Октябрьский районный суд города Мурманска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Октябрьский районный суд города Мурманска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 5-258
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 июля 2011 года г. Мурманск
Пр.Ленина,54
Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Дорошенко Галина Вячеславовна, рассмотрев, в помещении суда, расположенном по адресу: <...> материал об административном правонарушении в отношении ФГУП «ПИНРО»: ИНН № **, ОГРН № **, юридический адрес: ...., предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Дата старшим государственным инспектором Мурманской государственной специализированной инспекции ГМИ ПУ ФСБ России по Мурманской области А. в отношении ФГУП «ПИНРО» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № **, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях и проведении административного расследования (л.д. 142-143 Том 1).
Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в соответствии с частью 3.1 статьи 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях направлена сопроводительным письмом от Дата № ** законному представителю юридического лица (л.д. 141).
По результатам административного расследования, проведенного в установленный статьей 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок, Дата государственным инспектором РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Мурманской государственной специализированной инспекции Государственной морской инспекции Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области В. в отношении ФГУП «ПИНРО» с предварительным надлежащим уведомлением, в отсутствии законного представителя юридического лица составлен протокол об административном правонарушении № **, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Из протокола следует, что пользователь водными биоресурсами ФГУП «ПИНРО» в лице судна М-№ **, в нарушение порядка осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, установленного пунктами 3.1, 3.2 статьи 21 Закона о рыболовстве, пунктами 6,10 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.11.2009 года № 921 не выполняя обязательные условия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № ** в период с Дата по Дата в НЭЗ осуществило производство рыбопродукции из уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) в научно-исследовательских и контрольных целях в количестве:
.... потрошеная без головы - .... кг нетто (.... кг в сырце);
.... потрошеная без головы - .... кг нетто (.... кг в сырце);
.... потрошеный без головы - .... кг нетто (.... кг в сырце;
.... потрошеный без головы - .... кг нетто (.... кг в сырце), и доставило рыбопродукцию на территорию Российской Федерации для дальнейшей промышленной переработки и реализации.
Протокол составлен должностным лицом пограничного органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции.
В протоколе об административном правонарушении отражены все существенные условия, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, позволяющие установить дату и место его составления, должность, фамилию, инициалы лица, его составившего, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, место, время совершения и событие административного правонарушения, необходимое для его правильной квалификации, статья закона, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение.
Протокол составлен в отсутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении при надлежащем уведомлении, что подтверждается повесткой о вызове законного представителя (л.д. 9,7 Том 2).
Копия протокола в соответствии с пунктом 4.1 статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях направлена законному представителю юридического лица Дата.
Законный представитель юридического лица - ФГУП «ПИНРО», и защитники в судебном заседании вину в инкриминируемом правонарушении не признали. В обоснование возражений указали, что из текста протокола следует, вменяемые нарушения совершены в исключительной экономической зоне Норвегии. Согласно статье 1.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, а лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим кодексом, в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации. Таким образом, действие административного кодекса РФ ограничено в пространстве. Международного договора, позволяющего привлекать к ответственности лицо, совершившее нарушение на территории Норвегии, в настоящее время не существует. Следовательно привлечение ФГУП «ПИНРО» к ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях за действия, совершенные за пределами Российской Федерации невозможно. Свою позицию подкрепляют Постановлением Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 года № 11, согласно которого нарушение правил добычи (вылова) ВБР вне внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, то есть на таких водных объектах, как реки, ручьи, каналы, озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища (статья 5 Водного кодекса РФ), подлежат квалификации в соответствии с частью 2 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Случай с ФГУП «ПИНРО» не относится к такому роду водным объектам. Действие НЭЗ не подпадает под регламентацию Правил рыболовства. Полагают применение к ФГУП «ПИНРО» части 2 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях за действия, осуществленные им в исключительной экономической зоне Норвегии неправомерно.
Рыба, выловленная в НЭЗ была допущена к ввозу на территорию РФ в официальном порядке. В силу пункта 1.3 часть 4 Приказа ФСБ РФ от 26.09.2005 № 569 государственному контролю пограничных органов подлежат объекты при выгрузке в порту РФ - добытые (выловленные) во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, и продуктов их переработки. Рыба ФГУП «ПИНРО» не отвечает таким условиям, так как выловлена в НЭЗ, о чем прямо указано в таможенных документах. Указом Президента ФР от 29.08.1997 года № 950 на Федеральную пограничную службу РФ возложено решение задач по обеспечению охраны биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также по осуществлению государственного контроля в этой сфере. Их груз под такое понятие не подходит. Таким образом, пограничное управление не обладало правом контроля такого объекта вылова, а следовательно, правом составления протокола в отношении такого объекта.
