Дело № 5-2568/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Елизово Камчатский край 09 декабря 2020 года
Судья Елизовского районного суда Камчатского края Соловьёв А.Н., при секретаре Чаяло А.А., с участием защитника Косолапова П.Л., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, <данные изъяты>, ИНН <***>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
У С Т А Н О В И Л:
12 октября 2020 года уполномоченным должностным лицом в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - ИП ФИО1) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с тем, что основным видом его экономической деятельности является деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (код 56.10 по ОКВЭД). Однако ИП ФИО1 при осуществлении предпринимательской деятельности с 09 сентября 2020 года в торговом развлекательном центре «Дружба» по адресу: <...> на основании трудового договора от 09 сентября 2020 года привлек к трудовой деятельности в качестве пекаря гражданина Республики Узбекистан ФИО9., в нарушение п.8 ч. 1 Постановления Губернатора Камчатского края №71 от 27 сентября 2019 года «Об установлении на 2020 год запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Камчатского края, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности» (изменения внесены Постановлением Губернатора Камчатского края № 40 от 24 марта 2020 года). Таким образом, ИП ФИО1, являясь работодателем, допустил несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.
ИП ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещен, в суд не явился.
Защитник Косолапов П.Л. в судебном заседании считал, что производство по делу об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Свои доводы, изложенные в письменном мнении, полностью поддерживает.
Выслушав пояснения защитника Косолапова П.Л., исследовав материалы дела, прихожу к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу в виду следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Обязанность по доказыванию вины лица, в несоблюдении работодателем установленных в отношении иностранных граждан ограничений на осуществление отдельных видов деятельности в силу ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лежит на административном органе, возбудившем дело об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч. 6 ст. 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе ежегодно, с учётом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации, устанавливать запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности. При установлении запрета на привлечение иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, срок приведения в соответствие с данным запретом хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора, установленного трудовым законодательством Российской Федерации.
Как установлено п.8 ч.1 Постановления Губернатора Камчатского края № 71 от 27 сентября 2019 года «Об установлении на 2020 год запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Камчатского края, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности» установлен запрет на привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан по ОКВЭД (код 56), за исключением профессий: кухонный рабочий, мойщик посуды, повар.
Постановлением Губернатора Камчатского края № 40 от 24 марта 2020 года в «О внесении изменений в Постановление Губернатора Камчатского края от 27 сентября 2019 года № 71 «Об установлении на 2020 год запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Камчатского края, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности» в п.8 ч. 1 Постановления Губернатора Камчатского края № 71 от 27 сентября 2019 года были внесены изменения, а именно был установлен запрет на привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан по ОКВЭД (код 56), за исключением профессий: кухонный рабочий, мойщик посуды, повар, уборщик производственных помещений, уборщик служебных помещений, уборщик территории.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.
Согласно примечанию к статье 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, является поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 30 сентября 2020 года основным видом его деятельности является деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (56.10 ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2) (л.д. 10-34).
Кроме того ИП ФИО1 осуществляет дополнительные виды деятельности «производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных не длительного хранения» (код 10.71), «производство хлеба и хлебобулочных изделий не длительного хранения» (код 10.71.1), «производство мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных не длительного хранения» (код 10.71.2), «производство охлажденных хлебобулочных полуфабрикатов» (код 10.71.3), «производство сухарей, печенья и прочих сухарных хлебобулочных изделий, производство мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, предназначенных для длительного хранения» (код 10.72).
Согласно копии договора №08-А субаренды нежилых помещений от 18 марта 2020 года ФИО1 является субарендатором нежилого помещения подвала, расположенного на цокольном этаже в здании по адресу ул. Ленина д.6 г. Елизово в целях использования помещения в качестве складских, для хранения товаров и продуктов питания. Ассортиментный перечень товаров и услуг, предлагаемый к реализации Субарендатором (Приложение №3 к настоящему договору) является неотъемлемой частью договора и может быть изменен только по согласованию с Арендатором. В приложении №3 к договору №08-А от 18.03.2020 ассортиментным перечнем товаров и услуг указано хранение продуктов питания в складском помещении (л.д. 58-72).
Согласно копии договора №06-А субаренды нежилых помещений от 18 марта 2020 года ФИО1 является субарендатором части нежилого помещения №7 расположенного на первом этаже в здании по адресу ул. Ленина д.6 г. Елизово в целях осуществления деятельности по розничной торговли продуктами питания. Ассортиментный перечень товаров и услуг, предлагаемый к реализации Субарендатором (Приложение №3 к настоящему договору) является неотъемлемой частью договора и может быть изменен только по согласованию с Арендатором. В приложении №3 к договору №06-А от 18.03.2020 ассортиментным перечнем товаров и услуг указано розничная торговля продуктами питания в Супермаркете Фреш (л.д. 73-87).
Согласно рапорту врио начальника УВМ УМВД России по Камчатскому краю ФИО4 от 30.09.2020, 14 сентября 2020 года в адрес УВМ УМВД России по Камчатскому краю заказным письмом «Почта России» от ИП ФИО1 направлено уведомление о заключении трудового договора с гражданином Республики Узбекистан ФИО7, который принят на работу в качестве пекаря. При этом, основным видом экономической деятельности ИП ФИО1 является «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания» (ОКВЭД код 56.10). В действиях ИП ФИО1 усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Рапорт зарегистрирован в КУСП № 3369 от 01 октября 2020 года (л.д.5).
