Дело № 5-254/2019
42MS0035-01-2019-000906-30
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Кемерово 16 мая 2019 года
Центральный районный суд города Кемерово в составе судьи Лапиной Е.В.
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Иващенко А.О.,
защитника – Горцуева С.А.,
представителя контрольно-счетной палаты г. Кемерово ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КРФ об АП, в отношении должностного лица – начальника отдела реформирования жилищного хозяйства управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Кемерово Иващенко Анны Олеговны **.**.**** года рождения, уроженки ..., зарегистрированной по адресу: ... проживающей по адресу: г...
УСТАНОВИЛ:
В ходе проведения контрольно-счетной палатой г. Кемерово контрольного мероприятия «Проверка законности получения и использования средств бюджета города Кемерово, а также законности формирования, владения и распоряжения муниципальным имуществом» на объекте ООО «Первая управляющая компания» за период с **.**.**** (дата заключения договора на предоставление субсидии) по **.**.**** (дата оформления акта проверки), установлено, что между управлением жилищно-коммунального хозяйства от имени администрации города Кемерово (далее - УЖКХ города Кемерово) и ООО «Первая управляющая компания», заключен договор от **.**.****### на предоставление субсидий в целях возмещения затрат (далее – договор от **.**.****###-с/18). В результате проверки состава и площадей помещений, принятых ООО «Первая управляющая компания» в расчет размера субсидии выявлено, что часть помещений, расположенных по адресам: ...Б в соответствии с данными технического паспорта от **.**.**** и ЕГРН и имеют статус нежилых, а также имеются отклонения в данных о площади. В тоже время, эти помещения включены в расчет размера субсидии на основании наличия открытых лицевых счетов в базе «финдень», а также заключенных договоров краткосрочного найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования (далее – договор коммерческого найма), ордеров на проживание. В результате включения нежилой площади в расчет субсидии по ...Б с момента принятия домов в управление, УЖКХ администрации города Кемерово завышена сумма бюджетного финансирования, направленного на возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек. В нарушение статьи 78 БК РФ, пунктов 3.2., 8.2 Порядка предоставления субсидий, договора от **.**.****### УЖКХ администрации города Кемерово возмещены расходы, не подлежащие возмещению за счет средств субсидии в сумме 202304,07 рублей. В соответствии с пунктом 3.3.5 раздела 3 Постановления администрации города Кемерово от **.**.****### «Об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Кемерово» (далее - Постановление от **.**.****###) УЖКХ города Кемерово осуществляет учет выполненных работ, контролирует расходование бюджетных средств и производит учет движения бюджетных средств. Ответственным за выявленное нарушение является начальник отдела реформирования жилищного хозяйства управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Кемерово ФИО2, в функции и должностные обязанности которой входит организация управления муниципальным жилым фондом и ведение учета жилого фонда.
В судебном заседании представитель контрольно-счетной палаты г. Кемерово З, подтвердила факт правонарушения. При этом пояснила, что решением и.о. председателя комитета по управлению муниципальным имуществом от **.**.****### отменено решение комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово от **.**.****### «О внесении изменений в реестр муниципального имущества г. Кемерово», и принято новое решение от **.**.****### в том числе об исключении учетной записи с реестровым номером 84089 – нежилое помещение (3 этаж), расположенное по адресу: г. Кемерово, .... и включению в реестр муниципального имущества в качестве жилых помещений, расположенных по адресу: г. Кемерово, ..., расположенные на 3 этаже. Выявленные нарушения на момент проверки были частично устранены к моменту составления протокола об административном правонарушении.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Иващенко А.О., факт совершения правонарушения не признала, просила суд прекратить производство по делу об административном правонарушении за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, представив суду письменные пояснения, в которых указала, что в настоящее время выявленные и являющиеся по мнению контрольно-счетной палаты нежилые помещения в настоящее время учтены в реестре муниципального имущества в качестве жилых помещений, принимаются меры по регистрации права муниципальной собственности. В действительности все помещения имеют жилое назначение, в помещениях проживают граждане, вне зависимости от документарного оформления их статуса. Кроме того, в настоящее время приведены в соответствие расчеты с управляющей компанией относительно отклонения площадей, фактов излишне выплаченной субсидии не имеется.
