Дело № 5-2582/2021
УИД 29RS0014-01-2020-007276-51
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
<...> 13 августа 2021 года
Судья Ломоносовского районного суда г. Архангельска Пяттоева Л.Э., рассмотрев протокол об административном правонарушении и материалы к нему в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Архангельский водорослевый комбинат» (<***>
установил:
<Дата> государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Архангельской области ФИО1 в отношении ООО «АВК» составлен протокол об административном правонарушении <№> по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в соответствии с которым Общество нарушило требования части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», СанПин 2.1.3684-21 от 28.01.2021 г. №3.
Согласно данному протоколу ООО «АВК» произвело складирование отходов – остатка от переработки водорослей, относящихся к 4 классу опасности (малоопасные отходы), за пределами площадки накопления отходов и с нарушением требований законодательства.
Защитник ООО «АВК» Плешкова В.П. с протоколом не согласилась, указав, что остаток от переработки водорослей не является отходом, это побочный продукт при фильтрации альгинатного раствора, подлежащий для потребления (реализации) в качестве готовой продукции.
Исследовав материалы дела, дополнительно представленные документы, выслушав защитника ООО «АВК» Плешкову В.П., позицию ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Архангельской области ФИО1, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав правонарушения по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии преамбулой Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно ст. 1 Закона Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Экологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Законом N 7-ФЗ Законом N 89-ФЗ.
При этом согласно пункту 3.1 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772- 2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» под отходами понимаются такие остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе производства, которые по завершении определенной деятельности не используются в непосредственной связи с этой деятельностью (либо утратили полностью или частично исходные потребительские свойства (пункт 3.11 ГОСТ 30772-2001). К отходам производства также относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве (пункт 3.12 ГОСТ 30772-2001)
В силу пункта 165 Государственного стандарта Российской Федерации «Торговля. Термины и определения» ГОСТ Р 51303-2013, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 N 582-ст, потребительские свойства товара - свойства товара, проявляющиеся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей.
Пунктом 3.16. ГОСТа 30772-2001 установлено, что побочный продукт это дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.
При этом согласно примечанию побочный продукт не является отходом.
Как следует из представленных в материалы дела документов, <Дата> должностными лицами Росприроднадзора произведена плановая выездная проверка в отношении ООО «АВК», осуществлен визуальный осмотр территории земельного участка с кадастровым номером <№>, в ходе которого установлено, что рядом с площадкой накопления отходов с двумя контейнерами для ТБО и производственных отходов, расположенной на бетонном основании, имелись навалы остатков (отходов) от переработки водорослей, которые частично располагались на бетонных плитах теплотрассы и на почве, в месте, где из-за снежного покрова проглядывается растительность.
Согласно заключению ФГБУ «ЦЛАТИ Архангельской области» по результатам проведения лабораторных исследований, измерений, испытаний от <Дата><№> отход от производства водорослевой продукции (остаток от переработки водорослей) относится к 4 классу опасности (малоопасные отходы).
Складирование ООО «АВК» отходов – остатка от переработки водорослей, относящихся к 4 классу опасности (малоопасные отходы), за пределами площадки накопления отходов, что по мнению должностного лица Росприроднадзора, нарушило требования части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», СанПин 2.1.3684-21 от 28.01.2021 г. №3, послужило основанием для составления в отношении ООО «АВК» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Между тем, в соответствии с положениями части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению
В ходе проводимого административного расследования защитник ООО «АВК» Плешкова В.П. последовательно отмечала, что указанный водорослевый остаток не является отходом, это побочный продукт, подлежащий для потребления (реализации) в качестве готовой продукции. ООО «АВК» были представлены подтверждающие тому документы.
Согласно Федеральному закону от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» к документам по стандартизации в соответствии с данным Федеральным законом относятся стандарты организаций, в том числе технические условия (пункт 3 статьи 14).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федеральному закону от 29.06.2015 N 162-ФЗ стандарты организаций разрабатываются организациями самостоятельно исходя из необходимости их применения для обеспечения целей, указанных в статье 3 данного Федерального закона.
Таким образом, для целей отнесения веществ, образующихся в процессе хозяйственной деятельности, к побочной продукции необходима разработка технических условий, закрепляющих характеристики такой продукции.
В 2020 года Обществом был разработан стандарт организации СТО 41669896.001-2020 «Почвоулучшающие компоненты, согласно пункту 5.4.1. которого сырьем для изготовления почвоулучшающих компонентов служат побочные продукты, образующиеся при комплексной переработке морских водорослей. Побочный продукт получают при использовании следующего сырья и материалов: водоросли бурые по ТУ 03.11.63-002-41669896-2019; сода кальцинированная по ГОСТ 5100; мука древесная по ГОСТ 16361; вода питьевая по СанПин 2.1.4.1074-01.
В 1996 году ФГУП «АОВК» (правопредшественник ООО «АВК») были разработаны Технические условия ТУ 15-02009-09-95 «Органический отход из бурых водорослей (Мучка)». Согласно данного ТУ органические отходы образуются на стадии фильтрации альгинатного раствора с древесной мукой. Пунктом 1.3. установлены требования к сырью и материалам, а именно: водоросли беломорские (воздушно-сухие) ТУ 15-02-268; водоросль ламинария сушеная шинкованная ТУ 15-02-434; черешки ламинарии воздушно- сухие ТУ 15-02-009-02; сода кальцинированная техническая ГОСТ 5100; мука древесная хвойных пород ГОСТ 16361. В технических условиях указывается на тот факт, что органический отход из бурых водорослей (мучка) применяется, как основной компонент для приготовления компостов в сельском хозяйстве.
ООО «АВК» в Управление были предоставлены документы первичной бухгалтерской отчетности о реализации водорослевого остатка, что в свою очередь подтверждает сохранение потребительских свойств и пригодности для потребления водорослевого остатка в качестве готовой продукции.
Из вышеизложенного следует, что водорослевый остаток является побочным продуктом при фильтрации альгинатного раствора, на который ООО «АВК» были разработаны ТУ И СТО и который в свою очередь реализуется как готовая продукция – почвоулучшающий компонент.
Отнесение веществ к отходам либо к побочным продуктам (сырью, готовой продукции) является прерогативой Общества и комбинат в свою очередь, разработав соответствующие ТУ, СТО определил водорослевый остаток, как побочный продукт, подлежащий для потребления (реализации) в качестве готовой продукции.
Приведенные выше обстоятельства, о которых защитник указывала в рамках производства по делу, в ходе судебного разбирательства не опровергнуты.
По делу не доказало, что обнаруженный водорослевый остаток является отходом, в связи с чем ссылка должностного лица административного органа на нормы Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также положения СанПин 2.1.3684-21 от 28.01.2021 г. №3, которые по его мнению были нарушены ООО «АВК», является несостоятельной.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, статьями 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Архангельский водорослевый комбинат» прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Л.Э. Пяттоева
Копия верна
Судья Л.Э. Пяттоева