Дело № 5-257/17
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Багратионовск 19 декабря 2017 г.
Судья Багратионовского районного суда Калининградской области Степаненко О.М.,
при секретаре Пурвиетис Н.Я.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <адрес><данные изъяты>, гражданки <данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ, замужней, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, с/т «<адрес>», участок <адрес>,
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом – УУП МО МВД России «Багратионовский» ФИО6 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданки ФИО7ФИО1
Из данного протокола следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 00 мин. по адресу: <адрес>, было установлено, что гражданка <данные изъяты>ФИО1 въехала в Российскую Федерацию ДД.ММ.ГГГГ, а по истечении срока пребывания не покинула территорию Российской Федерации, тем самым нарушив требования статьи 5 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В судебном заседании ФИО1 свою вину в совершении административного правонарушения не признала, полагая, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, и пояснила, что она родилась в <данные изъяты>, является гражданкой этого государства, в ДД.ММ.ГГГГ г. переехала на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, проживала <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ г. приобрела гражданство Российской Федерации, в ДД.ММ.ГГГГ г. переехала в <адрес>, на территории этого субъекта Российской Федерации имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с/т «<адрес>», участок <адрес>, зарегистрирована в нем по месту постоянного жительства, проживает вместе с супругом, также являющимся гражданином Российской Федерации.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, – УУП МО МВД России «Багратионовский» ФИО8 в судебном заседании пояснила, что в отношении ФИО1 решение о прекращении гражданства Российской Федерации не принималось.
Заслушав вышеназванных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Согласно ст. 5 названного Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания.
В соответствии с ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния,
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 00 мин. по адресу: <адрес>, должностным лицом – УУП МО МВД России «Багратионовский» ФИО9 установлено, что гражданка <данные изъяты>ФИО1 въехала в Российскую Федерацию ДД.ММ.ГГГГ, а по истечении срока пребывания не покинула территорию Российской Федерации, тем самым нарушив требования статьи 5 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Полагая, что в действиях ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, должностным лицом – УУП МО МВД России «Багратионовский» ФИО10 в отношении указанного лица составлен протокол об административном правонарушении.
Однако, по мнению судьи, указанный протокол об административном правонарушении составлен без всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств дела.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно со ст. 26.1 КоАП по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из объяснений ФИО1, объяснений должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, ФИО11 и материалов дела следует, что ФИО1 родилась в <адрес><данные изъяты> ССР, в ДД.ММ.ГГГГ г. в отношении нее принято решение о приеме в гражданство Российской Федерации, до настоящего времени решение о прекращении гражданства Российской Федерации не принималось.
Согласно части 1 статьи 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции РФ).
В абзаце втором статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", раскрыто понятие гражданства Российской Федерации, как устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Под иностранным гражданином, в соответствии с абзацем 5 данной нормы, понимается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.
Положениями ст. 6 Федерального закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ определено понятие двойного гражданства, а именно гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
Паспорт гражданина РФ, в силу ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации.
Как установлено судом и это подтверждается материалами дела, в том числе, паспортом гражданина Российской Федерации, ФИО1, будучи гражданкой <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ г. приобрела гражданство Российской Федерации, решение о прекращении гражданства Российской Федерации в отношении нее в установленном законом порядке не принималось.
Субъектами административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, являются лица без гражданства или иностранные граждане, под которыми, как уже было указано выше, понимаются лица, не являющееся гражданами Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.
По смыслу статьи 3.10 КоАП РФ, административное выдворение – административное наказание, предусмотренное санкцией ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, рассчитано только на специального субъекта административной ответственности - лица без гражданства или иностранного гражданина. Применение административного выдворения к гражданам Российской Федерации недопустимо как в силу конституционного регулирования (часть 1 статьи 61 Конституции Российской Федерации), так и в силу того, что их право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (часть 2 статьи 27 Конституции Российской Федерации) делает смысл данного наказания ничтожным и вытекает из самой природы взаимосвязи лица с государством, где личность выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект.
Принимая во внимание, что ФИО1 является гражданином <данные изъяты>, в силу ст. 6 Федерального закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, она не может являться субъектом административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Ее выдворение из Российской Федерации противоречит положениям ст. 61 Конституции РФ и п. 5 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", который предусматривает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.
Поскольку в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, то производство по делу подлежит прекращению.
Руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении ФИО2 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд Калининградской области в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья (подпись) О.М.Степаненко
Копия верна: Судья О.М.Степаненко