Защитник Иващенко А.О. – Г полностью поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях Иващенко А.О., просил суд прекратить производство по делу в отношении Иващенко А.О. за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КРФ об АП образует нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Судом установлено, что контрольно-счетной палатой города Кемерово в соответствии со статьями 9, 10 Федерального закона от **.**.**** № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьями 3, 13 Положения «О контрольно-счетной палате города Кемерово», утвержденного решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от **.**.****### (далее - Положение ###), пунктом 1 плана деятельности КСП города Кемерово на 2019 год, распоряжением КСП города Кемерово от **.**.****###проведено контрольное мероприятие «Проверка законности получения и использования средств бюджета города Кемерово, а также законности формирования, владения и распоряжения муниципальным имуществом» на объекте Общество с ограниченной ответственностью «Первая управляющая компания», по результатам которого, в том числе, установлено, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от **.**.****### «О бюджете города Кемерово на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов», постановлением администрации города Кемерово от **.**.****### «О порядке предоставления субсидий на возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и коммунальные услуги по ценам и тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек» (далее – Порядок предоставления субсидий), между управлением жилищно-коммунального хозяйства от имени администрации города Кемерово (далее - УЖКХ города Кемерово) и ООО «Первая управляющая компания», заключен договор от **.**.****###-с/18 на предоставление субсидий в целях возмещения затрат (далее – договор от **.**.****###-с/18).
Предметом договора от **.**.****###-с/18 является предоставление из бюджета города Кемерово в 2018 году ООО «Первая управляющая компания» субсидий в целях возмещения недополученных доходов и/или возмещения фактически понесенных затрат, возникших у Общества в 2018 году в связи с оказанием собственникам и нанимателям жилых помещений, расположенных в жилых домах согласно приложению ### (список домов, обслуживаемых ООО «Первая управляющая компания» на **.**.**** по видам благоустройства), услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома по ценам, не обеспечивающим возмещение издержек, связанных с применением установленных органом местного самоуправления пониженных размеров платы за содержание жилого помещения для граждан, включая дополнительные затраты получателя в связи с необходимостью соблюдения Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, и не покрываемых сборами за содержание жилого помещения. Договор подписан с обеих сторон.
В результате проверки состава и площадей помещений, принятых Обществом в расчет размера субсидии выявлено, что часть помещений, расположенных по адресам: ...Б в соответствии с данными технического паспорта от **.**.**** и ЕГРН и имеют статус нежилых, а также имеются отклонения в данных о площади. В тоже время, эти помещения включены в расчет размера субсидии на основании наличия открытых лицевых счетов в базе «финдень», а также заключенных договоров краткосрочного найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования (далее – договор коммерческого найма), ордеров на проживание.
УЖКХ администрации города Кемерово принят составленный Обществом расчет размера субсидий на основании договора от **.**.****###-с/18 включающий в себя в том числе 442,8 м2 нежилых помещений, расположенных по ....26.
Общество, руководствуясь наличием договоров коммерческого найма, которые были заключены Комитетом по жилищным вопросам администрации города Кемерово (далее – КЖВ администрации города Кемерово) на нежилые помещения, расположенные по адресу ..., ежемесячно включало нежилые помещения общей площадью 442,8 м2 в расчет размера субсидии.
