ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-256/20 от 23.07.2020 Тулунского городского суда (Иркутская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

г. Тулун 23 июля 2020г.

Судья Тулунского городского суда Иркутской области Битяченко С.В.,

рассмотрев дело № 5-256/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – администрации Алгатуйского сельского поселения, юридический адрес: ..........

установил:

...... государственным инспектором г. Тулуна, Тулунского и Куйтунского районов по пожарному надзору Г. составлен протокол *** об административном правонарушении, согласно которому при проведении выездной внеплановой проверки, с целью контроля выполнения предписания от ......*** по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, срок для исполнения, которого истёк ......, в населённом пункте **** сельского поселения, в период с 10 часов 30 минут до 11 часов 50 минут ...... по адресу: ****, населенные пункты: **** (проверка наличия запрашиваемой документации, проверка населённых пунктов), с 10 часов 30 минут до 11 часов 20 минут ...... (проверка предоставленной документации, подготовка документов по результатам проверки) выявлено невыполнение п. *** предписания от ......*** по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, срок для исполнения, которого истёк ......, а именно: пункта *** - противопожарное расстояние от хозяйственных построек приусадебных земельных участков до лесных насаждений составляет менее 30 м., а именно: расстояние от хозяйственных построек приусадебных земельных участков, расположенных по адресам: **** составляет 29 метров; ****ёзовая, **** составляет 13 метров.

Данный протокол составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии главы администрации Алгатуйского сельского поселения Х., его содержание и оформление соответствуют требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, противоречий и каких-либо нарушений закона при его составлении не усматривается, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.

Права, предусмотренные ст. ст. 45, 46, 51 Конституции РФ и ст. ст. 25.1, 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, главе администрации Алгатуйского сельского поселения Х., при составлении протокола об административном правонарушении были разъяснены, о чем имеется личная подпись последнего. Копия протокола ему вручена. Глава администрации Алгатуйского сельского поселения Х. по существу правонарушения объяснил, что устранить нарушения не представляется возможным по причине того, что населенный пункт находится на землях лесного фонда, администрация Алгатуйского сельского поселения не имеет возможности исполнить предписание, так как границы поселения отсутствуют.

Как усматривается из материалов дела, ...... государственным инспектором г. Тулуна, Тулунского и Куйтунского районов по пожарному надзору Л. юридическому лицу – администрации Алгатуйского сельского поселения в лице врио главы выдано предписание *** по устранению указанных выше нарушений в срок до .......

...... государственным инспектором г. Тулуна, Тулунского и Куйтунского районов по пожарному надзору Г. проверено исполнение предписания и установлено, что противопожарное расстояние от хозяйственных построек приусадебных земельных участков, расположенных по адресам: **** составляет 29 метров; **** составляет 13 метров.

По результатам проверки составлен акт *** с приложением фототаблицы.

В судебное заседание глава Алгатуйского сельского поселения Х., должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Г., не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Дело подлежит рассмотрению в отсутствие неявившихся лиц, оснований для признания их явки обязательной не имеется.

Изучив дело об административном правонарушении, проверив с учетом требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Часть 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, органа, осуществляющего федеральный государственный надзор.

Часть 14 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вышеприведенные положения во взаимосвязи со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

Таким образом, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выяснению подлежит, в частности, законность предписания, за невыполнение которого в отношении лица возбуждено производство по делу об административном правонарушении, вступление его в силу и его неисполнение.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Законность предписания определяется такими условиями, как наличие соответствующих полномочий у лиц, его вынесших, пределы таких полномочий, а также реальное наличие нарушения и наличие возможности его устранить лицом, которому выдано предписание.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого, в том числе на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также в лесах, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со ст. 16.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с Положением о государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ 12.04.2012 № 290, органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции (далее - объекты надзора), а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.

Административным регламентом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от 30.11.2016 № 664 предметом федерального государственного пожарного надзора является в том числе исполнение органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, а также соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках), используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности.

Административный регламент не содержит правовых актов, регулирующих правоотношения в лесной сфере, в том числе в сфере защиты лесов от пожаров.

В соответствии со ст. 97 Лесного кодекса РФ, федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Совокупность указанных требований нормативных правовых актов, регулирующих полномочия и компетенцию органов государственного пожарного надзора, свидетельствует об отсутствии полномочий органов ГПН в сфере охраны лесов от пожаров.

В силу ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абз. 4 ст. 20 Закона № 69-ФЗ).

Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (ч. 1 ст. 1).

Частью 2 ст. 1 указанного Федерального закона предусмотрено, что его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения в том числе, при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального Закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального Закона № 123-ФЗ, пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона, а именно - реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных отнесено: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Согласно п. 4.14 свода правил - СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», (далее – Свод правил), противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.