Факты приведенные в протоколе полагают не соответствующим реальным обстоятельствам дела и имеющейся документации. Так, административным органом в протоколе в сведениях о привлечении к административной ответственности указано постановление ****ского районного суда г.Мурманска от Дата, которое не вступило в силу на момент составления протокола, в настоящее время готовится надзорная жалоба на указанное постановление.
Судно, при проведении научных исследований в районе НЭЗ действовало только на основании разрешения Королевства Норвегии. Разрешение на которое ссылается административный орган, выданное ББТУ № ** не действует на территории НЭЗ, оно действует только при проведении научных исследований в российской экономической зоне. Следовательно вменять нарушение условий такого разрешения невозможно.
Научная работа в НЭЗ проводится по норвежскому разрешению, которое направлено пограничному управлению.
При проведении исследований в НЭЗ, работа судна подчиняется требованиям норвежского законодательства. В частности российскими судами применяется в НЭЗ, применяется подписанный сторонами России и Норвегии пункт 15 Программы СРНК, согласно которого норвежская сторона проинформировала российскую сторону о том, что норвежским законодательством запрещены выбросы выловленных водных биоресурсов, а также использование многих видов рыб в технических целях и что этот запрет распространяется на водные биоресурсы, выловленные во всех районах рыболовной юрисдикции Норвегии. Морские ресурсные исследования в районах юрисдикции обоих государств должны выполняться в соответствии с законодательством того государства, в районах юрисдикции которого эти исследования выполняются.
Таким образом, Россия на государственном уровне подтвердила обязательность соблюдения российскими судами норвежского законодательства при проведении рыболовства в научно-исследовательских целях в районе НЭЗ. Сторонами программы СРНК определено, общее правило, что при проведении научных исследований запрещены выбросы рыб и использование рыбы на технические цели.
Рыболовство в научно-исследовательских целях осуществляется на основании ежегодного Плана морских ресурсных исследований, программы СРНК (если исследование в районе норвежской юрисдикции) и научных программ, разработанных на основании Плана и Программы СРНК.
Пограничным органом тенденциозно приведены цифровые данные о том, что было добыто определенное количество рыбы из которых только несколько килограмм отобраны в качестве образцов для исследования в лабораториях.
В действительности процесс научных исследований более глубокий и разнообразный. Не случайно в Программе СРНК сделана ссылка на неизбежность вылова при проведении научных исследований. Вылов производится промышленными орудиями лова (тралами) именно в целях исследования такого промышленного объема лова. Вся рыба, поднятая на борт оценивается с научной точки зрения.
Несколько килограмм образцов, о которых идет речь, называемые в науке «пробами» представляет собой особый отбор небольшого количества материала, применение к которому в научных целях различного рода химикатов или препаратов, фиксирование пробы в специальном составе, либо заморозка, но в любом случае такие препараты отдельно обособляются в оформлении. Весь улов подвергается воздействию.
Часть улова должна быть промерена, часть изучена иным способом в соответствии с целями. Изучению подвергается и сам процесс вылова и применение тех или иных орудий лова по их продуктивности и другим качествам. В частности, в данном рейсе судна *** в соответствии с научной программой и задачами Плана морских ресурсных исследований и Программы СРНК кроме всего еще производилось изучение и научное обоснование переводных коэффициентов на изготовление продукции или полуфабриката, изучение отхода при обработке рыбы различного вида, различной навески и т.п.
Поэтому попытка пограничного управления указать на то, что научному изучению подвергнуто только несколько килограмм рыбы не имеет под собой фактического обоснования.
Рыба после необходимого изучения оставлена на бору судна ***, поскольку в НЭЗ существуют правила, которые российские суда обязаны соблюдать. Научный сотрудник не может принять решение о выбросе (выпуске) рыбы за борт.
Капитан судна обязан обработать рыбу, оставшуюся на борту. Причем обработка должна быть проведена по определенным правилам, которые позволяют норвежскому инспектору с применением норвежских переводных коэффициентов произвести расчет рыбы, находящейся на борту судна в момент проверки. Рыба по этим правилам должна быть разложена в доступном порядке, по ассортименту и промаркирована. Применение рыбы на технические цели не допускается.
Поэтому, даже если на судне *** в соответствии с научной программой не производилось изучение и обоснование переводных коэффициентов и норм отхода, которые требуют осуществления определенных действий (разделка особым способом, нарезка и др.), то в районе НЭЗ вся рыба оставшаяся на борту все равно должна быть обработана, промаркирована, правильно по ассортименту уложена.