Контрольно-счетной города Кемерово был направлен запрос в комитет по жилищным вопросам администрации города Кемерово о подтверждении статуса «жилые» муниципальных помещений, расположенных в доме по адресам: ...Б. Запрос был перенаправлен в КУМИ города Кемерово по компетенции. КУМИ города Кемерово в письме от **.**.****###, предоставлена информация о квадратуре нежилых площадей вышеуказанных домов, а также копия распоряжения администрации города Кемерово от **.**.****###, где указано, что общая площадь нежилых помещений, расположенных на третьем этаже общежития по ... составляет 648,8 м2, а это согласно данным технического паспорта является площадью всего третьего этажа. Документов о переводе помещений третьего этажа из статуса «нежилые» в статус «жилые» КУМИ города Кемерово не предоставлено.
По сведениям ЕГРН, предоставленным Обществом, данные о регистрации прав на помещения, расположенные на третьем этаже вышеуказанного дома, отсутствуют.
Кроме того контроль-счетной палатой города Кемерово установлено, что помещения общей площадью 59,9 м2 (2 этаж) в том числе: комната ### площадью 43,3 м2 и комната ### площадью 16,6 м2, расположенные по адресу ...Б являются нежилыми. На указанные помещения между КУМИ города Кемерово и Кемеровской Региональной Благотворительной Общественной организацией помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Возвращение» (далее – КРБОО «Возвращение») заключен договор от **.**.****### безвозмездного пользования объектом муниципального имущества города Кемерово (далее – договор от **.**.****###). Копия договора от **.**.**** предоставлена КРБОО «Возвращение» Обществу **.**.****, что подтверждено отметкой о регистрации входящих документов.
В ходе проверки информация о том, что комнаты №### и 208 общей площадью 59,9 м2 являются нежилыми, подтверждена письмом КУМИ города Кемерово от **.**.****###. При осмотре муниципальных помещений ### и ### комиссией в составе работников КСП города Кемерово, представителей Управляющей компании и собственников жилых помещений установлено, что в данных комнатах КРБОО «Возвращение» разместило людей (освободившихся из мест заключения) для проживания. Соответственно условия договора составленные, как для нежилого помещения КРБОО «Возвращение» не соблюдаются.
Общество ежемесячно включало в расчет размера субсидии площадь нежилых помещений №### и 208 – 59,9 м2 на основании данных о фактическом проживании людей в указанных комнатах.
УЖКХ администрации города Кемерово принят составленный Обществом расчет размера субсидий на основании договора от **.**.****###-с/18 включающий в себя в том числе 59,9 м2 нежилых помещений, расположенных по ...Б.
Дальнейшая сверка данных о помещениях и их площадях, расположенных по ... Б, включенных в расчет размера субсидии с данными ЕГРН, выявила наличие следующих отклонений:
- комната ### площадью 16,8 м2, учитываемая в расчете размера субсидии в качестве отдельного помещения фактически объединена с комнатой ###, таким образом ее площадь учтена в расчете дважды;
- площади двадцати помещений, по данным поквартирных карточек не совпадают с данными ЕГРН;
- одиннадцать муниципальных помещений общей площадью 263,4 м2 учтены в составе общей площади в качестве нежилых без разделения на отдельные объекты, при этом, фактически в них проживают квартиросъемщики на основании ордеров, выданных ОАО «Кемеровский мясокомбинат».
В ходе проверки документов-оснований предоставления помещений для проживания по договорам социального найма выявлен факт передачи комнаты ### площадью 10,1 м2 в МКД по адресу: ...Б на хранение гражданину ЛЛ согласно договору от **.**.****### (далее – договор от **.**.****###), заключенному с КЖВ администрации города Кемерово со сроком действия до **.**.****. По условиям договора от **.**.****### гражданин ЛЛ может использовать переданное ему на хранение имущество, в том числе и для проживания в нем.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что после истечения срока действия договора хранения от **.**.****### на комнату ###, заключенного с гражданином ЛЛ не подписан договор с новым сроком действия, предоставляющий ему законное основание для проживания в указанном помещении, а значит и выделения субсидий по текущему содержанию на данную площадь.
В результате включения нежилой площади в расчет субсидии по ...Б с момента принятия домов в управление, УЖКХ администрации города Кемерово завышена сумма бюджетного финансирования, направленного на возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек.
