ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-255/19 от 01.04.2019 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело №5-255/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Смоленск 01 апреля 2019 года

Судья Промышленного районного суда г. Смоленска Ландаренкова Н.А. при секретаре Чалове В.В.,

рассмотрев протокол и иные материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Атлантик», ИНН <***>, ОГРН <***>, расположенного по адресу: <...>,

УСТАНОВИЛ:

04.03.2019 государственным инспектором отдела общего промышленного надзора по Смоленской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении № 12.2-0000вн-Пр/0030-2019, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Атлантик» (далее также – Общество).

Согласно представленному протоколу, при проведении мероприятия по контролю (надзору) за соблюдением требований промышленной безопасности в части организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на опасных производственных объектах: Сеть газопотребления ООО «Атлантик», регистрационный № А04-20976-0001; Площадка мостового крана ООО «Атлантик», регистрационный № А04-20976-0002, выявлены нарушения требований в области промышленной безопасности, в чем усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

07.03.2019 материал по подведомственности передан мировым судьей судебного участка №9 г.Смоленска для рассмотрения в Промышленный районный суд г. Смоленска.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности ООО «Атлантик», извещенное судом по юридическому адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, и получившее судебное извещение, что подтверждается информацией сайта Почты России, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило по неизвестной суду причине. В силу вышеизложенных обстоятельств, учитывая, что до начала судебного заседания ходатайств об отложении дела слушанием не поступило, на основании ч.3 ст.25.4 КоАП РФ суд признает ООО «Атлантик» извещенным надлежащим образом и полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «Атлантик».

Центральное управление Ростехнадзора, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, явку своего представителя также в судебное заседание не обеспечило, в заявлении о привлечении к административной ответственности лицо, составившее протокол, ФИО3 просил его рассмотреть в свое отсутствие.

Изучив письменные материалы по делу об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов установлены Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и направлены на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Судом установлено, что при проведении мероприятия по контролю (надзору) за соблюдением требований промышленной безопасности в части организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на опасных производственных объектах: Сеть газопотребления ООО «Атлантик», регистрационный № А04-20976-0001; Площадка мостового крана ООО «Атлантик», регистрационный № А04-20976-0002, выявлено нарушение части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. 14, 14.1 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263, совершенное 01.04.2018, в части не представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах: Сеть газопотребления ООО «Атлантик», регистрационный № А04-20976-0001; Площадка мостового крана ООО «Атлантик» № А04-20976-0002. ООО «Атлантик» не представило до 01.04.2018 в Центральное управление Ростехнадзора сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2017 год, обязанность представления которых предусмотрена частью 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, п.п. 14, 14.1 Правил организации и осуществления производственного контроля, чем нарушило требования частью 1, частью 2 статьи 11, частью 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п.п. 14,14.1 Правил организации и осуществления производственного контроля.

Согласно статье 3 Федерального закона N 116-ФЗ под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

В силу пункта 3 статьи 4 Федерального закона N 116-ФЗ федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к: деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; обоснованию безопасности опасного производственного объекта.

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ следует, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Требования к организации и осуществлению производственного контроля установлены в Правилах организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 (далее - Правила N 263).

В соответствии с пунктом 14 Правил N 263 эксплуатирующие организации представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно до 1 апреля (пункт 14.1 Правил N 263).

При этом в силу подпункта "а" пункта 15 Правил N 263 в состав указанных сведений включается план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана за предыдущий год.

Требования к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности утверждены приказом Ростехнадзора от 23.01.2014 N 25.

В пункте 3 указанных Требований определено, что сведения представляются в соответствии с рекомендуемым образцом, приведенным в приложении к настоящим Требованиям.

При этом в приложении к данным Требованиям приведен единственный рекомендуемый образец формы сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.Из смысла приведенных положений Федерального закона N 116-ФЗ, Правил N 263 и содержания рекомендуемого образца формы сведений об организации производственного контроля следует, что сведения об организации производственного контроля, представляемые ежегодно до 1 апреля, должны составлять как план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, так и сведения о выполнении плана за предыдущий год, изложенные в единой форме сведений об организации производственного контроля.