Российские правила в этом отношении аналогичны. В целях ветеринарной, санитарной, экологической и эпидемиологической безопасности на судне не может находится рыба, которая раздела и не уложена по ГОСТу или ТУ. В российском праве термин «обработка рыбы» и «производство продукции» являются различными понятиями для законодательства в области рыболовства - ст.1 определение «рыболовства» ФЗ о рыболовстве. По норвежскому законодательству не только запрет выброса за борт рыбы, но и обработка рыбы по определенным правилам или производство рыбопродукции, маркировка, укладка является обязательным требованием.
Пограничное управление утверждает, что на судне *** находилась рыбопродукция. При работе судна в НЭЗ появление на судне обработанной рыбы или произведенной продукции из рыбы не является противозаконным по вышеизложенным обстоятельствам. Тем не менее, поскольку пограничному управлению были предъявлены все необходимые документы, то в соответствии с ними, необходимо указывать, что на судне находится «полуфабрикат для промышленной переработки», процесс производства которого не завершен, т.е. формально - это «обработанная рыба», а не продукция.
Пограничным органом не подтверждено, что рыбопродукция доставлена в порт для дальнейшей промышленной переработки.
Отсутствие доказательств утверждения является основанием для его исключения из административного дела в качестве подтверждения вины Института.
В материалах дела представлены документы, составленные пограничным управлением и содержат обвинительную позицию, остальные документы являются рабочими судовыми документами, наличие на борту судна которых не свидетельствует о преступном замысле каждого судовладельца, а подтверждает соблюдение требований законодательства, часть документов, свидетельствуют о том, что во время административного расследования и гораздо раньше пограничному управлению было известно о том, что «нарушение» было совершено в НЭЗ, рыба выловлена в НЭЗ, а следовательно, принимая решение по такому действию Пограничное управление превышает свои полномочия и нарушает закон. Каждый документ имеет утвержденную законом форму, пограничным управлением не приведено ни одного основания которому документ не соответствует. Отсутствие конкретных доказательств является основанием для прекращения административного производства.
Не принято во внимание, что согласно Постановлению Правительства РФ № 921 от 13.11.2009 года уничтожение ВБР производится не позднее 30 дней после окончания научной программы (научных исследований). Срок окончания научной программы - Дата.
При производстве работ в НЭЗ применяются правила норвежского законодательства. Вменяемое Институту «нарушение» совершено в НЭЗ, следовательно, вопрос о соблюдении законодательства в этом районе и контроль за его соблюдением не относятся к юрисдикции Пограничного управления.
Закон о рыболовстве и Постановление Правительства РФ имеют определенный пространственный предел своего действия, в который не входит НЭЗ. Привоз Институтом рыбы в порт Мурманск не нарушает нормативные акты. Утверждение о цели ввоза - для реализации не подтверждено. Ссылки на нарушение Институтом иных правил рыболовства не приведено.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия события административного правонарушения, не доказана виновность ФГУП «ПИНРО». Просят производство по делу прекратить.
Представитель ПУ ФСБ РФ по МО Б. настаивала на привлечении ФГУП «ПИНРО» к административной ответственности, пояснила, что ФГУП «ПИНРО» занимаясь рыболовством в научно-исследовательских и контрольных целях было обязано либо возвратить рыбу в среду обитания, либо уничтожить, представленными доказательствами подтверждается, что ФГУП «ПИНРО» в нарушение установленных правил изготовило продукцию из улова ВБР и доставило ее в РФ для промышленной переработки и реализации.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
Состав правонарушения формальный.
Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области охраны и использования животного мира. Предметом посягательства является животный мир, т.е. «совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы» (статья 1 Федерального закона «О животном мире»).
Объективная сторона включает действие (при нарушениях правил рыболовства). Наступления последствий для установления состава административного правонарушения не требуется. Правонарушение считается оконченным с момента нарушения правил рыболовства.
Субъективная сторона правонарушения - умышленная вина.
Регулирование рыболовства определятся Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Согласно статье 16 Федерального закона № 166-ФЗ рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях является одним из видов рыболовства.
Статьей 21 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ установлено, что рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях осуществляется:
для изучения и сохранения водных биоресурсов, а также среды их обитания;
научными организациями на основании ежегодных планов проведения морских ресурсных исследований водных биоресурсов, решений о предоставлении водных биоресурсов в пользование, а также выданных указанным организациям в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и разрешений на проведение морских ресурсных исследований водных биоресурсов;
в объеме, необходимом для проведения научных исследований, в соответствии с ежегодными планами проведения ресурсных исследований водных биоресурсов.
Добытые (выловленные) при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях водные биоресурсы используются только для проведения работ в указанных целях. Такие водные биоресурсы подлежат возвращению в среду обитания после проведения этих работ. В случае если физическое состояние таких водных биоресурсов не позволяет возвратить их в среду обитания, они подлежат уничтожению (часть 3.1 статьи )
На судах, используемых для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов запрещается (часть 3.2 статьи).
Порядокрыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.11.2009 года N 921 утверждено Положение об осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях.
Положение устанавливает порядок осуществления научными организациями рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях:
во внутренних водах Российской Федерации, в том числе внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях;
при проведении в указанных целях работ на судах, находящихся в открытом водном пространстве вне пределов Российской Федерации, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации и приписанных к портам Российской Федерации.
Рыболовство осуществляется для изучения водных биологических ресурсов и среды их обитания, в том числе для проведения государственного мониторинга водных биологических ресурсов, поиска новых районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов и видов водных биологических ресурсов, которые ранее не были отнесены к объектам рыболовства, определения общих допустимых уловов водных биологических ресурсов, оценки запасов видов водных биологических ресурсов, общие допустимые уловы для которых не определяются, а также для разработки мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (за исключением видов водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации).
Организация изучения и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания осуществляется Федеральным агентством по рыболовству (пункт 3).
Рыболовство осуществляется по разрешениям на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выдаваемым в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 775 (пункт 4).
Рыболовство осуществляется на основании ежегодных планов проведения ресурсных исследований водных биологических ресурсов, составленных с учетом программ выполнения работ при осуществлении рыболовства, разработанных научными организациями и утвержденных в установленном Федеральным агентством по рыболовству порядке (далее - научные программы).
В планы проведения ресурсных исследований водных биологических ресурсов также включаются работы, при осуществлении которых изъятые из среды обитания водные биологические ресурсы после исследования (мечение, взятие прижизненных проб тканей и анализов и др.) в живом виде возвращаются в среду обитания.
Научные программы включают информацию о целях, задачах и содержании научных исследований, используемых методиках сбора и обработки материала, сроках работ, объемах водных биологических ресурсов, необходимых для реализации этих программ, и другую информацию, определенную Федеральным агентством по рыболовству (пункт 5).
Добытые (выловленные) при осуществлении рыболовства водные биологические ресурсы используются только для проведения работ в научно-исследовательских и контрольных целях. Такие водные биологические ресурсы подлежат возвращению в среду обитания после проведения этих работ, но не позднее окончания срока, указанного в научной программе.
В случае если физическое состояние добытых (выловленных) водных биологических ресурсов не позволяет возвратить их в среду обитания, они подлежат уничтожению. Полное уничтожение указанных водных биологических ресурсов должно быть завершено не позднее 30 дней после окончания срока работ, указанного в научной программе (пункт 6).
Биологические образцы, полученные от водных биологических ресурсов в ходе проведения работ и зафиксированные (законсервированные) любым способом (фиксирующими растворами, заморозкой, засолкой, сушкой и т.д.), а также водные биологические ресурсы в живом виде, необходимые для проведения научных исследований, могут транспортироваться в научные организации для продолжения работ в лабораторных условиях в соответствии с научной программой.
При осуществлении отбора биологических образцов и живых особей водных биологических ресурсов для транспортировки в научные организации для продолжения работ оформляется соответствующий акт по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по рыболовству. Факты такого отбора и составления соответствующих актов фиксируются в промысловом журнале капитаном судна или лицом, ответственным за добычу (вылов) водных биологических ресурсов (пункт 7).
Решение о возвращении добытых (выловленных) водных биологических ресурсов в среду их обитания принимается представителем научной организации, осуществляющей рыболовство, который является лицом, ответственным за выполнение соответствующего раздела ежегодного плана проведения ресурсных исследований, а также указан в разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов (далее - ответственное лицо научной организации).
При возвращении добытых (выловленных) водных биологических ресурсов в среду их обитания оформляется соответствующий акт по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по рыболовству. Факты возвращения добытых (выловленных) водных биологических ресурсов в среду их обитания и составления соответствующих актов фиксируются в промысловом журнале капитаном судна или лицом, ответственным за добычу (вылов) водных биологических ресурсов (пункт 8).
Водные биологические ресурсы, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания, уничтожаются:
а) при работах на судах, находящихся в открытом водном пространстве вне пределов Российской Федерации, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации и приписанных к портам Российской Федерации, - любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды, в том числе путем дробления и измельчения с использованием специальных технических устройств и сброса за борт судна, а также используются для питания экипажей судов, непосредственно осуществляющих добычу (вылов) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
б) при работах на судах, находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации, территориальном море Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях, - любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды, в том числе путем дробления и измельчения с использованием специальных технических устройств и сброса за борт судна, а также используются для питания экипажей судов, непосредственно осуществляющих добычу (вылов) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях;
в) при работах во внутренних водах Российской Федерации, включая внутренние морские воды Российской Федерации, - любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды, в том числе используются для питания членов бригад и научных экспедиционных групп, непосредственно осуществляющих добычу (вылов) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях (пункт 9).