На основании вышеизложенного, в нарушение статьи 78 БК РФ, пунктов 3.2., 8.2 Порядка предоставления субсидий, договора от **.**.****### УЖКХ администрации города Кемерово возмещены расходы, не подлежащие возмещению за счет средств субсидии в сумме 202304,07 рублей.
Факт правонарушения объективно подтверждается представленными и исследованными в судебном заседании доказательствами: протоколом об административном правонарушении от **.**.****, трудовым договором от **.**.**** о принятии на работу на должность муниципального служащего в отдел организации реформирования жилищного хозяйства УЖКХ Иващенко А.О., дополнительными соглашениями к трудовому договору; приказом заместителя главы г. по вопросам жизнеобеспечения городского хозяйства от **.**.**** о переводе Иващенко А.О. на должность начальника отдела организации реформирования жилищного хозяйства УЖКХ; должностной инструкцией начальника отдела организации реформирования жилищного хозяйства УЖКХ, с которой Иващенко А.О. ознакомлена; актом контрольно-счетной палаты от **.**.****###, составленного по результатам контрольного мероприятия проверки законности получения и использования средств бюджета города Кемерово, законности формирования, владения и распоряжения муниципальным имуществом на объекте ООО «Первая управляющая компания»; ответом заместителя главы г. Кемерово Л от **.**.****; договором на предоставление субсидий в целях возмещения затрат от **.**.**** с приложениями к нему; техническим паспортом на жилой дом по ...; ответом председателя комитета по управлению муниципальным имуществом от **.**.**** о том, что в муниципальную собственность г. Кемерово на основании распоряжения администрации г. Кемерово от **.**.****### принято профессионального технического училища, расположенного по просп. Кузнецкий 165 Б (в реестре муниципального имущества значится нежилое помещение общей площадью 2876, 6 кв.м) (л.д. 143-144, 154); на основании распоряжения администрации г. Кемерово от **.**.****### в муниципальную собственность принято общежитие по ... (в реестре муниципальной собственности значатся помещения общей площадью 1531,5 кв.м, из них нежилые помещения – 713,1 кв.м, жилые помещения – 818,4 кв.м.); распоряжением администрации г. Кемерово от **.**.****### о принятии в муниципальную собственность принято общежития по ... с нежилыми помещениями, расположенными на 3 этаже; распоряжением администрации г. Кемерово от **.**.****### о принятии в муниципальную собственность профессионального технического училища, расположенного по просп. Кузнецкий 165 Б; договором безвозмездного пользования объекта муниципального имущества г. Кемерово от **.**.**** помещений ### и ###, расположенных по просп. Кузнецкому 135Б; договором хранения помещения от **.**.****### с ЛЛ; техническим паспортом на жилой дом по просп. Кузнецкому 135Б
Собранные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми, и достоверными, а в совокупности достаточными для установления обстоятельств, подтверждающих виновность должностного лица – Иващенко А.О. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КРФ об АП.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям ст.28.2 КРФ об АП, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, и оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных сведений не имеется.
Суд квалифицирует действия Иващенко А.О. по ст. 15.14 Ко АП РФ как нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации в целях, не соответствующих частично целям, определенным договором (соглашением), являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, поскольку должностное лицо Иващенко А.О. в нарушение статьи 78 БК РФ, пунктов 3.2., 8.2 Порядка предоставления субсидий, договора от **.**.****###-с/18 УЖКХ администрации города Кемерово допустила тот факт, что были возмещены расходы, не подлежащие возмещению за счет средств субсидии в сумме 202304,07 рублей, так как в результате включения нежилой площади в расчет субсидии по ...Б с момента принятия домов в управление, УЖКХ администрации города Кемерово завышена сумма бюджетного финансирования, направленного на возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек.
Доводы защитника об отсутствии вины Иващенко А.О. в совершении административного правонарушения отклоняются, поскольку являясь должностным лицом – начальником отдела реформирования жилищного хозяйства в силу должностной инструкции (пункты 2.4, 3.7), в ее обязанности входит организация управления муниципальным жилым фондом и ведение учета жилого фонда.
