Дело №5-258/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
11 декабря 2018 года пгт.Угольные Копи
ул.Школьная, д.13
Судья Анадырского районного суда Чукотского автономного округа Евланова А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)», расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, Анадырский район, п.Угольные Копи, территория аэропорта Анадырь, о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
как следует из протокола об административном правонарушении №02-042/2018 от 29.10.2018, вынесенного старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому АО ФИО1, по результатам проведенной плановой выездной проверки установлено, что у юридического лица ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» отсутствует лицензия на осуществление деятельности по транспортировке твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), исходя из чего в деянии юридического лица усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель юридического лица ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» и старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому АО ФИО1 не явились. О месте и времени слушания дела извещены в установленном законом порядке. В заявлениях просят рассмотреть дело без их участия.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст.19.20 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу закона, правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, образует формальный состав и является оконченным с момента осуществления безлицензионной предпринимательской деятельности.
Из материалов дела следует, что плановая выездная проверка в отношении ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» проведена на основании приказа и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Чукотскому АО №123 от 03.09.2018 о проведении плановой выездной проверки юридического лица. В качестве задачи проверки указано, в том числе, надзор за соблюдением ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» обязательных требований обращения с отходами производства и потребления (л.д.23-29).
Из акта проверки Управлением Росприроднадзора по Чукотскому АО юридического лица, индивидуального предпринимателя №030/2018 (учетный номер №87180702533932) от 23.10.2018 усматривается, что транспортирование ТКО с территории предприятия выполнялось ежедневно с 01.10.2018 транспортом ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)», чем нарушена ст.30 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (л.д.30).
Согласно письму ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» в адрес и.о. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому АО, вывоз и транспортировка ТКО с территории предприятия выполняется ежедневно транспортом ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)». (л.д.123, 153). В проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» указано, что в числе данных отходов имеются отходы IV-V класса опасности окружающей природной среды (л.д.142).
ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» заключены договора на оказание услуг по утилизации твердых бытовых отходов с ООО «Андезит»: от 01.06.2014 №41-С, от 01.01.2016 №41-С, от 30.12.2016 №41-С, от 01.02.2018, от 01.03.2018, от 27.03.2018, от 21.04.2018 №102.06р-2018, от 21.05.2018 №103.06р-2018, от 21.06.2018 №104.06р-2018, от 11.07.2018 №116.07р – 2018, от 11.07.2018 №117.07р-2018, от 11.07.2018 №118.07р-2018 (л.д.124-139, 157-183).
На предприятии разработаны паспорта отходов I-IV класса опасности, на отходы, образованные от хозяйственной деятельности (л.д.185-190).
Федеральный классификационный каталог, утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 №242, подтверждает факт отнесения указанных в паспортах отходов к IV классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и достоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.51 указанного закона, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со ст.9 указанного закона деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В силу п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно подп. «в» п.3 Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 №1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности»), лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) при его намерении осуществлять деятельность по транспортированию отходов I - IV классов опасности, является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
Согласно ст.56 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», при нарушении предусмотренных законом природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что у ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» отсутствовала возможность к принятию всех необходимых мер к соблюдению требований законодательств о лицензировании транспортировки отходов IV класса опасности, суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что квалификация действий ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, а именно осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), нашла свое подтверждение при рассмотрении дела.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Часть 2 ст.4.5 КоАП РФ предусматривает, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч.1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Правонарушение является длящимся, выявлено 23.10.2018. Требования, предъявляемые к протоколу об административном правонарушении, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ, при его составлении соблюдены.
Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)», судом не установлено.
На основании изложенного, суд считает возможным признать юридическое лицо – ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа. Оснований для назначения наказания в виде предупреждения или приостановления деятельности суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л:
признать юридическое лицо ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)», расположенное по адресу: Чукотский автономный округ, Анадырский район, территория аэропорта Анадырь, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 170 000 (сто семьдесят тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
ИНН <***>
КПП870901001
л/с <***> в Отделении Анадырь г.Анадырь,
БИК 047719001
р/с <***>
ОКТМО 77715000
КБК 048 1 16 25050 01 6000 140 (нарушение законодательства в области охраны окружающей среды)
Постановление может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.В. Евланова