто) и маркировки товара – внесения в накладную соответствующих оговорок.

В случае если обоснованные оговорки перевозчиком в международную товарно-транспортную накладную (CMR) не вносились, имеющиеся в CMR штамп и подпись перевозчика подтверждают принятие им именно того груза, который указан в товаросопроводительных документах.

Таможенный кодекс ЕАЭС предоставляет перевозчику не право, а возлагает обязанность на последнего при международной перевозке сообщать таможенному органу в числе прочих сведения о наименовании товаров, их весе брутто и (или) объеме, количестве грузовых мест их маркировке независимо от течения обстоятельств организации перевозки.

Согласно ст.3 КДПГ перевозчик отвечает, как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, когда эти агенты или лица действуют в рамках возложенных на них обязанностей.

В соответствии с п.п. 25 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС перемещение товаров через таможенную границу Союза, в том числе с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, является незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза.

Как следует из примечания 2 к ст.16.1 КоАП России под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам и иные документы, не имеющие юридической силы.

Анализ товаросопроводительных документов показал, что какие-либо отметки о наличии обстоятельств, не дающих возможности водителю проверить товар на соответствие сведениям в СМR, в графе 18 отсутствуют.

В материалах дела имеется протокол опроса водителя перевозчика СТАС ЛОГИСТИК ЛТД (STAS LOGISTIK LTD) Щ.И.., согласно которому прибыл 26 марта 2022 года в 01:48 на таможенный пост МАПП Убылинка Псковской таможни на транспортном средстве - «Mercedes Benz» с целью вывоза с Таможенной территории Евразийского экономического союза товара - «древесная топливная пеллета» в биг бегах в количестве 21 грузового места, общим весом брутто – 21057 кг. на основании ТСД: CMR № б/н от 22.02.2022; INVOICE № 182 от 22.02.2022. Погрузка происходила в Костромской области на складе. При погрузке товара присутствовал, взвешивание товара на складе не производилось. Не знал и не предполагал о недостоверности заявленных сведений. При таможенном досмотре присутствовал, с результатами досмотра согласен.

СТАС ЛОГИСТИК ЛТД (STAS LOGISTIK LTD) обязан был сообщить таможенному органу достоверные сведения о количестве грузовых мест, их маркировке, наименовании товаров, весе (брутто) товаров либо объеме товаров путем представления товаросопроводительных документов и сведений, предусмотренных ст.89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в установленные сроки (ст.88 ТК ЕАЭС).

После принятия груза к перевозке ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, несет перевозчик. В соответствии с нормами международных нормативно-правовых актов для перевозок всеми видами транспорта существует единый подход к установлению порядка действий перевозчика при приемке груза к перевозке. Он характеризуется тем, что если перевозчик фактически не может реализовать свое право проверить достоверность сведений о грузе он должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки.

Установлено, что какие-либо отметки о наличии обстоятельств, не дающих возможности водителю проверить товар на соответствие сведениям в СМR, в графе 18 отсутствуют.

В данной ситуации водитель, при должной степени заботливости и осмотрительности, имел, кроме того, возможность внести обоснованные оговорки в CMR, свидетельствующие о том, что товар им фактически принят без проверки веса брутто товара. Не совершение подобных действий в свою очередь свидетельствует о не принятии всех зависящих и надлежащих мер для соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза. Из документов, имеющихся в деле, не усматривается наличия каких-либо препятствий в этом, учиненных перевозчику кем-либо.

Учитывая, что все действия юридического лица опосредованы, и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого юридического лица.

Таким образом, вина СТАС ЛОГИСТИК ЛТД (STAS LOGISTIK LTD) установлена, так как в соответствии с нормами ч.2 ст.2.1 КоАП РФ у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению и заключается в невыполнении обязанностей ст.89 ТК ЕАЭС, предусматривающих предоставление достоверных сведений о количестве грузовых мест, весе брутто и наименовании товаров при убытии с таможенной территории ЕАЭС.

Кроме того, вина СТАС ЛОГИСТИК ЛТД (STAS LOGISTIK LTD) подтверждается имеющимися материалами дела:

- протоколом опроса Щ.И. от 27.03.2022;

- протоколом изъятия вещей и документов от 27.03.2022;

- CMR №б/н от 22.02.2022;

- INVOICE №182 от 22.02.2022;

- ДТ №10131010/220222/3111593;

- актом таможенного осмотра №10209050/260322/000563;

- актом таможенного досмотра №10209050/270322/000564;

- иными материалами дела.

Санкцией ч.3 ст.16.1 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Согласно справке о привлечении к административной ответственности СТАС ЛОГИСТИК ЛТД (STAS LOGISTIK LTD) ранее не привлекался к административной ответственности по гл.16 КоАП России.

Смягчающим обстоятельством судом признается признание Обществом вины в совершении правонарушения.

С учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельств дела, отсутствием смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд считает возможным назначить наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.

Издержек по делу не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.9 и 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Перевозчика СТАС ЛОГИСТИК ЛТД (STAS LOGISTIK LTD) признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения, а именно:

- «древесные топливные гранулы (пеллеты) цилиндрической формы светло-коричневого цвета. Товар расположен россыпью в складских черных и зеленых полимерных мешках. Без маркировки. Общее количество мешков-12 шт. Количество грузовых мест товара – часть места. Вес брутто товара – 525 кг.».

Вышеуказанный товар – предмет административного правонарушения, помещён на ответственное хранение на склад ООО «» по адресу: .

Возложить на таможенный орган – Псковскую таможню – обязанность передать конфискованное имущество МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях.

Издержек нет.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья Л.В. Дуженко