Государственным инспектором г. Тулуна, Тулунского и Куйтунского районов по пожарному надзору Г. выдано предписание на основании выявленного нарушения – противопожарное расстояние от хозяйственных построек приусадебного земельного участка составляет менее 30м., а именно: расстояние от хозяйственных построек приусадебных земельных участков, расположенных по адресам: **** составляет 29 метров; **** составляет 13 метров.

При этом не учтено следующее.

Органы местного самоуправления наделены правом на утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдачу градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдачу разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкцию объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также - приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (п. 20 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

При этом органы местного самоуправления не наделены законодательно правом распоряжаться собственностью, не относящейся к муниципальной (ст. ст. 50, 51 указанного Федерального закона № 131-ФЗ.)

Защита права собственности гарантирована Конституцией Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, на органы местного самоуправления в рамках обеспечения требований пожарной безопасности в границах муниципальных образований не может быть возложено исполнение требований предписания за счет ущемления прав и законных интересов других собственников, в том числе и под условием защиты их же прав и законных интересов.

Необходимо также учитывать, что обеспечение противопожарных расстояний, определенных п. 4.14 Свода правил, может быть возложено на органы местного самоуправления только в пределах обязанностей, налагаемых законодательством.

Требования о соблюдении противопожарных расстояний должны соблюдаться всеми собственниками любых объектов, подлежащих охране.

Так, собственники приусадебных участков обязаны соблюдать указанные требования в случаях возведения хозяйственных построек и нести ответственность за их возведение.

На орган местного самоуправления может быть возложена ответственность, если такие постройки возведены с его разрешения или при бездействии этого органа, уклоняющегося от приведения документов территориального планирования и градостроительного зонирования в соответствие с требованиями законодательства о пожарной безопасности.

Кроме того, собственники лесных насаждений также обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, обеспечивая противопожарные расстояния посредством своевременного удаления лесных насаждений, приближающихся к границам застройки или к постройкам.

При исследовании представленных в судебное заседание документов установлено, что администрацией Алгатуйского сельского поселения задолго до истечения срока исполнения предписания, приняты меры по актуализации документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования – администрация обращалась в территориальный отдел министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству с просьбой выдать разрешение на вырубку лесного массива, прилегающего к хозяйственным постройкам приусадебных земельных участков в **** менее 30 м., на что был получен ответ, в котором предложены следующие варианты: предоставление лесных участков по договорам аренды для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов с обязательнымпоследующим включение данных участков в границы населенных пунктов(оформлением перевода земель из категории земель лесною фонда в земли населенных пунктов); включение противопожарных разрывов в документацию по территориальному планированию, в документах по планировке территорий муниципальных образований в установленном порядке. Разрешения на вырубку 30 м. лесного массива, прилегающего к хозяйственным постройкам с. Алгатуй не предоставлено. В ноябре 2016г. в адрес Думы Алгатуйского сельского поселения Департамент лесного хозяйства но Сибирскому Федеральному округу направил административное исковое заявление о признании недействующим в части решения Думы Алгатуйского сельского поселения **** от ......*** «Об утверждении генерального плана Алгатуйского муниципального образования Тулунского района Иркутской области». Судебным решением (Определение ВС РФ от ...... по делу ***-AПГ17-31) признано недействующим в части решения Думы «Об утверждении генерального плана Алгатуйского муниципального образования Тулунского района Иркутской области». Внесение изменений в генеральный план Алгатуйского сельского поселения обусловлено необходимостью установлений границ населенных пунктов. Так как бюджет Алгатуйского сельского поселения глубоко дефицитный администрация вынуждена подавать заявки на предоставление субсидии из областного бюджета на актуализацию генерального плана. В 2019г. администрация Тулунского муниципального района консолидировано подала заявки в Службу архитектуры Иркутской области на предоставление субсидии из областного бюджета на актуализацию генеральных планов муниципальных образований ТГулунского района. Служба архитектуры, рассмотрев заявки муниципальных образований, отказала в предоставлении субсидий из областного бюджета, ссылаясь на несоответствие критериям отбора. В 2020г. администрация Алгатуйского сельского поселения подала заявку в Службу Архитектуры Иркутской области с целью получения областной субсидии на актуализацию генерального плана Алгатуйского сельского поселения. Распоряжением Службы архитектуры Иркутской области от ......***-ср, Алгатуйское муниципальное образование включили а перечень участников отбора в целях софинансиронания расходных обязательств на актуализацию документов территориального планирования. Позднее Службой архитектуры Иркутской области представлено уведомление об отказе в предоставлении субсидии от ......***.