Решение об уничтожении добытых (выловленных) водных биологических ресурсов принимается ответственным лицом научной организации.
Уничтожение водных биологических ресурсов организуется научными организациями, осуществляющими рыболовство, собственными силами.
При уничтожении водных биологических ресурсов оформляется соответствующий акт по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по рыболовству. Факты уничтожения водных биологических ресурсов и составления соответствующих актов фиксируются в промысловом журнале капитаном судна или лицом, ответственным за добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
В случае если уничтожение на месте добычи (вылова) водных биологических ресурсов не осуществлялось, в промысловом журнале фиксируются факты передачи водных биологических ресурсов лицу, уполномоченному научной организацией, осуществляющей добычу (вылов) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях, для последующего уничтожения или транспортировки в научные организации для продолжения работ (пункт 10).
Ежегодно по окончании работ, указанных в ежегодном плане проведения ресурсных исследований водных биологических ресурсов, научные организации в месячный срок, но не позднее 20 января года, следующего за годом осуществления работ, направляют в Федеральное агентство по рыболовству отчет об объемах добытых (выловленных) и уничтоженных водных биологических ресурсов по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по рыболовству.
Информация о результатах добычи (вылова) водных биологических ресурсов в контрольных целях направляется научными организациями в соответствующие территориальные органы Федерального агентства по рыболовству в течение 5 дней после добычи (вылова) по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по рыболовству (пункт 11).
Отчет о результатах научных исследований, осуществляемых при добыче (вылове) водных биологических ресурсов в научно- исследовательских и контрольных целях, представляется научными организациями в Федеральное агентство по рыболовству после завершения обработки и анализа полученных научных материалов по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по рыболовству (пункт 12).
При осуществлении рыболовства научные организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 13).
При этом при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях подлежат обязательному исполнению Правила рыболовства.
Из материалов дела следует, что Дата Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства пользователю ФГУП «Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М.Книповича» на основании Приказов Росрыболовства от Дата № **, от Дата № **, № **, от Дата № **, пунктов 15,16,18,19,45,48 Плана ресурсных исследований и государственного мониторинга водных биоресурсов на Дата выдано разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № **, в редакции с изменениями № ** от Дата, № ** от Дата для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях в районах Баренцева и Карского морей в соответствии с программой научно-исследовательских работ сроком с Дата по Дата на судне М-№ ** капитан Г. (л.д. 70-72 Том 1).
ФГУП «ПИНРО», являясь пользователем водными биологическими ресурсами, посредством рыбопромыслового судна М-№ **, собственником которого является (л.д. 24 Том 2) в период с Дата по Дата в экономической зоне Норвегии в Баренцевом море (далее НЭЗ) осуществляло рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях по разрешению № ** от Дата на основании программы работ М-№ **, утвержденной Дата (л.д. 65-67 Том 1) и рейсового задания на рейс № ** от Дата (л.д. 68 Том 1).
Из промысловой документации, судовых суточных донесений следует, что за указанный период в НЭЗ судном М-№ ** в научно-исследовательских и контрольных целях были добыты (выловлены) следующие ВБР (в сырце):
.... - .... кг,
.... - .... кг,
.... - .... кг,
.... - .... кг.
Из данных водных биоресурсов были отобраны биологические образцы для исследования в лабораторных условиях ФГУП «ПИНРО»:
.... неразделанный - .... кг нетто,
.... неразделанная - .... кг нетто,
.... неразделанная - .... кг нетто.
Дата по окончании рейса № ** судно М-№ ** прибыло в п.Мурманск.
В ходе контрольно-проверочных мероприятий, осуществленных сотрудниками ГМИ ПУ ФСБ России по Мурманской области зафиксировано наличие на борту судна М-№ ** рыбопродукции, изготовленной из водных биоресурсов, выловленных (добытых) в научно-исследовательских и контрольных целях и доставленной на таможенную территорию Российской Федерации в количестве:
.... потрошеная без головы - .... кг нетто,
.... потрошеная без головы - .... кг нетто,
.... потрошеный без головы - .... кг нетто,
.... потрошеный без головы -.... кг нетто, а всего .... кг.
Данное обстоятельство подтверждается:
- копией промыслового журнала № ** (л.д. 200-230 Том 1)
- копией промыслового журнала № ** (л.д. 181-199 Том 1);
- копией технологического журнала (л.д. 173-180 Том 1);
- копиями сводок оперативной учетности (л.д. 162-172 Том 1);
- актом осмотра судна от Дата (л.д. 153-155 Том 1),
- грузовой декларацией от Дата (л.д. 156 Том 1),
- генеральной декларацией от Дата (л.д. 158 Том 1),
- отчетом о вылове (добыче) водного биологического ресурса в научно-исследовательских и контрольных целях направленно на посол и подготовки для хранения в чердаках для дальнейшей транспортировки, утвержденного капитаном судна Г. Дата (л.д. 159 Том 1).
