Дело № 5-257/2022
Постановление
г. Кострома 29 марта 2022 г.
Судья Ленинского районного суда г. Костромы Шешин В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Ровесник», расположенного по адресу: <...>, ИНН <***>, КПП 440101001, сведений о привлечении к административной ответственности не имеется,
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении, Общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Ровесник» (далее – Общество), являясь сособственником объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Таганцева, 2-я пол. XIX в.», расположенного по адресу: <...> (далее – Объект) в установленный срок (до 31.12.2021) не выполнило п. 3 предписания № от 26.02.2021, выданного инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области (далее Инспекция): не организовало проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия в соответствии с разработанной и согласованной в установленном порядке проектной документацией по сохранению объекта культурного наследия, а также приемку выполненных работ с получением акта приемки выполненных работ.
Административный орган, составивший протокол об административном правонарушении, уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Защитник Общества ФИО1 в суде вину Общества не признала, указала, что протокол об административном правонарушении составлен с процессуальными нарушениями, установленный административным органом срок исполнения п. 3 Предписания неправомерен, является очень коротким, в течение которого невозможно выполнить все работы, предусмотренные Предписанием.
Выслушав участвующее лицо, исследовав представленные материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
В соответствии с ч. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр; поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Пунктом 11 ст. 47.6 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Пунктами 2, 3, 4 ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено право должностных лиц органов охраны объектов культурного наследия беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки либо задания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия посещать и обследовать используемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, производственные, хозяйственные и иные нежилые помещения, строения, сооружения, являющиеся объектами культурного наследия; выдавать предписания, в том числе: об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия; привлекать к административной ответственности и принимать меры по предотвращению правонарушений.
Из материалов дела следует, что объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой Таганцева, 2-я пол. XIX в.» расположен по адресу: <...>, принят по государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за номером № на основании приказа Министерства культуры РФ от 06.11.2015 № 13301-р.
В соответствии с выпиской из ЕГРН, объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой Таганцева, 2-я пол. XIX в.» по адресу: <...> находится в общей долевой собственности у Муниципального образования городской округ г. Кострома (23/100долей в праве) и у ООО «СК «Ровесник» (77/100 долей в праве).
В отношении указанного объекта приказом инспекции от 26.02.2018 № 16 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца, сведения о котором внесены в качестве обременения прав собственности в сведения единого государственного реестра недвижимости.
Таким образом, Общество, будучи собственником указанного жилого дома, являющегося объектом культурного наследия, является лицом, обязанным осуществлять расходы на поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, в том числе поддержание территории объекта в благоустроенном состоянии.
На основании статьи 11 Федерального закона от 25.06.2022 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и поручения врио начальника инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 19.02.2021 выдано задание на проведение мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия «Дом жилой Таганцева, 2-я пол. XIX в.», расположенного по адресу: <...>.
По результатам контрольных мероприятий установлено, что объект культурного наследия находится в аварийном состоянии, сохраняется угроза повреждения или разрушения здания в результате пожара, вандализма по вине проникающих внутрь здания посторонних лиц, разрушения конструкции здания под воздействием атмосферных осадков.
Так, актом осмотра № от 26.02.2021 установлено, что объект культурного наследия представляет собой двухэтажный кирпичный дом с вальмовой крышей. Оконные и дверные заполнения повреждены, частично отсутствуют. Крыша и кровля объекта повреждены. Присутствуют локальные участки разрушения крыши. Со стороны юго-восточного фасада наблюдается падение ограждения из профилированного листа. Ограждение территории выставлено не по всему периметру объекта культурного наследия.
Тем самым, Обществом нарушены требования п.п. 1, 7 ч. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в связи с чем 26.02.2021 в адрес Генерального директора Общества Е. внесено предписание №:
- в срок до 20.04.2021 выполнить следующие мероприятия: восстановить ограждение из профилированного металлического листа с бокового (юго-восточного) фасада объекта культурного наследия, законсервировать оконные и дверные проемы способом, исключающим доступ в объект культурного наследия посторонних лиц;
-в срок до 22.06.2021 выполнить следующие мероприятия: организовать проведение консервационных работ на объекте культурного наследия по рабочим чертежам, подготовленным организацией, имеющей лицензию Минкультуры России на разработку проектной документации по реставрации и консервации объектов культурного наследия, исключив возможность попадания внутрь здания атмосферных осадков. Организовать приемку выполненных работ с получением акта приемки выполненных работ;
- в срок до 31.12.2021 выполнить следующие мероприятия: организовать проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия в соответствии с разработанной и согласованной в установленном порядке проектной документацией по сохранению объекта культурного наследия. Организовать приемку выполненных работ с получением акта приемки выполненных работ.
В силу ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия являются работами по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно акту контрольного (надзорного) мероприятия от 26.01.2022 Обществом по выданному предписанию выполнены следующие мероприятия: оформлено задание № 35-20 на проведение работ по сохранению Объекта в инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области ООО «СК «Ровесник» 02.07.2020; инспекцией выдано разрешение от 12.10.2021 № на разработку проектной документации для проведения ремонтно-реставрационных работ на основании договора от 20.09.2021, заключенного между ООО «СК «Ровесник» (заказчик) и ООО «...» (подрядчик), со сроком действия до 31.09.2022.