Таким образом, судьей установлено, что администрацией Алгатуйского сельского поселения приняты организационные мероприятия по приведению документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования в соответствие с требованиями противопожарного законодательства.

При таких обстоятельствах у суда нет оснований расценивать приведенные обстоятельства как бездействие администрации Алгатуйского сельского поселения, приведшее к отсутствию противопожарного расстояния между хозяйственными постройками указанных выше приусадебных участков и лесными насаждениями.

Кроме того, в связи с возникающими в правоприменительной практике затруднениями при определении критериев защищенности объектов, подлежащих защите, Приказом МЧС России от 14.02.2020 № 89 «Об утверждении изменения № 1 к своду правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденному приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288» установлено, что противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должны составлять не менее 50 м, лиственных пород - не менее 30 м.

Введены примечания, согласно которым указанные расстояния определяются как наименьшее расстояние от наружных конструкций зданий, сооружений до границы лесного массива. Границы лесных насаждений на землях различных категорий устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

Расстояния от зданий и сооружений I - IV степеней огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0 и С1 до лесных насаждений хвойных (смешанных) пород допускается уменьшать до 30 м, при условии, что наружные поверхности обращенных к лесу стен, в том числе отделка, облицовка (при наличии) выполнены из материалов группы горючести не ниже Г1. В качестве наружного (водоизоляционного) слоя кровли в пределах 50 м от леса должны применяться материалы не ниже Г1 или РП1.

Противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов с индивидуальной малоэтажной жилой застройкой, от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных, садовых земельных участках должны составлять не менее 30 м. Расстояния до леса от садовых домов и хозяйственных построек на садовых земельных участках должны составлять не менее 15 м.

При определении противопожарных расстояний до лесных насаждений от объектов производственного назначения, автозаправочных станций, энергообъектов и объектов нефтегазовой индустрии, объектов транспортной инфраструктуры и линейных объектов, особо опасных, технически сложных объектов, а также объектов, размещаемых в лесах, следует руководствоваться требованиями раздела 6, [1], [2], СП 155.13130 и других нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности.

Противопожарные расстояния до лесных насаждений от некапитальных, временных сооружений (построек) должны составлять не менее 15 м.»

Указанные изменения не введены в действие на момент истечения срока предписания, но в силу того, что они фактически не изменяют критерии безопасности, а уточняют порядок оценки соблюдения требований пожарной безопасности, они принимаются судом в качестве принципов оценки безопасности органом, утвердившим Свод правил, применяемый при обеспечении пожарной безопасности.

Указанный вывод разумно следует из необходимости реального обеспечения пожарной безопасности, а не формального исполнения требований должностных лиц.

Кроме того, ч. 4 ст. 4 Федерального Закона № 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений ст. 64, ч. 1 ст. 82, ч. 7 ст. 83, ч. 12 ст. 84, ч. ч. 1.1 и 1.2 ст. 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.

В целях детальной регламентации положений указанного закона, принят Свод правил - СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Требования указанного Свода правил, заменили требования, установленные «СП 4.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 174).

Таким образом, Сводом правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (утв. приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288) установлены более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня принятия указанных положений.

При этом Свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.

В соответствии с основополагающими принципами права, при разрешении противоречий, в случае если обладающий меньшей юридической силой нормативно-правовой акт противоречит обладающему большей юридической силой федеральному закону, следует исходить из требований соответствующего закона.

Требование предписания обеспечить противопожарное расстояние основано на Приказе МЧС России от 24.04.2013 № 288 «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», который должен исполняться только при отсутствии угрозы нарушения прав и за конных интересов других лиц, чьи интересы основаны на положениях Лесного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, орган местного самоуправления лишен возможности сноса своими полномочиями и за свой счет лесных насаждений до приведения градостроительной документации в соответствие с требованиями градостроительного, лесного и противопожарного законодательства и до передачи ему таких полномочий, либо до делегирования таких полномочий иным лицам.

Как указано выше, органом местного самоуправления принимаются необходимые и достаточные меры по приведению градостроительной документации в соответствие с требованиями законодательства в целях обеспечения пожарной безопасности поселения.

Оценивая совокупность исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что вина администрации Алгатуйского сельского поселения не доказана, то есть отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По делу об административном правонарушении выносится решение прекращении производства при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 24.5, п. 2 ч. 1 ст. 29.9, 29.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

постановил:

Дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – администрации Алгатуйского сельского поселения прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд Иркутской области в течение 10 дней со дня получения копии постановления.

Судья С.В. Битяченко