№ 5-258/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Сургут ХМАО-Югра 09 апреля 2018 года
Судья Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Дитюк Анна Борисовна (адрес суда: <...>), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица –
муниципального унитарного предприятия «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п.Нижнесортымский, юридический адрес: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <...>, ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/861701001,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальному унитарному предприятию «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п.Нижнесортымский (далее МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п.Нижнесортымский) вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
В частности, юридическому лицу вменяется, что в рамках возбужденного административного производства по факту совершения МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ, в адрес последнего было направлено уведомление о составлении протокола (исх. от 09.11.2017 года № 02/МО-6787), по факту нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
30 ноября 2017 года в 14 часов 30 минут, в отношении МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский составлен протокол от 30.11.2017 года № 148 об административном правонарушении, в присутствии представителей МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский - ФИО8, действующей на основании доверенности от 01 мая 2017 года; ФИО3, действующего на основании доверенности от 27.11.2017 года № 27/17.
В этот же день, одновременно с копией протокола об административном правонарушении от 30.11.2017 года № 148, представителю МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский - ФИО9 вручен оригинал определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 02-09-103/2017 (исх. от 30.11.2017 года № 02/МО-7827), что подтверждается личной подписью о получении вышеуказанного определения представителем МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский - ФИО10.
Определением от 30.11.2017 года (исх. от 30.11.2017 года № 02/МО-7827) рассмотрение дела об административном правонарушении № 02-09-103/2017 назначено на 14.12.2017 года в 14 часов 30 минут.
Этим же определением, МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский надлежало представить в Ханты-Мансийское УФАС России до даты рассмотрения дела об административном правонарушении № 02-09-103/2017:
- Сведения (справка) о сумме выручки от реализации услуги по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии), за 2015-2016 гг. на территории с.п. Нижнесортымский МО Сургутский район;
- Сведения (справка) о совокупном размере суммы выручки МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский от реализации всех товаров (работ, услуг), за 2015-2016 годы;
- Бухгалтерский баланс за 2015-2016 годы.
Вместе с тем, истребованные определением от 30.11.2017 года (исх. от 30.11.2017 года № 02/МО-7827) документы на дату рассмотрения дела об административном правонарушении № 02-09-103/2017 МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский представлены не были.
Доказательств направления запрошенных определением от 30.11.2017 (исх. от 30.11.2017 года № 02/МО-7827) документов до даты рассмотрения дела об административном правонарушении № 02-09-103/2017 МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский не представлено.
Непредставление по требованию должностного лица Ханты-Мансийского УФАС России документов, указанных в определении от 30.11.2017 года (исх. от 30.11.2017 года № 02/МО-7827) не позволило в назначенную дату и время всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении № 02-09-103/2017.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, должностное лицо Ханты-Мансийского УФАС России вынуждено было продлить сроки рассмотрения дела об административном правонарушении и назначить новые сроки рассмотрения дела об административном правонарушении № 02-09-103/2017.
Определением от 14.12.2017 года (исх. от 14.12.2017 года № 02/МО-8390) срок рассмотрения дела об административном правонарушении № 02-09-103/2017 продлен, рассмотрение дела назначено на 12 января 2018 года в 14 часов 30 минут.
Этим же определением, МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский повторно запрошены документы, указанные в определении от 30.11.2017 года (исх. от 30.11.2017 года № 02/МО-7827).
Документы, истребованные определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 30.11.2017 года (исх. от 30.11.2017 года № 02/МО-7827) представлены в Ханты-Мансийское УФАС России 29.12.2017 (вх. от 29.12.2017 года № 02-9296).
Таким образом, как указано в протоколе об административном правонарушении юридическое лицо умышленно не исполнило требования должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, тем самым совершило правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ.
Представитель МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п.Нижнесортымский ФИО6 в судебное заседание не явилась, согласно телефонограмме от 09.04.2018 года, просила рассмотреть дело об административном правонарушении без своего участия. Ранее при составлении протокола об административном правонарушении представитель юридического лица ФИО6 поясняла, что все истребованные сведения в Управление Федеральной антимонопольной службы по ХМАО-Югре были представлены в полном объеме, что подтверждено сведениями об отправке электронной почты. Указывала, что требование должностного лица административного органа было исполнено, и событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ (в виде невыполнения требования) отсутствует.
Представитель административного органа в судебное заседание также не явился, извещался о времени и месте рассмотрения административного дела в надлежащем порядке, ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, в суд не представил.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ судья, выяснив извещены ли участники производства по делу, определил о рассмотрении дела в отсутствие представителя привлекаемого лица и представителя административного органа.
Исследовав материалы дела, судья приходит к выводу, что производство по делу об административном правонарушении в отношении МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п.Нижнесортымский подлежит прекращению по следующим основаниям.
Статья 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Объектом данного административного правонарушения является институт государственной власти в виде реализации полномочий должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.
Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Судьей по делу установлено, что 30.11.2017 года заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ХМАО-Югре ФИО7 в рамках проводимого производства вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 02-09-103/2017, возбужденного в отношении МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п.Нижнесортымский по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.
В указанном определении вместе с установлением времени, даты и места рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п.Нижнесортымский, было определено о представлении юридическим лицом в Ханты-Мансийское УФАС России до даты рассмотрения дела об административном правонарушении № 02-09-103/2017, сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении по существу, то есть до 14 часов 30 минут 14.12.2017 года.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 12.02.2018 года МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п.Нижнесортымский не представило сведения, запрашиваемые должностным лицом административного органа на основании определения № 02-09-103/2017 от 30.11.2017 года, при сроке их представления не позднее 14 часов 30 минут 14.12.2017 года.