В отношении выявленной на борту судна М-№ ** рыбопродукции в целях пресечения административного правонарушения, административным органом приняты меры обеспечения в виде ареста, о чем составлен протокол от Дата (л.д. 114-116 Том 1) в ходе которого производилась фотосъемка (л.д. 117-137 Том 1).
Программа работ М-№ ** на период с Дата по Дата на северном рыбохозяйственном бассейне, включая районы регулирования рыболовства Смешанной российско-норвежской комиссией (СРНК), утвержденная директором ФГУП «ПИНРО» Дата (л.д. 65-67 Том 1), разработана в соответствии с программой совместных российско-норвежских исследований, принятой 39-ой сессией СРНК по рыболовству, Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Планом ресурсных исследований и государственного мониторинга ВБР на Дата, а также Календарным планом НИР ФГУП «ПИНРО» на Дата и предусматривала в научно исследовательских рейсах работы исключительно научно исследовательского характера.
В программе прямо закреплено, что научно-исследовательские работы (далее НИР) проводятся в экономической зоне Норвегии в соответствии с отечественным Правилами рыболовства. Поэтапная последовательность выполнения исследований, конкретные районы и сроки выполнения отдельных пунктов программы определяются рейсовыми заданиями. При добыче (вылове), учете, использовании ВБР необходимо руководствоваться законодательством государств и международными соглашениями, в зонах (районах) которых (экономических, рыболовных, рыбоохранных) осуществляется исследования с выловом (добычей) ВБР.
Рейсовое задание на рейс № ** с Дата по Дата прямо предусматривало только вылов рыбы согласно разрешения (л.д. 68 Том 1).
Посольство Королевства Норвегии свидетельствовало уважение Министерству иностранных дел РФ и в соответствии с заявлением от Дата на получение разрешения на проведение ресурсных исследований в экономической зоне Норвегии в период с Дата по Дата научно-исследовательским судам, в том числе М-№ ** дало разрешение только на проведение исследований в соответствии с заявлением (л.д. 61-62 Том 1).
В соответствии со статьей 34 Федерального закона № 166-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 22.10.2008 года N 775, право на изъятие ВБР из среды обитания возникает на основании разрешения, выдаваемого пользователю в отношении каждого судна, осуществляющего рыболовство.
Такое разрешение выдано ФГУП «ПИНРО» ББТУ ФАР в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2008 года N 765, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2008 года N 887, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2008 года N 775 и давало право ФГУП «ПИНРО» на добычу (вылов) ВБР для осуществления рыболовства в научно -исследовательских и контрольных целях, обязательным условием выдачи которого являлось: обязательность пользователя руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 13.11.2009 года № 921, Планом ресурсных исследований и государственного мониторинга ВБР на 2011 год, соблюдать Правила добычи (вылова) ВБР в научно-исследовательских и контрольных целях, сообщать сведения о добыче (вылове) ВБР в соответствии с Приказом ББТУ Росрыболовства от 08.06.2009 года № 54, а также запрет при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях производить продукцию и/или реализацию ВБР в том числе в портах иностранных государств.
Таким образом, Посольство Королевства Норвегии дало право ФГУП «ПИНРО» на проведение исследований в экономической зоне Норвегии, а разрешение ББТУ ФАР № ** от Дата - право на изъятие ВБР из среды обитания на условиях в нем указанных, при этом ФГУП «ПИНРО» в соответствии с программой работ М-№ ** было обязано проводить НИР в соответствии с отечественными Правилами рыболовства с соблюдением Постановления Правительства РФ от Дата № ** при наличии прямого запретапроизводить продукцию из ВБР.
С учетом изложенного доводы законного представителя и защитников юридического лица о том, что действия ФГУП «ПИНРО» в НЭЗ не подпадают под регламентацию Правил рыболовства и свою деятельность осуществляли на основании разрешения официальных властей Норвегии на проведение ресурсных исследований, а разрешение ББТУ № ** не действует на территории НЭЗ признаются несостоятельными и противоречащими получаемыми и разрабатываемыми ими же документами, представленными в дело, поскольку как указано выше, право на изъятие ВБР из среды обитания удостоверяется только разрешением на добычу (вылов) ВБР, которого не дает разрешение Норвежской стороны.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения о порядке осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов, утвержденного Приказом ФСБ РФ от 26.09.2005 года N 569, государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов осуществляется подразделениями ФСБ России, территориальными органами безопасности, пограничными органами в пределах полномочий, определенных положениями (уставами) о соответствующих подразделениях, органах (далее - органы государственного контроля). Пограничная служба ФСБ России является головным подразделением ФСБ России по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов.
