ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2597/2021 от 16.07.2021 Московского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

<...> 16 июля 2021 года

Судья Московского районного суда г. Казани Тихонова Р.М.,

с участием лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении ФИО1,

при секретаре судебного заседания Муллахметова И.З.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Центр подготовки кадров», расположенного по адресу: РТ, <адрес>,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом отдела лицензионного контроля образовательных организаций департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан (далее - Департамент МОиН РТ) ФИО2 в отношении ООО "Центр подготовки Кадров", составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и материалы дела переданы на рассмотрение в Московский районный суд г.Казани.

Представитель Департамента МОиН РТ в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Директор ООО «Центр подготовки кадров» ФИО1 в судебном заседании вину признал, пояснил, что нарушения устраняются, просил деятельность не приостанавливать и назначить наказание в виде штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

На основании подпункта "а,е" пункта 7 Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности" (далее- Положение о лицензировании), лицензионными требованиями к лицензиату являются: наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии или заявленным к лицензированию.

Указанное требование не применяется: при организации образовательной деятельности в форме практической подготовки в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в том числе ее структурном подразделении, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора, заключаемого между указанной организацией и лицензиатом; при реализации образовательных программ с использованием сетевой формы в отношении части образовательной программы, не предусмотренной для реализации лицензиатом; к загранучреждениям Министерства иностранных дел Российской Федерации;

Наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с частями 1, 3, 8, 10 и 11 статьи 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Согласно части 1,3,8,10,11 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" (далее- Закон) содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно подпунктам "а,в,е,ж" пункта 3 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (далее- Порядок) руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 г. N 386н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 июля 2015 г., регистрационный N 38115).

В соответствии с подпунктами "а, г" пункта 4 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);.

Согласно пунктам 2 и 7 Порядка руководители органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности; органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (далее соответственно - обследование и паспортизация, Паспорт доступности).

Из протокола об административном правонарушении следует, что в ходе проведения плановой выездной проверки Организации, проведенной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 15 часов, на основании приказа МОиН РТ от ДД.ММ.ГГГГ №под-1184/21-Д "О проведении плановой выездной проверки юридического лица – ООО "Центр подготовки кадров" установлены грубые нарушения лицензионных требований, а именно:

1. Отсутствуют документы, подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии на осуществление образовательной деятельности рег. от ДД.ММ.ГГГГ:

-по адресу места нахождения и места осуществления образовательной деятельности <адрес>, <адрес>, <адрес> в ходе проверки Организацией представлен договор аренды и ИП ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, при этом дополнительное соглашение о пролонгации вышеуказанного договора не представлено.

2. Не созданы условия для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья по адресу места осуществления образовательной деятельности, а именно:

-не представлены документы, подтверждающие организацию инструктирования начальником Организации или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функции организма и ограничений жизнедеятельности;

-отсутствует возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;

-не обеспечена возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта;

-отсутствует надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

-не обеспечен допуск на объект собаки-проводника при наличии документа подтверждающего ее специальное обучение;

-отсутствует при входе в объект вывеска с названием организации, графиком работы, планом здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

-отсутствует адаптация официального сайта организации для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);

-не проведено обследование и паспортизация доступности для инвалидов объекта и предоставляемых услуг.

Факт совершения ООО «Центр подготовки кадров» административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно протоколом об административном правонарушении, копией приказа от 17.05.2021г., копией акта проверки от 08.06.2021г., копией предписания от 08.06.2021г., копией лицензии и другими материалами дела.

При таких обстоятельствах, считаю, что ООО «Центр подготовки кадров» подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

При назначении наказания учитывается характер административного правонарушения, признание вины, отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание, а также принятие мер для устранения нарушений закона и приходит к выводу о назначении обществу наказание в виде штрафа.

Однако, учитывая положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, а также такие критерии, обозначенные Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении, как справедливость и соразмерность административного наказания, на основании оценки совокупности установленных по делу обстоятельств считаю возможным назначить размер административного штрафа ниже низшего предела, установив его в размере 75 000 рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 29.9 и 29.10 КоАП РФ,

постановил:

Признать ООО «Центр подготовки кадров», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>), представителя организации-директора ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 75 000 рублей.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, л/сч <***>)

<>

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии.

Судья: (подпись) Тихонова Р.М.