ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-254/2016 от 05.12.2016 Переславского районного суда (Ярославская область)

Дело № 5-254/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Переславль-Залесский

5 декабря 2016 г.

Судья Переславского районного суда Ярославской области Шашкин Д.А., должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, ст. инспектора отдела по вопросам миграции МО МВД России «Переславль-Залесский» <Г.>, привлекаемой к административной ответственности Обедняк С.В., при секретаре Ткач Т.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном части 4 статьи 18.8 КоАП РФ в отношении Обедняк <С.В.>, <персональные данные скрыты>, ранее привлекавшейся к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протокола об административном правонарушении ПСЛ №1884/162 от 01.12.2016 г., составленного старшим инспектором отдела по вопросам миграции МО МВД России «Переславль-Залесский» <Г.>, Обедняк С.В., как иностранной гражданке, ранее привлекавшийся в административной ответственности по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ, вменяется в вину нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в том, что она в связи с пребыванием в Российской Федерации не зарегистрировалась в установленном законом порядке, а именно 11.11.2015 г. гражданка <данные изъяты> Обедняк С.В. въехала на территорию РФ, встала на миграционный учет по адресу : <адрес скрыт>, 22.01.2016 г. получила свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ, 12.02.2016 г. сменила регистрацию на адрес: <адрес скрыт> со сроком до 03.12.2016 г., 28.05.2016 г. выехала из РФ в <данные изъяты>, 04.06.2016 г. вновь въехала на территорию РФ, однако по месту пребывания не зарегистрировалась, чем нарушила режим пребывания в РФ в соответствии со ст.ст.20, 22 Федерального закона от 18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996 г.№114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Обедняк С.В. в судебном заседании вину в совершенном правонарушении не признала, факт выезда из РФ 28.05.2016 г. и возвращении в РФ 04.06.2016 г. подтвердила, но указала, что имеет свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ, оно выдавалось взамен национального паспорта, который на время действия свидетельства был изъят у нее в Управлении миграционной службы по Ярославской области, перед выездом из РФ в <данные изъяты>, который носил краткосрочный характер, она обратилась в Управление, просила выдать ее национальный паспорт и о намерении выехать из РФ сообщила, у нее свидетельство о предоставлении временного убежища забрали и выдали обратно национальный паспорт, по возвращении из <данные изъяты> в РФ в Управлении ей вновь выдали ранее оформленное на ее имя свидетельство о предоставлении временного убежища и изъяли национальный паспорт, при этом на ее вопрос о том, необходима ли регистрации по месту пребывания, сотрудником миграционной службы ей было сообщено, что таковую производить вновь не надо, препятствий для нее зарегистрироваться не было, этого не сделала будучи неправильно информированной сотрудником миграционной службы.

Старший инспектор отдела по вопросам миграции МО МВД России «Переславль-Залесский» <Г.> в судебном заседании требование о привлечении Обедняк С.В. к административной ответственности поддержала, указав, что регистрация по месту пребывания у Обедняк С.В., как иностранной граждански, погашалась автоматически при пересечении ею государственной границы при выезде из РФ, в связи с чем она обязана была зарегистрироваться вновь, такую регистрацию должна была сделать в территориальном подразделении миграционной службы в г. Переславль-Залесский, в Управлении миграционной службы по Ярославской области такой информации, что регистрироваться не надо, Обедняк С.В. сообщить по ее мнению не могли.

Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно части 4 статьи 18.8 КоАП РФ повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Из содержания данной нормы с учетом положений частей 1 и 2 статьи 18.8 КоАП РФ следует, что административной ответственности по ней подлежит иностранный гражданин или лицо без гражданства, совершившее повторно в течение года нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий.

Таким образом состав указанного административного правонарушения характеризуется в том числе виновным нарушением положений статьи 29.1 Федерального закона от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно которой миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным законом о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, и, соответственно, в том числе положений статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №109-ФЗ), согласно части 1 которой иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Данный порядок учета иностранных граждан по месту пребывания установлен Главой 4 Федерального закона №109-ФЗ и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 г. №9. Согласно указанных Правил их Раздел IV предусматривает особенности регистрации по месту жительства и по месту пребывания отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства. К числу таких категорий иностранных граждан или лиц без гражданства относятся в том числе иностранные граждане, получившие временное убежище в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 г. №4528-1 «О беженца» (далее Федеральный закон №4528-1).

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона №4528-1 предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с данной нормой существует Порядок предоставления временного убежища на территории РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 г. №274, в соответствии с пунктом 14 которого лицо, получившее временное убежище, обязано встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Из совокупности указанных положений применительно к событию рассматриваемого административного правонарушения следует, что Обедняк С.В., как иностранная гражданка, даже будучи лицом, кому предоставлено временное убежище, по общему правилу обязана вставать на учет по месту пребывания.