Таким образом, сведения об организации производственного контроля в виде плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на 2017 год должны быть представлены до 01.04.2017, а сведения об организации производственного контроля, в частности, о выполнении плана за 2017 год - до 01.04.2018.

Опасные производственные объекты: Сеть газопотребления ООО «Атлантик», регистрационный № А04-20976-0001; Площадка мостового крана ООО «Атлантик», регистрационный № А04-20976-0002, зарегистрированы в государственном реестре 01.08.2007 и 16.06.2008 соответственно (л.д. 9).

При этом в силу требований Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности с момента регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре.

В этой связи сведения об организации производственного контроля в виде отчета по основным показателям производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте за предыдущий (2017) год Общество обязано было представить в уполномоченный орган до 01.04.2018.

Именно данное правонарушение и вменено административным органом Обществу в протоколе об административном правонарушении.

Поскольку в нарушение пункта 1 статьи 9, пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ, а также пункта 14.1 и подпункта "а" пункта 15 Правил N 263 ООО «Атлантик» в срок до 01.04.2018 не представило в Управление сведения об организации производственного контроля - отчет по основным показателям производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасны производственных объектах: Сеть газопотребления ООО «Атлантик», регистрационный № А04-20976-0001; Площадка мостового крана ООО «Атлантик», регистрационный № А04-20976-0002 за 2017 год, суд констатирует наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.

Таким образом, факт нарушения ООО «Атлантик» законодательства о промышленной безопасности нашел свое подтверждение в судебном заседании, вина Общества установлена и доказана.

При этом, правовых оснований для признания данного административного правонарушения малозначительным у суда не имеется в силу следующего.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Такие обстоятельства, как, например, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Состав вмененного Обществу правонарушения является формальным, то есть законодатель, используя данную правовую конструкцию нормы, при которой ответственность наступает вне зависимости от наступления вредных последствий, учитывал особый характер правонарушения, как деятельности, имеющей повышенный уровень опасности для общественных отношений.

Наличия каких-либо исключительных обстоятельства, связанных с характером правонарушения, в силу прямого указания Федерального закона №116- ФЗ в их совокупности, не имеется.

Совершенное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, содержит риск возникновения аварий на опасных производственных объектах.

В рассматриваемом деле не имеется доказательств наличия обстоятельств, которые бы объективно препятствовали Обществу соблюдать требования в области промышленной безопасности; доказательств принятия им своевременных, необходимых и достаточных мер, направленных на соблюдение порядке деятельности, установленного в области промышленной безопасности, не представлено.

Предмет, характер и обстоятельства выявленного правонарушения не позволяют исключить его опасность для общественных отношений. Выявленные нарушения могут повлечь угрозу возникновения причинения вреда жизни и здоровью людей.

В данном случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта.

На основании вышеизложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, судья приходит к убеждению, что действия Общества правильно квалифицированы должностным лицом Центрального управления Ростехнадзора по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ. Оснований для признания правонарушения малозначительным у суда не имеется.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ООО «Атлантик», судьей не установлено.

Оснований для назначения привлекаемому юридическому лицу административного наказания в виде административного приостановления деятельности у суда не имеется, поскольку в соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

С учетом характера совершенного правонарушения, суд считает возможным определить наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в отношении юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9, ст.29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

ООО «Атлантик», ИНН <***>, ОГРН <***>, расположенное по адресу: <...>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.

Штраф в течение 60 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу надлежит перечислить Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, КПП 770201001, УФК по Смоленской области (Центральное управление Ростехнадзора л/c 04631828100, расчетный счет № <***> в отделение Смоленск, БИК 046614001, КБК 49811641000016000140, ОКТМО 66 701 000, УИН 12277021902001200263).

Постановление может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Н.А. Ландаренкова