При этом проектная документация на проведение ремонтно-реставрационных работ на Объекте по состоянию на 26.01.2022 с инспекцией не согласовывалась, разрешение на производство ремонтно-реставрационных работ на Объекте инспекцией не оформлялось, отчетная документация о проведенных работах по сохранению Объекта инспекцией не утверждалась, акт приемки выполненных работ не подготавливался, заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг в инспекцию не поступало.
Таким образом, в установленный срок до 31.12.2021 п. 3 Предписания Обществомне выполнен, не организовано проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия в соответствии с разработанной и согласованной в установленном порядке проектной документацией по сохранению объекта культурного наследия, не организована приемка выполненных работ с получением акта приемки выполненных работ.
Указанные фактически обстоятельства подтверждаются: предписанием № от 26.02.2021, заданием на проведение контрольного (надзорного) мероприятия от 26.01.2022, актом контрольно (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 26.01.2022, заданием на проведение работ по сохранению культурного наследия от 13.07.2020, разрешением на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 12.10.2021, договором на выполнение работ на объекте культурного наследия от 20.09.2021, актом осмотра объекта культурного наследия от 26.02.2021, фототаблицей объекта культурного наследия, приказом о регистрации объекта культурного наследия от 06.11.2015, постановлением Главы Администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598, списком памятников истории и культуры Костромской области, сведениями ЕГРН, договором о совместной деятельности от 25.01.2018 между Администрацией г. Костром и ООО «СК «Ровесник», приказом об утверждении охранного обязательства от 26.02.2018 № 16, охранным обязательством, уведомлением об отказе в продлении срока исполнения предписания, иными материалами дела.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В обоснование отсутствия вины Общества в невыполнении п. 3 предписания № от 26.02.2021 защита ссылается на то, что организация мероприятий, указанных в предписании, проводилась надлежащим образом. Обществом заключен договор на выполнение работ на объекте культурного наследия с ООО «...» со сроком окончания работ не позднее 31 сентября 2022 г., на основании которого Инспекцией выдано вышеуказанное разрешение № 17-21 с тем же сроком действия; Администрацией г. Костромы согласованы графики выполнения работ на Объекте до 2024 г.
03.12.2021 Общество обратилось в Инспекцию по охране объектов культурного наследия с заявлением о переносе сроков выполнения пункта 3 Предписания до 30.11.2025 в связи с эпидемиологической ситуацией, необходимыми сроками разработки проектной документации в соответствии с существующими регламентами.
Начальником отдела инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области Ю. 30.12.2021 в продлении срока исполнения предписания отказано, в ответе он указал, что причинами отказа является направление ходатайства менее чем за 20 календарных дней до истечения срока предписания, отсутствие уважительных причин: чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств и др., которые не позволили выполнить предписание в установленный срок.
26.01.2022 по итогам мероприятия по контролю Инспекцией Обществу внесено предписание № в срок до 01.11.2025 организовать проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия в соответствии с разработанной и согласованной в установленном порядке проектной документацией по сохранению объекта культурного наследия. Организовать приемку выполненных работ с получением акта приемки выполненных работ – то есть требование – аналогичное содержащемуся в п. 3 предписания № от 26.02.2021.
Таким образом, из представленных суду материалов и пояснений защиты следует, что в процессе выполнения предписания № от 26.02.2021 Общество не бездействовало, предпринимало меры к его своевременному выполнению и организовало выполнение 2-х из 3-х пунктов Предписания, после чего своевременно, более чем за 20 дней до истечения срока его выполнения обратилось в Инспекцию с мотивированным ходатайством о продлении данного срока, которое инспекцией было отклонено фактически без проверки заявленных доводов, в том числе об объективной длительности разработки проектной документации.
Признав данные доводы о невозможности исполнения предписания в установленный 10-тимесячный срок неубедительными, 26.01.2022 Инспекция в адрес Общества внесла предписание №, идентичное по содержанию п. 3 предписания № от 26.02.2021 со сроком исполнения до 01.11.2025, то есть более 3 лет 9 месяцев, который многократно превышает срок, установленный ранее для выполнения 3-х пунктов предписания № от 26.02.2021, что свидетельствует о том, что доводы Общества об объективной невозможности исполнения указанного предписания в срок до 31.12.2021 фактически признаны обоснованными, а ранее предоставленный Обществу срок выполнения предписания является крайне недостаточным.
При таких обстоятельствах, суд считает, что административным органом не доказано, что Общество пренебрежительно отнеслось к выполнению п. 3 предписания № от 26.02.2021 и не исполнило его в установленный до 31.12.2021 срок при наличии у него такой возможности. Вина Общества в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.18 ст. 19.5 КоАП РФ не доказана, что является основанием для прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст., ст. 4.1.1, 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Ровесник» на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Костромской областной суд через районный суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Судья В.С. Шешин