Как справедливо отмечено защитниками юридического лица согласно пункта 1.3. Положения основными объектами государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов являются российские и иностранные физические и юридические лица (далее - пользователи морских биологических ресурсов), осуществляющие: добычу (вылов) морских биологических ресурсов в промышленных, научно-исследовательских, контрольных, учебных, культурно-просветительских, рыбоводных, любительских и спортивных целях и транспортировку уловов морских биологических ресурсов и продуктов их переработки.
При осуществлении государственного контроля проводится комплекс контрольно-проверочных, информационно-аналитических мероприятий, административно-правовых и иных действий, направленных на обеспечение соблюдения пользователями морских биологических ресурсов законодательства и международных договоров Российской Федерации в области сохранения морских биологических ресурсов, а также требований и условий, содержащихся в разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, других документов, на основании которых возникает право пользования морскими биологическими ресурсами (пункт 1.4).
Контрольно-проверочные мероприятия проводятся при выгрузке уловов морских биологических ресурсов и продуктов их переработки с промысловых судов в портах (пунктах выгрузки).
Приведенные нормы указывают на то, что Пограничное управление осуществляя контрольно-проверочные мероприятия в отношении судна М-0102 «Вильнюс» в порту Мурманск, действовало в пределах предоставленных ему полномочий.
В этой части доводы законного представителя и защитников юридического лица также представляются не состоятельными, как основанными на верном толковании норм права.
То обстоятельство, что ФГУП «ПИНРО» посредством судна М-№ ** в период с Дата по Дата в НЭЗ осуществило производство рыбной продукции из уловов биологических ресурсов, добытых (выловленных) в научно-исследовательских и контрольных целях и доставило ее в порт Мурманск не оспаривается в судебном заседании и достоверно подтверждено изученными выше доказательствами, полученными в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 7.1 Федерального закона РФ № 166-ФЗ, на судах рыбопромыслового флота производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов допускается при осуществлении промышленного рыболовства, а части 3.1, 3.2 статьи 21 комментируемого закона напрямую запрещают при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов и прямо предписывают добытые (выловленные) при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях водные биоресурсы использовать только для проведения работ в указанных целях и возвращать водные биоресурсы в среду обитания после проведения этих работ, либо в случае если физическое состояние таких водных биоресурсов не позволяет возвратить их в среду обитания -уничтожать.
Кроме того, прямая обязанность уничтожить ВБР, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания, любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды, при работах на судах, находящихся в открытом водном пространстве вне пределов Российской Федерации, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации и приписанных к портам Российской Федерации установлена подпунктом А) пункта 9 Постановления Правительства от 13.11.2009 года № 921.
Собранные в ходе административного расследования доказательства, а именно:
- объяснения ветврача Е. в протоколе опроса от Дата (л.д. 79-80 Том 1), в совокупности свидетельствуют, что ФГУП «ПИНРО» после окончания рейсового задания по прибытии судна М-№ ** в порт Мурманск предпринимало действия исключительно направленные на сохранение рыбопрдукции, изготовленной в период рейса, из ВБР выловленных (добытых) в научно-исследовательских и контрольных целях, оформление в целях промышленной переработки и последующей реализации.
Тогда как в соответствии с частью 3.1 статьи 21 Федерального закона РФ № 166-ФЗ, пункта 6 Постановления Правительства РФ от 13.11.2009 года № 921 должны были уничтожить ее после окончания исследовательских работ. То обстоятельство, что в рейсе № ** исследовательские работы окончены, подтверждается отбором биологических образцов, следовательно оставшаяся часть ВБР подлежала либо возвращению в среду обитания, либо уничтожению.
При этом, действующее законодательство не обязывает пользователя после уничтожения рыбы исключительно выбрасывать ее за борт.
То обстоятельство, что решение об уничтожении добытых (выловленных) водных биологических ресурсов ответственным лицом научной организации в соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 13.11.2009 года № 921 по окончании рейса № ** не принималось, распоряжение на уничтожение не давалось и порядок установленный данным пунктом не соблюден подтверждается объяснениями техник-технолога рыбной промышленности ФГУП «ПИНРО» Д. в протоколе опроса от Дата (л.д. 93-94 Том 1) и промысловым журналом, в котором отсутствуют записи о передаче ВБР, лицу уполномоченному научной организацией для последующего уничтожения или транспортировки в научных целях для продолжения работ.
Иные доводы законного представителя и защитников юридического лица не имеют правового значения для рассмотрения административного материала.