Доводы Иващенко А.О., изложенные в ее письменных пояснениях относительно того, что нарушение порядка и правильности начисления платы является нарушением лицензионных требований управляющей организацией, несостоятельны, поскольку в силу пункта 3.3.5 раздела 3 Постановления администрации города Кемерово от 07.06.2008 № 91 «Об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Кемерово» УЖКХ города Кемерово осуществляет учет выполненных работ, контролирует расходование бюджетных средств и производит учет движения бюджетных средств, в связи с чем ответственность за нецелевое использование денежных средств бюджета возлагается на главного распорядителя (УЖКХ Администрации г. Кемерово), а в данном случае на должностное лицо УЖКХ Администрации г. Кемерово.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с пунктом 3.3.5 раздела 3 Постановления администрации города Кемерово от 07.06.2008 № 91 «Об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Кемерово» (далее - Постановление от 07.06.2008 № 91) УЖКХ города Кемерово осуществляет учет выполненных работ, контролирует расходование бюджетных средств и производит учет движения бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 5.1. раздела 5 Постановления от 07.06.2008 № 91 непосредственное руководство деятельностью Управления осуществляет начальник Управления. В соответствии с пунктами 5.6., 5.7. раздела 5 Постановления от 07.06.2008 № 91 начальник управления имеет двух заместителей. В состав Управления входят: отдел коммунального обеспечения, отдел организации реформирования жилищного хозяйства, юридический отдел. В функции отдела организации реформирования жилищного хозяйства входит составление и подписание договоров на предоставление субсидий. Сверка площадей МКД включаемых в договоры на предоставление субсидий.
В соответствии с пунктами 2.4, 3.7 должностной инструкции начальника отдела реформирования жилищного хозяйства управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Кемерово в функции и должностные обязанности Иващенко А.О. входит организация управления муниципальным жилым фондом и ведение учета жилого фонда.
Таким образом, должностным лицом – начальником отдела реформирования жилищного хозяйства управления жилищно-коммунального хозяйства Иващенко А.О. не ненадлежащим образом были исполнены служебные обязанности, что впоследствии привело в нецелевому использованию бюджетных средств.
Срок привлечения к административной ответственности не истек.
При назначении административного наказания, судья учитывает характер правонарушения, имущественное и семейное положение, личность виновного.
Обстоятельствами смягчающими наказание является принятие мер к устранению выявленных нарушений к моменту рассмотрения дела, однако это не исключает административной ответственности Иващенко А.О., поскольку нарушения были устранены после составления акта проверки административным органом. При этом из имеющихся в материалах дела документов не следует, что при предоставлении субсидии за период 2018 год, денежные средства в размере 202304,07 рублей расходовались на возмещение издержек в отношении жилых помещений. Переоформление документов в отношении недвижимого имущества и возникновение права муниципальной собственности имело место лишь в 2019 году.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.
Учитывая, вышеизложенные обстоятельства дела в их совокупности, с учетом данных о личности Иващенко А.О., которая впервые привлекается к административной ответственности, суд полагает необходимым назначить ей наказание в виде административного штрафа, что позволит обеспечить достижение целей административного наказания, предупреждение совершение новых правонарушений.
На основании изложенного и ст.ст. 29.7-29.10 КРФ об АП, суд
П О С Т А Н О В И Л :
Признать должностное лице – начальника отдела реформирования жилищного хозяйства управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Кемерово Иващенко Анну Олеговну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Кемеровской области (контрольно-счетная палата города Кемерово; ИНН <***>; КПП 420501001);
Банк получателя: Отделение Кемерово; БИК 043207001; р/с <***>; ОКТМО 32701000; ОГРН <***>; ОКПО 37691418;
КБК ###
Наименование платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение бюджетного законодательства.
Судья Лапина Е.В.