Из материалов дела, и в частности копии свидетельства о предоставлении временного убежища <номер скрыт> от 22.01.2016 г., известно, что Обедняк С.В. действительно является иностранной гражданкой, которой предоставлено временное убежище до 03.12.2016 г. При этом согласно копии того же свидетельства о предоставлении временного убежища, а так же отрывного талона уведомления о прибытии от 12.02.2016 г., Обедняк С.В. после смены места пребывания с 12.02.2016 г. была зарегистрирована по новому месту пребывания по адресу: <адрес скрыт>, со сроком пребывания до 03.12.2016 г. Кроме того пояснениями самой Обедняк С.В. и распечаткой из базы данных учета иностранных граждан ФМС России действительно установлено, что Обедняк С.В. 28.05.2016 г. выехала из РФ в <данные изъяты> и 04.06.2016 г. вновь въехала на территорию РФ. Именно с фактом выезда Обедняк С.В. 28.05.2016 г. с территории РФ должностным лицом, составившим протокол об административным правонарушении, связывается прекращение ее регистрации по месту пребывания и обязанность вновь зарегистрироваться по месту пребывания после въезда на территорию РФ 04.06.2016 г.

Вместе с тем, оценивая данную ситуацию, судья исходит из следующего.

Так, пунктом 4 статьи 12 Федерального закона №4528-1 предусмотрено, что правовое положение лица, получившего временное убежище, определяется настоящим Федеральным законом, а так же другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. То есть, среди Федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, устанавливающих правовое положение иностранных граждан, для иностранных граждан, получивших временное убежище, Федеральный закон №4528-1 содержит специальные нормы, подлежащие применению.

Так, действительно, как указано в протоколе об административном правонарушении к порядку учета иностранных граждан по месту пребывания, подлежат применению в качеств общих норм статья 20 Федерального закона №109-ФЗ, устанавливающая обязательность учета иностранных граждан по месту пребывания, и статья 22 того же Федерального закона №109-ФЗ, устанавливающая порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания, а кроме того статья 23 того же Федерального закона №109-ФЗ, которой установлены основания и порядок снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания. И действительно, как указано инспектором отдела миграции <Г.> в суде, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона №109-ФЗ снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания производится в осуществляется в случае выезда иностранного гражданина из Российской Федерации и осуществляется органом миграционного учета после получения сведений о выезде данного иностранного гражданина из Российской Федерации от пограничного органа федеральной службы безопасности в соответствующем пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Однако, поскольку Обедняк С.В. является иностранной гражданкой, получившей временной временное убежище, к ней подлежат применению в первую очередь специальные нормы, установленные Федеральным законом №4528-1. Как указано выше, в соответствии со статьей 12 Федерального закона №4528-1 и пунктом 14 Порядка предоставления временного убежища на территории РФ порядок и условия постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина, получившего временное убежище, установлены Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», то есть к порядку и условиям именно постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина, получившего временное убежище, подлежит применению общая норма – статья 22 Федерального закона №109-ФЗ. Вместе с тем, те же статья 12 Федерального закона №4528-1 и пункт 14 Порядка предоставления временного убежища на территории РФ по вопросу, касающемуся условий снятия с учета по месту пребывания иностранного гражданина, получившего временное убежище, ссылок на применение общих норм Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» не содержат, а устанавливает специальные, подлежащие применению именно к иностранному гражданину, получившему временное убежище, условия снятия с учета по месту пребывания. Так, согласно пункта 14 Порядка предоставления временного убежища на территории РФ иностранный гражданин, получивший временное убежище, обязан сняться с учета в территориальном органе миграционной службы при изменении места пребывания и в течение 7 дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальный орган Федеральной миграционной службы. Кроме того, пунктом 3 статьи 12 Федерального закона №4528-1 предусмотрено, что лицу, получившему временное убежище, выдается свидетельство установленной формы, которое является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания. Пунктом 12 Порядка предоставления временного убежища на территории РФ предусмотрено, что временное убежище предоставляется на срок до 1 года и может быть продлен, а пунктом 16 того же Порядка предусмотрена возможность утраты иностранным гражданином временного убежище, что имеет место в случаях, когда устранены обстоятельства, послужившие основанием для предоставления временного убежища, либо когда им получено право на постоянное проживание на территории РФ или приобретено гражданство РФ или гражданство другого государства, либо когда он выехал к месту жительства за пределы территории РФ.

Из данных норм следует, что снятие с учета по месту пребывания иностранного гражданина, получившего временное убежище, возможно только при изменении им места пребывания, а так же при истечении срока предоставления временного убежища или при утрате временного убежища.

Так же следует отметить, что выезд иностранного гражданина, которому предоставлено временное убежище, из Российской Федерации законодательством о их правовом положении без прекращения статуса лица, кому предоставлено временное убежище, не предусмотрен. Так, пунктов 9 и 10 Порядка предоставления временного убежища на территории РФ свидетельство о предоставлении временного убежища является документом, удостоверяющим личность его владельца на территории Российской Федерации, и при его получении паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность владельца, передаются им на хранение в территориальный орган Федеральной миграционной службы, выдавший свидетельство. Соответственно, поскольку для выезда из РФ иностранный гражданин должен иметь национальный паспорт, он может его получить в территориальном органе миграционной службы только сдав свидетельство о предоставлении временного убежища с указанием того, что намерен выехать за пределы РФ, что в соответствии с пунктом 16 Порядка предоставления временного убежища на территории РФ влечет утрату временного убежища, и это в свою очередь должно сопровождаться снятием иностранного гражданина с учета по месту пребывания. Возможность выезда иностранного гражданина, которому предоставлено временное убежище, с территории РФ на краткосрочный период с сохранением за таким иностранным гражданином статуса лица, кому предоставлено временное убежище, Федеральным законом №4528-1 и Порядком предоставления временного убежища на территории РФ не предусмотрено.