Опрошенный 07 октября 2020 года ФИО5 пояснил, что прибыл на территорию РФ 18 октября 2018 года на заработки, после чего прибыл на территорию Камчатского края, где оформил патент по специальности «пекарь». 09 сентября 2020 года заключил трудовой договор с ИП ФИО1 у которого работает в качестве «пекаря» по адресу <...> на 1-м этаже в пекарне (ТРК «Дружба»), с 08 часов до 20 часов, один день выходной. Зарплату еще не получал, обещают 10 часов октября заплатить. О том, что на территории Камчатского края в соответствии с Постановлением Губернатора Камчатского края № 71 от 27 сентября 2019 года «Об установлении на 2020 год запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Камчатского края, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности» установлен запрет на привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан, по ОКВЭД (код 56), ему было не известно (л.д. 40).
Перед дачей объяснения гражданину Республики Узбекистан ФИО5 разъяснены ст. 51 Конституции РФ и процессуальные права, предусмотренные ст. 25.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что подтверждается его подписью. Разъяснена ст.24.2 КоАП РФ. ФИО5 указал, что русским языком владеет, в услугах переводчика не нуждается.
Опрошенный 08 октября 2020 года ИП ФИО1 пояснил, что индивидуальным предпринимателем является с 09 октября 2018 года. С 27 августа 2020 года основной вид деятельности «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания». Свою предпринимательскую деятельность осуществляет в ТРК «Дружба» в <...>. Между ним и ИП ФИО6 заключены договора субаренды нежилых помещений №08-А и 06-А, согласно которым он арендует помещения в ТРК «Дружба» в целях осуществления деятельности по розничной торговли продуктами питания, а также в качестве складских помещений для хранения товаров и продуктов питания. Действительно, он как индивидуальный предприниматель, 09.09.2020 заключил трудовой договор с гражданином Республики Узбекистан ФИО7, который работает у него в качестве «пекаря» на основании патента. Также подтверждает, что он подписал уведомление о заключении трудового договора с гражданином Республики Узбекистан ФИО7, которое было направлено в адрес УВМ УМВД России по Камчатскому краю. Ему было известно, что на территории Камчатского края действует постановление Губернатора Камчатского края от 27.09.2019 №71, устанавливающее запрет на 2020 год привлекать иностранных граждан на основании патентов по отдельным видам экономической деятельности. Гражданин Республики Узбекистан ФИО5 привлечен им к трудовой деятельности по вышеуказанному адресу в качестве «пекаря» по ОКВЭД 10.71, а реализовывают товар по ОКВЭД 47.23. В настоящее время он, как индивидуальный предприниматель, не осуществляет свою деятельность по ОКВЭД 56.10, однако планирует в дальнейшем открыть ресторан (кафе), для этого и был изменен основной вид экономической деятельности (л.д. 54).
Согласно представленным в материалы дела копиям паспорта иностранного гражданина, миграционной карточки, патента, отрывной части уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и сведений ФМС России АС ЦБДУИГ, гражданин Республики Узбекистан ФИО5, прибыл на территорию Российской Федерации 18 октября 2018 года, на территории Камчатского края 23 октября 2018 года встал на учет по месту временного пребывания по адресу: <адрес>. 10 ноября 2019 года ФИО5 оформил патент на работу в Камчатском крае серии 41 №1800046694 (л.д. 35-39, 41, 42, 43).
Согласно трудовому договору б/н от 09 сентября 2020 года, ИП ФИО1 с 09 сентября 2020 года принял на работу гражданина Республики Узбекистан ФИО5 в качестве пекаря. Место работы указано г. Петропавловск-Камчатский. Срок испытания продолжительностью 3 месяца (л.д. 44-47).
Согласно дополнительного соглашения к трудовому договору от 09.09.2020, п.1.3 трудового договора изложен в следующей редакции: место работы работника: <...> ТРЦ Дружба (Супермаркет Фреш).
Давая оценку представленным доказательствам, учитывая, что в здании ТРЦ «Дружба» по ул. Ленина д.6 г. ФИО2 ФИО1 осуществляет дополнительный вид предпринимательской деятельности, поскольку занимается розничной торговлей продуктами питания, а также использует складские помещения для хранения товаров и продуктов питания, при этом деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания в указанном здании ИП ФИО1 не осуществляет, прихожу к выводу, что в его действиях отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку иностранный гражданин ФИО5 привлечён к работе по дополнительному виду экономической деятельности: производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных не длительного хранения (код 10.71 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности).
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что ИП ФИО1 при осуществлении предпринимательской деятельности в ТРЦ «Дружба» привлёк к трудовой деятельности ФИО5 по виду экономической деятельности по ОКВЭД (код 56) в материалах дела не содержится.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что нарушение требований п. 8 ч. 1 Постановления Губернатора Камчатского края №71 от 27 сентября 2019 года (в редакции постановления Губернатора Камчатского края от 24 марта 2020 года №40) ИП ФИО1 в данном случае не допущено.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст.29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.Н. Соловьёв