В силу положений статьи 206 Кодекса торгового мореплавания РФ капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна.
Согласно статье 8 КТМ РФ под судовладельцем в настоящем Кодексе понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
С учетом изложенного, юридическое лицо - ФГУП «ПИНРО» занимаясь рыболовством в научно-исследовательских и контрольных целях, признается пользователем водных биологических ресурсов, на которого законом возложена обязанность исполнять Правила рыболовства при осуществлении рыболовной и иной связанной с использованием водных биоресурсов деятельности и предусмотрена ответственность за их нарушение, следовательно является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, событие и состав административного правонарушения, то есть наличие противоправного деяния, выраженное в нарушении частей 3.1, 3.2 статьи 21 Федерального закона РФ № 166-ФЗ, пунктов 6, 9, 10 Постановления Правительства РФ от 13.11.2009 года № 921, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлены в судебном заседании.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из положений Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ все действия, осуществленные капитаном судна, производятся в интересах судовладельца, по его поручению и от его имени. Совершение же капитаном судна, как должностным лицом, противоправных виновных действий (бездействия) не освобождает юридическое лицо от административной ответственности.
Из указанного следует вывод о том, что ФГУП «ПИНРО» в нарушение порядка осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях посредством судна М-№ ** в период с Дата по Дата в НЭЗ осуществило производство рыбной продукции из уловов ВБР, добытых (выловленных) в научно-исследовательских и контрольных целях, доставку ее на территорию Российской Федерации в порт Мурманск для дальнейшей промышленной переработки и реализации.
Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех должностных лиц, которые в силу закона, трудового договора представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, поэтому все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица. Совершение таким должностным лицом противоправных виновных действий (бездействия) не освобождает юридическое лицо от административной ответственности.
Доказательств, свидетельствующих о принятии ответственными должностными лицами юридического лица всех необходимых мер, направленных на соблюдение нарушений приведенных выше положений Правил рыболовства, суду не представлено.
Изложенные обстоятельства указывают, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения Правил рыболовства, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, собранные по делу доказательства свидетельствуют о совершении ФГУП «ПИНРО» правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 3.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При определении вида и размера административного наказания, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Судьей обстоятельства, отягчающие административную ответственность юридического лица, не установлены.
С учетом конкретных обстоятельств дела, ФГУП «ПИНРО» за нарушения законодательства РФ в области рыболовства подлежит административному наказанию в виде штрафа в размере 100.000 (сто тысяч) рублей, без конфискации судна и иных орудий совершения административного правонарушения.
Оснований для применения наказания в виде административного штрафа с конфискацией судна иных орудий добычи совершения административного правонарушения не нахожу, поскольку, обеспечить достижение цели административного наказания сможет административный штраф.
В соответствии со статьей 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях разрешая вопрос о вещах, на которые протоколом от Дата наложен арест, в отношении которых не может быть применено административное наказание в виде конфискации подлежат уничтожению, поскольку добытые (выловленные) при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях водные биоресурсы используются только для проведения работ в указанных целях. Такие водные биоресурсы подлежат возвращению в среду обитания после проведения этих работ. В случае если физическое состояние таких водных биоресурсов не позволяет возвратить их в среду обитания, они подлежат уничтожению (часть 3.1 статьи ).
На судах, используемых для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов запрещается (часть 3.2 статьи), поэтому оснований для ее обращения в доход государства не имеется.
При производстве по делу административным органом процессуальных нарушений не допущено.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не истек.
Учитывая изложенное, на основании части 2 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ФГУП «ПИНРО» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях и определить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, без конфискации судна и иных орудий совершения административного правонарушения.
Арестованные по протоколу ареста товаров № ** от Дата .... потрошеная без головы - .... кг нетто, .... потрошеная без головы - .... кг нетто, окунь.... потрошеный без головы - .... кг нетто, .... потрошеный без головы -.... кг нетто, а всего .... кг нетто уничтожить.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях перечислить сумму назначенного административного штрафа необходимо по следующим реквизитам:
наименование получателя: УФК по Мурманской области (в/ч № **);
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской области г.Мурманск
расчетный счет: № **
ИНН: № **
КПП: № **
БИК: № **
код дохода: № **
ОКАТО: № **
Наименование платежа: Административный штраф за нарушение части 2 статьи 8.37 КоАП РФ (дата правонарушения, данные лица, привлеченного к административной ответственности).
Квитанция об уплате штрафа подлежит предъявлению в кабинет 111 Октябрьского районного суда города Мурманска.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, исполнение постановления о наложении административного штрафа должно быть произведено лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее тридцати дней со дня вступления постановления в законную силу.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления через Октябрьский районный суд города Мурманска.
Судья Г.В.Дорошенко