Однако, как следует из фактических обстоятельств дела, Обедняк С.В., обратившись в Управление миграционной службы за получением ранее сданного ею при получении свидетельства о предоставлении временного убежища национального паспорта, сдав свидетельство о предоставлении временного убежища и указав, что намерена выехать в государство <данные изъяты>, гражданской которого она фактически является, должностными лицами миграционной службы Обедняк С.В. утратившей статус лица, кому было предоставлено временное убежище, не признавалась, ее свидетельство о предоставлении временного убежища аннулировано не было и, как следует из материалов дела, оно ей при возвращении в РФ 04.06.2016 г. было вручено вновь, то есть Обедняк С.В., начиная с 22.01.2016 г., вплоть до настоящего времени не смотря на то, что покидала территорию РФ в этот промежуток времени, продолжает являться иностранной гражданкой, кому предоставлено временное убежище. Таким образом, орган миграционного контроля взял на себя вопреки установленного законом порядка ответственность, что за иностранным гражданином, имеющим статус лица, которому предоставлено временное убежище, при выезде его за пределы РФ сохранил ему таковой статус, причем как на период выезда из РФ, так и на последующее время, когда данный иностранный гражданин вновь въехал в РФ и получил ранее выданное ему свидетельство о предоставлении временного убежища. Орган миграционного контроля, действуя в таком порядке, когда не смотря на выезд Обедняк С.В. из РФ сохранил за ней, как иностранной гражданкой, статус лица, кому предоставлено временное убежище, именно поэтому был лишен правовых оснований, предусмотренных Федеральным законом №4528-1 и Порядком предоставления временного убежища на территории РФ, для снятия Обедняк С.В. с регистрационного учета, чему соответствуют и фактические действия сотрудников миграционной службы, выразившиеся в том, что с регистрационного учета Обедняк С.В. снята не была, отметка в ее свидетельстве о предоставлении временного убежища о снятии с регистрации по месту пребывания сделана не была. В связи с этим Обедняк С.В., возвратившись в РФ 04.06.2016 г. и получив ранее имевшееся у нее свидетельство о предоставлении временного убежища с отметкой о регистрации по месту пребывания, и продолжая после возвращения в РФ пребывать по тому же адресу, где и была зарегистрирована первоначально, фактически сохранила регистрацию по месту пребывания, и вновь регистрироваться была не должна.

При указанных обстоятельствах доводы инспектора отдела миграции <Г.> о том, что регистрация Обедняк С.В. прекратилась автоматически при ее выезде из РФ 28.05.2016 г. суд находит несостоятельными. При этом следует учесть, что такие доводы несостоятельны и потому, что Федеральным законом №109-ФЗ и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ автоматического прекращения регистрации иностранного гражданина по месту пребывания не предусмотрено, а существует определенная процедура снятия с регистрационного учета в месте пребывания, которая согласно пункта 40 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, а так же соответствующего ему пункта 105 Административного регламента предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в российской федерации, утвержденного приказом ФМС России от 29.08.2013 г. №364, предусматривает необходимость совершения должностным лицом территориального органа миграционной службы определенных действий, а именно должностное лицо территориального органа инерционной службы при снятии иностранного гражданина с учета по месту пребывания должно произвести фиксацию в своих учетных документах сведений о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания с внесением соответствующей информации в государственную информационную систему миграционного учета. Данных о том, что снятие Обедняк С.В. в указанном порядке должностными лицами миграционной службы было произведено и она после ее выезда из РФ 28.05.2016 г. была с регистрационного учета снята фактически, суду не представлено. Наоборот, согласно имеющейся в материалах дела распечатки из базы данных учета иностранных граждан на Обедняк С.В. по состоянию на 01.12.216 г. она, начиная с 12.02.2016 г., продолжает числиться на учете по месту пребывания по адресу: <адрес скрыт>, со сроком пребывания до 03.12.2016 г.

Таким образом, Обедняк С.В.требования статей 20, 22 Федерального закона №109-ФЗ, обязывающих ее, как иностранную гражданку, регистрироваться по месту пребывания, не нарушала, что в связи с чем ее вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, отсутствует и, соответственно, отсутствует ее вина и в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 КоАП РФ.

Отсутствие вины в совершении административного правонарушения на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем производство по делу в отношении Обедняк С.В. подлежит прекращению по данному основанию.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу в отношении Обедняк <С.В.> о совершении ею административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 КоАП РФ, прекратить в связи с отсутствием в ее деянии состава указанного административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Переславский районный суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления.

Судья:

Д.А. Шашкин