ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-254/2021УИД250008-01-2021-001254-24 от 15.09.2021 Дальнереченского районного суда (Приморский край)

№5-254/2021 УИД 25RS0008-01-2021-001254-24

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Дальнереченск 15 сентября 2021 года

Судья Дальнереченского районного суда Приморского края Покулевская И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – администрации Дальнереченского городского округа Приморского края, юридический адрес: г. Дальнереченск Приморского края, ул. Победы, д. 13, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении администрация Дальнереченского городского округа, находящаяся по адресу: Приморский край, г.Дальнереченск, ул. Победы, д. 13, являясь должником по исполнительному производству , возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного Дальнереченским районным судом ДД.ММ.ГГГГ, которым обязана привести участок местности, расположенный на территории Дальнереченского городского округа на расстоянии 1 км от бывшего СПТУ-54, в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и выполнить работы по ликвидации отходов в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в 16 часов 00 минут 14.07.2021 года не исполнила требования неимущественного характера, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем в требовании от 05.05.2021 года, после вынесения постановления о наложении административного штрафа.

В отношении администрации Дальнереченского городского округа Приморского края составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ.

В судебном заседании и в возражениях законный представитель и защитники администрации Дальнереченского городского округа указали о невозможности исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в установленный судебным приставом-исполнителем срок по причине передачи земельного участка, на котором расположена городская свалка, в постоянное (бессрочное) пользование Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, в связи с финансированием проектно-изыскательских работ по ее рекультивации Правительством Приморского края. Просили в случае признания юридического лица виновным назначить административный штраф с применением положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, ссылаясь на наличие большой кредиторской задолженности и приостановление операций по расходованию бюджетных средств.

Судебный пристав-исполнитель ФИО1 настаивала на привлечении администрации Дальнереченского ГО к административной ответственности по ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Выслушав защитников юридического лица, судебного пристава-исполнителя, изучив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ст. 26.11 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, подлежат оценке доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В целях охраны земель п.п. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Дальнереченским районным судом, согласно которому на администрацию Дальнереченского городского округа Приморского края возложена обязанность привести участок местности на расстоянии 1 км от бывшего СПТУ-54 на территории Дальнереченского городского округа (городская свалка) в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, выполнить работы по ликвидации с данной территории отходов в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28.07.2016 года с должника администрации Дальнереченского ГО взыскан штраф за неисполнение исполнительного листа в добровольном порядке в установленный срок.

05.05.2021 года судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Дальнереченского ГО вынесено требование об исполнении указанного исполнительного документа в срок до 16 часов 14.04.2021 года.

Согласно акту от 15.07.2021 года установлено, что названное требование администрацией Дальнереченского ГО исполнено не было.Между тем, из представленных документов следует, что в 2016-2018 годах администрация Дальнереченского ГО неоднократно обращалась в Администрацию Приморского края для выделения денежных средств на проведение мероприятий, связанных с рекультивацией городской свалки.

Постановлением администрации Дальнереченского ГО от ДД.ММ.ГГГГ прекращена эксплуатация городской свалки.

Постановлением Администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена государственная программа Приморского края "Охрана окружающей среды Приморского края" на 2013 - 2021 годы", управление которой согласно п. 5.1 осуществляется ответственным исполнителем – Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края совместно с соисполнителями: Департаментом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края, Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Приморского края, Департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края и Департаментом градостроительства Приморского края.

Как следует из п. 5.2 реализация мероприятий подпрограммы №1 "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Приморском крае" осуществляется Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Приморского края, Департаментом градостроительства Приморского края, Департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края посредством предоставления субсидий, выделяемых из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на ликвидацию накопленного ущерба в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории муниципальных образований Приморского края, в порядке согласно приложению №15 к государственной Программе.

Согласно п. 3 указанного Приложения №15 субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований, если земельный участок, который использовался под размещение (свалку) ТКО, поставлен на кадастровый учет, относится к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; не включен в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Приморского края как действующий и (или) планируемый к эксплуатации объект размещения отходов; не эксплуатируется в связи с его закрытием на основании решения органа местного самоуправления.

Во исполнение письма заместителя директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 17.01.2019 года, 29.03.2019 года постановлением администрации Дальнереченского ГО №216 была утверждена схема расположения земельного участка, на котором расположена городская свалка, земельный участок поставлен на кадастровый учет.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края заключен государственный контракт, предметом которого является выполнение проектно-изыскательских работ по рекультивации нарушенных земель на земельном участке на территории свалки твердых коммунальных отходов Дальнереченского ГО.

На основании письма директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Дальнереченского ГО от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края в целях подготовки мероприятий для проведения работ по рекультивации нарушенных земель на земельном участке на территории свалки твердых коммунальных отходов Дальнереченского ГО.

ДД.ММ.ГГГГ государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ был расторгнут без исполнения.

Постановлением Администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждена государственная программа Приморского края "Охрана окружающей среды Приморского края" на 2020 – 2027 годы", управление которой осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края совместно с Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, Министерством строительства Приморского края и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Приморского края.

В соответствии с п. 5.2 реализация мероприятий подпрограммы №1 "Обращение с отходами в Приморском крае" осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Приморского края, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края и Министерством строительства Приморского края, задачей подпрограммы является ликвидация накопленного вреда окружающей среде.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края заключен государственный контракт, предметом которого является выполнение проектно-изыскательских работ по рекультивации нарушенных земель на земельном участке на территории свалки твердых коммунальных отходов Дальнереченского ГО, срок выполнения работ по контракту определен по 25.11.2020 года.

28.09.2020 года администрацией Дальнереченского ГО подрядчику были представлены сведения, необходимые для составления сметного расчета.

12.10.2020 года администрацией Дальнереченского ГО были проведены общественные обсуждения (слушания) по проектной документации по объекту «Рекультивация нарушенных земель на земельном участке на территории свалки твердых коммунальных отходов Дальнереченского ГО».

27.04.2021 года администрацией Дальнереченского ГО были проведены повторные общественные обсуждения (слушания) по указанному объекту, 20.07.2021 года в адрес подрядчика по государственному контракту направлена информация о дальнейшем целевом назначении земельного участка после работ по его рекультивации.

Из ответа министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 29.07.2021 года следует, что в рамках контракта предусмотрено проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня материалов оценки взаимодействия на окружающую среду и предлагаемых проектных решений. С этой целью 03.08.2021 года администрацией Дальнереченского ГО направлено гарантийное письмо на поведение экологического мониторинга свалки твердых коммунальных отходов после окончания рекультивации передачи земельного участка в собственности администрации Дальнереченского ГО.

Принимая во внимание передачу администрацией Дальнереченского городского округа в 2019 году в постоянное (бессрочное) пользование Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края земельного участка, на котором расположена городская свалка, с целью рекультивации данного объекта, а также учитывая проводимые мероприятия по ликвидации свалки, судья приходит к выводу, что администрацией Дальнереченского ГО были приняты все зависящие от нее меры по исполнению исполнительного документа, однако у юридического лица в связи с необходимостью соблюдения процедур, предусмотренных законом, не имелось возможности для исполнения решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Таким образом, судья приходит к выводу об отсутствии вины администрации Дальнереченского ГО в совершении вменяемого административного правонарушения, а, следовательно, об отсутствии в ее бездействии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации Дальнереченского ГО подлежит прекращению в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.7-29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации Дальнереченского городского округа Приморского края в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья И.В. Покулевская