В протоколе об административном правонарушении в отношении МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п.Нижнесортымский от 12.02.2018 года нашли свое отражение обстоятельства, связанные с тем, что в виду непредставления по требованию должностного лица Ханты-Мансийского УФАС России документов, указанных в определении от 30.11.2017 года, не позволило в назначенную дату и время всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении № 02-09-103/2017.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, должностное лицо Ханты-Мансийского УФАС России вынуждено было продлить сроки рассмотрения дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ и назначить новые сроки рассмотрения дела об административном правонарушении № 02-09-103/2017.
Определением от 14.12.2017 года (исх. от 14.12.2017 года № 02/МО-8390) срок рассмотрения дела об административном правонарушении № 02-09-103/2017 продлен, рассмотрение дела назначено на 12 января 2018 года в 14 часов 30 минут.
Этим же определением, МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский повторно запрошены документы, указанные в определении от 30.11.2017 года (исх. от 30.11.2017 года № 02/МО-7827).
Документы, истребованные определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 30.11.2017 года (исх. от 30.11.2017 года № 02/МО-7827) представлены в Ханты-Мансийское УФАС России, как заявлено административным органом, 29.12.2017 года (вх. от 29.12.2017 года № 02-9296).
Таким образом, в протоколе об административном правонарушении отражено, что юридическое лицо умышленно не исполнило требования должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, определив тем самым объективную сторону административного правонарушения.
В качестве доказательства наличия в действиях МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п.Нижнесортымский состава административного правонарушения судье представлено: определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 02-09-103/2017 от 30.11.2017 года (исх. № 02/МО-7827) с отметкой об его вручении представителю юридического лица ФИО6, определение от 14.12.2017 года (исх. от 14.12.2017 года № 02/МО-8390), согласно которому срок рассмотрения дела об административном правонарушении № 02-09-103/2017 продлен, рассмотрение дела назначено на 12.01.2018 года в 14 часов 30 минут и повторно запрошены документы, указанные в определении от 30.11.2017 года (исх. от 30.11.2017 года № 02/МО-7827); постановление по делу об административном правонарушении от 12.01.2018 года; сведения об отправлении истребуемых документов МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п.Нижнесортымский электронным письмом от 29.12.2017 года; а также копии отправленных бухгалтерских документов: справка о сумме выручки от реализации услуг за 2015, 2016 годы, справка о совокупном размере суммы выручки от реализации всех товаров за 2015, 2016 годы, бухгалтерский баланс за 2015, 2016 годы.
Проанализировав представленные доказательства, а также приложение к объяснению защитника привлекаемого юридического лица в виде скриншотов страниц электронной почты, заверенных представителем МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п.Нижнесортымский ФИО6, судья не может согласиться с тем, что представленными доказательствами подтверждена вина МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п.Нижнесортымский в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ по следующим основаниям.
Исходя из положений ст. 26.10 КоАП РФ должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме должностное лицо, вынесших определение.
В рассматриваемом случае определение об истребовании сведений (информации), необходимых для разрешения дела должностным лицом административного органа не выносилось.
Указание о необходимости представления в Ханты-Мансийское УФАС России до даты рассмотрения дела об административном правонарушении № 02-09-103/2017 сведений о сумме выручки от реализации услуг за 2015-2016 годы и справки о совокупном размере суммы выручки от реализации всех товаров и услуг за 2015-2016 годы изложено в определении о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 30.11.2017 года.
Согласно информации, представленной юридическим лицом копии истребуемых документов в соответствии с определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 30.11.2017 года первоначально были направлены в адрес Ханты-Мансийского УФАС России на электронный адрес: to86@fas.gov.ru, дата отправки на скриншотах страниц, заверенных представителем МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п.Нижнесортымский ФИО6, зафиксирована как 14.12.2017 года в 11.26 часов, по информации автоматической службы отправки электронных писем, письмо значится прочитанным 14.12.2017 года в 12.13 часов.
Информация о направлении истребуемых документов в виде бухгалтерского баланса и финансовой отчетности МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п.Нижнесортымский именно 14.12.2017 года путем направления электронного письма не опровергнута представленными в материалах дела об административном правонарушении доказательствами, сведения о направлении документации имеются в материалах дела в качестве приложения к позиции привлекаемого к ответственности юридического лица, отраженной при составлении протокола об административном правонарушении по настоящему делу. Оснований для признания указанных доказательств недопустимыми или не относимыми к рассматриваемым событиям у судьи не имеется.
Следовательно, оснований полагать, что истребуемые документы, необходимые для рассмотрения дела по существу не были представлены должностному лицу административного органа к дате истребования, у судьи не имеется.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Бремя доказывания правомерности требований и их неисполнения в данном случае возложены на должностное лицо, осуществляющее производство по делу.
С субъективной стороны непредставление информации может быть совершено только умышленно в силу прямого указания закона.
Доказательств совершения бездействия МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п.Нижнесортымский в форме умышленного непредставления истребованных документов в материалах дела не представлено.
При этом судьей отмечается, что запрос об истребовании необходимых в рамках производства по делу сведений не был облачен должностным лицом в форму соответствующего документа, предусмотренного ст. 26.10 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно конституционно-правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации № 119-О от 21.04.2005, положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, предусматривающие основания, при наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности и имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.
При изученных обстоятельствах, учитывая, что судье не были представлены достоверные и допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии вины МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п.Нижнесортымский в умышленном невыполнении законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, то судья приходит к выводу об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, судья считает необходимым производство по делу об административном правонарушении в отношении МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.п.Нижнесортымский по ст. 17.7 КоАП РФ прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п.Нижнесортымский по основаниям, установленным пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Судья Сургутского
районного суда ХМАО-Югры подпись А.Б.Дитюк
Копия верна:
Судья Сургутского
районного суда ХМАО-Югры А.Б.Дитюк